Урок физики в 9 классе по теме «Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Скорость»

16
2
Материал опубликован 11 July 2022 в группе

Цели урока: закрепление представления о механическом движении, рассмотрение прямолинейного равномерного движения и его характеристик, ввод  понятия закона движения, уравнения движения, знакомство различными способами описания движения: графическими и координатными.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать у учащихся навык определения ситуаций, в которых можно применять понятие скорость; обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися описания движения различными способами.

Развивающие: развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся; развивать коммуникативные способности учащихся и устную речь учащихся;

Воспитательные: воспитывать навыки творческого усвоения и применения знаний.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о перемещении тела при прямолинейном равномерном движении.

Личностные: сформировать познавательный интерес творческую инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний о характеристиках механического движения.

Общие предметные: проводить наблюдения, объяснять полученные результаты и делать выводы, применять теоретические знания на практике, решать графические задачи на скорость.

Частные предметные: наблюдать и описывать прямолинейное равномерное движение, записывать формулы для нахождения скорости, перемещения тела, доказывать равенство модуля вектора перемещения пройденному пути и площади под графиком скорости, строить графики скорости.

Ход урока.

1. Организационный момент. 

Учитель. Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем изучать раздел «Механики». Как сказ великий Леонардо да Винчи «Механика - рай математических наук».

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Выполнение проверочной работы по теме "Определение координаты движущегося тела»" из сборника Громцевой О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс –М.:  Издательство «Экзамен», 2010.  или          Проверочная работа

3. Вхождение в тему.

Девизом нашего урока мне хочется взять античный афоризм: «Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз».

a1657531871.JPG

Как вы думаете, что общего между темой нашего урока и отрывком из романа Александра Грина «Бегущая по волнам»: «Существо наше усиливается  придать   скорость  кораблю;  мысль, множество раз побывав на воображаемом берегу, должна неохотно возвращаться в медлительно ползущее тело».

j1657531901.JPG

3. Изучение нового материала. 

Эксперимент 1. На демонстрационном столе стоит стеклянная трубка, наполненная водой. При быстром ее перевертывание пузырек воздуха начинает всплывать (можно погрузить сферическое тело). Отмечая положение  пузырька через равные промежутки времени (2с) получаем таблицу

t, c

0

2

4

6

8

10

х, см

0

5

10

15

20

25

Вывод: за одинаковые промежутки времени тело перемещается на одно и то же расстояние. Это пример равномерного движения.

Равномерное движение – это движение, при котором за любые равные промежутки времени тело перемещается на одинаковое расстояние (т.е. проходит одинаковые пути).

t1657531962.JPG

Кинематические уравнения равномерного прямолинейного движения.

k1657532076.JPG

x = x+ vxt  Зависимость координаты х от времени, т.е. х(t).  График функции х(t) есть прямая. По графику можно определить скоростьϑ=х-х0timage-20220711123314-6.png :

Вопрос к классу: как определить какая скорость больше? (Чем больше скорость, тем больше угол наклона прямой х(t)к оси Х.

График зависимости модуля вектора скорости от времени при равномерном прямолинейном движении: Sx=ϑ xt – модуль перемещения за время t, численно равен площади заштрихованной фигуры.

j1657532183.JPG

4. Решение задач  из сборника В.И. Лукашика: № 114, 121, 130, 132

5. Итог урока. Хотелось закончить урок отрывком из романа Куприна А. И., «Листригоны», 1911: Но, как это часто бывает на Черном море, внезапно сорвавшийся бог весть откуда ветер подул от берега и стал уносить катер в море с постепенно возрастающей скоростью.

i1657532212.JPG​​​​​​​

6. Домашнее задание: §4, упр.4, Л: № 126

Список использованной литературы:

  1. Громовцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс:к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2012
  2. Гутник Е.М. Физика. 9 кл. Методическое пособие/Е.М. Гутник, О.А. Черникова. – М.: Дрофа, 2016
  3. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 9 класс. –М.: ВАКО, 2012
  4. Перышкин А.В., Гутник Е.М.  Физика. 9 класс. Учебник. –М.: Дрофа, 2014



Комментарии

Спасибо, грамотный урок. Понятно и не физику.

11 July 2022

Согласна с Верой Сергеевной! Благодарю за качественную помощь коллегам!

12 July 2022