12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Диженина Наталья Алексеевна739
Россия, Самарская обл., Клявлинский р-н, ст.Пронино
Материал размещён в группе «Вожатых бывших не бывает»
3

Внеклассное мероприятие «Спешите делать добро» в 4 классе



Внеклассное мероприятие

«Спешите делать добро»

в 4 классе


 


 


 

Выполнила

учитель начальных классов

Диженина Н.А.


 


 


 


 


 


 

 


 

Аннотация:

Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.

На этом внеклассном занятии дети смогут понять, что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что значит признание ценности других людей. Как писал Аристотель: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

В наше время даже родители не могут собственным примером правильно объяснить, где добро, а где зло своему ребенку. Мы с детства знаем, что сказка самый замечательный жанр для объяснения таких понятий как «добро» и «зло». В них всегда побеждает добро, красота и искренность героев.

Конечно, ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным, но надо стремиться к этому, стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Цели:

Формировать понятия «добро» и «зло», «добродетель» и «порок» через изучение положительных и отрицательных качеств и поведение героев сказок, известных людей современности.

Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребенка.

Решение противоречий.

Задачи:

Образовательная:

Направить детей к определению понятий «порок», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт.

Научить находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком.

Развивающая:

Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения.

Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение).

Развивать умение аргументировано отвечать на поставленный вопрос.

Использовать иллюстративный материал для развития художественного восприятия.

Развитие воображения, мышления, внимания.

Воспитательная:

Воспитывать толерантное отношение к другим людям.

Воспитывать положительные качества человека на примере положительных героев из сказок и известных людей современности.


 

Компетенции:

КОММУНИКАТИВНАЯ

ИНФОРМАЦИОННАЯ

(через иллюстративный материал, материал пособия)

САМООРГАНИЗАЦИЯ (личностная)

САМООБРАЗОВАНИЕ (интеллектуальная)

Оборудование:

Интерактивное оборудование.

Оформление доски:

- выставка детских фотографий « Мы - помощники»,

- вернисаж детских рисунков «Добро и зло в сказках».

Магнитофон, песня Леопольда « Если добрый ты…»

Презентация к уроку.

Для групповой работы:

- пазлы с героями сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка» (6 штук),

- списки афоризмов о добродетели и пороках (6 штук),

- материал для игры «Найдите противоположности» (6 штук),

- ромашка с именами героев на лепестках из разных сказок,

- части пословиц о добре и зле для игры «Собери пословицы».


 

Предварительная подготовка:

Учитель:

Сбор необходимого материала для презентации.

Расстановка парт для групповой работы.

Оформление доски рисунками и фотографиями, ромашкой.

Ученики:

Выполняют творческие задания:

- Фотографии на тему «Мы – помощники»,

- Рисунок на тему «Добро и зло в сказках»,

- Интервью с членами семьи о добре и зле.


 


 

Ключевые слова: добро, зло, добродетель, порок, добродетельный человек

План урока:

Организационный момент.

Песенка Леопольда «Если добрый ты …»

Стадия вызова

Обсуждение результатов выполненного домашнего задания.

Рассказы учащихся о добре и зле по рисункам из сказок

Игра «Собери пословицы» о добре и зле.

Тема занятия: «Спешите делать добро».

Обсуждение, что такое добродетель и порок.

Работа в группах.

Составление из пазлов картинок с героями из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка».

Выбор добродетельных качеств, которыми обладают падчерицы, и порочных поступков мачех и родных дочерей из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка».

Составление коллективного кластера положительных качеств добродетели и отрицательных качеств порока.

Работа с текстом.

Обсуждение «Что значит быть добродетельным человеком».

Рассматривание фото-выставки «Мы – помощники».

Обсуждение « Кто может быть образцом для подражания», рассматривание иллюстраций в пособии.

Этап рефлексии. Работа в группах.

творческая работа с афоризмами.

игра «Найдите противоположности».

игра «Гадаем на ромашке»

(о качествах добродетели и порока сказочных героев).

Итог урока.

Тест

Домашние творческие задания.

Создание альбома: «Ими гордится Россия» или «Наша гордость».

Мини-сочинение: «Как я помогаю людям».

