12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Турьянова Руфина40
Учитель русского языка и литературы
Россия, Башкирская респ., Месягутово

Урок-путешествие по русскому языку в 6-м классе. Тема: "Повторение об имени числительном"

 

Цели и задачи урока:

Образовательные:

1. В результате урока ученики повторят изученный материал об имени числительном.
2. Практикуются в применении орфографических правил при написании числительных

Развивающие:

1. Ученики учатся распознавать имя числительное среди других частей речи, имеющих числовое значение (существительных и прилагательных).
2. Усваивают нормы употребления числительных в речи, а именно учатся
– читать, правильно артикулируя, цифровой материал;
– писать числа словами, соблюдая орфографические нормы и нормы изменения числительных по падежам, нормы управления и согласования числительных в сочетаниях с существительными.
3. В результате урока развивается коммуникативная и познавательная деятельность обучающихся.

Воспитательные:

1. Обучающиеся понимают необходимость взаимовыручки.
2. Убеждаются в том, что надо знать историю родного города, края, любить Родину, уметь видеть прекрасное в окружающей жизни, передавать своё восхищение в слове.
3. Осознают внутрипредметные связи: грамматики, естественнонаучных дисциплин (математики, географии, истории) и литературы

Оформление:

·         План по теме на переносной доске, цветной мел

·         Таблица «Морфологический разбор имени числительного»

·         Карточки для групповой работы. Приложение 2Приложение 3Приложение  4Приложение 5

·         Мультимедийная презентация Презентация, экран, проектор

·         Плакат с кроссвордом «Солнышко» <Приложение 6>, маркер, скотч

·         Распечатка стихотворения Т. Юсупова «Сторона дуванская» Приложение 1.

·         Сигнальные карточки (зеленого, жёлтого и красного цвета)

План урока

1.     Оранизационный момент.

2.     Сообщение и запись урока.                   1 мин.

3.     Проверка индивидуального задания.       1 мин.

4.     Ассоциативное восприятие текста.          4 мин.

5.     Сообщение целей урока.                       1 мин.

6.      Фронтальный опрос. Повторение.                                      

7.     Работа в группах . Путешествие по станциям    10 мин.

8.     Сообщения учащихся.

9.     Подведение итогов урока. Рефлексия.            2 мин.

10.           Домашнее задание.                               1 мин.

             Ход урока

1.     Оргмомент.

 

2.     Сообщение темы урока. (Презентация, 1 слайд)

Сегодня мы совершим заочную образовательную экскурсию по Дуванскому району,  поговорим о географическом положении района, о прошлом, пройдем по современным улицам. И вы еще раз убедитесь, что имя числительное- очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.

Запись даты и темы урока « Повторение изученного об имени числительном». Мы не только повторим ранее изученное об этой части речи, но и узнаем много интересного.

 

3.     Проверка индивидуального задания ( выступления учащегося, работавшего с краеведческим материалом)( Презентация, 2 слайд)

Цифры окружают нас повсюду. Мы привыкли видеть их в газетах и журналах, слышать о них по телевидению и по радио. Числительное говорит нам о многом: оно знает, сколько продукции изготовил за 1 день рабочий и сколько в течение года открылось в стране новых школ, театров и супермаркетов, сколько ребят учится в школах. Числительное как беспристрастный свидетель расскажет нам, что

Площадь района 3246 кв.км. Районный центр- с. Месягутово 
Население - 31565 человек

Район находится на северо-востоке республики. Дуванский район образован 20 августа 1930 года, центром района первоначально было село Дуван.

 

4.     Ассоциативное восприятие текста. ( Презентация, 3 слайд)

- Прослушайте стихотворение дуванского поэта Т. Юсупова  « Сторона дуванская»

-Каким видит родной край поэт?

-Какова идея стихотворения?

( нет лучше родного края)

 

5.     Сообщение целей урока. ( Презентация, 4 слайд)

- узнать больше об истории родного края,

  -повторить разряды числительных;

 -усвоить нормы употребления числительных в речи: читать, правильно артикулируя цифровой материал, соблюдая нормы изменения   числительных по падежам;

   -практиковаться в правильном написании числительных.

 

6. Фронтальный опрос. Повторение.

1станцией будет « Историческая». (сообщение 1ученика) ( Презентация, 5 слайд, 6 слайд, 7 слайд). 

