Урок физики в 7 классе «Скорость.Единицы скорости»
Пояснительная записка к презентации
Скорость.Единицы скорости.
PPTX / 7.33 Мб
§ 16. Скорость. Единицы скорости.
Скорость.Единицы скорости.
ZIP / 7.39 Мб
Тема урока: Скорость. Единицы скорости.
Класс: 7
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока:
1. Сформировать у учащихся понятие скорости.
2. Дать формулу для вычисления скорости.
3. Научить переводить единицы в СИ.
4. Научить оформлять задачи.
5. Воспитывать интерес к материалу, аккуратность, умение выслушать другого.
Задачи урока:
образовательные:
сформулировать определение скорости, правила вычисления (словесно и по формуле) скорости тела;
понять физический смысл скорости;
овладеть умениями работать с различными единицами измерения скорости и их перевода из одних в другие.
развивающие:
развивать аргументированную речь;
развивать умение выполнять сравнение и анализ, делать выводы;
развивать навыки самопроверки и объективной самооценки;
развивать устойчивый интерес к предмету.
воспитательные:
воспитывать качества для успешной работы в группах при совместном поиске решения учебных исследовательских задач, ответственности за общий результат.
Проблема, решаемая учениками:
Что такое скорость? В каких единицах в СИ измеряется скорость? Как определить скорость тела?
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
предметные:
Знать/понимать
- понимание и способность описывать явление механического движения тел;
- знать формулы для расчета характеристик механического движения (пути, скорости, времени).
Уметь
- уметь применять формулы для расчета характеристик механического движения в ходе решения задач аналитическим и графическим способом;
- владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости пройденного пути от времени движения;
- овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения искомой величины в соответствии с условиями поставленной задачи;
- уметь представлять результаты исследований с помощью таблиц и графиков, делать выводы;
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности.
личностные:
развивают аргументированную речь;
развивают умение выполнять сравнение и анализ, делать выводы;
развивают навыки самопроверки и объективной самооценки;
развивают устойчивый интерес к предмету.
метапредметные:
овладение навыками самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символьной формах;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.
УУД:
Регулятивные – определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, осуществляют поиск средств ее достижения.
Познавательные – работают с текстом, передают содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.
Коммуникативные - взаимодействуют в группе, слушают и слышат других, сотрудничают в совместном решении учебных исследовательских задач.
Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая
Оборудование:
Компьютер, экран, мультимедиапроектор.
Презентация в Microsoft Power Point
Учебник по физике Александр Перышкин: Физика. 7 класс. Вертикаль. ФГОС.
Ход урока:
Организационный этап.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать Вас и наших гостей на нашем уроке! Проверьте еще раз свою готовность к уроку. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость открытия новых знаний и умений. Пусть девизом для нас будут слова:
Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз.
Античный афоризм.
Актуализация знаний.
Учитель: На предыдущем уроке мы установили, что все тела могут двигаться равномерно или неравномерно. Причем, они могут двигаться в разных направлениях, быстро и медленно, замедляя или ускоряя свое движение, проделывая разный путь.
Самостоятельная работа
Вариант 1
1. Что называют траекторией?
А. Линией, по которой движется тело.
Б. Длину линии, по которой движется тело.
В. Изменение положения тела относительно других тел.
2. Относительно какого тела пассажир, сидящий в движущемся автобусе, находится в состоянии покоя?
1. Относительно водителя автобуса.
2. Относительно Земли.
3. Относительно колес автобуса.
А.1. |
Б.2. |
В.3. |
Г. 1,3 |
3. Какова траектория движения секундной стрелки?
А. Прямая линия.
Б. Кривая линия.
В. Окружность.
4. Какое движение называют неравномерным?
А. Движение, при котором тело в любые равные промежутки времени проходит равные пути.
Б. Движение, при котором тело в любые промежутки времени проходит равные пути.
В. Движение тела, при котором траектория является прямая линия.
5. Какие из перечисленных движений являются равномерными?
1. Движение автомобиля при торможении.
2. Движение маятника в часах.
3. Движение эскалатора в метро.
А. 1, 2, 3. |
Б. 1, 2. |
В. 1, 3. |
Г. 3. |
Вариант 2
1. Изменение положения тела относительно других тел с течением времени называют...
А. Пройденным путем.
Б. Траекторией.
В. Механическим движением.
2. Относительно каких тел, груз на движущейся яхте находится в движении?
1. Относительно берегов.
2. Относительно воды.
3. Относительно мачты.
