12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Дополнительное образование»

 

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

Время: века, годы

Автор

Страна

Краткое содержание эколо­гического исследования

УМУ вв. до н. э.

 

Древняя

Индия

Эпические поэмы «Махабха- рата» и «Рамаяна» - описан образ жизни и местообитания примерно 50 видов животных

490-430 гг. до н. э. (годы жиз­ни)

Эмпедокл из Акраган- та

Древняя

Греция

Рассмотрел связь растений со средой обитания

384-322 гг. до н. э. (годы жиз­ни)

Аристотель

Древняя

Греция

В книге «История животных» предложил классификацию животных, которая имела экологическую окраску

370-285 гг. до н. э. (годы жиз­ни)

Теофраст

(Феофраст)

Эрезийский

Древняя

Греция

В книге «Исследования о растениях» описал около 500 видов растений и их группи­ровки; заложил основы гео­ботаники

79-23 гг. до н. э. (годы жиз­ни)

Плиний

Старший

Древний

Рим

В книге «Естественная исто­рия» обобщил данные по зо­ологии, ботанике, лесному хо­зяйству, описал практику использования животных в раз­личных отраслях хозяйства

1202 г.

Леонардо из Пизы (Фибонач­чи)

Италия

Сформулировал первую задачу математической теории популя­ций (с учетом возрастной струк­туры )

1670 г.

Бойль Р.

Англия

Осуществил первый экологиче­ский эксперимент: влияние низ­кого атмосферного давления на различных животных

1686 г.

Рей Дж.

Англия

Сформулировал проблему опре­деления биологических критери­ев выделения вида (в дальней­шем «концепция вида» развита трудами К. Линнея, Ж. Б. Ла­марка, Ч. Дарвина и др.)

1700 г.

де Турне- фор Ж. Д.

Франция

Одним из первых описал верти­кальную поясность растительно­сти в горах и сравнил ее с гори­зонтальной зональностью расти­тельности в равнинных условиях (основой послужили данные экспедиции на гору Арарат)

1715 г.

ван Левен­гук

Голлан­дия

Впервые изучил «пищевые цепи» и некоторые механизмы регуля­ции численности популяций

1749 г.

Линней К.

Швеция

«Экономия природы» - предло­жил типологию местообитания растений. «Общественное устройство природы» (17о0) - за­ложил основы систематики

1749­-1788 гг.

де Бюффон Ж. Л. Л.

Франция

«Естественная история» в 35 тг. - развил идеи изменчивости ви­дов под влиянием среды и един­ства растительного и животного мира.

1763 г.

Ломоносов М. В.

Россия

Высказал ряд предположений о влиянии среды на организм

1775 г.

Каверзнев А. А.

Россия

«О перерождении животных» - сделал вывод об изменчивости организмов под влиянием фак­торов среды

1786 г.

Зуев Б. Ф.

Россия

«Начертания естественной исто­рии» - первый школьный учеб­ник экологического профиля

1794 г.

Дарвин Э.

Англия

«Зоономия, или Законы органи­ческой жизни» - развил своеоб­разные преставления об эволю­ции организмов. В поэмах «Ботанический сад» (1789) и «Храм природы» (1803) в поэти­ческой форме популяризировал свои естественнонаучные воз­зрения

1798 г.

Мальтус Т. Р.

Англия

«Опыт о законе народонаселе­ния» - предложил уравнение геометрического (экспонен­циального) роста; первая мате­матическая модель роста попу­ляции

1809 г.

Ламарк Ж. Б. П.

Франция

«философия зоологии», в 2 т. - дал представления о сущности взаимодействия в системе «организм - среда»

1824 г.

Эдвардс В.

Фран­ция

«Влияние физических агентов на жизнь» - первая сводка по эко­логической физиологии

1831-­1836 гг.

Дарвин Ч. Р.

Англия

Кругосветное путешествие на корабле «Бигль»; все наблюде­ния обобщены в «Дневнике изы­сканий» (1839) - одно из первых комплексных экологических исследований

1840 г.

Морран Ш.

Бельгия

Закрепил термин «феноло­гия» за учением о сезонных явлениях в природе

1840 г.

Либих Ю.

Германия

Сформулировал закон мини­мума (лимитирующих факто­ров)

1854 г.

