Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ
Время: века, годы |
Автор |
Страна |
Краткое содержание экологического исследования |
УМУ вв. до н. э. |
Древняя Индия |
Эпические поэмы «Махабха- рата» и «Рамаяна» - описан образ жизни и местообитания примерно 50 видов животных |
|
490-430 гг. до н. э. (годы жизни) |
Эмпедокл из Акраган- та |
Древняя Греция |
Рассмотрел связь растений со средой обитания |
384-322 гг. до н. э. (годы жизни) |
Аристотель |
Древняя Греция |
В книге «История животных» предложил классификацию животных, которая имела экологическую окраску |
370-285 гг. до н. э. (годы жизни) |
Теофраст (Феофраст) Эрезийский |
Древняя Греция |
В книге «Исследования о растениях» описал около 500 видов растений и их группировки; заложил основы геоботаники |
79-23 гг. до н. э. (годы жизни) |
Плиний Старший |
Древний Рим |
В книге «Естественная история» обобщил данные по зоологии, ботанике, лесному хозяйству, описал практику использования животных в различных отраслях хозяйства |
1202 г. |
Леонардо из Пизы (Фибоначчи) |
Италия |
Сформулировал первую задачу математической теории популяций (с учетом возрастной структуры ) |
1670 г. |
Бойль Р. |
Англия |
Осуществил первый экологический эксперимент: влияние низкого атмосферного давления на различных животных |
1686 г. |
Рей Дж. |
Англия |
Сформулировал проблему определения биологических критериев выделения вида (в дальнейшем «концепция вида» развита трудами К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина и др.) |
1700 г. |
де Турне- фор Ж. Д. |
Франция |
Одним из первых описал вертикальную поясность растительности в горах и сравнил ее с горизонтальной зональностью растительности в равнинных условиях (основой послужили данные экспедиции на гору Арарат) |
1715 г. |
ван Левенгук |
Голландия |
Впервые изучил «пищевые цепи» и некоторые механизмы регуляции численности популяций |
1749 г. |
Линней К. |
Швеция |
«Экономия природы» - предложил типологию местообитания растений. «Общественное устройство природы» (17о0) - заложил основы систематики |
1749-1788 гг. |
де Бюффон Ж. Л. Л. |
Франция |
«Естественная история» в 35 тг. - развил идеи изменчивости видов под влиянием среды и единства растительного и животного мира. |
1763 г. |
Ломоносов М. В. |
Россия |
Высказал ряд предположений о влиянии среды на организм |
1775 г. |
Каверзнев А. А. |
Россия |
«О перерождении животных» - сделал вывод об изменчивости организмов под влиянием факторов среды |
1786 г. |
Зуев Б. Ф. |
Россия |
«Начертания естественной истории» - первый школьный учебник экологического профиля |
1794 г. |
Дарвин Э. |
Англия |
«Зоономия, или Законы органической жизни» - развил своеобразные преставления об эволюции организмов. В поэмах «Ботанический сад» (1789) и «Храм природы» (1803) в поэтической форме популяризировал свои естественнонаучные воззрения |
1798 г. |
Мальтус Т. Р. |
Англия |
«Опыт о законе народонаселения» - предложил уравнение геометрического (экспоненциального) роста; первая математическая модель роста популяции |
1809 г. |
Ламарк Ж. Б. П. |
Франция |
«философия зоологии», в 2 т. - дал представления о сущности взаимодействия в системе «организм - среда» |
1824 г. |
Эдвардс В. |
Франция |
«Влияние физических агентов на жизнь» - первая сводка по экологической физиологии |
1831-1836 гг. |
Дарвин Ч. Р. |
Англия |
Кругосветное путешествие на корабле «Бигль»; все наблюдения обобщены в «Дневнике изысканий» (1839) - одно из первых комплексных экологических исследований |
1840 г. |
Морран Ш. |
Бельгия |
Закрепил термин «фенология» за учением о сезонных явлениях в природе |
1840 г. |
Либих Ю. |
Германия |
Сформулировал закон минимума (лимитирующих факторов) |
1854 г. |
