12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
1

Урок географии на тему «Всемирное природное наследие - вулканы Камчатки», 6 класс



Ас Мастер-класс «Создание КОР (креативных образовательных ресурсов)» - 7

Лобанова Раиса Борисовна (руководитель),

 

Кочкурова Людмила Владимировна (старший эксперт).

Эксперты: Дегелевич Валентина Брониславовна, Миропольская Ирина Алексеевна,

Скорова Надежда Константиновна, Юркова Елена Вадимовна

Пояснительная записка

к интерактивному образовательному ресурсу

«Всемирное природное наследие – вулканы Камчатки»

Информация об авторе:

Серебрянникова Галина Александровна, учитель географии

КГОБУ «Тиличикская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Камчатского края

Учебный предмет: география

Тема итоговой работы: «Горы. Землетрясения. Извержения вулканов»

Целевая аудитория: учащиеся 6 класса

Цели

Создание благоприятных условий для усвоения теоретического материала, обобщения и закрепления знаний по теме «Горы. Землетрясения. Извержения вулканов».

Формирование познавательного интереса у обучающихся к изучению вулканов - памятников природы, входящих в список Всемирного природного наследия, находящихся на территории родного края.

Задачи:

развить представления об образовании вулканов, особенностях их природы;

формировать знания о видах вулканов, их размещении;

знакомить с новыми географическими понятиями, терминами;

формировать умения составлять характеристику географического объекта, работать с географическими картами;

закрепить и обобщить знания по теме: «Горы. Землетрясения. Извержения вулканов»;

активизировать познавательную деятельность обучающихся путем использования интерактивных форм обучения;

формировать чувство сопричастности и гордости за свою Родину, чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края.

Актуальность итоговой работы и ожидаемые результаты

Интерактивный образовательный ресурс повысит эффективность проведения урока по заданной теме, повлияет на качество обучения и повысит интерес обучающихся к предмету. Благодаря интерактивным формам они получат не только знания об особенностях образования вулканов, их видов, размещении, познакомятся с новыми географическими понятиями, терминами. Обучающиеся будут замотивированы на дальнейшее изучение географических объектов родного края, появится чувство сопричастности и гордости з свою малую Родину – Камчатский край. Данный ресурс позволит активизировать познавательные способности, расширить кругозор, повысить любознательность, обобщить и закрепить полученные знания. У обучающихся будут формироваться учебно-познавательные компетенции.

Структура ресурса (блоки, содержание блоков)

Название презентации «Всемирное природное наследие – вулканы Камчатки»

Содержание – слайд 2

Теоретическая часть «Вулканы» - слайд 3:

- Потухшие –слайд 4

-Действующие – слайд 5

- Строение (схема) – слайд 6

- Размещение (интерактивная лента) – слайд 23

- Извержение (видео) – слайд 24

Практическая работа

- Соотнеси названия вулканов с картинками – слайды 7, 8

- Отгадай загадку – слайд 9

-Собери картинку и назови вулкан – слайд 10

- Вставь пропущенные слова – слайд 11

- Карта (размещение Камчатского вулкана Тильмыг) – слайд 12

- Таблица (соотнесение картинок с изображением с процессом извержения и продукта деятельности вулкана) – слайд 13

Кроссворд – слайд 14

Викторина – слайды 15- 22

Визитная карточка – слайд 25

Информационные источники – слайды 26, 27

Техническое и программное обеспечение

Компьютер (ноутбук); медиапроектор; экран; колонки для звукового сопровождения; программы РowerPoint 2013 (2007, 2010); Windows Media Player.

Для успешной работы ресурса необходимо извлечь папку из архива. В папке содержатся: пояснительная записка, видеофильм, презентация, которая выполнена в программе PowerPoint 2013. Используются анимации, гиперссылки, триггеры, объекты SmartArt, «интерактивная лента».

План работы с ресурсом и рекомендации

Ресурс используется при изучении третьей части темы: «Извержение вулканов».

Данный образовательный ресурс состоит из 4 разделов: «Вулканы», «Практическая работа», «Кроссворд», «Викторина». В первой теоретической части обучающиеся знакомятся со способами образования вулканов, строением, типами вулканов, их размещением. На этом этапе демонстрируются интерактивная лента и видеофильм со звуком извержения вулкана.

Практическая работа направлена на повторение материала.