Жоффруа Сент- Илер И.

Франция

«Естественная история орга­нического мира» - заложил основы этологии, которая изу­чает «...взаимоотношения ор­ганизмов внутри семейств и групп, в скоплении, в сооб­ществе». Ряд исследователей считают И. Жоффруа Сент- Илера, а не Геккеля, «крестным отцом» современ­ной экологии, рассматривая предложенный термин «этоло­гия» как синоним «экологии»

1854 г.

фон Бэр К. М.

Россия

Заложил основы современной теории динамики популяций рыб

1855 г.

Северцов Н. А.

Россия

«Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Во­ронежской губернии» - ком­плексное экологическое ис­следование

1855 г.

Декандоль А.

Франция

Швейца­рия

«Ботаническая география», в 2 тт. - изучил закономерно­сти расселения растений в зависимости от среды и гео­логической истории, создал основы учения о происхож­дении культурных растений

1858 г.

Рулье К. Ф.

Россия

Обосновал метод экологиче­ского изучения животных, обосновал воздействие среды на развитие органического мира

1859 г.

Дарвин Ч. Р.

Англия

«Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» - кроме широко из­вестных эволюционных идей, в работе представлен боль­шой материал по экологиче­ским закономерностям жизни растительных и животных сообществ. Работа стала ос­новополагающей для Э. Гек­келя при создании науки «экология»

1860 г.

Миддендорф А.Ф.

Россия

«Путешествие на север и вос­ток Сибири», в 2 тт. - на ос­нове путешествий на Коль­ский полуостров (1840), на Таймыр и в Якутию (1842­1845) - описаны биогеографи- ческие закономерности Сибири

1860 г.

Пастер Л.

Франция

Заложил основы экологиче­ского направления в микро­биологии (в 1922 г. С. Н. Ви­ноградский оформил это но­вое научное направление)

1860г.

Сеченов И. М.

Россия

Публичные лекции «Так на­зываемые растительные акты в животной жизни», где вы­сказал принцип единства: «...Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определе­ние организма должна вхо­дить и среда, влияющая на него»

1866 г.

Геккель Э.

Германия

«Всеобщая морфология орга­низмов», в 2 тт. - предложил понятие «экология»: «...био­логия смешивается с экологи­ей, с наукой об экономии, об образе жизни, о внешних жизненных отношениях орга­низмов друг с другом и т. д.» (т.1, с.8)

1868 г.

Реклю Э.

Франция

Предложил понятие «биосфера»

1868 г.

Уоллес А.

Англия

«Малайский архипелаг - оте­чество орангутана и райской птицы» - предложил понятие «биологическая ниша», обос­новывал методы биогеогрэ фического анализа

1870 г.

Спенсер Г.

Англия

«Изучение социологии». Со­вместно с работами Т. Гекели и Дж. П. Марша заложил основы эко­логии человека

1875 г.

Зюсс Э.

Австрия

«Лик Земли» - переоткрыл понятие «биосфера» (незави­симо от Э. Реклю)

1877 г.

Мебиус К.

Германия

«Устрицы и устричное хозяй­ство» - предложил понятие «биоценоз». В отечественной науке биоценотические ис­следования начаты С. А. Зер­новым в 1913 г., комплексные исследования - В. Н. Бекле­мишевым в 1923 г.

1883 г.

Докучаев В. В.

Россия

«Русский чернозем» - зало­жил учение о почвах (почвоведение) и о ландшаф­тах («Наши степи прежде и теперь», 1892)

1887 г.

Форбс С.

США

Предложил понятие «микро­косм». Впервые рассмотрел озеро как микрокосм, дал зачатки учения об экосистеме

1895 г.

Варминг Е.

Дания

«Экологическая география растений» (рус. пер., 1901) - впервые использовал термин «экология» по отношению к растениям, вслед за Ф. Унге­ром развил основы экологи­ческой ботаники. Предложил понятие «жизненные формы»

1896 г.

Бекетов А. Н.

Россия

«География растений» - пер­вый оригинальный учебник

1896 г.

Хэдсон У.

Англия

Предложил понятие «волны жизни» для описания дина­мики численности животных (переоткрыто в 1905 г. Четве­риковым С.С.).

1896 г.

Шретер К.,

Кихнер О.

