12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
 

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Охраняемые природные территории и объекты.

Забота об охране окружающей среды - дело большой госу­дарственной важности.

Закон об охране окружающей природной среды (1992 г.) оп­ределяет основные направления природоохранной деятельности государственных и общественных организаций по решению этой проблемы.

Заповедные территории в зависимости от их целевого назна­чения, особенностей охранного режима и размеров подразде­ляются на несколько типов: заповедники, памятники природы, заказники, национальные (природные) парки и др. К концу 1991 г. в Российской Федерации насчитывалось 75 заповедников (1,2%
территории страны), более 1,5 тыс. заказников (3% территории), несколько тысяч памятников природы.


 


 

Заповедники - это участки территорий или акваторий, на-
вечно изъятые из хозяйственного использования, на которых со-
храняются в возможно более полном естественном состоянии все
природные компоненты и их закономерные сочетания - природ-
ные комплексы.

В заповедниках запрещается рубка лесов, охота, сенокошение,
выпас скота, добыча полезных ископаемых, сбор грибов, ягод, рас-
тений, минералов и горных пород, использование водных объектов
для практических целей (сплав леса, рыбная ловля, вод- ный
спорт) и т. д. Лишь в особых случаях, когда в природных комплек-
сах заповедников по каким-либо причинам нарушается равновесие,
допускается вмешательство человека для его восстановления
(санитарные рубки леса, отстрел некоторых видов животных в свя-
зи с резким увеличением их численности и т. д.).

Первыми заповедниками, созданными при Советской власти, были Астраханский (1919 г.) и Ильменский (1920 г.).


 

Особый вид заповедников - биосферные, созданные по решению международных приро-доохранительных организаций. Это наиболее типичные для различных географических регионов мира охраняемые территории. В них осуществляются наблюдения над природой по единой международной программе.

Первый Международный конгресс по биосферным заповедникам состоялся в Минске в 1983 г. В настоящее время организовано около 300 биосферных заповедников, в нашей стране их – 11 (Кавказский, Приокско-Террасный, Сихотэ-Алинский, Центрально-Черноземный и др.).

Задача биосферного заповедника сводится к сохранению для будущих поколений многообразия и целостности биотических сообществ растений и животных в их естественных экосистемах и охране генетического многообразия видов, опреде­ляющего непрерывность их эволюции.

Памятники природы - это отдельные природные объекты (водопады, пещеры, гейзеры, вековые деревья, уникальные уще­лья и др.), имеющие научное, историческое и культурно­эстетическое значение. Впервые термин «памятник природы» ввел знаменитый путешественник А. Гумбольдт.

В нашей стране зарегистрировано 9 тыс. памятников природы. Например, «Капо- ва пещера» на Урале, Колыванское озеро в предгорьях Алтая с причудливыми, гранитными,скалами по берегам, красноярские «Столбы» и др. Памятники природы существуют во многих стра­нах мира, при этом они могут занимать значительные территории («Ущелье динозавров» в США - площадь 82 тыс. га).

Для заказников характерен режим частичной охраны. Они создаются для сохранения, воспроизводства и восстановления от­дельных видов растений и животных. В России система заказни­ков широко используется в охотничьем хозяйстве и служит сред­ством увеличения численности охотничье-промысловых живот­ных. Заказники могут быть различного назначения: комплексные, ботанические (лесные, степные, болотные), геологические, гидро­логические, зоологические, ландшафтные и др.


 

Резерваты во многих странах мира по своему назначению и режиму охраны территории близки к заказникам. Лишь в некото­рых странах резерваты приближаются к понятию «заповедник», в частности, в Финляндии и США. Много лесных, ландшафтных, зоологических, озерных резерватов в Англии, Германии, Швеции, США и других странах. В резерватах Австралии специально ох­раняются редкие сумчатые млекопитающие. Различные животные охраняются в резерватах Индии, Бирмы, Индонезии, Шри-Ланки.

Национальные (природные) парки являются в большинстве стран мира основной категорией охраняемых участков природы. Они представляют собой территории, выделенные для сохранения природы в оздоровительных и эстетических целях, а также в инте ресах науки, культуры и просвещения.

Первый в мире национальный парк был создан в 1872 г. в верховьях реки Йеллоустон в США, за ним последовали национальные парки в Канаде, Африке, Австралии, Новой Зеландии. Сейчас в мире насчитывается более 2300 национальных парков, в России - 22 национальных парка.

Заповедно-охотничьи хозяйства характеризуются разнообразным животным и растительным миром. Так, в Беловежской пуще произрастают уникальные исполинские дубы, сосны, ели. Возраст некоторых из них 400-600 лет. И тут же растут тундровая береза коренных российских мест, северная белая пихта,
скальный дуб - детище знойного климата. В этих местах обитают такие редкие животные, как зубры, множество косуль, оленей, кабанов, зайцев, разнообразных птиц и т. д. Допускается отлов зверей для пополнения других заповедников и зоопарков страны, проводится научно-исследовательская работа.

Другими охраняемыми территориями являются водоохранные
леса в верховьях и поймах рек, леса курортных местностей, поле-
защитные лесные полосы, зеленые зоны вокруг городов, берега
водоемов и др. Разнообразно их значение в сохранении отдель-
ных компонентов ландшафтов, а также велика их роль в созда нии оптимальной для жизни людей окружающей среды.

Б. Гржимек, посетивший многие заповедники нашей страны, писал: «Первозданную природу надо беречь не меньше, чем мы бережем картины
Рафаэля, Кельнский собор, индийские храмы; их можно при желании восстановить.
Уничтожая или ставя под угрозу многие виды животных на
Земле, люди обедняют тем с
амым не только окружающую нас Природу, но И себя самих».


 

Вопросы и задания

1.Чем отличается заповедник от национального парка?

2.Что такое биосферный заповедник?

3.Расскажите об охраняемых территориях вашего региона.

4.Выскажите свою точку зрения по проблеме содержания диких животных в зоопарках. 5.Предложите свой проект «экологического» зоопарка

ООПТ (особо охраняемые природные территории)

 

 

 

 

Особо охраняемые природные территории России

 

 

 

 

Заповедник «Тигирекский» | Природа | Телеканал "Страна"

 

 

 

Живая энциклопедия: Алтайский заповедник

 

 

 

10 самых красивых заповедников России

 

 

 


 

Заповедники и национальные парки - особо охраняемые и особо оберегаемые

 

 

 

 

Лекция «Национальные парки России»

 

 

 

В России будет еще 5 природных заповедников


 

 

 

 

 

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.