Урок экономики в 6 классе «Налоги как основной источник доходов государства»

2
0
Материал опубликован 22 January 2020

Предмет: экономика 6 класс.

ОУ: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ардатовская средняя школа №1»

Учитель: Шешотова Елена Вячеславовна

Методическая разработка урока по теме: Налоги как источник доходов государства.

Пояснительная записка.

Вид урока: урок-изучение нового материала.

Обучение обучающихся ведётся по программе основного общего образования по экономике для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов-составителей Г.И. Гребеневой, О.В. Плетеневой, И.А. Симонова, Л.В. Политовой (Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2015 г.)

Учебный курс «Экономика» изучается в рамках части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса в объеме по 1 часу в неделю.

Учащиеся уже знают/умеют:

Умеют с помощью учителя формулировать тему урока;

Умеют планировать ход деятельности с помощью учителя;

Умеют с помощью учителя искать и отбирать необходимую информацию;

Умеют с помощью учителя формулировать определения различных понятий.

Предметные ожидаемые результаты: учащиеся должны знать\уметь

Объяснять понятие «налога»;

Перечислять объекты налогообложения;

Понимать, кто является налогоплательщиками;

Перечислять и понимать смысл основных налогов.

Доказывать необходимость налогообложения



Метапредметные ожидаемые результаты: учащиеся должны уметь

Анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать имеющуюся информацию;

Самостоятельно организовывать и планировать ход деятельности;

Организовывать поиск и отбор необходимой информации;

Самостоятельно анализировать и корректировать свои действия;

Самостоятельно организовывать работу в команде.

Личностные ожидаемые результаты:

формирование адекватного отношения школьников к налогам,

воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

воспитание любви к своей Родине.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: наглядный и практический; частично-поисковый.

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Средства обучения: информационно-коммуникативные технологии

Оборудование: мультимедийное оборудование, персональные компьютеры с выходом в интернет.

Материалы для учителя к уроку:

1. Видеоролик «Ардатов»

2. Презентация к уроку.

3. Презентация-тренажёр.

4. Видеоролик «Сказка о Фоме и налогах»

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

УУД

1.Организационный момент

  Ребята, проверьте, пожалуйста, готовность к уроку!

- Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие.

-Желаю вам успехов!


Проверка готовности к уроку (самопроверка, самоконтроль)

2 мин.

 Регулятивные (формирование целевых установок). Личностные (отношение к учебной деятельности)

2. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы и мотивация к изучению нового материала.

Учитель предлагает отгадать загадку:

Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? 

- Какое место вы называете Родиной?

- Всё вместе это мы можем назвать –Ардатовский район.

-А кто знает, какое событие празднует Ардатовский район в 2019году?

- Наш Ардатовский район был образован в 1929 году. И в этом году празднует своё 90-летие.

Приглашаю вас на виртуальную экскурсию по Ардатовскому району.

-Какие чувства возникают у вас при просмотре этого видеоролика?

- Что необычного заметили вы при просмотре этого ролика?

- Действительно, этот ролик был снят 10 лет назад. И сейчас наш районный центр выглядит иначе. Как?




Ответы детей: Родина.














Ардатов, Леметь, Высоково и т.д.







90 лет.



Просмотр видеоролика.



Гордость. Любовь к родине.



Сейчас Ардатовский район выглядит по- другому.


Здания красивее, дороги лучше, появился фонтан и т.д.

3 мин.

Коммуникативные (готовность слушать собеседника, участие в учебном диалоге)

Регулятивные (формирование целевых установок)

Личностные(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Актуализация знаний

А задумывались ли вы когда-нибудь, откуда в районе берутся деньги для строительства новых зданий, фонтанов, детских площадок?

Подсказка: слайд 1.

Вставьте в пословицы недостающие слова:

-Чтобы Россия была сильна - плати налоги сполна.

Не платит налоги только медведь в берлоге: он не ест, не пьет, только лапу сосет.

Налоги платятся, и жизнь в гору катится. 

-Какое отношение имеют налоги к строительству новых школ, фонтанов, детских площадок?

- Почему пословица ставит в зависимость силу России от налогов?


Учитель предлагает самостоятельно сформулировать тему.

Слайд 2.






Выполняют задание.











Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока

2 мин.

Личностные(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).Регулятивные (проявление творческой и познавательной инициативы)


Усвоение новых знаний.


В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Заглянем в интернет, в словари: что же такое налоги?

-Это всего лишь некоторые из определений. Если мы с вами поймем сущность налога, то можем дать и собственное. Главное - указать основные признаки.

В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим. Обратите внимание на те подсказки, которые даны на слайде 3, сформулируйте 5 признаков налога.





Слайд 4.

А теперь давайте на основании этих признаков сформулируем своё определение налога.

Слайд 5.

Сравним его с определением учебника, запишем себе в тетрадь.



Основным юридическим документом налоговой системы является НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ, который принимается Государственной Думой и подписывается Президентом. (Слайд 6)

Налоговый кодекс - свод законов о правах, обязанностях и ответственности как налогоплательщиков, так и органов осуществляющих сбор налогов, порядке и сроках их взимания.

Кто, по вашему мнению, должен платить налоги?

Об этом нам расскажет главный документ Налоговый кодекс. Перейдём по ссылке №1. https://www.zakonrf.info/nk/gl3/

- На какие 2-е группы мы можем разделить всех перечисленных налогоплательщиков?

(слайд №7) .

Граждане – это физические лица, а фирмы, учреждения, организации – это все юридические лица 

Обратите внимание на слайд 8:

Мужская душа, печная труба, хвост собаки, автомобиль, подача заявления в суд.…

Как вы думаете, что общего во всем этом?

-На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения. Когда-то налоги платили и с печной трубы и с собачьего хвоста…

С чего взимается налог сейчас, мы узнаем опять же в Налоговом кодексе, перейдя по ссылке №2.https://www.zakonrf.info/nk/gl7/

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются (демонстрация слайда 9):

с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);

с имущества, передачи имущества;

с юридически значимых действий;

с ввоза и вывоза товаров за границу.

Какие налоги вы знаете?

Самые известные налоги – это подоходный налог и налог на прибыль.( слайд 10)

Подоходный налог платят все физические лица с заработной платы 13%

Налог на прибыль платят юридические лица – 20%

Решение задач:

1.Работающее в нашем районе предприятие «Мухтоловская спецодежда» в 2017 году имела следующие финансовые показатели: слайд 11

С какой суммы оно заплатит налог?

Какую сумму он составит?


Что произойдёт, если руководство предприятия решит не платить налога?


Чем это грозит руководителю предприятия?


2(слайд 12). Работник АО «Сапфир» Иванов Иван Иванович получил за январь зарплату в размере 26000 руб. Какой налог и в каком размере он должен заплатить государству?

Что произойдёт, если Иван Иванович решит не платить налог?

Чем это грозит Ивану Ивановичу?

Посмотрите как по разному говорят великие люди о налогах.( Слайд 13).

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо?





Дискуссия на тему «За» и «Против»

















Прежде чем вы сформируете окончательное мнение по этому вопросу, я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Сказка о Фоме и налогах»

Давайте сделаем вывод.

Какой лучший подарок жители Ардатовского района могут сделать ему на День рождения? Почему?



Учащиеся изучают предложенные информационные источники, озвучивают найденные определения.





Учащиеся совместно определяют и записывают 5 признаков налога:

1) Часть доходов граждан и предприятий.

2) Носит принудительный характер.

3) Выплата периодическая.

4) Выплата в пользу государства.

5) Определяется законом.

Формулируют и записывают в тетрадь определение налогов.





























Ответы детей.

Переходят по ссылке, выписывают налогоплательщиков.



Ответы.











Со всего этого платили налоги.









Переходят по ссылке, выписывают объекты налогообложения.




Записывают в тетрадь.





Ответы.

Записывают в тетрадь









Решение задачи.

Государственный бюджет недополучит денег. Не будут построены школы, больницы и т.д.

Решение задачи.

Государственный бюджет недополучит денег. Не будут построены школы, больницы и т.д.

Будет нести ответственность.











Работа в группах:

1 группа – приводит аргументы «против налогов»

2 группа – приводит аргументы «за»

3 группа – попробует придумать альтернативу налогам.

Представитель каждой команды предлагает свой вариант ответа на полученный вопрос. Другие члены команды добавляют недостающее.









Вывод.

25 мин.

Познавательные (овладение базовыми предметными понятиями, умственные операции – анализ, классификация, отнесение к известным понятиям, установления причинно-следственных связей)


Регулятивные (проявление творческой и познавательной инициативы)



















Познавательные УУД

(поиск и отбор информации)































































































Коммуникативные (умение работать в группе, участие в учебном диалоге)


Закрепление и оценка результатов

Игра «Экономический баскетбол»


Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок? –оценка «5»

Какие вопросы вызвали у вас затруднение?

Где вы можете узнать правильный ответ?

Загляните в учебник – исправьте свои ошибки.


Каждый индивидуально

выполняет задание.


ответы.

7 мин.

Регулятивные УУД (самооценка правильности выполнения действий, коррекция)








Рефлексия

Учитель предлагает вернуться к цели урока и доказать её достижение.

Учитель предлагает выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах.

Подведем итог: В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно.

Перед вами лежит три карточки. С их помощью предлагаю вашим группам выразить своё отношение к налогам:

Красный: налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

Белый: Нужно платить только справедливые, с нашей точки зрения, налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

Фиолетовый: налоги вообще не нужно платить.


Учащиеся ещё раз формулируют определение налога. Называют объекты налогообложения и налогоплательщиков. Перечисляют их виды, доказывают необходимость налогообложения.




Дети поднимают выбранные ими жетоны (как правило все поднимают красные жетоны, очень редко поднимаются зелёные)

4 мин.

Регулятивные УУД (самооценка правильности выполнения действий)

Личностные(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Домашнее задание

Дифференцированно:

1. Провести мини-исследование «Налоги, которые платит моя семья»

2. Подготовить сообщение на тему «История налога»

3.Создать рекламу (рисунок, стихотворение и т.д.), убеждающую в необходимости платить налоги.

 

2 мин.


Используемая литература

1. Лукьянова Р.С. Система дидактических игр и творческих заданий. Н.Новгород, НГЦ,2007

2. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. 5-7 классы, Вита-Пресс,2011 г.

4. Просветов Г.И. Экономика для школьников: задачи и решения, Вита-Пресс,2008 г.

5. Сборник сценариев В стране Экономика Издательство: Красико-Принт, 2001

6.Учебник Экономика: рабочая тетрадь 6 класс , ( Г.И. Гребнева, Е.Н. Гордеева, Т.Н. Ерошина, И.А. Симонов; НИРО., Н.Новгород, 2017г.. 7.Шорыгина Т.А. Беседы об экономике Издательство: Сфера, 2009

8. Материалы с сайта:

https://multiurok.ru

https://открытыйурок.рф/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.