Статья на тему «Школьный урок в пространстве воспитания»
Статья
«Школьный урок в пространстве воспитания»
Покрышка Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №511
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Аннотация: тема оформилась в результате осмысления опыта работы по поиску видов и форм деятельности, обеспечивающих реализацию воспитательного потенциала урока. Как определить границы, где я обучаю, а где начинаю воспитывать? Что делает урок интересным? И что этот интерес дает воспитанию?
Ключевые слова: воспитание и образование, учебная мотивация, пространство воспитания, интерактивные формы работы, система вознаграждений, нет крупным формам, взаимообучение.
Воспитание и образование неразделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н. Толстой
Современная школа требует изменений, которые должны происходить достаточно быстро. Причем на первый план сегодня выходят не только вопросы образования, но и всё, что касается воспитания, новых подходов к проблеме взаимоотношений учитель-ученик. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» воспитание должно стать частью всех образовательных программ, включая программы учебных курсов и дисциплин.
Актуальность темы определена необходимостью и целесообразностью использовать новые интерактивные формы реализации учебных задач, соответствующих требованиям ФГОС НОО. Невозможно рассчитывать на светлое будущее страны, если воспитанию юных граждан уделяется недостаточное внимание. Ведь именно сегодняшние дети через 15-20 лет станут управлять государством, именно они будут передавать лучшие традиции потомкам. И опираться в вопросах воспитания подрастающего поколения они будут на собственный опыт. По словам Ю. Азарова: «Даже если мы против того воспитания, которое осуществлялось по отношению к нам, мы все равно в своих действиях почти всегда воспроизводим в чем-то тот педагогический опыт, который впитан нами с младенческой поры, в ходе физического и духовного роста» [2, с. 12].
Практическая значимость результатов проекта в получении опыта вовлечения большего количества детей в организацию мероприятий с учётом их интересов.
Уверена, что современный процесс воспитания и социализации юных россиян необходимо строить на основе базовых национальных ценностях российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье.
Цель использования опыта: формирование разносторонней личности обучающихся через деятельность, придание содержанию образования деятельностной направленности, способствование развитию учебной мотивации школьников, предоставление возможности обучающимся окунуться в мир настоящего поиска.
Обучение и воспитание – эти понятия стоят в одном ряду, их связывает сотни зависимостей. Мы не можем на классном часе воспитывать, а на уроке учить. Урок находится в пространстве воспитания, а вместе они решают одну ключевую задачу – развитие ребенка.
Поташник М.М. под «профессиональным ростом педагога» понимает процесс приобретения знаний, умений, способов деятельности, позволяющий ему эффективно осуществлять педагогическую деятельность и решать стоящие перед ним профессиональные задачи [3].
Мне как педагогу, который строит урок, исходя из его воспитательного потенциала, приходится продумывать систему взаимосвязанных, взаимодополняющих видов деятельности в рамках урока и внеурочной деятельности. Не дублирование, а интеграция различных форм и видов деятельности, работающих на расширение возможностей воспитательного потенциала обучения и воспитания.
Целевые приоритеты, связанные с возрастными и психологическими особенностями детей:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые номы поведения, правила общения с учителями и сверстниками;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрации детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
применение на уроке интерактивных форм работы: интеллектуальные игры, дискуссии, групповую работу или работу в парах;
включение в урок игровых процедур;
организация шефства мотивированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;
инициирование и поддерживание исследовательской деятельности в рамках реализации ими исследовательских проектов.
Приведу примеры.
Прием «Неизвестные предметы». Очень часто мы встречаемся в учебниках с задачами, героями которых становятся незнакомые для ребят предметы. И для того, чтобы объяснить, что это за предмет, приходится потратить время. С точки зрения расширения кругозора это важно и полезно для ребят. Но они в своей повседневной жизни уже не всегда используют и сталкиваются с этими предметами или понятиями. Воспитательный эффект - яркое событие на уроке, незнакомое понятие – дети вовлечены в интеллектуальную деятельность, включают воображение, обращаются к своему личному опыту. Есть возможность высказаться тем, кто, может, на уроке и не собирался этого делать.
Прием «Нет крупным формам». Информационное поле, в котором находятся наши дети, делает свое дело. Мир воспринимается несвязанными событиями. Клиповое мышление лишает ребенка возможности концентрировать внимание. Наши дети способны удерживать внимание не более 8 секунд. 8 секунд! Вдумаемся. Им важно, чтобы информация была разбита на отдельные смысловые куски и была представлена в визуальном ярком формате. Увидеть на схеме, на картинке, услышать в наушниках, это проще, чем прочитать в учебнике, книге.
Прием «Система вознаграждений». Задача учителя – заинтересовать, найти инструменты, которые повышают мотивацию. Одним из таких инструментов является геймификация – внесение игровых элементов в неигровые процессы, система баллов, розыгрышей. Как новогодний подарок ребятам были выданы купоны («Повышение отметки на 1 балл», «Подарок другу», «Антидвойка», «Без домашнего задания» и др.), которые они должны были реализовать в течение месяца. Воспитательный эффект – ребята «спасали» друг друга, отдавая купоны друзьям, учились договариваться. Одним из результатов этого приема стала организация шефства мотивированных учащихся над отстающими одноклассниками.
Прием «Интерактивный гексагон». Современные дети не могут обойтись без социального взаимодействия. Для них важна принадлежность к какой-либо социальной группе. Интерактивная технология «Интерактивный гексагон» позволяет ребятам проявить свои качества в групповой деятельности. Это эффективная систематизация материала. У каждого учащегося при сборке мозаики складывается своя неповторимая система знаний, что служит реализации деятельностного и дифференцированного подходов обучения.
Прием «Взаимообучение». Часто тема, затронутая на уроке, требует расширения, поиска новых решений. И тогда акцент смещается во внеурочную деятельность. Дети с удовольствием готовят мастер-классы на свои темы, показывают свои навыки, раскрываются по-другому перед ребятами, чувствуют свою значимость. Такие мероприятия дают возможность проявить себя за рамками школьных знаний.
Вывод.
Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность или милосердие, мужество или волю, вежливость или отвагу. Для этого нужна интеграция урока с различными формами воспитательной деятельности, реализуемой в классе, в кружках и секциях, детских общественных объединениях. Важно создать комфортную среду, где можно свободно говорить то, что ты думаешь, показывать то, что тебя волнует.
В чем преимущество такого подхода?
возрастание уверенности учащихся в собственных силах и улучшение отношения к учебе;
развиваются навыки сотрудничества и общения;
создание безопасной среды.
Убеждена, задача учителя – сделать сложное простым, неинтересное – интересным. Моя цель и миссия как педагога – способствовать личностному росту детей, быть рядом, уметь слышать ребят, смотреть на мир их глазами, работать сообща, обучая и воспитывая. Каждая встреча, каждый урок – это искренний разговор с ребенком о самом важном: он - часть этого огромного интересного мира, где он не один! Увидеть, понять, научиться взаимодействовать с этим миром ему помогут человечность, искренность, честность, трудолюбие, то есть те нравственные заветы, которые позволяли нашему народу на протяжении столетий противостоять самым сложным историческим вызовам!
Список используемой литературы:
Азаров Ю. П. Методика воспитательной работы. М.: Просвещение,1990. – 245 с.
Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе, творчестве. М.: Просвещение, 2018. -204 с.
Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 448с.