Урок физики в 9 классе по теме «Перемещение тела при равноускоренном движении без начальной скорости»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоивановская основная общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Методика проведения
урока физики в 9 классе по теме:
«Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении
без начальной скорости»
Автор-составитель учитель физики
Горбачев Алексей Анатольевич
с. Новоивановка
Технологическая карта урока
Предмет Физика
Класс 9
Автор учитель физики Горбачев Алексей Анатольевич
Тема: «Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости»
Тип урока: Урок открытия нового знания
Планируемые результаты обучения:
Личностные
ценностное отношение к умению определять перемещение тела при равноускоренном движении, осознание значимости данного умения при решении практических задач;
ценностное отношение к совместной познавательной деятельности
Метапредметные
Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка.
Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
умение управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ-компетентности.
Предметные
Базовый уровень - по стандарту и программе:
ученик научится определять перемещение тела и ускорения при прямолинейном равноускоренном движении,
Повышенный уровень:
ученик получит возможность научиться решать задачи по нахождению перемещения и мгновенной скорости при прямолинейном равноускоренном движении за k-тую секунду движения
Техническое обеспечение: Проектор, персональный компьютер, карточки с заданиями
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||
Осуществляемые действия |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|
1. Организационный этап |
Приветствие учащихся и проверка готовности к уроку. |
Приветствуют учителя стоя. Настраиваются на работу, проверяют, все ли приготовили, садятся. |
Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. |
||||
Этап 2 - этап актуализации субъектного опыта учащихся |
1.Проводит фронтальный опрос по предыдущей теме «Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении». 2. Просит записать формулу проекции перемещения при прямолинейном равноускоренном движении 3. Вопрос, а как будет выглядеть эта формула, когда начальная скорость равна 0. 4. Просит назвать тему и цель урока |
Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают формулу проекции перемещения при прямолинейном равноускоренном движении |
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Выделять существенную информацию из текста. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. |
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме |
Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания |
Контролируют правильность ответов обучающихся |
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
Этап 3 – восприятие и осмысление нового материала |
1. Проводит демонстрационный эксперимент(см. приложение) и просит записать результаты в виде таблицы 2. Просит выявить закономерность в данном эксперименте. 3. Записывает данную закономерность на доске. 4. Рассказывает о истории аналогичного эксперимента, проведенного Галилео Галилеем в 1602 г. |
Внимательно наблюдают за ходом эксперимента. Записывают результаты измерений в в виде таблицы. На основании полученных результатов делают вывод |
Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Доказывать, аргументировать свою точку зрения |
Взаимодействуют с учителем и друг с другом во время демонстрации опыта |
Сотрудничать друг с другом в ходе исследовательской деятельности |
Контролируют и корректируют свои выводы |
Проявлять инициативность и самостоятельность в ходе исследовательской деятельности |
Этап 4 - первичной проверки понимания изученного |
Проводит фронтальный опрос по изученной теме (см. вопросы после §8 стр34 Физика 9 Перышкин) |
Обучающиеся отвечают на вопросы |
Уметь осуществлять анализ своих ответов |
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме |
Уметь формулировать собственное мнение и позицию. |
Самоконтроль своих ответов |
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Этап 5 - первичное закрепления изученного |
1. Разделить класс на пары и дать каждой паре задания на самостоятельное выполнение. 2.Осуществляет коррекцию и помощь нуждающимся 3.Контролирует ход выполнения заданий |
Работают в парах при решении задач № 1453, 1454 из «Сборника задач по физике 7-9 класс» Перышкин А.В. |
Применяют изученную формулу и закономерность |
Обсуждают и анализируют полученные результаты. Озвучивают результат выполненных расчетов |
Сотрудничать друг с другом в ходе работы в парах |
Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах |
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок |
Этап 6 - подведения итогов учебного занятия |
Учитель дает качественную характеристику класса. Оценивает работу каждого ученика. |
Отвечают на поставленные вопросы |
Структурирование знаний |
Взаимодействие с учителем во время работы |
Слушать собеседник, стоить понятные для собеседника высказывания |
Взаимоконтроль |
|
Этап 7 - информации о домашнем задании |
Объясняет сущность домашнего задания, задания подобные заданиям классной работы(Упр.8 в учебнике) |
Задают вопросы |
|||||
Этап 8 – рефлексии |
Организует работу по рефлексии |
- |
- |
Взаимодействие с учителем во время анализа |
- |
- |
Оценка результатов работы |
Приложение
Демонстрационный эксперимент
«Исследование равноускоренного движения шарика вдоль наклонной плоскости»
Цели опыта:
показать что при равноускоренном движении тела без начальной скорости при увеличении промежутков времени, отсчитываемых от начала движения, в целое число раз по сравнению с t1, модули соответствующих векторов перемещений возрастают как ряд квадратов последовательных натуральных чисел.
