Урок – экскурсия в 6 классе по теме «Обобщение изученного об имени числительном» (презентация)
Номинация:
«Лучшее из опыта работы»:
*Разработка урока
*Презентация к уроку
Автор:
Быкина Людмила Васильевна
ТЕМА УРОКА: Урок – зачёт по теме «Имя числительное» (2 часа)
(с презентацией) 6 класc
Предлагаемый урок русского языка в 6 классе является завершающим в теме, построен на краеведческом материале.
Путешествие в г.Новосибирск
PPTX / 1004.78 Кб
ТЕМА УРОКА: Урок – зачёт по теме «Имя числительное» (2 часа) 6 класc
Предлагаемый урок русского языка в 6 классе является завершающим в теме, построен на краеведческом материале.
Цель урока: актуализация знаний об имени числительном;
совершенствование грамматико-орфографических и речевых умений и навыков; развитие воображения, творческих способностей, умений делать логические заключения.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся определять морфологические признаки имени числительного и их особенности; применять правила правописания числительных; объяснять языковые явления.
метапредметные: п.- заочное знакомство с городом Новосибирском и его достопримечательностями; к. – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня освоения материала;
личностные: формирование чувства гордости за свою малую родину; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Оборудование: напечатанные карточки с текстами, с дидактическим материалом; карта Новосибирской области; виды г.Новосибирска; толковый словарь Ожегова С.И.; слайды с видами г. Новосибирска; компьютер.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Доброе утро! Улыбнулись друг другу. Мы закончили изучение темы «Имя числительное». И сегодня на уроке вы должны вспомнить, повторить всё, что узнали об этой части речи, поработать над употреблением числительных в речи. Но урок не простой, а урок-экскурсия, а куда – узнаем позже.
Запись в тетради: число, вместо «Классная работа» запись «Путевой лист экскурсовода…(ф.и.о. учащегося в род. падеже).
Учитель: *Что такое экскурсия? (работа со словарём)
Экскурсия – поездка, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.
*Как называют людей, которым всё показывают?
Экскурсант – участник экскурсии.
*Как называют человека, который проводит экскурсию?
Экскурсовод – руководитель экскурсии.
Учитель: Сегодня мы побываем в роли экскурсоводов и экскурсантов и совершим путешествие-экскурсию по Сибири, а точнее в столицу Сибири – город Новосибирск. Для этого у нас есть всё: схема города, карта, виды Новосибирска.
Мы познакомимся с образованием города, поговорим о населении города, пройдём по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.
Нашу заочную экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе, до посадки в который проверим домашнее задание (устное описание автобуса: мест 33, длина 9,19м, ширина 2,5м, высота 2,95м).
Учитель: Дорога дальняя - 500км до Новосибирска, уселись поудобнее, пристегнулись – поехали. Удачной поездки, ребята!
Повторение и обобщение изученного о числительном на основе краеведческого материала.
Чтение текста 1 вслух.(тексты распечатаны у каждого учащегося). Слайд №2, 3
Азиатская часть России. Огромные пространства в ней занимает Сибирь: площадь около 10.000.000 км2. На 3500 км с севера на юг и на 7000км с запада на восток простирается Сибирь. На западе она граничит с Уралом, на востоке – с Приамурьем, на юге – с Казахстаном, Монголией, Китаем, а на севере её омывают волны Ледовитого океана. Сибирь занимает ¾ территории государства. Сибирь присоединили к Русскому государству в 16 веке. Если речь заходит об открытии Сибири, то первая дата – это 1581 год.
Учитель: Вы обратили внимание на большое количество числительных в речи? Давайте вспомним и расскажем об имени числительном как о части речи (ответы учащихся).
Учитель: - Какие бывают числительные по значению и составу?
- Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
- Начнём оформление путевого листа. Запишите встречающиеся в
тексте словосочетания «сущ.+числит.».
- Какие это числительные?
- Как склоняются порядковые числительные? Склоняем числи-
тельное шестнадцатый (век) письменно (один ученик – вслух). Проверка. Слайд №4.
Учитель: Подъезжаем к городу Новосибирску.
Чтение текста 2 вслух (текст распечатан у каждого учащегося).Слайды №5,6.
Новосибирск. С него начинается для многих приезжающих знакомство с Сибирью. В городе нет примет седой старины, отзвуков прошлых веков, узких извилистых улочек. Новосибирск вырос с нулевой отметки. Он возник в 1893 году. На перекрёстке двух магистралей – Транссибирской железной дороги и реки Оби появился небольшой посёлок строителей Кривощёково. В 1903 году посёлок получил статус города и стал называться Ново - Николаевском, а в 1926 году город стал называться Новосибирском.
Учитель:
- Записать предложения по вариантам, числительные - прописью. Слайд №7.
1вариант: Новосибирск возник в 1893 году.
2 вариант: В 1926 году город стал называться Новосибирском.
Чтение текста 3: Слайд №8.
В 2013 году городу Новосибирску исполнилось 120 лет.
Быстро растёт население Новосибирска. В 1941 году – 450.000 человек, в 1943 году численность населения – 600.000 человек. В 1956 году – 731.000 человек. По численности населения Новосибирск занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. По темпам же роста населения он вышел на первое место среди крупнейших городов страны. Сейчас в городе проживает больше 1,5 млн. человек (1.523.801 человек).
Учитель:
- Выпишите из текста словосочетания «числ. + сущ.».
- В каких числительных пишется ь в середине? (примеры из текста)
- В чём особенность склонения числительного сто?
- Как пишется 1,5 млн. человек? Сколько падежных форм имеет это числительное?
Чтение текста 4: Слайд № 9.
Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 км в час, чтобы успеть всё рассмотреть. Максимальная скорость в городе 60км в час. На трассе «Икарус» идёт со скоростью до 70 и даже до 80 км в час.
Учитель:
- Как склоняются числительные от 50 до 80?
- Просклонять по вариантам: Слайд №10.
1 вариант: шестьдесят
2 вариант: семьдесят
Физминутка.
Чтение текста 5: Слайд №11
В ноябре 1987 года Совет Министров СССР утвердил проект Новосибирского метрополитена общей протяжённостью 52 км с 36 станциями по трём линиям: Ленинской (18,6 км), Кировской (24,4 км) и Дзержинской (10,8 км).
Учитель:
- Как склоняются дробные числительные?
- Назовите в тексте дробные числительные?
- Разберите морфологически числительное с 36 станциями.
- Сформулируйте правило написания ь в середине и на конце числительных.
- Приведите примеры числительных, которые склоняются как существительное 3 склонения.
Чтение текста 6: Слайд №12
Много сибиряков погибло в боях за свою Родину. В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов погибло 30266 человек из Новосибирской области.
6 ноября 1967 года в Новосибирске открыт Монумент Славы. В создании памятника принимали участие четверо скульпторов: Б.Л.Ермишин, М.М.Пирогов, Б.А.Захаров и А.С.Чернобровцев – автор проекта.
Учитель:
- Найдите в тексте числительное, о котором мы ещё сегодня не говорили (четверо).
- Какое это числительное?
- Как образуются собирательные числительные?
- Приведите свои примеры словосочетаний с собирательными числительными.
- Что вы можете рассказать о числительном оба (обе)?
- Запишите предложение под диктовку:
В Новосибирске 32 высших учебных заведения (11 университетов, 8 академий, 13 институтов) и 64 средних специальных учебных заведения
(30 училищ, 22 колледжа, 12 техникумов).
- Охарактеризуйте числительные 32 и 64 (составные).
- Как склоняются составные количественные числительные?
- Сейчас мы должны вспомнить, как отличить имена числительные от других частей речи с числовым значением?
На доске записаны предложения: Слайд № 13.
За несколько десятилетий маленькая станция превратилась в один из крупнейших городов СНГ.
И в каждом жителе города живёт чувство первопроходца.
В середине тридцатых годов в Новосибирске был построен дом под названием «стоквартирный».
Территория города Новосибирска занимает площадь в 50210 га.
На смену пятиэтажным домам пришли девятиэтажные.
Удвоилась и сеть городского транспорта.
- Выписать имеющиеся в тексте примеры таким образом:
Сущ.:
Прилаг.:
Числит.:
Глагол:
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Последняя запись в путевом листе – словарный диктант: километр, секунда, одиннадцать, бассейн, центнер, экземпляр, гараж, миллион, миллиард, тысяча, территория, триста, четыреста, девяносто, двести.
Рефлексия. Слайд № 14, 15
«Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке я научился…»
«Сегодня на уроке мне было сложно…»
«Сегодня на уроке мне было легко…»
«Сегодня на уроке мне понравилось…»
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
PPTX / 1004.78 Кб