Жоффруа Сент- Илер И. |
Франция |
«Естественная история органического мира» - заложил основы этологии, которая изучает «...взаимоотношения организмов внутри семейств и групп, в скоплении, в сообществе». Ряд исследователей считают И. Жоффруа Сент- Илера, а не Геккеля, «крестным отцом» современной экологии, рассматривая предложенный термин «этология» как синоним «экологии» |
1854 г. |
фон Бэр К. М. |
Россия |
Заложил основы современной теории динамики популяций рыб |
1855 г. |
Северцов Н. А. |
Россия |
«Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии» - комплексное экологическое исследование |
1855 г. |
Декандоль А. |
Франция Швейцария |
«Ботаническая география», в 2 тт. - изучил закономерности расселения растений в зависимости от среды и геологической истории, создал основы учения о происхождении культурных растений |
1858 г. |
Рулье К. Ф. |
Россия |
Обосновал метод экологического изучения животных, обосновал воздействие среды на развитие органического мира |
1859 г. |
Дарвин Ч. Р. |
Англия |
«Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» - кроме широко известных эволюционных идей, в работе представлен большой материал по экологическим закономерностям жизни растительных и животных сообществ. Работа стала основополагающей для Э. Геккеля при создании науки «экология» |
1860 г. |
Миддендорф А.Ф. |
Россия |
«Путешествие на север и восток Сибири», в 2 тт. - на основе путешествий на Кольский полуостров (1840), на Таймыр и в Якутию (18421845) - описаны биогеографи- ческие закономерности Сибири |
1860 г. |
Пастер Л. |
Франция |
Заложил основы экологического направления в микробиологии (в 1922 г. С. Н. Виноградский оформил это новое научное направление) |
1860г. |
Сеченов И. М. |
Россия |
Публичные лекции «Так называемые растительные акты в животной жизни», где высказал принцип единства: «...Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него» |
1866 г. |
Геккель Э. |
Германия |
«Всеобщая морфология организмов», в 2 тт. - предложил понятие «экология»: «...биология смешивается с экологией, с наукой об экономии, об образе жизни, о внешних жизненных отношениях организмов друг с другом и т. д.» (т.1, с.8) |
1868 г. |
Реклю Э. |
Франция |
Предложил понятие «биосфера» |
1868 г. |
Уоллес А. |
Англия |
«Малайский архипелаг - отечество орангутана и райской птицы» - предложил понятие «биологическая ниша», обосновывал методы биогеогрэ фического анализа |
1870 г. |
Спенсер Г. |
Англия |
«Изучение социологии». Совместно с работами Т. Гекели и Дж. П. Марша заложил основы экологии человека |
1875 г. |
Зюсс Э. |
Австрия |
«Лик Земли» - переоткрыл понятие «биосфера» (независимо от Э. Реклю) |
1877 г. |
Мебиус К. |
Германия |
«Устрицы и устричное хозяйство» - предложил понятие «биоценоз». В отечественной науке биоценотические исследования начаты С. А. Зерновым в 1913 г., комплексные исследования - В. Н. Беклемишевым в 1923 г. |
1883 г. |
Докучаев В. В. |
Россия |
«Русский чернозем» - заложил учение о почвах (почвоведение) и о ландшафтах («Наши степи прежде и теперь», 1892) |
1887 г. |
Форбс С. |
США |
Предложил понятие «микрокосм». Впервые рассмотрел озеро как микрокосм, дал зачатки учения об экосистеме |
1895 г. |
Варминг Е. |
Дания |
«Экологическая география растений» (рус. пер., 1901) - впервые использовал термин «экология» по отношению к растениям, вслед за Ф. Унгером развил основы экологической ботаники. Предложил понятие «жизненные формы» |
1896 г. |
Бекетов А. Н. |
Россия |
«География растений» - первый оригинальный учебник |
1896 г. |
Хэдсон У. |
Англия |
Предложил понятие «волны жизни» для описания динамики численности животных (переоткрыто в 1905 г. Четвериковым С.С.). |
1896 г. |
Шретер К., Кихнер О. |