Рассказ семье о добродетели и пороке.

Интервью с членами семьи, используя тест.


 

Продолжительность работы: 40 минут.

Место проведения: учебный кабинет с интерактивным оборудованием.


 

Ход мероприятия:

Организационный момент.

Звучит песенка Леопольда

«Если добрый ты это хорошо,

а когда наоборот - плохо…» (Слайд 2.)

- О чем мы будем говорить на уроке?

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

«Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха:

Что такое хорошо?

И что такое плохо?»

- А кому из членов семьи вы рассказывали о добре и зле?

- Согласились ли они с вами?

- Все ли им было понятно в вашем рассказе?

- Кого вы изобразили на своих рисунках и почему?

3. Актуализация знаний. (Слайд 3.)

игра «Собери пословицы» о добре и зле:

Торопись на доброе дело, а добро век не забудется.

Лихо помнится, что есть добрые люди.

Злой не верит, а худое само приспеет.

- Объясните смысл пословиц. О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?

Тема занятия: «Спешите делать добро». (Слайд 4)

Обсуждение, что такое добродетель. (Слайд 5)

- Как вы думаете, чем понятие «добродетель» отличается от понятия «добро»?

ДОБРО

ДЕЛАТЬ


 


 


 

ДОБРОДЕТЕЛЬ

 


 


 


 


 


 

 

Чтение притчи (Слайд 6)

Задание: найдите два определения добродетели, подчеркните их.

(Слайд 7)

Добродетель – это стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.

Добродетель – это отдельное положительное качество человека.

Обсуждение, что такое порок.

- Известно ли вам что такое «порок»?

- Как вы думаете, что это такое? (Слайд 9)


 

ПОРОК

 


 


 


 

Работа в группах:

Деление на группы.

Каждая группа составляет картинку из пазлов с героями из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка».

Выбор добродетельных качеств, которыми обладают падчерицы, и порочных поступков мачех и родных дочерей из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка» по группам:

1 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица из сказки «Морозко»,

2 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица из сказки «Золушка»,

3 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица из сказки «12 месяцев»,

4 группа: Назовите порочные поступки мачехи и ее родных дочерей из сказки «Морозко»,

5 группа: Назовите порочные поступки мачехи и ее родных дочерей из сказки «Золушка»,

6 группа: Назовите порочные поступки мачехи и ее родных дочерей из сказки «12 месяцев».

- Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Составление коллективного кластера по теме: (Слайд 10)

 

 

Трудолюбие

Работоспособность

Ответственность

Дружелюбие

Вежливость

Сочувствие

Доброта

любовь

Жадность

Лень

Ложь

Хвастовство

Зазнайство

Злость

ненависть

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Работа с текстом. (Слайд 11)

Обсуждение «Что значит быть добродетельным человеком».

(На партах лежат карточки с четверостишиями о добродетели. Каждый берет одну карточку).

Ребята читают стихи о добре. (На карточках)

Когда по склонам вечной суеты бежать от неудач устанешь люто.

Направь шаги тропою доброты и радость помоги найти кому-то.

2. Как бы жизнь не летела – дней своих не жалей,

Делай доброе дело ради счастья людей.

3. Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,

Делай доброе дело – тем живём на земле.

4. Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова – дела важны? Дела – делами, а слова – словами.

5. Они живут у каждого из нас, на дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час, когда они другим необходимы.

6. Стираются лица и даты, но всё ж до последнего дня

Мне помнить о тех, кто когда-то хоть чем-то согрели меня.

7. Согрели своей плащ-палаткой, иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем за столиком шатким, или попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо идёт доброта по земле. (вместе)

И я про неё не забуду, как я забываю о зле!

- Как писал Аристотель: « Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

- Какого человека можно считать добродетельным?

- Что нужно делать, чтобы стать добродетельным? Подтвердите словами из текста.

- Что значит «признание ценности других людей»?

Рассматривание фото-выставки «Мы – помощники».

- Говорят, что труд облагораживает человека. Объясните, как вы это понимаете, опираясь на фотографии «Мы-помощники».

Обсуждение « Кто может быть образцом для подражания».

- Кто может стать образцом для подражания?

- Чем эти люди знамениты?

- Почему они могут служить примером для подражания?

- Кто для вас является образцом для подражания?


 

Этап рефлексии. Работа в группах.

творческая работа с афоризмами для каждой группы:

Задание: Найдите и подчеркните одной чертой - качества добродетели и двумя чертами – качества порока.

«Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер.


 

«Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон.


 

«Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон.


 

«Лживость - гнуснейший порок» Монтень _________


 

Игра «Найдите противоположности» для групп:

Задание: соедините противоположные друг другу качества: (Слайд 12)


 

игра «Гадаем на ромашке». Работа в группах. (Слайд 13)

На доске ромашка с 6 лепестками, на обратной стороне каждого лепестка - имя героя сказки «Снежная королева» (тролль, Снежная королева, Кай, Герда, маленькая разбойница, ворон), каждая группа выбирает лепесток и называет добродетельные и порочные качества своего героя.

 

Герда

 

 

 

Кай

 

 

 

Баба-Яга

 

 


 


 

 


 

Золушка


 

Тролль

 

 

 


 

Снежная

королева

 


 


 


 

 

Итог урока.

- Что такое добродетель?

- Что такое порок?

- Что такое добродетельный человек?

-А все становятся полностью добродетельными людьми?

Предложить ребятам выполнить Задания «О добром отношении к людям».

1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).

Графы. 1. Слова приветствия.

2. Про­щальные слова.

3. Слова извинения.

4. Слова благодарности.

5. Слова просьбы.

1

2

3

4

5

Слова на карточках

Спасибо

Пожалуйста

Благодарю

Здравствуйте

Добрый день

Извините

Будьте добры

До свидания

Простите

Добрый вечер

Будьте любезны

Жаль

Очень признателен

Доброе утро

До встречи

Если Вас не затруднит

Не могли бы Вы мне помочь

Я рад Вас видеть

Мне очень жаль

Прощайте


 

У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:

— отдашь все открытки сестре;

— отдашь ей одну открытку;

— предложишь ей выбрать самой 1 — 2 открытки;

— выберешь себе открытки, а оставши­еся отдашь сестре;

— _________________________________________ .

2. Запиши ответы.

2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?

____________________________________________________________ .

2.2. Дома ты рассказал про этот слу­чай. Что сказали бы твои близкие:

мама ____________________________________ ;

папа _____________________________________ ;

бабушка __________________________________ ;

дедушка __________________________________ .

3. Выбери нужный ответ и подчеркни его.

Каким ты бываешь чаще всего:

• радостным;

• злым;

• спокойным;

• плачущим;

• смеющимся;

• недовольным;

(запиши другое слово, обозначающее твое состояние).

Домашние творческие задания. (Слайд 14)

Создать альбом: «Ими гордится Россия»

или «Наша гордость».

Написать мини-сочинение на тему: «Как я помогаю людям».

Рассказать членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок.

Интервью: Задать вопросы из пособия членам своей семьи.

Если они затрудняются ответить, помочь им.

Дидактические средства достижения цели:

Использование афоризмов,

Иллюстративный материал презентации,

Создание альбома: «Ими гордится Россия» или «Наша гордость»,

Мини – сочинение: «Как я помогаю людям»,

Фото – выставка на тему: «Мы - помощники»,

Создание выставки рисунков на тему: «Добро и зло в сказках»,

Составление коллективного кластера положительных и отрицательных качеств героев сказок: «Морозко», «Золушка», «12 месяцев», «Снежная королева»,

Интервью с членами семьи.

Ресурсы:

http://nellyqaz.narod.ru/aforizmi_o_porokah_i_dobrodetelyah/

http://delaroshfuko.ru/maks19.html

http://tululu.ru/aforizmy/theme/28/

http://www.libreria.ru/aphorismes/topics/671/1/

http://www.collection-aforizmov.ru/aforizmi-cat357.html


Презентация4
PPTX / 1.23 Мб

Опубликовано в группе «Вожатых бывших не бывает»


Комментарии (1)

Гришина Татьяна Анатольевна, 15.01.18 в 17:38 0 Ответить Пожаловаться
Интересный и полезный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.