Закрепление знаний осуществляется в 3 и 4 разделах: «Кроссворд» и «Викторина.

Ответы на вопросы кроссворда

Пепел

Кратер

Очаг

Лава

Магма

Жерло

Ответы на вопросы викторины

Чавыча

Бурлящий

Титила

Опала

Белый

Кастрюля

Доступ к слайдам разделов возможен со 2-го основного слайда ресурса.

Ресурс может быть использован как краеведческий материал и как региональный компонент при изучении природы Камчатки. Материал может быть использован и во внеклассной работе.

Информационные источники

Интернет-ресурсы (послайдово)

слайда

Интернет-ресурсы

1

Титульный слайд баннер портала, картинка для фона

2

фон – шаблон презентации по географии, картинка, вулкан Острый Толбачик, вулкан Карымский, вулкан Ключевская сопка, вулкан Корякский

4

картинка

5

вулкан Острый Толбачик, вулкан Авачинский, вулкан Вилючинский

6

картинка

7

вулкан Карымский, вулкан Ключевская сопка, вулкан Корякский, кнопочка

8

вулкан Острый Толбачик, вулкан Авачинский, вулкан Вилючинский

9

кнопочка

10

вулкан Вилючинский

11

кнопочка

12

карта

13

картинка, картинка, картинка, картинка

14

картинка, пепел, кратер, очаг, лава, магма, жерло

16

глобус

17

вулкан Чавыча

18

вулкан Бурлящий

19

вулкан Титила

20

вулкан Опала

21

вулкан Белый

22

вулкан Кастрюля

23

вулкан Шивелуч, вулкан Бурлящий, вулкан Горного Института, вулкан Белый, вулкан Острый Толбачик, вулкан Авачинский, вулкан Вилючинский, вулкан Мутновский

24

видео

25

фото – из личного архива

26

Информационные источники

27

Материалы мастер-класса

«Создание КОР (креативных образовательных ресурсов)» - 7

Кочкурова Л.В. Создание презентации. Правила и рекомендации

Кочкурова Л.В., Миропольская И.А., Скорова Н.К. Анимация в презентации

Кочкурова Л.В._Триггеры в презентации

Миропольская И.А. Работа с рисунками (в том числе рисунками SmartArt)

Миропольская И.А. Интерактивные кроссворды

Миропольская И.А. Использование интерактивных приёмов в презентации

Миропольская И.А., Дегелевич В.Б. Игра

Скорова Н.К. Аудио и видео файлы в презентации PowerPoint

Юркова Е.В. Создание визитной карточки

Литература

Лифанова Т.М.География,6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида: / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 184 с.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B8

Послайдовое описание использования ресурса

Блок

Содержание слайда

Управляющие кнопки

Номер слайда

 

Титульный: название работы, баннер портала «Сеть творческих учителей», фамилия, имя, отчество автора ресурса.

На ФИО автора настроена гиперссылка, ведущая на слайд-визитку, с которого можно вернуться на титульный слайд.

Переход на следующий слайд настроен по щелчку.

1

 

Содержание презентации

Вулканы

Практическая работа

Кроссворд

Викторина

Переход на разделы ЛКМ.

По гиперссылке осуществляется переход на слайды № 26-27 (информационные источники), возврат на слайд «Содержание» по управляющей кнопке

по управляющей кнопке можно завершить показ презентации.

2

Вулканы

Земной шар так устроен, что под твёрдой земной корой находится слой расплавленных горных пород (магма), причём, под большим давлением. Когда в коре Земли появляются трещины (а на земной поверхности в этом месте образуются возвышенности), то находящаяся под давлением магма в них устремляется и выходит на поверхность земли, распадаясь на раскалённую лаву (500-1200̊С), едкие вулканические газы и пепел. Растекающаяся лава застывает, и вулканическая гора увеличивается в размерах.

Образовавшийся вулкан становится уязвимым местом земной коры, даже после окончания извержения внутри его (в кратере) постоянно выходят из земных недр на поверхность газы (вулкан «курится»), а при каких-либо малейших сдвигах или потрясениях земной коры такой «уснувший» вулкан может проснуться в любое время. Иногда пробуждение вулкана происходит и без явных причин. Такие вулканы называются действующими.

Это очень упрощенное объяснение, что такое вулканы и как они образуются, но суть явления оно описывает. Крупнейший действующий вулкан России и всего материка Евразии – это расположенный на полуострове Камчатка вулкан Ключевская сопка (высота его равна 4750 метров над уровнем моря).

Общая характеристика

Строго определить точное количество вулканов, расположенных на Камчатском полуострове, затруднительно. В различных источниках упоминается от нескольких сотен, до более чем тысячи вулканов. Для вулканов Камчатки характерно большое разнообразие форм и размеров, они формировались в различные геологические эпохи и в настоящее время проявляют активность в различной степени. Большинство из них относится к древним вулканам, не проявляющим активности в настоящее время, однако некоторые вулканы являются действующими. Для некоторых вулканов полуострова часто применяют слово «сопка» вместо слова «вулкан». Также некоторые вулканы, в особенности потухшие и невысокие, нередко называют просто горами, несмотря на их вулканическое происхождение.

В настоящее время среди вулканов Камчатки насчитывается около 29 действующих. Понятие действующего вулкана достаточно относительное. Действующим принято считать вулкан, извергавшийся в исторический период времени. Часть вулканов последний раз извергались около 1000 или даже 4000 лет назад и эти вулканы по разным классификациям имеют разный статус. Таким образом, активный вулкан не обязательно должен непрерывно находиться в стадии извержения. Большинство активных вулканов в «свободное от работы время» выпускают в атмосферу водяной пар и другие газы, то есть идёт так называемая фумарольная активность. Высота самого большого вулкана Камчатки — Ключевской Сопки, составляет 4750 метров над уровнем моря. Этот вулкан является самым высоким в Евразии и одним из наиболее активных на полуострове.

Размещение вулканов

Область активного вулканизма на Камчатском полуострове исторически передвигалась с запада на восток, образовав два основных наложенных вулканических пояса — Срединный вулканический пояс и более молодой Восточно-Камчатский вулканический пояс. Образование срединного вулканического пояса относится к эпохеплейстоцена. Он протягивается по водоразделу Срединного хребта, расположенного в центральной части Камчатки, расширяясь к югу. Активные вулканы в данном поясе являются единичными. Восточно-Камчатский вулканический пояс протянулся с севера на юг вдоль всей Камчатки, от полуострова Озерного на севере до мыса Лопатка на юге. Пояс формировался в плейстоцене и в голоцене, в настоящее время к нему относится большинство активных вулканов Камчатки.[1]

Вулканы как часть всемирного наследия ЮНЕСКО

В 1996 году благодаря Гринпис России на Камчатке появился объект Всемирного наследия ЮНЕСКО (в 2001г. расширен) "Вулканы Камчатки". Стоит отметить, что в номинацию «Вулканы Камчатки» включены Кроноцкий природный биосферный заповедник и федеральный заказник «Южно-Камчатский», природный парк «Вулканы Камчатки», характеризующиеся уникальным разнообразием биологических видов и живописными ландшафтами.

Volcanoes of Kamchatka (англ.). — описание вулканов Камчатки на сайте UNESCO. Проверено 12 августа 2010. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2012.

С помощью ЛКМ нажимаем на плашки и переходим на слайды с теоретической частью: слайды № 4, 5, 6, 23, 24. После каждого слайда возвращаемся назад при помощи

А также возвращаемся на 2 слайд в «Содержание».

3

Практическая работа

Учитель: уважаемые ребята, для повторения материала проведем с Вами практическую работу. Она будет состоять из нескольких частей.

«Соотнеси названия вулканов с картинками».

Для открытия правильных ответов используем фигуру и переходим на следующий слайд с помощью

Управляющая фигура находится в верхнем правом углу.

Управляющая кнопка

в нижнем правом углу для перехода на следующий слайд.

7

«Соотнеси названия вулканов с картинками».

Для открытия правильных ответов используем фигуру и переходим на следующий слайд с помощью

Управляющая фигура находится в верхнем правом углу.

Управляющая кнопка

в нижнем правом углу для перехода на следующий слайд.

8

«Отгадай загадку»

Учитель: а сейчас давайте попробуем отгадать загадку.

Нажимаем на фигуру буквы соединяются и появляется ответ. Переход на следующий слайд осуществляем управляющей кнопкой

Управляющая фигура находится в верхнем правом углу.

Управляющая кнопка

в нижнем правом углу для перехода на следующий слайд.

9

«Собери картинку и назови вулкан»

Учитель: из 4 отрезков мы сложим с Вами картинку с изображением вулкана и определим его название.

Нажимаем ЛКМ на фигуру , части картинки соединяются и появляется название вулкана.

Управляющая фигура находится в верхнем правом углу.

Управляющая кнопка

в нижнем правом углу для перехода на следующий слайд.

10

«Вставь пропущенные слова»

Учитель: ребята, давайте прочитаем текст и попробуем определить, где расположены вулканы.

Нажимаем ЛКМ на фигурупоявляется правильный ответ

Управляющая фигура находится в верхнем правом углу.

Управляющая кнопка

в нижнем правом углу для перехода на следующий слайд.

11

«Камчатский вулкан Тильмыг»

Учитель: перед нами карта Камчатки, мы должны определить, в какой её части находится вулкан Тильмыг.

Нажимаем ЛКМ на фигуру

и появляется на карте Камчатки место расположения вулкана. Нажимаем ЛКМ на управляющую кнопку и переходим на следующий слайд.

Управляющая фигура находится в верхнем правом углу.

Управляющая кнопка

в нижнем правом углу для перехода на следующий слайд.

12

Таблица, в которой соотносим изображения процесса извержения и продукта деятельности вулкана.

Учитель: с помощью фигуры наши картинки встают напротив продукта деятельности вулкана.

Управляющая фигура находится в верхнем правом углу.

Управляющая кнопка

в нижнем правом углу для перехода на следующий слайд.

13

Кроссворд

Повторение и закрепление знаний.

Вопросы кроссворда составлены по разделу «Строение вулкана».

Правила работы с кроссвордом.

Кроссворд, плашки с вопросами.

Поощрение в виде смайлика

Учитель: для закрепления материала о вулканах разгадаем кроссворд.

С помощью фигуры

открываем Правила работы с кроссвордом. ЛКМ кликаем на Правила и появляется сам кроссворд. Действуем пошагово (в соответствии с Правилами). Заполняем поле кроссворда и появляется смайлик .

Управляющая фигура находится в верхнем левом углу.

Возвращаемся на слайд 2 с помощью

14

Викторина

Викторина проводится для закрепления знаний.

На слайде помещены Правила работы

С помощью переходим на следующий слайд

15

Учитель: перед нами Игровое поле, на котором находятся рисунок «Глобус» и 6 звёзд с заглавными буквами вулканов. ЛКМ кликаем на 1 первую звезду слева.

После возврата на данный слайд кликаем на вторую звезду и так аналогично работаем со всеми звёздами.

Когда возвращаемся со слайда 22 появляется плашка «Молодцы!»

Переходы на слайды проводим с помощью управляющей кнопки

16

Открывается слайд с вопросом (информацией о вулкане: тип вулкана, высота, расположение на территории Камчатки). Поданной информации обучающиеся должны определить о каком вулкане идёт речь. Правильный ответ открывается щелчком по звёздочке:

Вулкан Чавыча

Переходы на слайды проводим с помощью управляющей кнопки

17

Работа со слайдом аналогична работе со слайдом 17

Вулкан Бурлящий

Переходы на слайды проводим с помощью управляющей кнопки

18

Работа со слайдом аналогична работе со слайдом 17

Вулкан Титила

Переходы на слайды проводим с помощью управляющей кнопки

19

Работа со слайдом аналогична работе со слайдом 17

Вулкан Опала

Переходы на слайды проводим с помощью управляющей кнопки

20

Работа со слайдом аналогична работе со слайдом 17

Вулкан Белый

Переходы на слайды проводим с помощью управляющей кнопки

21

Работа со слайдом аналогична работе со слайдом 17

Вулкан Кастрюля

С помощью возвращаемся на слайд 16

22

 

Визитная карточка

Фамилия, имя, отчество, данные автора, фотография автора, адрес электронной почты, ссылка на профиль в «Сети творческих учителей».

Возврат на титульный слайд по управляющей кнопке

25

 

Информационные источники

Ссылки на Интернет-ресурсы, использованные для создания презентации

 

Переход на Материалы Мастер-класса по управляющей кнопке

26

 

Материалы Мастер-класса

«Создание КОР» - 7

Ссылки на лекции и другие материалы Мастер-класса.

Возврат на титульный слайд по управляющей кнопке

27

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.