Германия, Швейцария |
Предложили различать аут- и синэкологию (закреплено в 1910 г. решением III Международного ботанического конгресса) |
1899 г. |
Докучаев В. В. |
Россия |
«К учению о зонах природы. Горизонтальные и вертикальные почвенные зоны» |
1901 г. |
Каулс Т. |
США |
Создал учение о сукцессионных сериях, одновременно с Г. Уитфордом (США) предложил понятие «климакс» |
1902 г. |
Жаккар П. |
Франция |
Разработал количественный метод сравнения флор, заложив основы количественно статистического направления в изучении экосистем |
1903 г. |
Иогансен В. Л. |
Дания |
Заимствовал из демографии и ввел в экологию понятие «популяция» |
1903 г. |
Раункиер К. |
Дания |
Создал учение о жизненных формах растений (на основе понятия, введенного Е. Вармингом). |
1909 г. |
Кольквитц Р., Марсон М. |
Германия |
Разработали основы биоиндикации загрязнения водоемов. |
декабря 1909г-6 января 1909 |
Россия |
XII съезд естествоиспытателей и врачей России (г. Москва) - программные доклады Г. Ф. Морозова, В. Н. Сукачева, Л. Г. Раменского, Б. А. Келлера и др. |
|
1910 г. |
Глизон Г. |
США |
Сформулировал индивидуалистическую гипотезу, заключающуюся в признании неповторимости экологии каждого вида |
1910 г. |
Раменский Л. Г. |
Россия |
Сформулировал принцип непрерывности. В настоящее время принцип Л. Г. Раменского и гипотеза Г. Глизона объединены концепцией континуума. Позднее эти же принципы независимо были описаны Г. Негри (Италия, 1914 г.) и Ф. Леноблем (Франция, 1926 г.) |
1910 г. |
Бельгия |
III Международный ботанический конгресс (г. Брюссель). Доклад Ш. Флао и К. Шретера по фиксации основной геобоганической терминологии, определение понятия «ассоциация». Проведено разделение понятий «аутэкология» и «синэкология» |
|
1910 г. |
Россия |
При Русском географическом обществе основана Постоянная биогеографическая комиссия (П. П. Семенов-Тян-Шанский) |
|
1911 г. |
Петерсен К., Экман С. |
Дания, Швеция |
Впервые осуществили количественные исследования бентоса с помощью дночерпателей (К. Петерсен предложил и само понятие «бентос») |
1911 г. |
Шелфорд В. |
США |
Сформулировал закон максимума (толерантности) |
1912 г. |
Келлер Б. А. |
Россия |
Предложил понятия «экологическая группа видов», «экологические ряды» |
1912 г. |
Морозов Г. Ф. |
Россия |
«Учение о лесе» - классическая работа по лесной геоботанике. По мнению В. Н. Сукачева «...Морозов, как никто другой, наполнил богатым содержанием понятия "растительное сообщество" и "фитосоциолопия" и показал практическое значение последней» |
1913 г. |
Браун-Бланке Ж. |
Швейца рия, Франция |
Положил начало разработке метода классификации растительности (можно говорить и о классификации экосистем, маркируемых растительными сообществами) на основе экологофлористических критериев. В настоящее время этот метод получил самое широкое распространение в мире |
1915 г. |
Алехин В. В. |
Россия |
Сформулировал правило предварения (независимо переоткрыто Г. Вальтером в 1951 г. и в современной экологии известно как правило Вальтера-Алехина). Сходный принцип стаций для насекомых предложил Г. Я. Бей- Биенко в 1959 г. |
1915 г. |
Высоцкий Г. Н. |
Россия |
Предложил понятие «экотоп» |
1917 г. |
Гринелл Дж. |
США |
Предложил понятие «пространственная экологическая ниша» |
1918 г. |
Гаме X. |
Швейцария- Австрия |
Разделил биологию на идиобио- логию (изучение организмов) и биоценологию (изучение сообществ организмов), ввел понятие «фитоценология», «синузия» (термин использовал в своих лекциях в 1917 г. швейцарский геоботаник Э. Рюбель; большой вклад в изучение синузий внес Липпмаа Т. М.), независимо предложил понятие «фитоценоз» (предложено в 1915 г. И. К. Пачоским) |
1921 г. |
