Урок географии на тему «Всемирное природное наследие - вулканы Камчатки» (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Ас Мастер-класс «Создание КОР (креативных образовательных ресурсов)» - 7
Лобанова Раиса Борисовна (руководитель),
Кочкурова Людмила Владимировна (старший эксперт).
Эксперты: Дегелевич Валентина Брониславовна, Миропольская Ирина Алексеевна,
Скорова Надежда Константиновна, Юркова Елена Вадимовна
Пояснительная записка
к интерактивному образовательному ресурсу
«Всемирное природное наследие – вулканы Камчатки»
Информация об авторе:
Серебрянникова Галина Александровна, учитель географии
КГОБУ «Тиличикская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Камчатского края
Учебный предмет: география
Тема итоговой работы: «Горы. Землетрясения. Извержения вулканов»
Целевая аудитория: учащиеся 6 класса
Цели
Создание благоприятных условий для усвоения теоретического материала, обобщения и закрепления знаний по теме «Горы. Землетрясения. Извержения вулканов».
Формирование познавательного интереса у обучающихся к изучению вулканов - памятников природы, входящих в список Всемирного природного наследия, находящихся на территории родного края.
Задачи:
развить представления об образовании вулканов, особенностях их природы;
формировать знания о видах вулканов, их размещении;
знакомить с новыми географическими понятиями, терминами;
формировать умения составлять характеристику географического объекта, работать с географическими картами;
закрепить и обобщить знания по теме: «Горы. Землетрясения. Извержения вулканов»;
активизировать познавательную деятельность обучающихся путем использования интерактивных форм обучения;
формировать чувство сопричастности и гордости за свою Родину, чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края.
Актуальность итоговой работы и ожидаемые результаты
Интерактивный образовательный ресурс повысит эффективность проведения урока по заданной теме, повлияет на качество обучения и повысит интерес обучающихся к предмету. Благодаря интерактивным формам они получат не только знания об особенностях образования вулканов, их видов, размещении, познакомятся с новыми географическими понятиями, терминами. Обучающиеся будут замотивированы на дальнейшее изучение географических объектов родного края, появится чувство сопричастности и гордости з свою малую Родину – Камчатский край. Данный ресурс позволит активизировать познавательные способности, расширить кругозор, повысить любознательность, обобщить и закрепить полученные знания. У обучающихся будут формироваться учебно-познавательные компетенции.
Структура ресурса (блоки, содержание блоков)
Название презентации «Всемирное природное наследие – вулканы Камчатки»
Содержание – слайд 2
Теоретическая часть «Вулканы» - слайд 3:
- Потухшие –слайд 4
-Действующие – слайд 5
- Строение (схема) – слайд 6
- Размещение (интерактивная лента) – слайд 23
- Извержение (видео) – слайд 24
Практическая работа
- Соотнеси названия вулканов с картинками – слайды 7, 8
- Отгадай загадку – слайд 9
-Собери картинку и назови вулкан – слайд 10
- Вставь пропущенные слова – слайд 11
- Карта (размещение Камчатского вулкана Тильмыг) – слайд 12
- Таблица (соотнесение картинок с изображением с процессом извержения и продукта деятельности вулкана) – слайд 13
Кроссворд – слайд 14
Викторина – слайды 15- 22
Визитная карточка – слайд 25
Информационные источники – слайды 26, 27
Техническое и программное обеспечение
Компьютер (ноутбук); медиапроектор; экран; колонки для звукового сопровождения; программы РowerPoint 2013 (2007, 2010); Windows Media Player.
Для успешной работы ресурса необходимо извлечь папку из архива. В папке содержатся: пояснительная записка, видеофильм, презентация, которая выполнена в программе PowerPoint 2013. Используются анимации, гиперссылки, триггеры, объекты SmartArt, «интерактивная лента».
План работы с ресурсом и рекомендации
Ресурс используется при изучении третьей части темы: «Извержение вулканов».