А. 1. |
Б. 2. |
В. 1,2,3. |
Г.1, 2. |
3. Какова траектория движения мяча во время футбольного матча?
А. Прямая линия.
Б. Кривая линия.
В. Окружность.
4. Какое движение называют равномерным?
А. Движение, при котором тело в любые равные промежутки времени проходит равные пути.
Б. Движение, при котором тело в любые промежутки времени проходит равные пути.
В. Движение тела, при котором траектория является прямая линия.
5. Какие из перечисленных движений являются неравномерными?
1. Полет самолета.
2. Движение секундной стрелки часов.
3. Движение шарика, выпавшего из рук.
А. 1,2, 3. |
Б. 1,2. |
В. 1,3. |
Г. 2,3. |
Ответы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 вариант |
А |
Д |
В |
Б |
Г |
2 вариант |
В |
Г |
Б |
А |
Г |
Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Итак, мы получили первые результаты сегодняшнего урока. Эти результаты мы обязательно учтем при подведении итогов урока. А сейчас давайте обратим внимание на слайд (Рассматривают движение поезда, лисицы и бабочки. Время одинаковое, а расстояние? Как вы думаете почему?).
Учитель: Да, действительно. В природе и технике мы постоянно видим примеры, как механическое движение совершается по-разному. Кто-то едет или идет быстрее, а кто-то медленнее. Поэтому еще одной характеристикой механического движения, связывающей путь и время, является физическая величина, которая называется скорость.
Скорость тела при равномерном движении - это величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден.
Основная формула для расчета скорости: v= .
Учитель: В Международной системе единиц (СИ) скорость измеряют в метрах в секунду .
Это значит, что за единицу скорости принимается скорость такого равномерного движения, при котором за 1 с тело проходит путь, равный 1 м.
Первичная проверка понимании.
Победителем тараканьих бегов стал таракан Гоша – он пробежал дистанцию в 28,5 дм за рекордное время сезона – 1,25 секунды. Смог бы он обогнать зерноуборочный комбайн, что идет по полю со скоростью 6,4 ?
Дано: S = 28, 5 дм t = 1,25 с = 6,4 = ? |
СИ 28,5 дм = 2,85 м |
Найдем скорость Гоши: = Чтобы сравнить переведем скорость комбайна в 1 , т.е. 6,4 , теперь можем сравнить 2,28 1,78 . Вывод, Гоша спокойно может обогнать комбайн. |
Учитель: Как вы думаете, какое наземное животное может развивать самую высокую скорость?
Учащиеся: высказывают предположения
Учитель: Я предлагаю вам список самых быстрых наземных животных, птиц и водных животных. Внимание на экран.
Первичное закрепление.
Учитель: А сейчас я прошу вас выполнить перевод скоростей поезда, лисицы и бабочки из км/ч в м/с. Ответ округлите до целого значения. Обратите на предыдущую задачу 1 , а .
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.
Задачи дополнительные:
На уроке физкультуры Маша пробежала стометровку за 13,82 с, и учитель ее похвалил. Сможет ли Маша догнать трамвай, снижающий на повороте скорость до 22 км/ч?
Вряд ли, ее скорость меньше.
Скорость Маши больше, чем у трамвая.
Если бы люди бегали быстрее – зачем тогда трамвай?
Как известно, Дюймовочка одно время путешествовала по ручью на листке кувшинки, проплывая за 1 минуту в среднем 380 дюймов (1 дюйм = 25,4 мм). Какая скорость течения была в этом месте ручья?
Если она плыла по течению, то 0,25 м/с.
Если она плыла по течению, то 0,58 км/ч.
Если все единицы перевести, то получается 0,16 км/ч.
Дюймы бывают лишь в сказках, а скорость ручья около 0,2 м/с.
Четыре спортсмена на беговой дорожке. Первый бежит со скоростью 5,5м/с, второй бежит со скоростью 19,8 км/ч, третий – 330 м/мин и четвертый со скоростью 475,3 км/сутки. Кто дальше убежит за 5 часов? Кто отстанет?
Баба-Яга летит со скоростью 12 км/ч на встречу с Лешим. В середине пути у неё сломалась метла, и чтобы успеть на встречу, ей пришлось оставшееся время идти пешком со скоростью 4 км/ч. Найти среднюю скорость Бабы-Яги на всём пути. Ответ выразить в км/ч, округлив до целых.
Ежик катился со склона длиной 10 м со скоростью 20м/с, потом раскрылся и пробежал ещё 30 м за 1 мин.С какой средней скоростью двигался ежик?