Парк Р., Бюргесс Э. |
США |
Предложили понятие «экология человека» |
1925 г. |
Лотка А. |
США |
«Основы биофизики» - совместно с В. Вольтерра (1926) заложил основы математической экологии |
1926 г. |
Вернадский В. И. |
СССР |
«Биосфера», в 2 тт. - развил представления о планетарной геохимической роли живого вещества |
1926 г. |
Вольтерра В. |
Италия |
Совместно с А. Лоткой (1925) заложил основы математической экологии. Разработал математические модели роста отдельных популяций и популяций, связанных отношениями конкуренции и хищничества (модели Лотки-Вольтерра) |
1927 г. |
Леруа Э. |
Франция |
Предложил понимать под «ноосферой» «духовный пласт жизни» (аналогичной трактовки придерживался Тейяр де Шарден, 1930) |
1927 г. |
Фридерикс К. |
Германия |
Выдвинул гипотезу, согласно которой регуляция численности популяции есть следствие совокупности воздействия всех факторов (абиотических и биотических) на уровне биоценоза |
1927 г. |
Элтон Ч. |
Англия |
«Экология животных» - оформил новое научное направление «популяционная экология», предложил закон «пирамиды чисел», понятие «трофическая экологическая ниша» |
1928 г. |
Беклемишев В. Н. |
СССР |
В работах «Организм и сообщество (к постановке проблемы индивидуальности в биоценологии)» и «Основные понятия биоценологии в приложении к животным компонентам наземных сообществ» (1931) предложил концепцию Геоме- риды - рассмотрение всего живого вещества биосферы как некоторого системного единства |
1933 г. |
Кашкаров Д. Н. |
СССР |
«Среда и сообщество (основы синэкологии)»; «Основы экологии животных» (1938) - первые отечественные учебники по экологии |
1933 г. |
Леополд О. |
США |
Предложил понятие «краевой эффект» |
1933 г. |
Николсон А. |
Австрия |
Выдвинул гипотезу зависимой от плотности регуляции численности популяции (саморегулирующийся процесс) |
1934 г. |
Гаузе Г. Ф. |
СССР |
«Борьба за сосуществование» - изложил принципы конкурентного исключения; описал первое экспериментальное исследование взаимоотношений видов |
1935 г. |
Тенсли А. |
Англия |
Предложил понятие «экосистема» |
1938 г. |
Вильямс В. Р. |
СССР |
«Почвоведение» - предложил гипотезу независимости фундаментальных экологических факторов: «...растения для своей жизни требуют одновременно и совместного наличия или такого же притока всех без исключений условий или факторов своей жизни» |
1938 г., февраль |
СССР |
I Всесоюзное экологическое совещание (г. Ленинград) |
|
1939 г. |
Тролль К. |
Германия |
Определил новое научное направление - «экология ландшафтов» (опираясь на работы К. Д. Глинки и Л. С. Берга; СССР, 1927-1929 гг.) |
1940 г. |
СССР |
I Всесоюзная экологическая конференция (г. Киев); И-1У были проведены там же в 1950, 1954 и 1962 гг.; Всесоюзная экологическая конференция (г. Москва, 1973 г.) |
|
1940 г. |
Вернадский В. И. |
СССР |
Предложил фундаментальный принцип (фактически, аксиому) о биогенетической миграции элементов |
1941 г. |
Северцев С. А. |
СССР |
Связал экологию с эволюционными идеями и определил «экологию» как науку о механизмах борьбы за существование |
1942 г. |
Линдеман Р. |
США |
Статья «Трофико-динамическое направление в экологи-ческом исследовании» - описал закон «пирамиды энергий» (правило 10%) и методы расчета энергетического баланса экосистемы |
1942 г. |
Сукачев В. Н. |
СССР |
Предложил понятие «биогеоценоз» |
1944 г. |
Вернадский В. И. |
СССР |
Статья «Несколько слов о ноосфере»: «Биосфера XX столетия превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человека» |
1951 г. |
Беклемишев В. Н. |
СССР |
Предложил понятие «консор- ция» (в 1952 г. это понятие независимо предложил Л. Г. Раменский). Большой вклад в развитие представлений о кон- сорциях внес В. В. Мазинг |