Данный образовательный ресурс состоит из 4 разделов: «Вулканы», «Практическая работа», «Кроссворд», «Викторина». В первой теоретической части обучающиеся знакомятся со способами образования вулканов, строением, типами вулканов, их размещением. На этом этапе демонстрируются интерактивная лента и видеофильм со звуком извержения вулкана.
Практическая работа направлена на повторение материала.
Закрепление знаний осуществляется в 3 и 4 разделах: «Кроссворд» и «Викторина.
Ответы на вопросы кроссворда
Пепел
Кратер
Очаг
Лава
Магма
Жерло
Ответы на вопросы викторины
Чавыча
Бурлящий
Титила
Опала
Белый
Кастрюля
Доступ к слайдам разделов возможен со 2-го основного слайда ресурса.
Ресурс может быть использован как краеведческий материал и как региональный компонент при изучении природы Камчатки. Материал может быть использован и во внеклассной работе.
Информационные источники
Интернет-ресурсы (послайдово)
Литература
Лифанова Т.М.География,6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида: / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 184 с.
Послайдовое описание использования ресурса
Блок |
Содержание слайда |
Управляющие кнопки |
Номер слайда |
Титульный: название работы, баннер портала «Сеть творческих учителей», фамилия, имя, отчество автора ресурса. |
На ФИО автора настроена гиперссылка, ведущая на слайд-визитку, с которого можно вернуться на титульный слайд. Переход на следующий слайд настроен по щелчку. |
1 |
|
Содержание презентации Вулканы Практическая работа Кроссворд Викторина |
Переход на разделы ЛКМ. По гиперссылке осуществляется переход на слайды № 26-27 (информационные источники), возврат на слайд «Содержание» по управляющей кнопке по управляющей кнопке можно завершить показ презентации. |
2 |
|
Вулканы |
Земной шар так устроен, что под твёрдой земной корой находится слой расплавленных горных пород (магма), причём, под большим давлением. Когда в коре Земли появляются трещины (а на земной поверхности в этом месте образуются возвышенности), то находящаяся под давлением магма в них устремляется и выходит на поверхность земли, распадаясь на раскалённую лаву (500-1200̊С), едкие вулканические газы и пепел. Растекающаяся лава застывает, и вулканическая гора увеличивается в размерах. Образовавшийся вулкан становится уязвимым местом земной коры, даже после окончания извержения внутри его (в кратере) постоянно выходят из земных недр на поверхность газы (вулкан «курится»), а при каких-либо малейших сдвигах или потрясениях земной коры такой «уснувший» вулкан может проснуться в любое время. Иногда пробуждение вулкана происходит и без явных причин. Такие вулканы называются действующими. Это очень упрощенное объяснение, что такое вулканы и как они образуются, но суть явления оно описывает. Крупнейший действующий вулкан России и всего материка Евразии – это расположенный на полуострове Камчатка вулкан Ключевская сопка (высота его равна 4750 метров над уровнем моря). Общая характеристика Строго определить точное количество вулканов, расположенных на Камчатском полуострове, затруднительно. В различных источниках упоминается от нескольких сотен, до более чем тысячи вулканов. Для вулканов Камчатки характерно большое разнообразие форм и размеров, они формировались в различные геологические эпохи и в настоящее время проявляют активность в различной степени. Большинство из них относится к древним вулканам, не проявляющим активности в настоящее время, однако некоторые вулканы являются действующими. Для некоторых вулканов полуострова часто применяют слово «сопка» вместо слова «вулкан». Также некоторые вулканы, в особенности потухшие и невысокие, нередко называют просто горами, несмотря на их вулканическое происхождение. В настоящее время среди вулканов Камчатки насчитывается около 29 действующих. Понятие действующего вулкана достаточно относительное. Действующим принято считать вулкан, извергавшийся в исторический период времени. Часть вулканов последний раз извергались около 1000 или даже 4000 лет назад и эти вулканы по разным классификациям имеют разный статус. Таким образом, активный вулкан не обязательно должен непрерывно находиться в стадии извержения. Большинство активных вулканов в «свободное от работы время» выпускают в атмосферу водяной пар и другие газы, то есть идёт так называемая фумарольная активность. Высота самого большого вулкана Камчатки — Ключевской Сопки, составляет 4750 метров над уровнем моря. Этот вулкан является самым высоким в Евразии и одним из наиболее активных на полуострове. Размещение вулканов Область активного вулканизма на Камчатском полуострове исторически передвигалась с запада на восток, образовав два основных наложенных вулканических пояса — Срединный вулканический пояс и более молодой Восточно-Камчатский вулканический пояс. Образование срединного вулканического пояса относится к эпохеплейстоцена. Он протягивается по водоразделу Срединного хребта, расположенного в центральной части Камчатки, расширяясь к югу. Активные вулканы в данном поясе являются единичными. Восточно-Камчатский вулканический пояс протянулся с севера на юг вдоль всей Камчатки, от полуострова Озерного на севере до мыса Лопатка на юге. Пояс формировался в плейстоцене и в голоцене, в настоящее время к нему относится большинство активных вулканов Камчатки.[1] Вулканы как часть всемирного наследия ЮНЕСКО В 1996 году благодаря Гринпис России на Камчатке появился объект Всемирного наследия ЮНЕСКО (в 2001г. расширен) "Вулканы Камчатки". Стоит отметить, что в номинацию «Вулканы Камчатки» включены Кроноцкий природный биосферный заповедник и федеральный заказник «Южно-Камчатский», природный парк «Вулканы Камчатки», характеризующиеся уникальным разнообразием биологических видов и живописными ландшафтами. Volcanoes of Kamchatka (англ.). — описание вулканов Камчатки на сайте UNESCO. Проверено 12 августа 2010. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2012. |
С помощью ЛКМ нажимаем на плашки и переходим на слайды с теоретической частью: слайды № 4, 5, 6, 23, 24. После каждого слайда возвращаемся назад при помощи А также возвращаемся на 2 слайд в «Содержание». |
3 |
Практическая работа |
Учитель: уважаемые ребята, для повторения материала проведем с Вами практическую работу. Она будет состоять из нескольких частей. «Соотнеси названия вулканов с картинками». Для открытия правильных ответов используем фигуру и переходим на следующий слайд с помощью |
Управляющая фигура находится в верхнем правом углу. Управляющая кнопка в нижнем правом углу для перехода на следующий слайд. |
7 |
«Соотнеси названия вулканов с картинками». Для открытия правильных ответов используем фигуру и переходим на следующий слайд с помощью |
Управляющая фигура находится в верхнем правом углу. Управляющая кнопка в нижнем правом углу для перехода на следующий слайд. |
8 |
|
«Отгадай загадку» Учитель: а сейчас давайте попробуем отгадать загадку. Нажимаем на фигуру буквы соединяются и появляется ответ. Переход на следующий слайд осуществляем управляющей кнопкой |
Управляющая фигура находится в верхнем правом углу. Управляющая кнопка в нижнем правом углу для перехода на следующий слайд. |
9 |
|
«Собери картинку и назови вулкан» Учитель: из 4 отрезков мы сложим с Вами картинку с изображением вулкана и определим его название. Нажимаем ЛКМ на фигуру , части картинки соединяются и появляется название вулкана. |
Управляющая фигура находится в верхнем правом углу. Управляющая кнопка в нижнем правом углу для перехода на следующий слайд. |
10 |
|
«Вставь пропущенные слова» Учитель: ребята, давайте прочитаем текст и попробуем определить, где расположены вулканы. Нажимаем ЛКМ на фигурупоявляется правильный ответ |
Управляющая фигура находится в верхнем правом углу. Управляющая кнопка в нижнем правом углу для перехода на следующий слайд. |
11 |
|
«Камчатский вулкан Тильмыг» Учитель: перед нами карта Камчатки, мы должны определить, в какой её части находится вулкан Тильмыг. Нажимаем ЛКМ на фигуру и появляется на карте Камчатки место расположения вулкана. Нажимаем ЛКМ на управляющую кнопку и переходим на следующий слайд. |
Управляющая фигура находится в верхнем правом углу. Управляющая кнопка в нижнем правом углу для перехода на следующий слайд. |
12 |
|
Таблица, в которой соотносим изображения процесса извержения и продукта деятельности вулкана. Учитель: с помощью фигуры наши картинки встают напротив продукта деятельности вулкана. |
Управляющая фигура находится в верхнем правом углу. Управляющая кнопка в нижнем правом углу для перехода на следующий слайд. |
13 |
|
Кроссворд |
Повторение и закрепление знаний. Вопросы кроссворда составлены по разделу «Строение вулкана». Правила работы с кроссвордом. Кроссворд, плашки с вопросами. Поощрение в виде смайлика Учитель: для закрепления материала о вулканах разгадаем кроссворд. С помощью фигуры открываем Правила работы с кроссвордом. ЛКМ кликаем на Правила и появляется сам кроссворд. Действуем пошагово (в соответствии с Правилами). Заполняем поле кроссворда и появляется смайлик . |
Управляющая фигура находится в верхнем левом углу. Возвращаемся на слайд 2 с помощью |
14 |
Викторина |
Викторина проводится для закрепления знаний. На слайде помещены Правила работы |
С помощью переходим на следующий слайд |
15 |
Учитель: перед нами Игровое поле, на котором находятся рисунок «Глобус» и 6 звёзд с заглавными буквами вулканов. ЛКМ кликаем на 1 первую звезду слева. После возврата на данный слайд кликаем на вторую звезду и так аналогично работаем со всеми звёздами. Когда возвращаемся со слайда 22 появляется плашка «Молодцы!» |
Переходы на слайды проводим с помощью управляющей кнопки |
16 |
|
Открывается слайд с вопросом (информацией о вулкане: тип вулкана, высота, расположение на территории Камчатки). Поданной информации обучающиеся должны определить о каком вулкане идёт речь. Правильный ответ открывается щелчком по звёздочке: Вулкан Чавыча |
Переходы на слайды проводим с помощью управляющей кнопки |
17 |
|
Работа со слайдом аналогична работе со слайдом 17 Вулкан Бурлящий |
Переходы на слайды проводим с помощью управляющей кнопки |
18 |
|
Работа со слайдом аналогична работе со слайдом 17 Вулкан Титила |
Переходы на слайды проводим с помощью управляющей кнопки |
19 |
|
Работа со слайдом аналогична работе со слайдом 17 Вулкан Опала |
Переходы на слайды проводим с помощью управляющей кнопки |
20 |
|
Работа со слайдом аналогична работе со слайдом 17 Вулкан Белый |
Переходы на слайды проводим с помощью управляющей кнопки |
21 |
|
Работа со слайдом аналогична работе со слайдом 17 Вулкан Кастрюля |
С помощью возвращаемся на слайд 16 |
22 |
|
Визитная карточка Фамилия, имя, отчество, данные автора, фотография автора, адрес электронной почты, ссылка на профиль в «Сети творческих учителей». |
Возврат на титульный слайд по управляющей кнопке |
25 |
|
Информационные источники Ссылки на Интернет-ресурсы, использованные для создания презентации
|
Переход на Материалы Мастер-класса по управляющей кнопке |
26 |
|
Материалы Мастер-класса «Создание КОР» - 7 Ссылки на лекции и другие материалы Мастер-класса. |
Возврат на титульный слайд по управляющей кнопке |
27 |