12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фоминова Елена Владимировна6068
В детстве я хотела быть учителем. Поступила в КубГУ г. Краснодара на математический факультет по специальности «Математик. Преподаватель», но не была уверенна, что после его окончания пойду работать в школу. Но вернулась в родную школу в хуторе Братском.
Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск
Материал размещён в группе «Учителя физики»
14

Урок физики № 2 в 9 классе по теме "Перемещение. Различие между понятиями «путь» и «перемещение»".

Цели урока: введение понятий “перемещение”, “путь”, “траектория”.

Задачи урока:

образовательная: закрепить знания учащихся о характеристиках механического движения; повторить физические понятия «траектория», «путь»

развивающая: развивать логическое мышление, правильную физическую речь, использовать соответствующую терминологию.

воспитательная: достигать высокой активности класса, внимания, сосредоточенности учащихся.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о характеристиках механического движения тел, понимание различий между понятиями «путь»  и «перемещение».

Личностные: сформировать познавательный интерес и творческие способности, самостоятельность в приобретении новых знаний о характеристиках механического движения; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.

Общие предметные: проводить наблюдения, планировать и проводить эксперимент по изучению характеристик механического движения; применять теоретические знания на практике.

Частные предметные: приводить примеры, в которых координату движущегося тела в любой момент времени можно определить, зная его начальную координату и совершаемое им за данный промежуток времени перемещение, и нельзя, если вместо перемещения задан пройденный путь.

Презентация к уроку


Разработка урока
DOCX / 87.76 Кб

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим изучать тему “Законы взаимодействия и движения тел” и на уроке познакомимся с тремя новыми понятиями из этой темы. А пока проверим выполнение вами домашнего задания к данному уроку.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа по вариантам. (Приложение 1)

3. Вхождение в тему. На столе стоит черный ящик.

Вопрос: Что находится в черном ящике? Этот предмет напрямую связан с темой урока.

Вопросы-подсказки:

1. История их изобретения насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобрета­теля. В древности их называли клепсидрами.

2.   Почти у каждого из вас есть эта замечательная  вещь.

3.  Эта вещь на протяжении веков постоянно совершен­ствовалась и претерпевала изменения, уменьшаясь в своих разме­рах, становясь унифицированной. В разное время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа римский, инженер Кулибин.

4.  В начале XX в. поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы, его внук, знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом.

5.   Эта вещь не имеет единственного числа.

6.   Частично об этом поется в песне: «Призрачно все в этом мире бушующем, Есть только миг, за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим, Именно он называется жизнь».

7.   В математике без этого предмета трудно обойтись. Особенно при решении задач на движение.

8.   Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, во­дяные, песочные, механические, электронные, водонепро­ницаемые, противоударные.

9.    Этому предмету посвящена загадка: «Весь день уса­ми шевелят и время узнавать велят».  В черном ящике часы.

Комментарий  учителя   (о  часах)

Греческий философ Платон изобрел первый будильник и школь­ный звонок одновременно, чтобы в нужный момент можно было собрать своих учеников. Водяные часы, или клепсидры, состояли из двух сосудов. В первый сосуд наливали воду, вытекая, она вытесняла воздух из второго сосуда; воздух по трубке устремлялся к флейте, она начинала звучать и дети бежали на урок, услышав звуковой сигнал.

Затем появились песочные, огневые, механические часы. Сегод­ня, кроме времени, часы могут показывать месяц, число, день неде­ли, давление, температуру воздуха, могут быть будильником, быть водонепроницаемыми, противоударными.


Далее учитель демонстрирует движение конца минутной стрелки часов по циферблату. Чертит на доске траекторию движения точки минутной стрелки за 15 минут, за 30 минут, за 1 час. На этом же рисунке чертит векторы перемещения.


4. Изучение нового теоретического материала.

Тема урока «Траектория, путь и перемещение. Определение координаты движущегося тела».

С изменениями координат тела связана величина, вводимая для описания движения, – перемещение.

Перемещением тела (материальной точки) называется вектор, проведенный из начального положения тела в его конечное положение.

Перемещение – величина векторная, т.е. кроме числового значения имеет еще и направление. Векторную величину изображают в виде отрезка, который начинается в некоторой точке и заканчивается острием, указывающим направление. Такой отрезок-стрелка называется вектором.


u1656520570.JPG

В процессе движения материальная точка занимает различные положения в пространстве относительно выбранной системы отсчета. При этом движущаяся точка “описывает” в пространстве какую-то линию. Иногда эта линия видна, – например, высоко летящий самолет может оставлять за собой след в небе. Более знакомый пример – след куска мела на доске.