1951 г. |
Маргалеф Р. |
Испания |
Впервые предложил использовать информационные энтропийные меры для оценки экологического разнообразия и стабильности экосистем; в дальнейшем развил представления о сообществах как самоорганизующихся (кибернетических) системах |
1952 г. |
Беркхолдер П. |
США |
Предложил классификацию биотических взаимодействий по количественным эффектам («+» - положительные, «0» - нейтральные, «-» - отрицательные) |
1954 г. |
Григорьев А. А. |
СССР |
Разработал (совместно с М. И. Будыко) концепцию периодической географической зональности |
1957 г. |
Хатчинсон Дж. |
США |
Обобщил понятие «ниши» Дж. Гринелпа и Ч. Элтона и предложил понятие «многомерная или гиперпространственная экологическая ниша»; также предложил понятие «реализационная экологическая ниша». Одновременно с Р. МакАртуром разработал формальную систему математических отношений для описания экологического разнообразия |
1961 г. |
Хатчинсон Дж. |
США |
Описал «парадокс планктона» и выступил одним из первых противников представлений о конкуренции как основной силы, формирующей сообщество |
1963 г. |
Сочава В. Б. |
СССР |
Предложил понятие «геосистема» |
1965 г. |
Родин Л. Е. |
СССР |
«Динамика органического вещества и биологический круговорот зольных элементов и азота в основных типах растительности земного шара» - одна из первых монографий по круговороту веществ в экосистемах |
1966 г. |
Мак-Артур Р. |
США |
«Биология популяций» (совместно с Дж. Коннелом) и «Теория островной биогеографии» (совместно с Е. Уилсоном, 1967) - в этих книгах и более ранних работах утвердил детерминированную точку зрения на экологические процессы, примат стабильности и конкуренции в формировании сообществ, что способствовало становлению математич< ской (аналитической) экологии; предложил понятие «минимальной жизнеспособной популяции» (1967) |
1968 г. |
МАВ («Человек и биосфера») - научная программа, принятая в Париже на Межправительственной конференции ЮНЕСКО по рациональному использованию и охране ресурсов биосферы |
||
1968 г. |
Италия |
Основан «Римский клуб» - международная научная (неправительственная) организация, созданная для разработки стратегий по решению многих глобальных (в том числе и экологических) проблем. Дала толчок построению имитационных моделей глобальных процессов в биосфере |
|
1971 г. |
Коммонер Б. |
США |
Опубликована работа «Замыкающийся круг», в которой сформулированы четыре закона экологии |
1971 г. |
Одум Ю. |
США |
«Основы экологии» (рус. пер., 1975), «Экология» в 2 тт. (1983; рус. пер., 1986) |
1972 г. |
Медоуз Д. |
Доклад Римскому клубу «Пределы роста» |
|
1973 г. |
Лавлок Дж., Маргулис Л. |
США |
Выдвинули «гипотезу Геи»- рассмотрение Земли как единой кибернетической системы с биологическими механизмами регуляции |
1974 г. |
1ч |
Голландия |
I Международный конгресс экологов (г. Гаага). Основано международное общество экологов (ИНТ-ЭКОЛ) |
1977 г. |
Будыко М. И. |
СССР |
«Глобальная экология» - заложены основы нового научного направления |
1988 г. |
' |
«Центр за наше общее будущее» благотворительная организация для содействия вовлечению общественности и организаций всего мира в усилия, направленные на устойчивое развитие |
|
1992 г. |
Россия |
Принят Закон об охране окружающей природной среды |
|
1992 г. |
Бразилия Рио-де- Жанейро |
Конференция ООН по окружающей среде и развитию; принят документ «Повестка дня на XXI век» и др. |
|
1996 г. |
Россия |
Указ Президента о переходе России на концепцию устойчивого развития |
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ
Календарь природы и погоды ИНТЕРДИЗАЙН
Экологический календарь 2017
Экологический календарь
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций