Урок географии в 9 классе «Население Ростовской области»
Задачи:
Образовательные:
формировать представление о населении, его численности, размещении, плотности, процессах урбанизации;
познакомить с особенностями культуры и традициями донских казаков;
Развивающие:
Продолжать развивать умения анализировать статистический материал, работать с дополнительной литературой и ресурсами сети Интернет;
Воспитательные:
Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей области и населяющих её народов через изучение традиций народной культуры.
Организация урока:
Тип урока: комбинированный (с элементами практикума)
Вид урока: урок – путешествие (с элементами исследования)
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карта Ростовской области, карты атласа Ростовской области, раздаточный материал для учащихся, статистический материал, конституция РФ, выставка книг и предметов быта донских казаков.
Эпиграф к уроку:
Мой край родной – земля свободных,
Великих наций, разных языков.
Оценят здесь обычаи народов,
Советы мудрых казаков.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, я рада всех вас видеть. Мы продолжаем изучать географию нашей Родины. Сегодняшний урок мы посвятим нашему краю.
II. Актуализация знаний.
Посмотрите, пожалуйста, на экран и обратите внимание на слова:
Демография
Население
Урбанизация
Национальность
Этнос
Патриотизм
- Кто из вас может объяснить значение этих слов?
Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать?
- Верно. Тема нашего урока «Население Ростовской области».
- А что бы вы хотели узнать о населении Рост области? (цель урока);
-эпиграф к уроку;
- Сегодня мы будем работать по плану:
Заселение территории РО
Численность
Половозрастной состав
Национальный состав
Трудовые ресурсы и занятость
Города РО
Виды сельского поселения
- Каждый из нас тесно связан с родной землёй, людьми, проживающими на ней, с её природными условиями и ресурсами, то есть всем тем, что мы именуем «малой родиной». Ростовская область – богатейший природными и экономическими ресурсами регион. А главное его богатство – это народ.
-Просмотр мультфильма.
Историческая справка.
Дон, земля донская, донские казаки. Произносишь эти слова и перед мысленным взором встанут ковыльные степи, Дон-батюшка, образы Ермака и Платова, Разина и Булавина, Сухорукова и Крюкова, и сотен других донцов, прославивших Дон и Россию своими деяниями. Земля на которой появилось и возмужало донское казачество, издревле называлась Диким полем.
Рассмотрим краткую историю заселения Донской Земли.
Скифы – отличные воины.
В начале новой эры на Дону появились гунны и аланы.
В 7 веке создано государство Хазария, на месте нынешнего Цимлянского водохранилища.
На смену хазарам пришли славяноруссы и печенеги.
С далекого Алтая вторгаются половцы. Древнерусское произведение «слово о полку Игореве», посвящено битве с половцами.
250 лет продолжалось монголо-татарское иго.
С 16 века здесь появились ватаги вольных людей- казаков.
Вы живете, учитесь на благословенной Донской земле, прославленной
деяниями наших предков – вольных казаков. А кто же они? Опережающее задание о казаках на Дону.
Работа по статистическому материалу.
Численность населения в нашей области? 6 место в РФ
Учитель предлагает, изучив и проанализировав статистические данные об изменении численности населения, приведенных в таблице, сделать выводы об изменении данного показателя и о причинах.
Для работы предложена таблица№1.
Динамика численности населения |
|
Годы |
Численность (Тысяч человек) |
2006 |
4303,6 |
2007 |
4276,0 |
2008 |
4254,2 |
2009 |
4241,8 |
2010 |
4229,5 |
2014 |
4260,6 |
Работа с данными таблицы
Какие показатели влияют на численность населения?
Таблица №2
Динамика естественного движения населения (на 1000 жителей)
Годы |
Родившиеся (чел.) |
|
Умершие (чел.) |
Естественный прирост (естественная убыль) |
||
|
||||||
1940 |
30,4 |
16,0 |
14,4 |
|||
1990 |
12,5 |
12,5 |
0,0 |
|||
2002 |
9,0 |
16,5 |
-7,5 |
|||
2003 |
9,2 |
16,3 |
-7,1 |
|||
2010 |
10,9 |
14,7 |
-3,8 |
|||
2014 |
11,7 |
14,2 |
-2,5 |
|||
А какова ситуация с рождаемостью и смертностью в Кашарском районе. Откуда мы это можем узнать. Обратимся к газете «Слава труду».
Зачитаем инф-ю, касающуюся данного вопроса за ноябрь и декабрь прошлого года.
А что же в В-Макеевке?
Годы |
Родившиеся (чел.) |
Умершие (чел.) |
2000 |
10 |
33 |
2005 |
11 |
29 |
2010 |
16 |
28 |
2014 |
14 |
31 |
Вывод: В Ростовской области, как и во всей России, сложилась сложная демографическая остановка. Сокращается численность населения, смертность превышает рождаемость, естественный прирост населения снижается. Доля детей сокращается, а пожилых людей увеличивается.
