Урок экологии в 9 классе на тему «Охраняемые природные территории и объекты»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
Охраняемые природные территории и объекты.
Забота об охране окружающей среды - дело большой государственной важности.
Закон об охране окружающей природной среды (1992 г.) определяет основные направления природоохранной деятельности государственных и общественных организаций по решению этой проблемы.
Заповедные территории в зависимости от их целевого назначения, особенностей охранного режима и размеров подразделяются на несколько типов: заповедники, памятники природы, заказники, национальные (природные) парки и др. К концу 1991 г. в Российской Федерации насчитывалось 75 заповедников (1,2%
территории страны), более 1,5 тыс. заказников (3% территории), несколько тысяч памятников природы.
Заповедники - это участки территорий или акваторий, на-
вечно изъятые из хозяйственного использования, на которых со-
храняются в возможно более полном естественном состоянии все
природные компоненты и их закономерные сочетания - природ-
ные комплексы.
В заповедниках запрещается рубка лесов, охота, сенокошение,
выпас скота, добыча полезных ископаемых, сбор грибов, ягод, рас-
тений, минералов и горных пород, использование водных объектов
для практических целей (сплав леса, рыбная ловля, вод- ный
спорт) и т. д. Лишь в особых случаях, когда в природных комплек-
сах заповедников по каким-либо причинам нарушается равновесие,
допускается вмешательство человека для его восстановления
(санитарные рубки леса, отстрел некоторых видов животных в свя-
зи с резким увеличением их численности и т. д.).
Первыми заповедниками, созданными при Советской власти, были Астраханский (1919 г.) и Ильменский (1920 г.).
Особый вид заповедников - биосферные, созданные по решению международных приро-доохранительных организаций. Это наиболее типичные для различных географических регионов мира охраняемые территории. В них осуществляются наблюдения над природой по единой международной программе.
Первый Международный конгресс по биосферным заповедникам состоялся в Минске в 1983 г. В настоящее время организовано около 300 биосферных заповедников, в нашей стране их – 11 (Кавказский, Приокско-Террасный, Сихотэ-Алинский, Центрально-Черноземный и др.).
Задача биосферного заповедника сводится к сохранению для будущих поколений многообразия и целостности биотических сообществ растений и животных в их естественных экосистемах и охране генетического многообразия видов, определяющего непрерывность их эволюции.
Памятники природы - это отдельные природные объекты (водопады, пещеры, гейзеры, вековые деревья, уникальные ущелья и др.), имеющие научное, историческое и культурноэстетическое значение. Впервые термин «памятник природы» ввел знаменитый путешественник А. Гумбольдт.
В нашей стране зарегистрировано 9 тыс. памятников природы. Например, «Капо- ва пещера» на Урале, Колыванское озеро в предгорьях Алтая с причудливыми, гранитными,скалами по берегам, красноярские «Столбы» и др. Памятники природы существуют во многих странах мира, при этом они могут занимать значительные территории («Ущелье динозавров» в США - площадь 82 тыс. га).
Для заказников характерен режим частичной охраны. Они создаются для сохранения, воспроизводства и восстановления отдельных видов растений и животных. В России система заказников широко используется в охотничьем хозяйстве и служит средством увеличения численности охотничье-промысловых животных. Заказники могут быть различного назначения: комплексные, ботанические (лесные, степные, болотные), геологические, гидрологические, зоологические, ландшафтные и др.
Резерваты во многих странах мира по своему назначению и режиму охраны территории близки к заказникам. Лишь в некоторых странах резерваты приближаются к понятию «заповедник», в частности, в Финляндии и США. Много лесных, ландшафтных, зоологических, озерных резерватов в Англии, Германии, Швеции, США и других странах. В резерватах Австралии специально охраняются редкие сумчатые млекопитающие. Различные животные охраняются в резерватах Индии, Бирмы, Индонезии, Шри-Ланки.
Национальные (природные) парки являются в большинстве стран мира основной категорией охраняемых участков природы. Они представляют собой территории, выделенные для сохранения природы в оздоровительных и эстетических целях, а также в инте ресах науки, культуры и просвещения.
Первый в мире национальный парк был создан в 1872 г. в верховьях реки Йеллоустон в США, за ним последовали национальные парки в Канаде, Африке, Австралии, Новой Зеландии. Сейчас в мире насчитывается более 2300 национальных парков, в России - 22 национальных парка.
Заповедно-охотничьи хозяйства характеризуются разнообразным животным и растительным миром. Так, в Беловежской пуще произрастают уникальные исполинские дубы, сосны, ели. Возраст некоторых из них 400-600 лет. И тут же растут тундровая береза коренных российских мест, северная белая пихта,
скальный дуб - детище знойного климата. В этих местах обитают такие редкие животные, как зубры, множество косуль, оленей, кабанов, зайцев, разнообразных птиц и т. д. Допускается отлов зверей для пополнения других заповедников и зоопарков страны, проводится научно-исследовательская работа.
Другими охраняемыми территориями являются водоохранные
леса в верховьях и поймах рек, леса курортных местностей, поле-
защитные лесные полосы, зеленые зоны вокруг городов, берега
водоемов и др. Разнообразно их значение в сохранении отдель-
ных компонентов ландшафтов, а также велика их роль в созда нии оптимальной для жизни людей окружающей среды.
Б. Гржимек, посетивший многие заповедники нашей страны, писал: «Первозданную природу надо беречь не меньше, чем мы бережем картины
Рафаэля, Кельнский собор, индийские храмы; их можно при желании восстановить. Уничтожая или ставя под угрозу многие виды животных на
Земле, люди обедняют тем самым не только окружающую нас Природу, но И себя самих».
Вопросы и задания
1.Чем отличается заповедник от национального парка?
2.Что такое биосферный заповедник?
3.Расскажите об охраняемых территориях вашего региона.
4.Выскажите свою точку зрения по проблеме содержания диких животных в зоопарках. 5.Предложите свой проект «экологического» зоопарка
ООПТ (особо охраняемые природные территории)
Особо охраняемые природные территории России
Заповедник «Тигирекский» | Природа | Телеканал "Страна"
Живая энциклопедия: Алтайский заповедник
10 самых красивых заповедников России
Заповедники и национальные парки - особо охраняемые и особо оберегаемые
Лекция «Национальные парки России»
В России будет еще 5 природных заповедников
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций