12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Оркиш Елена Геннадьевна615
Работаю учителем биологии и химии в малокомплектной сельской средней школе 32 года. Имею высшее образование и первую квалификационную категорию, в этом учебном году прошла КПК в г. Саратове. Моя школа это все!
Россия, Саратовская обл., Ртищево
3

Урок экологии в 9 классе «Природное наследие Саратовской области»

МОУ «Ерышовская СОШ Ртищевского района Саратовской области»

Урок экологии в 9 классе по теме методического объединения «Проектная деятельность учащихся на уроках  экологии в рамках реализации ФГОС»

«Природное наследие Саратовского края»

Подготовила :

учитель биологии и химии

МОУ «Ерышовская СОШ»

Оркиш Е.Г.


с. Ерышевка 2017
 

Проектная деятельность учащихся на уроках  экологии в рамках реализации ФГОС.


 

Природное наследие нашего края


 

Цель:

-сформировать у учащихся представление о красоте, ценности и хрупкости природы на примере охраняемых природных территорий России и своей малой Родины;

-расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях Саратовской области;

- сформировать представления, национальных парках, памятниках природы.

- развить навыки самостоятельной работы с источниками экологической информации, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих товарищей, отбирать главную информацию.

Вид занятия (тип урока): урок-проект

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать знания учащихся о особо охраняемых природных территорий России , Саратовской области , Ртищевского района.;

Воспитательные:

-вызвать чувство интереса к изучению и исследованию природы родного края;

- мотивировать необходимость знаний для сохранения природы в целом и природы своей малой Родины;

-через использование ЦОР способствовать нравственно – эстетическому воспитанию учащихся;

Развивающие:

- используя принцип наглядности учебного процесса развивать внимание, зрительную память учащихся, способствовать её тренировке;

- развивать умение сравнивать, обобщать изученные факты;


 

Результаты освоения материала урока

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Оборудование

Наглядные пособия: мультимедийные презентации, видеофильм, ватман

Технические средства обучения: мультимедиа проектор, компьютер, экран., ватман

Ход урока

Учитель:

Здравствуйте, ребята, дорогие гости!

Я приглашаю всех на наш урок .

Давайте пожелаем друг другу прекрасного весеннего настроения, плодотворной работы и хороших результатов.

Посмотрите видеоролик и подумаете, о чем сегодня наш урок?

Ученик: Тема нашего урока природное наследие нашего края

Учитель: Что же такое природное наследие? (ответы учащихся)

это:

- природные памятники, которые имеют ценность с точки зрения эстетики или науки;

- это территории подвергающихся угрозе исчезновения видов животных и растений, которые имеют ценность с точки зрения науки;

- природные достопримечательные места или природные зоны, имеющие ценность с точки зрения науки, природной красоты.

Учитель: Насколько важна проблема сохранения природного   наследия?

Ученик:

- сохранить для будущих поколений

 

-показать уникальность природы нашей Родины

- это то, природное наследие, о котором пишут стихи и картины, слагают легенды,

В 2017 году Россия вместе с годом Экологии будет отмечать 100-летие принятия Правительствующим сенатом Российской империи Указа об учреждении на Байкале первого в стране государственного заповедника – Баргузинского. С этой даты - 29 декабря 1916 года (или 11 января по новому стилю) начала формироваться сеть отечественных заповедных мест. 

К сожалению, подход людей к дарам природы не во все времена отличался высокими принципами. Жизнедеятельность на впервые освоенных территориях подчинялась лишь одному правилу – больше выгоды, выше доходы здесь и сейчас любой ценой. Повышение уровня эко-сознательности россиян – это столетняя кропотливая работа, достигшая определенных успехов. 100 лет работы заповедной системы России - это создание десятков тысяч уголков страны с сохраненными в первозданном виде экосистемами и естественным ходом жизни зверей и растений.

А ведь не стоит забывать, что формирование в стране особо охраняемых природных территорий является традиционной и эффективной формой сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

Только представьте, что для сохранения дикой и уникальной природы в нашей стране понадобилось создавать отдельные резервации для животных и растений и защищать их от самих людей! И уже сто лет мы охраняем диких зверей на отдельных территориях, чтобы они выжили и дали потомство.

Учитель

Ребята, Как называются особо охраняемые природные  территории (ООПТ)?

