Урок "Эргономика офисного пространства"
Министерство образования Пензенской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский колледж архитектуры и строительства»
Технологическая карта
урока ПМ.01. Проектирование объектов архитектурной среды МДК 01.07. Дизайн интерьера гражданских зданий
Тема 1.6.6. Проектирование конструкций в интерьере и эргономический анализ оборудования
по теме «Эргономика офисного пространства»
гр.21ОА13
Выполнила: Акчердакова Динара Рашидовна,
учитель спецдисциплин ГАПОУ ПО ПКАС
Пенза, 2024
Технологическая карта урока
Преподаватель | Акчердакова Динара Рашидовна |
Образовательное учреждение | ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства» |
Дисциплина, МДК | МДК 01.07. Дизайн интерьера гражданских зданий Тема 1.6.6. Проектирование конструкций в интерьере и эргономический анализ оборудования |
Дата проведения урока | 25.11.2024 |
Целевая группа, специальность | Группа 21ОА13 студентов ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства» Специальность «Архитектура» |
Тема урока | Эргономика офисного пространства |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Организовать деятельность обучающихся по формированию знаний о современных тенденциях планирования офисного пространства и научиться комплексно разрабатывать организацию рабочей зоны учитывая всю совокупность функциональных и эргономических задач |
Задачи урока | Образовательные: 1.Закрепить и систематизировать теоретические знания по ранее изученным темам 2.Создавать условия для усвоения и понимания знаний по эргономике 3.Организовать деятельность по самостоятельному применению знаний при планировании офисного пространства 4.Формировать умения, обеспечивающие успешное выполнение проектных заданий Воспитательные: 1.Повышать интерес к выбранной профессии 2.Воспитывать навыки интеллектуальной деятельности 3.Воспитывать ответственность за результаты своей деятельности, уметь проверять свои действия. Развивающие: 1.Способствовать формированию творческого воображения 2.Сформировать познавательный интерес к предмету 3. Развивать умения применять знания при выполнении разных видов заданий |
Технологии обучения, применяемые на уроке | Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения |
Основные понятия и термины | «эргономика», «офис», «рабочее место». |
Формы работы учащихся | Индивидуальная, групповая |
Образовательные ресурсы | Компьютер, интерактивная доска, презентация «Эргономика офисного пространства», карточки заданий |
Этапы урока | Цель | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент | Позитивный настрой на урок | –здравствуйте, будущие архитекторы! | Приветствуют преподавателя, контролируют готовность к уроку | Личностные:Самоорганизация. Регулятивные:Способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
2.Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. | Вызвать эмоциональный настрой, систематизировать имеющиеся у учащихся знания, постановка цели и задачи урока | Прежде чем приступить к проведению занятия, вспомним основные термины и понятия, которые мы изучали на предыдущих занятиях. 1.Определение эргономики. 2.На что направлена эргономика? 3. Что помогает создать эргономики в архитектурном проектировании (слушает ответы) Итак, тема нашего сегодняшнего занятия «Эргономика офисного пространства» Цель: организовать деятельность обучающихся по формированию знаний о современных тенденциях формирования офисного пространства и научиться комплексно подходить к разработке рабочего места учитывая всю совокупность функциональных и эргономических задач Задачи: - Ознакомить с понятиями «офис», «офисная работа», «эргономика»,с историей трансформации индивидуальной рабочей среды - разработать удобную планировочную схему офисного пространства - сформировать познавательный интерес к предмету -способствовать формированию творческого воображения | Высказывают предположения на поставленные вопросы. Обсуждают заданный вопрос и пытаются выполнить предложенное задание. | Личностные: мотивация к учебной деятельности Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. Познавательные: общеучебные – умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи; Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях; умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать |
3. Изучение нового материала | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний о видах планировки кухни | Работа с опорным планом - Когда вы слышите слово «Офис», что вы себе представляете, для чего он предназначен? Офис — рабочее помещение, предназначенное для определенных процессов, которые необходимо осуществлять с максимальной полнотой и в заданные временные сроки. Термин «офис» (англ. office) вошел в российский деловой обиход достаточно поздно, а именно с начала 90-х гг. прошлого века с распространением рыночных реалий во всех сферах жизни, и первоначально воспринимался как англоязычный аналог понятий «контора», «канцелярия». Активное развитие сервисно-информационного сектора экономики России, расширение системы деловых отношений обусловливают необходимость изменения офисных пространств. Комфорт офиса складывается из эргономики рабочего места и рационального планирования офисного пространства в целом. Основа последней – деление на рабочие зоны так, чтобы каждый сотрудник работал максимально эффективно