Приборы
и материалы: Наклонная плоскость, металлический шарик, линейка, видеокамера, компьютер.
Теоритическая часть:
Уравнение проекции вектора перемещения тела, движущегося равноускоренно, в случае если его начальная скорость v0=0 имеет вид
(1)
При сонаправленных векторах и уравнение для модулей векторов можно записать
(2)
Из (2) видно, что при увеличении в n раз времени движения(отсчитываемого от момента начала движения) перемещение увеличивается в n2 раз.
То есть при увеличении промежутков времени, отсчитываемых от начала движения, в целое число раз по сравнению с t1
t1=t, а s1=s, t2=2t, t3=3t, t4=4t, и т.д.
то
,,,
s1:s2:s3:s4=1:4:9:16, (3)
модули соответствующих векторов перемещений возрастают как ряд квадратов последовательных натуральных чисел.
Порядок выполнения эксперимента
1. Для того чтобы показать данную закономерность собрать установку, представляющую собой наклонную плоскость с нанесенной на ее шкалой. Цена деления шкалы 2,5 см. Для более точного измерения также на наклонной плоскости размещена линейка длиной 30 см с ценой деления 1мм. На наклонную плоскость в положение 0 см помещается шарик, блокируемый ограничителем. Строго над наклонной плоскостью размещается видеокамера. Далее необходимо включить запись видео и убрать ограничитель. Как только шарик скатится с наклонной плоскости необходимо выключить запись.
2. Далее следует обработка записи на компьютере с помощью программы Видеомастер. Для того, чтобы показать закономерность (3) видео необходимо замедлить. Добавить видео в программу. Затем нажать кнопку выделенную на рисунке
В появившемся окне выбрать «замедлить в 2,5 раза»
Затем нажать конвертировать. Программа предложит путь сохранения файла, запомните его и нажмите ОК. Затем следует очистить окно программы, нажав кнопку «Очистить». Далее добавив из папки сохранения сконвертируемое видео, обрезать видео до момента движения и разделил на четыре фрагмента длительностью 2 сек ( 0,500с реального времени) с помощью кнопки «Обрезать»
3. Результаты исследования фрагментов представлены в таблице
№ фрагмента видео |
Длительность видео, tв с |
Время движения шарика, t= tв/4, с |
Положение шарика, отсчитываемое от 0 см, в начале видеофрагмента, Х0 см |
Положение шарика, отсчитываемое от 0см, в концев идеофрагмента, Х, см |
Модуль перемещения шарика, S=X-X0, см |
1 |
2 |
0,5 |
0 |
2,5 |
2,5 |
2 |
2 |
0,5 |
2,5 |
10 |
7,5 |
3 |
2 |
0,5 |
10 |
22,5 |
12,5 |
4 |
2 |
0,5 |
22,5 |
40 |
17,5 |
Найдем отношения перемещений пройденных шариком, за каждые 0,5 с
2,5см:7,5см:12,5см:17,5см=1:3:5:7
Так же найдем отношения перемещений отсчитываемых от начала движения пройденных соответственно за t1=0.5c, t2=1c t3=1.5c t4=2c
2,5см:10см:22,5см:40см=1:4:9:16
То есть мы получили, что при увеличении времени в 1, 2 , 3 и 4раза перемещение тела при равноускоренном движении отчитываемое от положения равновесия увеличивается в 1, 4 9, и 16 раз(ряд квадратов последовательных натуральных чисел).
Список используемой литературы
Физика. 9 класс. : учебник / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник – М.: Дрофа – 2014г.
Сборник задач по физике 7-9 класс.: к учебникам А.В. Перышкина/ А.В. Перышкин, сост. Г.А. Лонцова – М.: Экзамен – 2013 г.
Призма и маятник. Десять самых красивых экспериментов в истории науки. / Роберт Криз, пер. Сергей Минкин – М.: АСТ – 2014г.
перемещение тела равноускоренное движение
PPTX / 11.87 Мбперемещение тела при равноускор. движении без нач. скорости
RAR / 14.84 МбРавноускоренное движение
RAR / 14.84 Мб