Урок физики на тему «Виды теплопередачи в природе и технике» (8 класс)

0
0
Материал опубликован 4 November 2020

ПАСПОРТ УРОКА ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ

Учитель:

Шерунова Светлана Александровна, МБОУ Школа № 100 г.о.Самара

Тема урока:

Виды теплопередачи в природе и технике

Образовательная цель

Формирование интеллектуальной культуры личности, развитие критического мышления у восьмиклассников на примерах проявления теплопередачи в природе и технике.

Планируемые образовательные результаты

ЛР-1: объясняет ценность и значимость видов теплопередачи в природе, технике, быту;

ЛР-2: активно включается в выполнение всех учебных заданий;

ЛР-3: обосновывает собственную позицию в отношении видов теплопередачи в быту, природе и технике;

ПУД-1: выделяет существенные признаки видов теплопередачи;

ПУД-2: переводит информацию из одной знаковой системы в другую, оформляет её в кластер;

ПУД-3: анализирует научно-публицистический текст с применением методики «Инсерт»;

ПУД-4: устанавливает причинно-следственные связи между явлениями и понятиями;

ПУД:-5: обобщает информацию делает выводы о значимости видов теплопередачи в быту, природе, технике;

КУД-1: выполняет учебные задания в сотрудничестве с одноклассниками и учителем;

РУД-1: планирует предстоящую деятельность с помощью вопросов;

РУД-2: формулирует учебную задачу;

ПР-1: выделяет каждый из видов теплопередачи из других;

ПР-2: объясняет как происходит передача энергии в разных веществах;

ПР-3: анализирует, как на практике учитываются различные виды теплопередачи;

ПР-4: объясняет опыты, демонстрирующие теплопередачу.

Программные требования к образовательным результатам раздела «Тепловые явления»

 

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

- проявлять интерес к изучаемой теме;

- понимать ценность отношений друг к другу, учителю, результатам обучения;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

- приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

- воспринимать, перерабатывать предъявлять полученную информацию;

- понимать различия между исходными фактами и гипотезами.

- применять полученные знания для решения практических задач в повседневной жизни;

- сформированность убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы.

- развитие теоретического мышления на основе формирования умений отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.

 

 

ПС

Виды теплопередачи: конвекция, теплопроводность, излучение.

Мировоззренческая идея

Проявление и использование видов теплопередачи в повседневной жизни. Учёт

 

ЦСО

Наука. Природа. Техника. Быт. Труд. Творчество. Эксперимент.

План изучения учебного материала

1. Теплопроводность в природе, технике, быту.

2. Конвекция в природе, технике, быту.

3. Излучение в природе, технике, быту.

Понятия

теплопроводность, конвекция, излучение.

Устройства

термос, тяга, отопление, изоляция домов, оконные конструкции

Тип урока

урок изучения нового материала

Форма урока

урок-практическая работа

Технология

технология критического мышления

Оснащение урока

Учебник Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс. – 2012 проектор, компьютер, м/м презентация, раздаточные материалы (тексты документов, кластер), оборудование.

Мизансцена

традиционная

Предварительная подготовка к уроку учащихся

Демонстрационный эксперимент (нагревание проволоки из разного металла, нагрев горячей водой алюмиевого и стеклянного стакана, нагревание тёмной и светлой поверхности теплоприёмника электрической лампочкой, горение свечи при частичном ее накрывании и полном стаканом.) Таблица теплопроводности.

Домашнее задание

§ 8 (читать, ответить на вопросы в конце параграфа); По желанию: 1) Написать сказку или рассказ по теме: «Виды теплопередачи в технике, быту, природе; 2) Собрать и принести коллекцию теплоизоляторов, рассказать о применении.

 

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА (3 мин.)

Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок

 

 

II. СТАДИЯ «ВЫЗОВ» (10 мин.)

Задание: Посмотрите фрагмент сказки «Лиса и заяц»

Вводная беседа:

- Какими видами теплопередачи происходит таяние избушки лисы?

- Почему избушке зайца не страшно излучение?

- Что понимают под внутренней энергией? При каких условиях внутренняя энергия тела изменяется?

- Какой процесс называется теплопередачей? Перечислите виды теплопередачи.

- Какой процесс называется теплопроводностью? Какие вещества обладают наибольшей? наименьшей теплопроводностью?

- Каким видом теплопередачи солнечная энергия передаётся на землю?

- Каким способом охлаждается воздух в комнате зимой при открывании окна?

- О чём будем говорить на уроке?

Задание: Сформулируйте и запишите тему урока.

- Что мы знаем о проявлении и использовании видов теплопередачи?

Практическая работа: составление кластера:

ВИДЫ ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ: конвекция, теплопроводность, излучение.