и сам по себе, и в команде. - Как вы думаете из каких функциональных зон состоит офис? Любое офисное помещение имеет ряд зон: • рабочая зона; • приемная секретаря; • кабинет руководителя; • места для клиентов и посетителей; • зона приема пищи; • санузел; • переговорный зал; • подсобные помещения. В зависимости от типа организации или учреждения, а также направления деятельности, в офисном помещении будет присутствовать или отсутствовать перечисленные элементы. - На ваш взгляд, каким видом деятельности занимаются в офисе? Офисная работа в целом может быть разделена на две категории: концентрация и общение. Выделяют три типа офисных помещений. Типы офисных помещений: 1. Офис кабинетного типа 2. Офис открытого типа 3. Офис комбинированного типа - В каком из этих типов офисных помещений вам было бы комфортнее работать, почему? Для сосредоточенной, с максимальной концентрацией внимания работы лучше всего подходит отдельный кабинет, а для общения — открытое в большей или меньшей степени пространство. Организация рабочего пространства, если обратится к истории, претерпевала всевозможные изменения. Давайте познакомимся История трансформации индивидуальной рабочей среды (студент зачитывает подготовленное им сообщение). - Какие базовые элементы офиса претерпели на ваш взгляд изменения?(Основные предметы офисной мебели - стол, рабочее место и шкаф. Вместо пишущих машинок, стали использовать компьютеры, поэтому и изменились и размеры рабочего стола) - У каждого из вас есть жома выделенное рабочее место. С какой целью вы используете его? - А удобно ли вам работать за своим рабочим местом? Рабочее место – часть пространства приспособленная для выполнения работником(группой работников) производственного задания В зависимости от общих требований предлагаются три наиболее распространенных типа расстановки рабочих мест в офисе относительно друг друга: П-образное, Т-образное и в несколько рядов. - Какой тип расположения столов более эргономичный? Традиционное расположение столов «лицом к лицу» – в виде буквы Т – весьма удобно для общения, но обладает недостаточной зрительной и звуковой изолированностью С 1998 г. стали активно применять расположение рабочих столов буквой «П»(«спина к спине»), наиболее подходящее для сосредоточенной работы. На примере исследований, проведённый на ряде предприятий России, видно, что благодаря соблюдению норм эргономики рабочего места экономится около 30% времени, соответственно, на столько же увеличивается производительность труда. Основными параметрами рабочего места являются: высота столов и стульев, угол обзора монитора и уровень его расположения относительно линии взгляда, расстояние от глаз до экрана, положение тела работника (поддержка спины, опора для рук, место для ног). -Все ли необходимые инструменты для выполнения всевозможных домашних заданий, графических работ находятся на вашем рабочем столе? Наиболее удачным считается расположение мебели по принципу, когда необходимые для ежедневной работы полки, тумбы, шкафы находятся на расстоянии вытянутой руки. Различают три вида хранения документов и предметов на рабочем месте: надстольный уровень настольный уровень подстольный уровень Поэтому для более эффективной работы сотрудников необходимо заложить все три уровня хранения документации. А сейчас давайте обобщим все то, что вы сегодня узнали на уроке | Участвуют в беседе, делают записи в опорном план-конспекте. | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. |
4.Первичное осмысление и закрепление | Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. | Сейчас вы приступите к выполнению практического задания и будете работать в малых группах. Для этого я прошу подойти представителей от каждой группы и выбрать свой вариант задания. По заданию необходимо, предложить: Эскиз функционального зонирования офиса с одним из типов расстановки рабочих мест в рабочей зоне. На выполнение задание отводится 15ми | Делятся на группы. Организуют своё рабочее место. | Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания по изучаемой теме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
5. Рефлексия учебной деятельности | Анализ выполненной работы, самооценка | Был ли полезным для Вас урок? Почему? Заканчивая сегодняшний урок, я хочу, чтобы вы посмотрели на слайд с изображением и назвали шибки организации рабочего места Вы молодцы. Спасибо всем за урок. До свидания! | Участвуют в обсуждении результатов работы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. | Личностные: формирование эстетического вкуса. Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей. Регулятивные: оценка выполненной работы. Познавательные: выводы о проделанной работы |
6.Задание на дом | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Начертить в программе AutoCAD предложенную планировочную схему офиса в М 1:100 | | Регулятивные: самостоятельное вычерчивание в автоматизированной программе планировочной схемы офиса Личностные: самооценка своего результата. |
Опорный План-конспект урока
«Эргономика офисного пространства»
Офис – | Рабочее место– |
Типы расстановки рабочих мест
Типы офисных помещений
Категории офисной работ
Функциональные зоны офисного помещения | |||||||
| | | | | | | |
Основные параметры рабочего места | ||
| | |
Виды хранения документов и предметов на рабочем месте | ||
| | |