(Заповедники, природные заказники, памятники природы, заповедные места)

Правильно!

- Ребята,сегодня мы отправимся в уникальные районы России. Это особо охраняемые территории и объекты Всемирного и природного наследия

Учащиеся: презентация

1.Баргузинский государственный природный биосферный заповедник


11 января 1917 года на северо-восточном берегу самого уникального озера на Земле – Байкале – был образован первый заповедник в Российской Империи. Поводом для значимого события послужило истребление Баргузинского соболя, чья шубка всегда ценилась на вес золота. На всей территории будущего биосферного заповедника осталось всего 30 особей отличавшегося ценным мехом зверька. 
Со своей первоначальной задачей восстановления популяции пушного зверя заповедник справился еще к середине 30-х годов ХХ века. Но теперь территория всегоБаргузинского заповедника сохраняет в первозданной чистоте весь природный комплекс Байкальской природы, за что ему был присвоен статус «биосферный».
http://zapovednoe-podlemorye.ru/

2.Астраханский государственный природный биосферный заповедник

История создания этого заповедника не менее драматична, чем первого. Постоянно увеличивающаяся численность населения в XIX – начале XX веков по мере обживания в низовье Волги наносила всё возрастающий урон природе. Так, простой люд, охотники, и промышленники, движимые рассказами о чудесах рыбодобычи в волжских водах, стекался на территорию в поисках пропитания и наживы. 
Повсеместный хищнический лов, неограниченный выпас скота, уничтожение тростника, а также охота сокращали численность видов рыб и животных, заселяющих этот край.Сокращение популяции птиц было вызвано безжалостной модой на перья и птичьи шкурки; высокие цены на них полностью истребили несколько видов пернатых. Все это спровоцировало первую попытку контролировать и запрещать вышеперечисленную деятельность в выделенной полосе дельты Волги уже в 1865 году.

11 апреля 1919 года решением Ученой комиссии был учрежден Астраханский природный заповедник – первая на территории Советской России организация, направленная на охрану природы и рационализацию природопользования. С 1984 года заповедник входит в список биосферных резерватов.
http://astrakhanzapoved.ru/

3. Государственный природный заповедник России "Остров Врангеля"


Открытому только в 20-х годах прошлого века острову, уже к 1937 году потребовалась природоохранная помощь – и опять не обошлось без человека. Заметив стремительноесокращение популяции песца второй начальник поселения своим указом запретил в северной части острова промысел пушного зверя. 
Затем, в 1968 году, на острове основали заказник для арктических животных – моржей (чьи лежбища в заповеднике Острова Врангеля начали охранять еще в 1953 году), белых медведей, черной казарки, белого гуся, морских птиц. 
В 1976 году постановлением Совета министров РСФСР был организован первый природный арктический заповедникРоссии. 
http://www.ostrovwrangelya.org/

4. Кавказский государственный биосферный заповедник

С самого года основания – 1919 – не имея аналогов во всей России, Кавказский заповедник является местом, сохраняющим на своей территории уникальное биоразнообразие. Только млекопитающих здесь обитает 89 видов и 248 видов птиц.

Располагаясь на склонах Западного Кавказа, он проходит через горы, достигающие отметки 5000 метров – Казбек и Эльбрус. В буквальном смысле первозданная природа этих мест обеспечивает возможность комфортно жить турам,сокращение популяции которых началось еще в конце XIX века. Также девственная природа мест позволила успешно интродуцировать в местную фауну зубробизонов, заменяющих зубров, истребленных на Кавказе еще в 1927 году.

5. Кавказский заповедник, имея эталонное международное значение, с 1999 года является признанным объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, получив статус биосферного резервата еще в 1979 году.

 

Учитель

Одна из величайших книг ХХ века, написанная колумбийским писателем  Габриэлем Гарсиа Маркесом, называется «Сто лет одиночества». Сто лет животные вынуждены жить в специально отведенных местах вдали от человека. Эти места первозданны, а их обитатели – самые уникальные на свете.

Учитель

На территории саратовской области тоже много прекрасных охраняемых территорий.

И я вам предлагаю на нашем уроке сегодня издать свой альбом- путеводитель по этим местам.

А чтобы его издать, давайте подумаем и решим, что нам необходимо.

