Урок-деловая игра по русскому языку «Сохранение языка — сохранение нации» (7 класс)
Урок - деловая игра в 7 классе
«Сохранение языка - сохранение нации»
Тема урока: «Сохранение языка-сохранение нации» (может быть сформулирована иначе учащимися «Сохранения русского языка в наше время»)
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Форма проведения: деловая игра.
Цели урока:
личностные: воспитывать общую культуру старших подростков через культуру родного языка, познакомить с проблемой утраты национальной идентичности вместе с угасанием родного языка,
метапредметные: создать условия для развития у школьников умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения; создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; развивать способность к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке;
регулятивные:уметь планировать деятельность, адекватно реагировать на трудности;
коммуникативные: содействовать развитию умения общаться между собой; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оформление: Флаг РФ, символика РФ, портрет президента РФ Путина В.В., видеопроигрыватель, раздаточный материал (для каждой команды), толковые словари
Опережающее домашнее задание: распределиться по группам, подготовить сообщение о министерстве (сотрудники, функции)
Подготовка к проведению деловой игры:
Ведущий деловой игры раздает печатные материалы, содержащие:
1. Условия проведения игры
2. Программу выступления
3. «Документы министерства» : краткая справка о министерстве, распределение ролей – министр (представляющий команду) ,1-3 заместителя (обсуждение проблемы), секретарь (запись основных положений), переводчик (работа с толковыми словарями объяснение непонятных слов), ключевые вопросы (задание2), фраза для обсуждения (задание 3), критерии оценивания работы на уроке, бейдж министра).
Ролевое распределение:
- «Министерства» - группы по 3-5 человек,
- президент и председатель правительства оценивают работу участников на оценочном листе и представляют некоторые задания,
- педагог – ведущий (организует работу)
Ход занятия | ||||||
этап | деятельность | учитель | ученики | |||
Организационный момент Слайд 1 3 мин Слайд 2, | Правила проведения деловой игры | Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Мы сегодня будем решать очень важную проблему. Это очень серьезный вопрос, который перед нами ставит современная жизнь. И решать мы его будем сообща, на самом высшем уровне. Мы сегодня не в классе, а в кабинете президента РФ. | слушают | |||
Давайте озвучим условия проведения нашего заседания. Условия проведения: Представь себя высокопоставленным министром, веди себя достойно должности; Внимательно, не перебивая, прослушай рекомендации; Сделай всё возможное, чтобы помочь твоей команде решить поставленную пред ней задачу; Уважительно отзывайся о точке зрения другого, даже если она сильно отличается от твоей; Не отстраняйся от обсуждения проблемы, даже если твоя команда предлагает другое решение; Будь вежлив при выступлении и терпелив, когда выступают другие; Точно соблюдайте время, отведенное на обсуждение и ответ. | Зачитывают с наглядности | |||||
Словарная работа слова выведены на экран Слайд 3 2 мин | Слова выведены на экран: регулирование, инновационную деятельности, массовые коммуникации, связь поколений, традиции, историческая преемственность, национальное самосознание, многоязычие, уникальность, этнокультурное развитие. | При решении задач мы столкнемся с незнакомыми словами. Объясним их: регулирование, инновационную деятельности, массовые коммуникации, связь поколений, традиции, историческая преемственность, национальное самосознание, многоязычие, уникальность, этнокультурное развитие. | Объясняют слова | |||
Актуализация знаний Слайд 4 Обс. - 2 мин, ответ -4 мин: | На экране демонстрируется начало заседания Госдумы (презентация-видео), Каждый участник, представляющий министерство – «МИНИСТР» представляет свое ведомство,(наглядность, документация перед участниками) | Наши участники поделены на группы, которые и составляют одно ведомство. Перед каждым министерством лежат его документы. Познакомьтесь с ними, изберите министра и представьте ваше ведомство. | Группа получает названием | |||
Знакомство с документацией. | ||||||
Представление участника, представляющего одно из «минисерств» ФИО, рассказ о функциях министерства (на экране, остальные участники слкдят) | ||||||
Проблемная ситуация: Слайд 5 Слайд 6 2 мин | Слова президента (зачитывает подготовленный ученик) Выступающий в роли президента начинает: Ученик, представляющий президента: «Вопросы русского языка и литературы мы обсуждаем не впервые. Они заслуживают большего внимания. Потому что речь идет о том, чтобы оставаться народом со своим характером, со своими традициями не утратить историческую преемственность и связь поколений. Для русских это означает быть и оставаться русскими» | Президент (на бейдже Путин Владимир Владимирович) и общественный наблюдатель от прессы. усаживается отдельно. | ||||