Воображаемая линия в пространстве, по которой движется тело называется траекторией движения тела.

Траектория движения тела – это непрерывная линия, которую описывает движущееся тело (рассматриваемое как материальная точка) по отношению к выбранной системе отсчета.

Длина траектории – это путь. Путь увеличивается, если тело движется. И остается неизменным, если тело покоится. Таким образом, путь не может уменьшаться с течением времени.

Задание. Рассчитать пройденный путь и длину вектора перемещения за каждый промежуток времени минутной стрелки.


v1656520606.JPG

Движение, при котором все точки тела движутся по одинаковым траекториям, называется поступательным.

В зависимости от траектории движения могут быть прямолинейными (падение тел в опыте Галилея) и криволинейными (движение брошенного под углом к горизонту мяча).

Траектория одного и того же движения различна в разных системах отсчета.

Например, для пассажира равномерно двигающегося поезда падающий в вагоне мячик двигается вертикально вниз, а для человека, стоящего на перроне, тот же мячик двигается по параболической траектории.


m1656520652.JPG

Чем же отличается путь от перемещения? Эти два понятия часто смешивают, хотя на самом деле они очень сильно отличаются друг от друга. Рассмотрим эти отличия:

  • Путь – скаляр, а перемещение вектор.
  • Путь зависит от траектории, а перемещение нет.
  • Перемещение может быть положительным и отрицательным, а путь всегда строго положителен.
  • При движении тела путь может только увеличиваться, а модуль перемещения может как увеличиваться, так и уменьшаться.
  • Если тело вернулось в начальную точку, его перемещение равно нулю, а путь нулю не равен.

d1656520697.JPG

5. Упражнения и вопросы для повторения (10 мин).

Вопросы:

  1. Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси? (Путь.)
  2.  Мяч упал с высоты 3 м, отскочил от пола и был пойман на высоте 1 м. Найти путь и перемещение мяча. (Путь 4 м, перемещение 2 м.)
  3. Велосипедист движется по окружности с радиусом 30 м. Чему равны путь и перемещение велосипедиста за половину оборота? За полный оборот? {Пройденный за пол оборота путь равен l = пR = 94,2 м, перемещение S = 2R= 60 м. За один оборот путь l = 2πR = 188,4 м, перемещение S2 = 0.)
  4.  Всегда ли можно определить положения тела в заданный момент времени t, зная начальное положение этого тела (при t0=0) и путь, пройденный им за промежуток времени  t? (Не всегда можно решить эту задачу, даже зная, какой путь прошло тело за данный промежуток времени.) 

w1656520767.JPG

6. Рефлексия

Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала по методу «Плюс-минус-интересно». Каждый ученик заполняет таблицу, состоящую из трех граф. В графу «Плюс» записывается все, что понравилось, вызвало положительные эмоции и т.д. В графу «Минус» - негативные впечатления, то, что вызвало неприязнь или осталось непонятным, скучным, бесполезным. В графу «Интересно» вписываются любопытные факты, о которых учащиеся узнали на уроке или хотели бы еще узнать, а также вопросы к учителю.

7. Итог урока.

Повторение понятий урока: перемещение, траектория, путь.

8. Домашнее задание.

§ 2,3  вопросы после параграфа, упражнение 2 (стр.12), 3 (стр 15.)


n1656520825.JPG

Список литературы

1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.

2. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 9 класс.-М.:ВАКО, 2012

3. Гутник Е.М., Черникова О.А. Физика 9 класс. Методическое пособие. –М.: Дрофа, 2016

4. Иванова В.В., Минькова Р.Д. Рабочая тетрадь по физике. 9 класс-М.: Издательство «Экзамен», 2012

5. Харченко Н.И.  "Перемещение. Траектория. Путь"

 http://festival.1september.ru/articles/563378/ 

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (2)

Спицына Любовь Ивановна, 01.07.22 в 07:51 2Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, благодарю за возможность использовать Ваши материалы в своей работ. В избранное.
Фоминова Елена Владимировна, 01.07.22 в 15:36 2Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, рада, что разработка Вам понравилась.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.