Составим план издания альбома

1) Выяснить какие природоохраняемые территории есть в Саратовской области

( сообщения учащихся о природохранямых территориях саратовскй области)

2.) Познакомиться с этими объектами.

3) на нашем уроке присутствуют гости, я бы тоже хотела дать задание и им. Вам, необходимо издать титульный лист альбома

Ну что за дело?

Учитель: Наш класс был поделен на 3 группы и каждая группа имела свое задание. Ваша задача такова , каждая группа издает свою страницу и представляет ее.

Мы подобрали информацию о самых красивых и значимых природоохраняемых территориях в нашей области

Саратовская область — уникальный по природным особенностям регион России. Именно на ее территории и нигде больше на всем огромном равнинном пространстве между Баренцевым и Черным морем. Уралом и западной границей России располагаются три природные зоны: лесостепная, степная и полупустынная.

Учащиеся

Чудесами полон любой уголок российской земли. А Саратовская земля – это настоящий кладезь чудес.

Богаты мы!

Но считанные птицы

Над считанными рощами летят!

Дрожит камыш на считанных озёрах,

И считанные рыбы плавают в реках.

И восковые считанные зёрна

Неслышно зреют в малом колоске.

Неужто внуки лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы!

Учащиеся издают страницы и защищают


 


 

Национальный парк «Хвалынский» — действительно жемчужина Поволжья, самый крупный и, несомненно, самый важный объект в сети особо охраняемых природных территорий Саратовской области. Это один из самых молодых среди 35 российских природоохранных объектов данного уровня и единственный национальный парк в Нижнем Поволжье. Уникальность его природы связана с тем, что Хвалынские горы, в пределах которых расположен парк. — самые высокие на Приволжской возвышенности. Хвалынское Приволжье является типичным и в то же время чрезвычайно своеобразным уголком юго-восточной части Русской равнины.


 


 


 

Другой уникальный памятник природы «Кумысная поляна» имеет неоценимое значение для жителей почти миллионного Саратова. Занимая примерно десять процентов территории города, лесопарковый массив играет исключительно важную экологическую, рекреационно-оздоровительную и воспитательную роли в самом существовании областного центра.


 

Влады́кинскийприуса́дебный парк — природно-исторический памятник, расположенный на северо-западной окраине села Владыкино Ртищевского района.


 

Учитель:

И так мы сейчас издали страницы нашего альбома, давайте получим продукт нашего урока! Замечательно!

Вот и подходит к завершению наш экологический урок.

Многие из вас сегодня узнали, что совсем рядом находятся редкие объекты природы.

-Почему их относят к объектам природного наследия?( Природа Саратовской области богата и во многом уникальна, поэтому они являются природным наследием нашего края

- С какой целью сохраняются объекты природы?( Сохранение природы нетронутой – важная задача каждого человека, и от того, как мы ее выполняем, будет зависеть и мир, который достанется нашим детям.)


 

- Изменилось ли ваше отношение к богатствам России?( конечно да, наша страна самая богатая страна, и мы должны беречь, охранять и любить ее)

Учитель: Какой можно сделать вывод:

Ученик :Природа нашего края удивительна своей уникальностью и красотой. Любое бездумное вмешательство губительно для нее. Каждый из вас в этой жизни должен уметь делать свой правильный выбор в пользу будущих поколений.


 

Д/з: Создать электронную версию альбома для того чтобы разместить на сайте

Рефлексия: дерево, листочки: зеленые, желтые, красные

Я хотела бы узнать , был ли полезен вам наш урок и та информация которую вы услышали?

Оценки:


 

Список литературы

1. Достопримечательности живой природы // Природа родного края и ее охрана. Девишев Р.А., Чекрыгина B.C., Свириденко В. Т. Саратов, 1971. С. 232—246.  21

2.Красная книга Саратовской области: Растения. Грибы. Лишайники. Животные / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Сарат. обл. Саратов, 2006. - 528 с.

3. Особо охраняемые природные территории Саратовской области: национальный парк, природные микрозаповедники, памятники природы, дендрарий, ботанический сад, особо охраняемые геологические объекты / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области. Науч. ред. В.З Макаров. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2007. – 300 с.

4. Родники Саратовской области / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области. Научн. ред. А.А. Орлова – Саратов: издательство «Сателлит» - 225 с. 


Источник: http://refleader.ru/ujgatyaty.html
 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.