Решение статистической задачи.
Половозрастная структура населения области.
-По карте атласа Ростовской области определите плотность населения.
Население размещено неравномерно: средняя плотность 43 чел/кВ.км, Макс – 62 в Аксайском районе, мин 4,1в Заветинском районе.
Россия – многонациональное государство, нашу область населяют более 100 национальностей и народов.
- Русское население по-прежнему является самым многочисленным и составляет 88,8 процента общей численности населения.
- Какие народы, и в каком количестве проживают на территории области? Дайте ответ, проанализировав таблицу «Национальный состав населения Ростовской области»
Национальный состав Ростовской области
численность |
% |
|
3795607 |
88,72 % |
|
110727 |
2,59 % |
|
77802 |
1,82 % |
|
35902 |
0,84 % |
|
17961 |
0,42 % |
|
16657 |
0,39 % |
|
16493 |
0,39 % |
|
13948 |
0,33 % |
|
1067 |
0,02 % |
|
915 |
0,02 % |
|
878 |
0,02 % |
|
851 |
0,02 % |
|
830 |
0,02 % |
- Назовите наиболее многочисленные и малочисленные народы.
- Чем отличаются люди разных национальностей? Перечислите признаки. (Разговаривают на разных языках, одеждой, кухней, обычаями,)
- Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют друг с другом? (Взаимодействуют: торговые, родственные, культурные связи).
- Правильно, процесс слияния одного народа с другим путём усвоения его языка, культуры называется ассимиляцией.
- Итак, мы с вами выяснили, что Ростовская область – многонациональная.
- Какая проблема, может стоять перед людьми разных национальностей, наиболее остро? (Проблема межнациональных отношений).
Наша Конституция гарантирует равенство прав и возможностей для всех этносов на основе принципов патриотизма, взаимоуважения, взаимопонимания.
- Откройте Конституцию РФ, статья 26. Зачитайте её вслух.
Ростовская область не сегодня стала многонациональной. На протяжении веков на Дону складывался опыт сосуществования людей различных национальностей, конфессий. Очень важно, на мой взгляд, отметить, что добрососедские отношения, толерантность и доброжелательность, унаследованные от предков,являются отличительными признаками донской земли.
Следующим вопросом нашего плана изучения темы являются трудовые ресурсы.
Трудовые ресурсы – это население, способное работать в народном хозяйстве. Трудоспособное население составляет 60,3%.
Задание. Рассмотрев диаграмму, ответьте на вопрос: в каких отраслях экономики больше всего занято населения края? Почему?
Какая главная проблема трудовых ресурсов сейчас существует?
Учитель наводящими вопросами подводит их к проблеме безработицы.
В 90-годы ХХ века безработица была скрытой, 60% сельского населения являлись безработными. Современное состояние на рынке труда улучшается, но проблема безработицы остается.
Перейдем к рассмотрению вопроса урбанизации населения. Поработаем над статистическими данными соотношения уровня городского и сельского населения. Для этого обратимся к таблице №3.
Таблица №3.
Годы |
Городское % |
Сельское % |
|||
2006 |
66,8 |
33,2 |
|||
2007 |
66,8 |
33,2 |
|||
2008 |
66,8 |
33,2 |
|||
2009 |
66,9 |
33,1 |
|||
2010 |
66,9 |
33,1 |
|||
2014 |
67,5 |
32,5 |
Как изменяется соотношение городского и сельского населения? Почему доля гор населения не увеличивается? (благ условия для занятий с/х)
Назовите типы населенных пунктов края. По атласу.
1 ряд города обл подчинения
ряд города район подчинении
ряд поселки город типа У доски
Какие самые многочисленные города?
Практическая работа.
Используя карту “Население”, выполнить задания:
- найти на карте административного устройства Ростовской области города
- обозначить на контурной карте города области;
Учащиеся выполняют работу в контурных картах, отмечают города.
После завершения выполненной работы осуществляется взаимопроверка правильности выполнения.
Опережающее задание презентация «Путешествие по городам Ростовской области»
Сельские населенные пункты.
Мы живем в Верхнемакеевке. Какой у нас тип населенного пункта?
- в чем отличие деревни от села?
Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь вы узнали много нового. А сейчас мы проведём небольшое тестирование по теме.
Учитель объявляет оценки, полученные учащимися, и комментирует их.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Правила написания:
Первая строчка – одно ключевое слово, существительное, отражающее главную идею;
Вторая строчка – два прилагательных, описывающие основную мысль, которые подходят к теме существительного;
Третья строчка – три глагола, описывающие действия в рамках заданной темы;
Четвёртая строчка – короткое предложение из 4-х слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
Пятая строчка - существительное – синоним ключевого слова (желательно 1 слово или словосочетание).
Заключительное слово учителя.
- В нашей области проживают люди разных национальностей, разных религиозных верований. Но где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи. - Спасибо всем за работу, урок окончен.