Нетрадиционный урок в формате деловой игры по русскому языку «Юный редактор» (7–9 класс)
Пояснительная записка к презентации
Нетрадиционный урок - деловая игра «Юный редактор»
Цели урока:
Закрепление знаний и совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся;
Выработка умений стилистической корректировки текста.
Задачи:
Образовательные:
Научить находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки в тексте;
Научить находить и исправлять стилистические ошибки в тексте.
Развивающие:
Развитие устной и письменной речи учащихся;
Развитие логического мышления учащихся;
Воспитательные:
Воспитание уважительного отношения к русскому языку;
Воспитание уважительного отношения к труду;
Оборудование: мультимедийная установка, слайды, карточки.
Структура урока
№ п/п |
Этап |
Время |
|
Организационный момент. Определение темы. |
2 мин. |
|
Основная часть урока. |
30 мин. |
|
Формулирование выводов по теме. |
5 мин. |
|
Домашнее задание. |
2 мин. |
|
Подведение итогов урока. Рефлексия |
6 мин. |
презентация к уроку
PPTX / 973.3 Кб
Ход урока
I.Организационный момент. Определение темы.
Учитель: Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчеты, наблюдения? Ученый, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений.
И горько представить, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл, разрушить стройную систему доказательств – короче говоря, если не свести на нет, то значительно повредить плоды напряженной работы мысли.
«До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения, наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность»,- так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисс – корректор по профессии.
Учитель: Ребята, давайте подумаем и ответим на вопросы. Почему важно писать правильно, без ошибок? Как можно научиться писать без ошибок? Какую способность призывает развивать нас редактор Олег Рисс?
Ученик: Без ошибок важно писать потому, что одна ошибка может перечеркнуть весь труд человека. Чтобы научится писать без ошибок, необходимо много заниматься и быть внимательным. Корректор же призывает нас учиться точно, без ошибок излагать свои мысли на письме.
Учитель: А знаете ли вы кто такие редактор и корректор? И чем они занимаются? Давайте это уточним. Для этого нам понадобятся выдержки из словаря – первого помощника корректора. Перед вами карточки № 1, на которых записаны слова и их толкования, взятые из разных словарей. Определите, какое толкование соответствует каждому слову.
редактор |
проверять и исправлять текст при подготовке к печати. |
редактирование |
это специалист, профессионально занимающийся редактированием, т.е. исправлением ошибок и подготовкой к выходу в свет произведений (статей, литературных произведений), а также подготовкой к выпуску изданий в целом (книг, журналов, интернет-изданий). |
редактировать |
процесс правки и изменения уже написанного текста. |
корректор |
вообще, поверка, поправка. |
корректировать |
лицо, исправляющее или, вернее, указывающее на ошибки, встречающаяся в набранном наборщикомтексте. |
корректирование |
исправлять текст чего-нибудь в корректуре, держать корректуру чего-нибудь. |
Учитель: Читаем, что у Вас получилось.
II. Основная часть урока. Закрепление изученного материала.
Учитель: Любой редактор знает, что журнал имеет обложку. Что должно быть на ней расположено?
Ученик: Название журнала, иллюстрация, месяц и год издания, тема выпуска.
Учитель: При подготовке обложки редактор занимается проверкой текста темы выпуска. Давайте и мы сделаем это.
Учитель: Задание 1. Журналист, писавший тему выпуска, был невнимателен и пропустил некоторые слова и знаки препинания. Вставите необходимые слова, чтобы получились пословицы о русском языке. Разберите предложение по членам, расставьте необходимее знаки препинания. Объясните их постанову.
1) Молчание…, слово… .
2) Чтение … вот лучшее … .
3) Кто говорит, тот сеет; кто слушает – … .
Ученик:
Молчание - золото, слово- серебро.
Чтение - вот лучшее учение.
Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
Учитель: Как вы понимаете смысл пословиц?
Учитель: Задание 2. Следом за обложкой редактор оформляет вступительную статью выпуска. Но вот беда. Принтер в редакции плохо печатал, и в тексте оказались пропущенными буквы и знаки препинания. На столах перед Вами лежат карточки № 2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Карточка № 2
Русское слово
Выр...жается сильно ро(c,cc)ийский народ! И если наградит кого сл..вцом, то пройдёт оно ему в род и п..томство, утащ..т он его с собой и на службу и в о..ставку и в Петербург и на край света. И как уж потом не хитри и не облаг..раживай своё прозв..ще хоть заставь пишущих людишек выводить его за наёмную плату от древнекняжеского рода ничего (не)помож..т: каркнет само за себя прозвище во всё своё ворон..е горло и скаж..т ясно, откуда выл..тела птица.
Произведенное метко всё равно что написанное (не)вырубливается топором. А уж как бывает метко всё то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких ни чухонских ни всяких иных племен а всё сам – самородок, живой и бойких ру(с,сс)кий ум, что (не)лезет за словом в к..рман (не)высиживает его как насе..ка ц..плят а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы, — одной ч..ртой обр..сован ты с ног до г..л..вы.
(По Н.В. Гоголю)
Ученик: Карточка № 2
Русское слово
Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица.
Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а всё сам-самородок, живой и бойких русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы, — одной чертой обрисован ты с ног до головы.
(По Н.В. Гоголю)
Учитель: Задание № 3. Следующая статья, с которой мы поработаем, посвящена одной литературной истории.
Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И. Куприн посмотрел меню и заказал:
-Шесть порций орфографических ошибок.
-Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.
-Однако в меню большой выбор ошибок на все выкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
Чтобы не оказаться в таком же щекотливом перед нашими читателями, оформите грамотно меню в карточке № 3 (Можно пользоваться словарем).
(Проверяемая или непроверяемая орфограмма?)
Карточка № 3
Меню
-
Бу…он кури…ый с фрикадельками.
Ра…ольник с к…лбасой.
Котлеты сви…ые.
П…льмени.
Шамп…ньоны в яично…масл…ом соусе.
К…мпот груш…во…алыч…вый.
Кисел клюкве…ый.
Коври…ка ржа…ная.
П…рожное б…сквитное.
Пиро…ки с печ…нкой.
Ученик: Карточка № 3
Меню
Бульон куриный с фрикадельками.
Рассольник с колбасой.
Котлеты свиные.
Пельмени.
Шампиньоны в яично-масляном соусе.
Компот грушево-алычовый.
Кисел клюквенный.
Коврижка ржаная.
Пирожное бисквитное.
Пирожки с печёнкой.
Учитель: Задание № 4 Следующая статья нашего журнала тоже посвящена русскому языку. Прочитайте её, определите, к какому стилю речи относится текст, свое мнение аргументируйте (текст на интерактивной доске).
Сокровищница языка
Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.
Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...
Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.
(М. Шолохов)
Ученик: Стиль статьи – публицистический. На это указывают следующие черты: эмоциональность и образность речи, легкое и внятное изложение, логичность.
Учитель: Следующая статья нашего журнала историческая. В ней рассказывается история красной строки. Но случилось так, что журналист, готовивший текст, забыл его дома, думая, что сдавать работу только послезавтра, и вынужден был воспроизводить статью по памяти и впопыхах. Из-за этого он сделал в тексте 15 орфографических ошибок! Помогите журналисту исправить их.
Карточка № 4
Красная строка
Книги на Руси начяли печатать немногим более четырех виков назад, а до этого их переписывали от руки.
Сначала текст песался сплошь, не раздилялся на слава и предлажения. Начало повествования литописец открывал балъшой красной, замысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с небалъшим отступом от левого края строницы. Такие буквы иногда и теперь вы видете в книгах. Красная буква (а слово красный раньше означало «красивый») и дола жизнь выражению писать с красной страки.
(В.В. Волошина)
Ученик: Карточка № 4
Красная строка
Книги на Руси начали печатать немногим более четырех веков назад, а до этого их переписывали от руки.
Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предложения. Начало повествования летописец открывал большой красной, замысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы иногда и теперь вы видите в книгах. Красная буква (а слово красный раньше означало «красивый») и дала жизнь выражению писать с красной строки.
(В.В. Волошина)
Учитель: Следующая статья посвящена истории из французской литературы.
Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:
-Предоставляю вам право выбора оружия.
-Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты.
Проведем орфографическую дуэль. Пишем словарный диктант с взаимопроверкой (работа в парах).
Никому не преодолеть, ничего не возьмешь, не о чем расспрашивать, нечего рассказывать, кое-что необъяснимое, рассердился кое на кого, чьи-то недостатки, какая-то речонка, кому-то не по себе, ни перед кем не пресмыкается.
Учитель: В конце номера редактор часто готовит литературную страничку. Такая страница будет и в нашем журнале.
Учитель: Предыдущим домашним заданием было подготовить выразительное чтение стихотворений. Послушаем и решим, какие стихотворения мы поместим в литературный раздел.
Ученик № 1
Владимир Гордейчев
РОДНАЯ РЕЧЬ
Из вечной бронзы выкован
извечный русский выговор,
чеканное, глубокое
то аканье, то оканье.
Слова в иной пословице
поются, а не молвятся.
Слова звенят звоночками,
то – ечками, то очками.
Вот палочка. И палица:
играет – слезы сыплются.
А речек звоны светлые!
Люблю за ними следовать:
то сетовать над Сетунью,
то с Беседью беседовать.
Певучими – над елками –
соловьими прищепками,
родная речь, вызванивай
из каждого названия!
Тобой, как речкой Речицей,
любая боль излечится,
твои слова, пророчица,
журчат – и слушать хочется.
Ученик № 2
РУССКИЙ ЯЗЫК
Степан Щипачев
Все ближе он многим народам и странам.
Пусть воздух дождем и травой пропах,
вдруг строчка пахнет то сурьмой, то ураганом,
то лунною пылью блеснет на губах.
Пойду угадай, где его граница!
В нем есть, неизвестная до поры,
своя менделеевская таблица.
Склоняйся над ним и слагай миры.
Ученик № 3
Анна Ахматова
***
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней царственное слово.
Ученик № 4
Леонид Андреев
РУССКОЕ СЛОВО
Прежде, чем пушкинской стало строкою,
Было землей оно, хлебом и потом.
С пахарем вместе шло за сохою
К новым свершеньям, трудам и заботам.
Разве когда-нибудь было забавой
Слова Некрасова, слово Толстого?
Русское слово и русская слава -
Это рабочая слава и слово.
Учитель: О чем эти стихотворения? О чем они заставляют нас задуматься?
III. Формулирование выводов по теме.
Учитель: Итак, ребята, сегодня мы с Вами попробовали себя в роли редактора журнала и вот что у нас получилось – журнал «Мой русский язык» (Смотрим на интерактивной доске).
VI. Домашнее задание.
Учитель: Вашим домашним заданием будет подготовка своего собственного журнала. Можете брать любую тему выпуска, сделать журнал или в бумажном варианте или в виде презентации.
V.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Ребята, что вам особенно запомнилось о профессии редактора, его обязанностях? Показалась ли Вам эта профессия интересной и почему?
Учитель: Что является самым главным при подготовке журнала?
Ученик: При подготовке журнала очень важно обращать внимание на орфографию и пунктуацию, его содержание и смысл.
Легоцкая Вера Сергеевна