Урок физики на тему «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца» (8 класс)
Тема урока: Нагревание проводников электрическим током.
Закон Джоуля-Ленца.
Цель урока:
объяснить явление нагревания проводников электрическим током;
установить зависимость выделяющейся при этом тепловой энергии от параметров электрической цепи;
Познакомиться с историей исследований данного процесса.
Оборудование: ноутбук ( для работы группы звукорежиссеров), компьютер, презентация к уроку, источник тока гальванический элемент ( батарейки), провода соединительные, электрические низковольтные лампочки 4 шт. разные по мощности, ключ, реостат лабораторный, модель кристаллической решетки.
Ход урока:
Сегодня нас ждет интереснейшая тема, имеющая практическое применение в повседневной жизни, мы с вами будем экспериментировать, немного расширим и углубим наши знания в области электрических явлений и попытаемся эти знания применить на практике.
Человечеством было сделано немало открытий, осветивших нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще вокруг нас осталось не исследованным! И сегодня мы с вами будем исследователями, причем не только экспериментаторами, но и теоретиками, и просто творческими людьми! Всем нам известно ( мы проводили лабораторные работы) , что проводники при прохождении по ним электрического тока, нагреваются. Давайте выясним причины этого явления.
Причины нагревания проводников электрическим током
Задание для группы № 1
Выбрать видеоролик, объясняющий нагревание проводников электрическим током.
Исследование зависимости выделяющегося количества теплоты от сопротивления цепи: выводы
Задание для группы № 2
А) Соберите электрическую цепь, последовательно соединив гальванический элемент, ключ, электрическую лампу № 1. Оцените результат теплового действия электрического тока (по степени накала электрической лампы). Поменяйте в электрической цепи лампу № 1 на лампу № 2. . Оцените результат теплового действия электрического тока
Б) Сравните результаты теплового действия и сделайте вывод о зависимости выделяемого количества теплоты от сопротивления проводников ( электрических ламп) в цепи.
Исследование зависимости выделяющегося количества теплоты от силы тока в цепи: выводы
Задание для группы № 3
А) Соберите электрическую цепь, последовательно соединив гальванический элемент, ключ, реостат, электрическую лампу. Измените силу тока в цепи с помощью реостата. Оцените результаты теплового действия электрического тока (по степени накала электрической лампы) при разных положениях реостата.
Б) Сравните результаты теплового действия и сделайте вывод о зависимости выделяемого количества теплоты от силы тока в цепи.
Из истории открытия (Джоуль): выступление и краткий рассказ группы № 4
Из истории открытия (Ленц): выступление и краткий рассказ группы № 5
Название закона. Его физический смысл, формула, определяющая зависимость, описание.
Применение и практическое значение
Выступление группы № 6
Заключение