Урок физики в 9 классе по теме «Перемещение тела при равноускоренном движении без начальной скорости»

5
0
Материал опубликован 1 November 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новоивановская основная общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области

 

 

 

Методика проведения

урока физики в 9 классе по теме:

«Перемещение тела при прямолинейном равноускорен­ном движении

без начальной скорости»


 

Автор-составитель учитель физики

Горбачев Алексей Анатольевич


 

с. Новоивановка


 

Технологическая карта урока

Предмет Физика

Класс 9

Автор учитель физики Горбачев Алексей Анатольевич

Тема: «Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости»

Тип урока: Урок открытия нового знания

Планируемые результаты обучения:

Личностные

ценностное отношение к умению определять перемещение тела при равноускоренном движении, осознание значимости данного уме­ния при решении практических задач;

ценностное отношение к совместной познавательной деятельности

Метапредметные

Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации;

умение управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ-компетентности.

Предметные

Базовый уровень - по стандарту и программе:

ученик научится определять перемещение тела и ускорения при прямолинейном равноускоренном движении,

Повышенный уровень:

ученик получит возможность научиться решать задачи по нахождению перемещения и мгновенной скорости при прямолиней­ном равноускоренном движении за k-тую секунду движения

Техническое обеспечение: Проектор, персональный компьютер, карточки с заданиями

Этап урока

Деятельность учи­теля

Деятельность учащегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые дей­ствия

Осуществляемые дей­ствия

Формируемые способы деятель­ности

Осуществляемые дей­ствия

Формируемые способы деятельности

Осуществ­ляемые дей­ствия

Формируе­мые способы деятельности

1.

Организационный этап

Приветствие учащихся и проверка готовности к уроку.

       

Приветствуют учителя стоя.

Настраиваются на работу, проверяют, все ли приготовили, садятся.

Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания.

Этап 2 - этап актуализации субъектного опыта учащихся

1.Проводит фронтальный опрос по предыдущей теме «Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении».

2. Просит записать формулу проекции перемещения при прямолинейном равноускоренном движении

3. Вопрос, а как будет выглядеть эта формула, когда начальная скорость равна 0.

4. Просит назвать тему и цель урока

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопро­сы учителя.

Вспоминают формулу проекции перемещения при прямолинейном равноускоренном движении

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Выделять существен­ную информацию из текста.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осущест­вляемого во фрон­тальном режиме

Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания

Контролируют правильность ответов обучающихся

Уметь слушать в соот­ветствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания

Этап 3 – восприятие и осмысление нового материала

1. Проводит демонстрационный эксперимент(см. приложение) и просит записать результаты в виде таблицы

2. Просит выявить закономерность в данном эксперименте.

3. Записывает данную закономерность на доске.

4. Рассказывает о истории аналогичного эксперимента, проведенного Галилео Галилеем в 1602 г.

Внимательно наблюдают за ходом эксперимента. Записывают результаты измерений в в виде таблицы.

На основании полученных результатов делают вывод

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Доказывать, аргументировать свою точку зрения

Взаимодействуют с учителем и друг с другом во время демонстрации опыта

Сотрудничать друг с другом в ходе исследовательской деятельности

Контролируют и корректируют свои выводы

Проявлять инициативность и самостоятельность в ходе исследовательской деятельности

Этап 4 - первичной проверки понимания изученного

Проводит фронтальный опрос по изученной теме (см. вопросы после §8 стр34 Физика 9 Перышкин)

Обучающиеся отвечают на вопросы

Уметь осуществлять анализ своих ответов

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осущест­вляемого во фрон­тальном режиме

Уметь формулиро­вать собственное мнение и позицию.

Самоконтроль своих ответов

Планировать свое действие в соответ­ствии с поставлен­ной задачей и условиями ее реализации

Этап 5 - первичное закрепления изученного

1. Разделить класс на пары и дать каждой паре задания на самостоятельное выполнение.

2.Осуществляет коррекцию и помощь нуждающимся

3.Контролирует ход выполнения заданий

Работают в парах при решении задач № 1453, 1454 из «Сборника задач по физике 7-9 класс» Перышкин А.В.

Применяют изученную формулу и закономерность

Обсуждают и анализируют полученные результаты.

Озвучивают результат выполненных расчетов

Сотрудничать друг с другом в ходе работы в парах

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах

Планировать свое действие в соответ­ствии с поставлен­ной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане.

Вносить необходи­мые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок

Этап 6 - подведения итогов учебного занятия

Учитель дает качественную характеристику класса. Оценивает работу каждого ученика.

Отвечают на поставленные вопросы

Структурирование знаний

Взаимодействие с учителем во время работы

Слушать собеседник, стоить понятные для собеседника высказывания

Взаимоконтроль

 

Этап 7 - информации о домашнем задании

Объясняет сущность домашнего задания, задания подобные заданиям классной работы(Упр.8 в учебнике)

Задают вопросы

         

Этап 8 – рефлексии

Организует работу по рефлексии

-

-

Взаимодействие с учителем во время анализа

-

-

Оценка результатов работы


 

Приложение

Демонстрационный эксперимент

«Исследование равноускоренного движения шарика вдоль наклонной плоскости»

Цели опыта:

показать что при равноускоренном движении тела без начальной скорости при уве­личении промежутков времени, отсчитываемых от начала движения, в целое число раз по сравнению с t1, модули соответствующих векторов перемещений возрастают как ряд квадратов последовательных натуральных чисел.


 

Приборы

и материалы: Наклонная плоскость, металлический шарик, линейка, видеокамера, компь­ютер.

Теоритическая часть:

Уравнение проекции вектора перемещения тела, движущегося равноускоренно, в случае если его начальная скорость v0=0 имеет вид

(1)

При сонаправленных векторах и уравнение для модулей векторов можно запи­сать

(2)

Из (2) видно, что при увеличении в n раз времени движения(отсчитываемого от мо­мента начала движения) перемещение увеличивается в n2 раз.