 Дуванский район создан 20 августа 1930 года Заселение наших мест уходит в глубь веков: стоянки древнего человека времен неолита (V—III вв. до н.э.) найдены на территории района (Елабуга, Сабакай, Кисетовка, Усть-Айск, Метели, Кадырово). Раскопки курганов у деревни Старо-Халилово показали, что здешние поселения относятся к VIII—IХ вв. н.э. Здесь проходили караванные пути с юга на север, из Европы в Азию.

Название райцентра Месягутово, по предположениям, исходит от жившего здесь племени масагетов.
Поскольку здесь проходили дороги из Казанского ханства в Сибирское, возникали поселения (ямы).
На нашей земле сражались воины Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева. Этот период знаменателен еще и тем, что в отместку за участие в восстании у местного населения — башкир — были отобраны земли и леса, разрушены деревни.
Основной обязанностью башкир была военная повинность: ежегодно 4-5 семей должны были выставить на службу воина с ружьем, саблей, копьем, луком, в хорошей одежде, с двумя лошадьми и продовольствием.
Русские селения возникли в середине XVIII века (Дуван, Месягутово, Сикияз, Озерское), кое-где сначала по устному, а впоследствии по письменному договору.. В XIX веке быстро росло число русского населения за счет переселенцев.
Осваивались новые участки, в основном по берегам рек..Сейчас в районе насчитывается 50 сел, деревень, поселков. В них живет  33761 человек.
Первая церковь была построена в селе Дуван (1822 г.), первая школа появилась там же (1841 г.).
В 1875 году возникли новые органы местного самоуправления — земства. Построены школы, а также единственная в России сельская Месягутовская женская прогимназия (с 1907 г.) для подготовки учительниц начальных школ.
Уже к середине прошлого века земледелие в наших краях стало товарным, хлеб скупали многочисленные торговцы,увозили на восток на лошадях. А на запад тысячи пудов хлеба отправлялось по воде с двух метелинских пристаней.
До постройки железной дороги по реке Ай отправляли на баржах продукцию заводов.
Славились местные гончары. Качественная местная глина использовалась для устройства отопительных печей, изготовления кирпичей. Все церкви, дома, здание прогимназии построены из местного кирпича.
Тяжелый след оставила гражданская война. Трудно было восстанавливать хозяйства. Лишь с созданием машинно-тракторных станций развитие пошло быстрее.
К 1935 году в школы была привлечена вся молодежь: начальное образование стало обязательным.

Мирный труд прервала война. На Великую Отечественную из района ушло около 8000 мужчин и более 80 женщин. Были отправлены автомобили, тракторы, лошади.
В 60—80-е годы шло интенсивное развитие сельского хозяйства, широкомасштабное строительство предприятий, жилья; завершена электрификация, началась газификация с использованием местного газа ,развернулась реконструкция дорог, всего народного хозяйства. 
Сейчас труженики Дуванского района объединены в трудовые коллективы четырех совхозов, одиннадцати колхозов, строительных организаций (МПМК, ДПМК, ДСУ-4, ДРСУ), газовых, электрических служб, хлебоприемного предприятия, мебельной фабрики, комбикормового, кирпичного заводов, комбината сухого молока, “Сельхозтехники”, “Сельхозхимии”, автопредприятия, инкубаторной станции, торговых организаций, лесного хозяйства, бытового обслуживания, учебных заведений, медицинских учреждений и т.д.
 

-Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем все об имени числительном.

-Какие бывают числительные по значению и составу?

- Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

Ребята, значит, мы легко назовем словесный код страны Имя числительное.

Вопросы-ключи к коду:

– Почему существительные, прилагательные, числительные называются именными частями речи?
– Что у них общего?

-Чем отличается числительное от существительного, имеющего числовое значение. Приведите примеры.

Как же отличить имя числительное от других частей речи?

(Код:Числительное можно записать словами и числами.)

 

7. Работа в группах. Путешествие по станциям 

Вы справились  с заданием.

Продолжаем наше путешествие. Здесь мы сделаем несколько остановок.

Следующая станция « Географическая» ( Презентация, 8 слайд, 9 слайд)


Там, где 56-я параллель пересекает Уральские горы, лежит небольшой уголок нашей Родины - Дуванский район Республики Башкортостан. Примерно на одной широте с селом Месягутово, районным центром, нахолится столица России- белокаменная Москва, а также город великого сказочника Г.Х.Андерсена Копенгаген и резиденция шотландских королей Эдинбург.

Дуванский район невелик, с севера на юг 87.5 км, с запада на восток- 76. Площадь его составляет всего 3.3 тыс.кв.км.. но это больше, чем территория Великого Герцогства Люксембург, Сингапура ( в пять раз!) или ещё двух десятков независимых государств мира. Край этот не всегда был такой, каким он выглядит сейчас. Сотни миллионов лет назад здесь простирались бесскрайние моря, вздымалась и опускалась земная кора, извергались вулканы и лилась раскаленной рекой лава. Среди зарослей кораллов, колоний мшанок и морских лилий плавали древние акулы, обитали различные ракообразные и моллюски. По берегам водоемов, во влажной душной атмосфере росла буйная растительность: огромные плауны, древовидные папоротники, хвойные. Цикадные. Огромным разнообразием отличался мир рептилий. Динозавры достигали гигантских размеров - до 27 метров в длину. Ящеры летали, плавали, бегали, питались растительной пищей и поедали друг друга. Завершилось формирование Уральских гор примерно 230-240 млн. лет назад. И неумолимое время, вода и ветер начали свою незаметную работу. Крепкие горные породы постепенно разрушались, выветривались и горы постарели, сгорбились и стали такими, какими мы их видим теперь.
 

Индивидуальное задание (1 ученик у доски)

Словосочетание 76 километров поставьте в форме Р.п., Д.п., Т.п., П.п.

– Исправьте допущенную ошибку цветным мелом. Запишите правильный вариант в тетрадь. (Ошибка в употреблении Т.п.)

Взаимопроверка в парах с переносной доски. (Презентация,  12 слайд)

Совершим экскурсию по городу Математиков, побываем в Замке кроссвордов; отдохнём на берегу озера Орфографического; посетим клуб «Знатоки литературы»;  потрудимся на благо Родины в деревне Исторической.

На каждой остановке нам надо будет показать свои знания, находчивость, смекалку.

– Разделимся на группы:
1 группа отправится в город Математиков и посетит Замок кроссвордов.(Презентация, слайд 10, 11)

 Вы будете работать под девизом: «Без грамматики не выучишь и математики»

Задание    Заполните кроссворд «Солнышко».

При проверке читаем цепочкой с комментированием.
3 группа даст оценку работе 1 группы.

2 группа будет представлять наш класс в Клубе «Знатоки литературы» (Презентация,  13, 14 слайд)

Задание: Приложение 4

Проверка д/з поискового характера у 3 группы учеников. (Презентация,  слайд)

Ребята дома работали под девизом: «Что сделал добрый человек, того не забудут вовек»
– Назовите произведения, данных авторов, в названии которых встречаются числительные.

Ответы: 

Сказки: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев», Ю.Олеша «Три толстяка», Л.Н.Толстой «Три медведя», русская народная сказка «Три поросёнка»
Произведения: А.Дюма «Три мушкетёра», Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой», «Пять недель на воздушном шаре», В.Каверин «Два капитана».

Консультанты объявите оценки ребят в группе

3 группа полюбуется окрестностями озера Орфографического. (Презентация,  15слайд) Ваш девиз: «Один ум хорошо, а два лучше»

 Мирный труд прервала война. На В(в)еликую О(о)течестве(н,нн)ую из района ушло около 8 тысяч(?) мужчин и более 80 жен…щин. Были отправлены автомобили, тракт…ры, лошади.

70 лет пр…шло с тех пор, как пр…гремели залпы Победы, но в памяти народной всегда должны жить подвиги доблес…ных сынов и дочерей нашей Родины, вставших на защиту нашего О(о)течества, отстоявших его св…боду и независимость, спасших народы мира от фашизма.

 8. Слово учителя: Ребята, сколько  лет прошло, как прошла Великая Отечественная война? Давайте вспомним о тех, кто воевал, погиб  в годы войны? (Презентация , слайд 16  ,22) ( сообщения учащихся)

Герои Советского Союза Дуванского района 

Рефлексия (слайд 24)

Спасибо! Было приятно с вами работать!!!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.