Тема нашего заседания: «Сохранение русского языка» | Слушают | |||||
Постановка задач Слайд 7 Обс. - 3 мин, ответ -7 мин (каждая группа-1,5 мин) | 1.Задание: участники групп обсуждают, как сформулировать задачи своей организации в решении проблемы, выдвигает свою версию. | Уважаемые министры, проблема по - настоящему глобальная, ее решение требует усилий от вас. Давайте назовем задачи, которые по силам решить именно вашему ведомству. | Команды по очереди называют задачи | |||
5.Обоснование актуальности проблемы Слайд 8 Обс. - 3 мин, ответ -2мин: | На экране: -Чем является родной язык для каждого живущего в стране? Докажите. -Какие проблемы в обществе, связанные с ослаблением внимания к языку, уже на Ваш взгляд существуют? -Какие проблемы могут последовать, если говорящие на русском языке не смогут верно и точно выражать свои мысли? | Теперь вам предстоит обсудить в группе и ответить на вопросы. | Обдумывают по очереди отвечают | |||
Пауза Слайд 9 30 сек | На экране слайд с гимном | Уважаемы коллеги, звучит гимн России, все должны встать | Повторяют слова | |||
Точки зрения на язык и его состояние представителей русской нации разных эпох Слайд 10 Обс. - 2 мин, ответ -3 мин: | На экране «Сквернословие – это склонность к совершению дурных поступков. Сквернословы подобны неразумным стрелкам, которые в населенном городе будут выпускать стрелы, не заботясь, куда они попадут», – сказал философ Аристотель, родившийся в 384 году до н.э. Другие группы могут вступить в дискуссию с точкой зрения отвечающих и между собой. | На экране фраза известного человека о языке, которую надо объяснить и привести доказательства правильности суждения или опровергнуть её. | По выбору, фронтально | |||
Дискуссия Обс. - 3 мин | Вопрос для обсуждения «Пресса» на доску выставляет отметки | А как мы простые люди можем ежедневно разрешать данную проблему. А зависит ли что-либо от нас с вами? Докажите. | Высказываются предположения | |||
Подведение итогов урока Слайд 12,13 Обс. - 2 мин | Выставление оценок внутри группы самостоятельно по критреиям /data/files/k1597313639.pptx (Презентация "Сохранение языка") | Педагог выставляет в журнал среднюю между оценкой группы и оценивающих | ||||
Рефлексия Обс. - 3 мин | Параллельно оценивающая группа подсчитывает баллы каждой группы по критериям: 1.Активность в обсуждении, 2.Оригинальность подхода, 3.Вовлеченность всех участников команд, 4.Культура ведения споров и диалогов, 5.Артистизм. Дополнительные баллы за выдвижение инновационных идей. | Что больше всего запомнилось? Проще найти способы решения проблем самому или сообща в группе, в коллективе? Что показалось трудным? Что хочется сделать, выйдя из этого кабинета? Кто из героев более всего вжился в роль? Легко ли тебе было? Хочешь быть министром? В том ли министерстве ты оказался? |
Приложение 1
Раздаточные материалы к деловой игре.
1. План выступлений
1. Выступление президента РФ
2. Выступление министра культуры Российской Федерации
3. Выступление министра образования Российской Федерации
4. Выступление министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
5. Выступление руководителя Федеральное агентство по делам национальностей
6. Выступление министра иностранных дел РФ
2. Документы министерства:
1. Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) осуществляет государственную политику и регулирование в сфере культуры, искусства, кинематографии.
2. Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) отвечает за образование, воспитание, научную и инновационную деятельности.
3. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России)ответственно в сфере средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет, систем телевизионного вещания, печати, издательской и полиграфической деятельности)
4. Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России) создан для поддержания межнационального согласия многонационального народа Российской Федерации (российской нации), этнокультурного развития народов Российской Федерации.
5 Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД) осуществляет управление в области отношений России с иностранными государствами и международными организациями (ЮНЕСКО - организация по вопросам образования, науки и культуры, ООН – организация объединенных нация, ОБСЕ – организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, МВФ – международный валютный фонд).
Горбачёва Марина Юрьевна
Паненкова Ирина Михайловна
Приходько Наталья Владимировна