То есть при увеличении промежутков времени, отсчитываемых от начала движения, в целое число раз по сравнению с t1

t1=t, а s1=s, t2=2t, t3=3t, t4=4t, и т.д.

то

,,,

s1:s2:s3:s4=1:4:9:16, (3)

модули соответствующих векторов перемещений возрастают как ряд квадратов последова­тельных натуральных чисел.

Порядок выполнения эксперимента

1. Для того чтобы показать данную закономерность собрать установку, представля­ющую собой наклонную плоскость с нанесенной на ее шкалой. Цена деления шкалы 2,5 см. Для более точного измерения также на наклонной плоскости размещена линейка длиной 30 см с ценой деления 1мм. На наклонную плоскость в положение 0 см помещается шарик, блокируемый ограничителем. Строго над наклонной плоскостью размещается видеока­мера. Далее необходимо включить запись видео и убрать ограничитель. Как только шарик скатится с наклонной плоскости необходимо выключить запись.

2. Далее следует обработка записи на компьютере с помощью программы Видеома­стер. Для того, чтобы показать закономерность (3) видео необходимо замедлить. Добавить видео в программу. Затем нажать кнопку выделенную на рисунке

В появившемся окне выбрать «замедлить в 2,5 раза»

Затем нажать конвертировать. Программа предложит путь сохранения файла, запом­ните его и нажмите ОК. Затем следует очистить окно программы, нажав кнопку «Очи­стить». Далее добавив из папки сохранения сконвертируемое видео, обрезать видео до мо­мента движения и разделил на четыре фрагмента длительностью 2 сек ( 0,500с реального времени) с помощью кнопки «Обрезать»

 

3. Результаты исследования фрагментов представлены в таблице

фраг­мента ви­део

Длительность

видео, tв с

Время дви­жения ша­рика,

t= tв/4, с

Положение ша­рика, отсчитыва­емое от 0 см, в начале ви­деофрагмента, Х0 см

Положение ша­рика, отсчитыва­емое от 0см, в концев и­деофрагмента, Х, см

Модуль пе­ремещения шарика, S=X-X0, см

1

2

0,5

0

2,5

2,5

2

2

0,5

2,5

10

7,5

3

2

0,5

10

22,5

12,5

4

2

0,5

22,5

40

17,5

Найдем отношения перемещений пройденных шариком, за каждые 0,5 с

2,5см:7,5см:12,5см:17,5см=1:3:5:7

Так же найдем отношения перемещений отсчитываемых от начала движения прой­денных соответственно за t1=0.5c, t2=1c t3=1.5c t4=2c

2,5см:10см:22,5см:40см=1:4:9:16

То есть мы получили, что при увеличении времени в 1, 2 , 3 и 4раза перемещение тела при равноускоренном движении отчитываемое от положения равновесия увеличивается в 1, 4 9, и 16 раз(ряд квадратов последовательных натуральных чисел).

Список используемой литературы

Физика. 9 класс. : учебник / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник ­– М.: Дрофа – 2014г.

Сборник задач по физике 7-9 класс.: к учебникам А.В. Перышкина/ А.В. Перышкин, сост. Г.А. Лонцова – М.: Экзамен – 2013 г.

Призма и маятник. Десять самых красивых экспериментов в истории науки. / Роберт Криз, пер. Сергей Минкин – М.: АСТ – 2014г.

перемещение тела равноускоренное движение
PPTX / 11.87 Мб
перемещение тела при равноускор. движении без нач. скорости
RAR / 14.84 Мб
Равноускоренное движение
RAR / 14.84 Мб

Предварительный просмотр презентации

«Перемещение тела при прямолинейном равноускорен­ном движении без начальной скорости» 9 класс Учитель Горбачев Алексей Анатольевич

Повторение Что такое перемещение? Какое движение называется равноускоренным? Чему равно перемещение при прямолинейном равноускоренном движении? Запишите формулу проекции перемещения при прямолинейном равноускоренном движении. Как будет выглядеть эта формула, когда начальная скорость равна 0?

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости Уравнение проекции вектора перемещения тела, движущегося равноускоренно, в случае если его начальная скорость v0=0 имеет вид (1) При сонаправленных векторах и уравнение для модулей векторов можно запи­сать (2)  

при увеличении в n раз времени движения(отсчитываемого от мо­мента начала движения) перемещение увеличивается в n2 раз. То есть при увеличении промежутков времени, отсчитываемых от начала движения, в целое число раз по сравнению с t1 t1=t, а s1=s, t2=2t, t3=3t, t4=4t, и т.д. то ,,, s1:s2:s3:s4=1:4:9:16, (3)  

Галилео Галилей (15 февраля 1564— 8 января 1642 ) 15 февраля 1564, Пиза — 8 января 1642

Изучаем равноускоренное движение тела

Изучаем равноускоренное движение тела

Изучаем равноускоренное движение тела

Изучаем равноускоренное движение тела

Изучаем равноускоренное движение тела

Результаты эксперимента № фраг­мента ви­део Длительность видео, tв с Время дви­жения ша­рика, t= tв/4, с Положение ша­рика, отсчитыва­емое от 0 см, в начале ви­деофрагмента, Х0 см Положение ша­рика, отсчитыва­емое от 0см, в концев и­деофрагмента, Х, см Модуль пе­ремещения шарика, S=X-X0, см 1 2 2 2 3 2 4 2

Найдем отношения перемещений пройденных шариком, за каждые 0,5 с

Закрепление

Работа в группах 1 группа решает № 1453 2 группа решает № 1454

Домашнее задание §8, упр. 8

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации