Урок экономики в 11 классе «Анализ экономических показателей уровня жизни»
Урок экономики в 11 классе «Анализ экономических показателей уровня жизни»
Цели урока
обучающая: сформировать умения навыки рационального экономического мышления.
Выработать умение вносить аргументированные суждения. Выработать навыки анализа экономических ситуаций и принятия самостоятельных решений.
развивающая: развивать самостоятельность и нестандартное мышление, способности в выработке жизненной позиции.
воспитывающая: воспитание учебного сотрудничества, чувства собственной значимости и ответственности.
Необходимые материалы:
Раздаточный материал «Притчи о богатстве…» и другие
Слайды на тему «Мы и общество»
Раздаточный материал«10 заповедей предпринимателя»
мини-тест "Успешный предприниматель" для каждого учащегося.
слайд с ключом к тесту "Успешный предприниматель".
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент
Сообщите учащимся о цели урока и скажите, что на сегодняшнем уроке мы должны:
Исследовать страны по уровню жизни, провести сравнительный анализ показателей уровня жизни и определить место Казахстана среди стран по уровню жизни.
Проанализировать факторы, влияющие на индекс человеческого развития ИЧР.
По табличным данным определить уровень развития некой засекреченной страны
Ответить на вопросы:
Какие критерии позволяют определить уровень жизни в стране?
Как экономическая ситуация в стране, влияет на нашу жизнь?
Какие могут сложиться ситуации в условиях кризиса?
Как построить свою линию поведения в конкретной ситуации?
2. Работа в группах
Чтобы составить полное представление о развитии страны необходимо табличные данные обработать. Это достигается путем применения компьютерной программы EXCEL. Учащиеся владеют функцией «мастер диаграмм», они быстро строят необходимые графики и проводят сравнительный анализ. Класс делится на группы по 4 -5 человек. Работа по таблице распределяется между участниками. Затем ребята объединяют свои исследования, делают выводы. От каждой команды выходит представитель и защищает свой проект.
Итог работы – оценка защиты проекта.
Критерии оценки:
полнота проведенного анализа
обоснованность, логичность, глубина исследования.
грамотность выводов
3. Обсуждение вопросов и составление комплекса мер или путей, направленных на формирование жизненной позиции в разных ситуациях
1. При рассмотрении различных ситуаций делается упор на общее обсуждение сначала в группах, затем в классе.
2. Рассматриваются различные варианты (желательно, чтобы ребята сами выражали свое мнение по-поводу каждой из предложенных ситуаций).
3. На основе обсуждений определить основные пути решения проблем и идеи по их преодолению, необходимо ориентироваться на внутренние особенности ребят.
4. Обсуждение в классе: Алгоритм выхода из стрессовых ситуаций
Проведите «мозговой шторм», для того чтобы организовать дискуссию по данному вопросу, записывайте ответы учащихся на доске.
Разделите доску на 3 колонки:
Что необходимо сделать, чтобы чувствовать себя комфортно.
Что может помочь нам справиться с данной ситуацией.
Что может вызвать чувство тревоги.
Создайте таблицу о положительном и отрицательном влиянии сегодняшнего кризиса на общество:
Левая часть: положительное влияние.
Правая часть: отрицательное влияние.
5. Поделитесь своими мыслями о своем отношении к жизненным ситуациям
( в компьютерном варианте будет предложен материал «притчи» и показаны слайды)
Заключение.
«Основной целью образования ставится непростая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире»
На доске выписать основные направления, необходимые для формирования жизнеустойчивой позиции
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
МИНИ-ТЕСТ "УСПЕШНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ"
Оцените важность наличия каждой характеристики для достижения успехов в бизнесе по пятибалльной системе. Оценка 1 говорит о наименьшей важности, 5 – о максимальной.
Характеристики предпринимателя |
Менее важна Наиболее важна |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
Непреодолимое желание достигать |
|||||
2 |
Потребность тесно сотрудничать |
|||||
3 |
Умение вести людей за собой |
|||||
4 |
Готовность принять неопределенность |
|||||
5 |
Хорошее физическое здоровье |
|||||
6 |
Энергичность |
|||||
7 |
Готовность рисковать |
|||||
8 |
Умение хранить коммерческую тайну |
|||||
9 |
Новаторство |
|||||
10 |
Способность руководить |
|||||
11 |
Терпеливость |
|||||
12 |
Жажда денег |
|||||
13 |
Организованность |
|||||
14 |
Желание создавать |
|||||
15 |
Потребность власти |
|||||
16 |
Упорство |
|||||
17 |
Уверенность в себе |
|||||
18 |
Желание и готовность проявлять инициативу |
|||||
19 |
Соперничество |
|||||
20 |
Разносторонность личности |
Оценив важность каждой характеристики, запишите их в порядке убывания важности, разбивая на 3 группы:
наиболее важные для достижения успеха (характеристики с оценками 4 и 5)
важные для достижения успеха (характеристики с оценкой 3)
наименее важные для достижения успеха (характеристики с оценкой 1 и 2)
Наиболее важные |
Важные |
Наименее важные |
КЛЮЧ К ТЕСТУ "УСПЕШНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ"
Исследование показало, что предприниматели располагают приведенные характеристики в порядке убывания важности следующим образом:
Наиболее важные |
Важные |
Наименее важные |
Упорство Желание и готовность проявить инициативу Соперничество Уверенность в себе Непреодолимое желание достигать Умение хранить коммерческую тайну Хорошее физическое здоровье |
Готовность рисковать Энергичность Умение вести за собой Разносторонность личности Новаторство Способность эффективно руководить |
Готовность принять неопределенность Жажда денег Терпеливость Организованность Потребность власти Потребность тесно сотрудничать |