Германия,

Швейца­рия

Предложили различать аут- и синэкологию (закреплено в 1910 г. решением III Между­народного ботанического конгресса)

1899 г.

Докучаев В. В.

Россия

«К учению о зонах природы. Горизонтальные и вертикаль­ные почвенные зоны»

1901 г.

Каулс Т.

США

Создал учение о сукцессионных сериях, одновременно с Г. Уитфордом (США) пред­ложил понятие «климакс»

1902 г.

Жаккар П.

Франция

Разработал количественный метод сравнения флор, зало­жив основы количественно­ статистического направления в изучении экосистем

1903 г.

Иогансен В. Л.

Дания

Заимствовал из демографии и ввел в экологию понятие «популяция»

1903 г.

Раункиер К.

Дания

Создал учение о жизненных формах растений (на основе по­нятия, введенного Е. Вармингом).

1909 г.

Кольквитц Р., Марсон М.

Германия

Разработали основы биоиндика­ции загрязнения водоемов.

декабря

1909г-6 января 1909

 

Россия

XII съезд естествоиспытателей и врачей России (г. Москва) - про­граммные доклады Г. Ф. Морозо­ва, В. Н. Сукачева, Л. Г. Рамен­ского, Б. А. Келлера и др.

1910 г.

Глизон Г.

США

Сформулировал индивидуалисти­ческую гипотезу, заключающую­ся в признании неповторимости экологии каждого вида

1910 г.

Раменский Л. Г.

Россия

Сформулировал принцип непре­рывности. В настоящее время принцип Л. Г. Раменского и ги­потеза Г. Глизона объединены концепцией континуума. Позднее эти же принципы независимо были описаны Г. Негри (Италия, 1914 г.) и Ф. Леноблем (Фран­ция, 1926 г.)

1910 г.

 

Бельгия

III Международный ботаниче­ский конгресс (г. Брюссель). Доклад Ш. Флао и К. Шретера по фиксации основной геобоганической терминологии, опреде­ление понятия «ассоциация». Проведено разделение понятий «аутэкология» и «синэкология»

1910 г.

 

Россия

При Русском географическом обществе основана Постоянная биогеографическая комиссия (П. П. Семенов-Тян-Шанский)

1911 г.

Петерсен К.,

Экман С.

Дания,

Швеция

Впервые осуществили количест­венные исследования бентоса с помощью дночерпателей (К. Пе­терсен предложил и само поня­тие «бентос»)

1911 г.

Шелфорд В.

США

Сформулировал закон максиму­ма (толерантности)

1912 г.

Келлер Б. А.

Россия

Предложил понятия «экологичес­кая группа видов», «экологи­ческие ряды»

1912 г.

Морозов Г. Ф.

Россия

«Учение о лесе» - классическая работа по лесной геоботанике. По мнению В. Н. Сукачева «...Морозов, как никто другой, наполнил богатым содержанием понятия "растительное сообще­ство" и "фитосоциолопия" и по­казал практическое значение последней»

1913 г.

Браун-Бланке Ж.

Швейца­

рия,

Франция

Положил начало разработке ме­тода классификации раститель­ности (можно говорить и о клас­сификации экосистем, марки­руемых растительными сообще­ствами) на основе эколого­флористических критериев. В настоящее время этот метод по­лучил самое широкое распро­странение в мире

1915 г.

Алехин В. В.

Россия

Сформулировал правило предва­рения (независимо переоткрыто Г. Вальтером в 1951 г. и в со­временной экологии известно как правило Вальтера-Алехина). Сходный принцип стаций для насекомых предложил Г. Я. Бей- Биенко в 1959 г.

1915 г.

Высоцкий Г. Н.

Россия

Предложил понятие «экотоп»

1917 г.

Гринелл Дж.

США

Предложил понятие «простран­ственная экологическая ниша»

1918 г.

Гаме X.

Швейца­рия-

Австрия

Разделил биологию на идиобио- логию (изучение организмов) и биоценологию (изучение сооб­ществ организмов), ввел понятие «фитоценология», «синузия» (тер­мин использовал в своих лекци­ях в 1917 г. швейцарский геобо­таник Э. Рюбель; большой вклад в изучение синузий внес Липпмаа Т. М.), независимо предло­жил понятие «фитоценоз» (пред­ложено в 1915 г. И. К. Пачоским)

1921 г.

Парк Р., Бюргесс Э.

США

Предложили понятие «экология человека»

1925 г.

Лотка А.

США

«Основы биофизики» - совмест­но с В. Вольтерра (1926) зало­жил основы математической экологии

1926 г.

Вернадский В. И.

СССР

«Биосфера», в 2 тт. - развил представления о планетарной геохимической роли живого ве­щества

1926 г.

Вольтерра В.

Италия

Совместно с А. Лоткой (1925) заложил основы математиче­ской экологии. Разработал ма­тематические модели роста отдельных популяций и попу­ляций, связанных отношениями конкуренции и хищничества (модели Лотки-Вольтерра)

1927 г.

Леруа Э.

Франция

Предложил понимать под «ноосферой» «духовный пласт жизни» (аналогичной трактовки придерживался Тейяр де Шар­ден, 1930)

1927 г.

Фридерикс К.

Германия

Выдвинул гипотезу, согласно которой регуляция численности популяции есть следствие со­вокупности воздействия всех факторов (абиотических и био­тических) на уровне биоценоза

1927 г.

Элтон Ч.

Англия

«Экология животных» - офор­мил новое научное направление «популяционная экология», предложил закон «пирамиды чисел», понятие «трофическая экологическая ниша»

1928 г.

Беклемишев В. Н.

СССР

В работах «Организм и сооб­щество (к постановке пробле­мы индивидуальности в биоце­нологии)» и «Основные поня­тия биоценологии в приложе­нии к животным компонентам наземных сообществ» (1931) предложил концепцию Геоме- риды - рассмотрение всего живого вещества биосферы как некоторого системного един­ства

1933 г.

Кашкаров Д. Н.

СССР

«Среда и сообщество (основы синэкологии)»; «Основы эколо­гии животных» (1938) - первые отечественные учебники по экологии

1933 г.

Леополд О.

США

Предложил понятие «краевой эффект»

1933 г.

Николсон А.

Австрия

Выдвинул гипотезу зависимой от плотности регуляции чис­ленности популяции (саморе­гулирующийся процесс)

1934 г.

Гаузе Г. Ф.

СССР

«Борьба за сосуществование» - изложил принципы конкурент­ного исключения; описал пер­вое экспериментальное иссле­дование взаимоотношений ви­дов

1935 г.

Тенсли А.

Англия

Предложил понятие «экосистема»

1938 г.

Вильямс В. Р.

СССР

«Почвоведение» - предложил гипотезу независимости фунда­ментальных экологических факторов: «...растения для сво­ей жизни требуют одновремен­но и совместного наличия или такого же притока всех без исключений условий или фак­торов своей жизни»

1938 г., февраль

 

СССР

I Всесоюзное экологическое совещание (г. Ленинград)

1939 г.

Тролль К.

Германия

Определил новое научное на­правление - «экология ланд­шафтов» (опираясь на работы К. Д. Глинки и Л. С. Берга; СССР, 1927-1929 гг.)

1940 г.

 

СССР

I Всесоюзная экологическая конференция (г. Киев); И-1У были проведены там же в 1950, 1954 и 1962 гг.; Всесоюзная экологическая конференция (г. Москва, 1973 г.)

1940 г.

Вернадский В. И.

СССР

Предложил фундаментальный принцип (фактически, аксиому) о биогенетической миграции элементов

1941 г.

Северцев С. А.

СССР

Связал экологию с эволюцион­ными идеями и определил «экологию» как науку о меха­низмах борьбы за существова­ние

1942 г.

Линдеман Р.

США

Статья «Трофико-динамическое направление в экологи-ческом исследовании» - описал закон «пирамиды энергий» (правило 10%) и методы расчета энерге­тического баланса экосистемы

1942 г.

Сукачев В. Н.

СССР

Предложил понятие «биогео­ценоз»

1944 г.

Вернадский В. И.

СССР

Статья «Несколько слов о ноо­сфере»: «Биосфера XX столе­тия превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего рос­том науки, научного понимания и основанного на ней социаль­ного труда человека»

1951 г.

Беклемишев В. Н.

СССР

Предложил понятие «консор- ция» (в 1952 г. это понятие независимо предложил Л. Г. Ра­менский). Большой вклад в развитие представлений о кон- сорциях внес В. В. Мазинг

1951 г.

Маргалеф Р.

Испания

Впервые предложил использо­вать информационные энтро­пийные меры для оценки эко­логического разнообразия и стабильности экосистем; в дальнейшем развил представле­ния о сообществах как самоор­ганизующихся (кибернетичес­ких) системах

1952 г.

Беркхолдер П.

США

Предложил классификацию биотических взаимодействий по количественным эффектам («+» - положительные, «0» - ней­тральные, «-» - отрицательные)

1954 г.

Григорьев А. А.

СССР

Разработал (совместно с М. И. Будыко) концепцию периодиче­ской географической зонально­сти

1957 г.

Хатчинсон Дж.

США

Обобщил понятие «ниши» Дж. Гринелпа и Ч. Элтона и пред­ложил понятие «многомерная или гиперпространственная экологическая ниша»; также предложил понятие «реализа­ционная экологическая ниша». Одновременно с Р. Мак­Артуром разработал формаль­ную систему математических отношений для описания эко­логического разнообразия

1961 г.

Хатчинсон Дж.

США

Описал «парадокс планктона» и выступил одним из первых про­тивников представлений о кон­куренции как основной силы, формирующей сообщество

1963 г.

Сочава В. Б.

СССР

Предложил понятие «геосисте­ма»

1965 г.

Родин Л. Е.

СССР

«Динамика органического ве­щества и биологический круго­ворот зольных элементов и азота в основных типах расти­тельности земного шара» - од­на из первых монографий по круговороту веществ в экоси­стемах

1966 г.

Мак-Артур Р.

США

«Биология популяций» (сов­местно с Дж. Коннелом) и «Теория островной биогеогра­фии» (совместно с Е. Уилсо­ном, 1967) - в этих книгах и более ранних работах утвер­дил детерминированную точку зрения на экологические про­цессы, примат стабильности и конкуренции в формировании сообществ, что способствова­ло становлению математич< ской (аналитической) эколо­гии; предложил понятие «минимальной жизнеспособ­ной популяции» (1967)

1968 г.

   

МАВ («Человек и биосфера») - научная программа, приня­тая в Париже на Межправи­тельственной конференции ЮНЕСКО по рациональному использованию и охране ре­сурсов биосферы

1968 г.

 

Италия

Основан «Римский клуб» - международная научная (не­правительственная) организа­ция, созданная для разработки стратегий по решению многих глобальных (в том числе и экологических) проблем. Дала толчок построению имитаци­онных моделей глобальных процессов в биосфере

1971 г.

Коммонер Б.

США

Опубликована работа «Замы­кающийся круг», в которой сформулированы четыре зако­на экологии

1971 г.

Одум Ю.

США

«Основы экологии» (рус. пер., 1975), «Экология» в 2 тт. (1983; рус. пер., 1986)

1972 г.

Медоуз Д.

 

Доклад Римскому клубу «Пределы роста»

1973 г.

Лавлок Дж., Маргулис Л.

США

Выдвинули «гипотезу Геи»- рассмотрение Земли как еди­ной кибернетической системы с биологическими механизма­ми регуляции

1974 г.

Голландия

I Международный конгресс экологов (г. Гаага). Основано международное общество эко­логов (ИНТ-ЭКОЛ)

1977 г.

Будыко М. И.

СССР

«Глобальная экология» - за­ложены основы нового науч­ного направления

1988 г.

 

'

«Центр за наше общее буду­щее» благотворительная организация для содействия вовлечению общественности и организаций всего мира в уси­лия, направленные на устой­чивое развитие

1992 г.

 

Россия

Принят Закон об охране ок­ружающей природной среды

1992 г.

 

Бразилия

Рио-де-

Жанейро

Конференция ООН по окру­жающей среде и развитию; принят документ «Повестка дня на XXI век» и др.

1996 г.

 

Россия

Указ Президента о переходе России на концепцию устой­чивого развития

 

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

 

 

 

Календарь природы и погоды ИНТЕРДИЗАЙН

 

 

 

Экологический календарь 2017

 

 

 

Экологический календарь

 

 

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Дополнительное образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.