Задание: Отгадайте загадки и ответьте на вопросы?

- Свет пропускает,

А тепло не выпускает. (Стекло)

Какое излучение поглощается стеклом, а какое пропускается?

- Два арапа-родные братья,

Ростом по колено,

Везде с нами гуляют,

От мороза защищают. (Сапоги)

Какие сапоги защищают от мороза лучше: тесные или просторные?

- Зимой нет теплее,

Летом нет холоднее. (Погреб)

Почему?

- Что мы не знаем о проявлении и использовании видов теплопередачи?

Задание: Сформулируйте вопросы, на которые необходимо найти ответы на уроке?

Работа с таблицей

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Какие примеры конвекции в быту, природе, технике

вы знаете?

Почему необходимо знать о значении конвекции?

Какие примеры теплопроводности в быту, природе, технике вы знаете?

Какие материалы лучше применять для лучшей передачи тепла?

Какие примеры излучения в быту, природе, технике

вы знаете?

Можно ли передавать тепло излучением не используя энергию Солнца?

Проверка

Слайд 1

Ученики смотрят фрагмент

 

 

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

Запись темы в тетрадь

 

 

 

 

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах: письменно в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтально

 

 

 

ЛР-3

ПР-1

КУД-1

ПУД-4

 

 

 

РУД-2

ПУД-2
ЛР-2

ПУД-1

КУД-1

ПР-2

ЛР-1

 

 

 

 

 

 

 

РУД-1

ЛР-2

ПР-1

ПР-2

III. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ» (12 мин.)

- Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?

Краткий рассказ о применении видов теплопередачи

Чтение текста с маркировкой (приём «ИНСЕРТ»: «v» – уже знал; «-» - думал иначе; «+» - новое; «?» - не понял, есть вопросы)

Аналитическая беседа по тексту:

- Что мы уже знаем о проявлении и использовании видов теплопередачи?

- В чём наши знания и информация в тексте совпали?

- Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем теперь ответить?

- Какие наши знания оказались ошибочными?

- Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения, конкретизации?

Практическая работа: Заполнение таблицы

Знаю

Думал иначе

Новое знание

Не понял

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка

самостоятельное

чтение текста

(Приложение 3)

По ходу чтения

карандашом

Фронтально

 

Письменно в тетради

Выборочно

4-5 учеников

ЛР-1

ЛР-2

ПУД-3

КУД-1

ПР-3

 

 

 

 

 

 

ПУД-3

ПР-2

ПР-3

IV. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» (12 мин.)

Что мы можем изменить в кластере «Виды теплопередачи в природе и технике»?

Практическая работа: заполнение кластера:

Обобщающая беседа:

Какие тела поглощают излучение лучше? хуже?

Какую роль играют облака, для защиты почвы от потери энергии путём излучения?

Устройство и назначение теплицы.

Устройство и назначение термоса.

Суть инфракрасного излучения.

Механизм возникновения ветров?

Что такое тяга?

Практическая работа (демонстрация экспериментов и таблицы теплопроводности) Инструктаж техники безопасности

- Что мы знаем о проявлении и использовании видов теплопередачи?

Практическая работа: составление синквейна

Виды теплопередачи в природе и технике

Распространенные, нужные

Сравниваем, применяем, выделяем

Широко используется в повседневной жизни

Проявление

Проверка

- О чём заставил задуматься урок?

- Что было особенно интересно на уроке?

самостоятельно

другим цветом- новая информация

фронтально

Запись в тетрадь

Три ученика по очереди демонстрируют свой эксперимент

Ученики смотрят эксперименты

фронтально

 

письменно в тетрадях

 

 

фронтально

 

 

ЛР-1

ЛР-2

ПУД-2

ПУД-4

 

 

ЛР- 3

 

ПУД-1

ПР-2

ПР-3

ПР-4

ПУД-5

КУД-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

Содержательная оценка и самооценка

 

Листы самооценки

РУД-3

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Роль тепловых явлений в жизни живых организмов»

Изменение температуры играет большую роль в природе.
С наступлением весны начинается пробуждение природы. Лес одевается листвой, начинают зеленеть луга. Зимой же жизнь растений замирает. Еще более узкие интервалы температур необходимы для поддержания жизни теплокровных животных. Температура животных и человека поддерживается внутренними механизмами терморегуляции на строго определенном уровне. Изменение температуры на несколько градусов ведет к гибели организмов.

Температура тела живых существ по-разному зависит от температуры окружающей среды. Баланс тепла в организме складывается из его прихода и расхода. Источники поступления тепловой энергии делятся на внешние и внутренние. Внешнее, или экзогенное, тепло организм получает от более нагретых воды, воздуха, окружающих предметов, прямой солнечной радиации. При этом большую роль играют площадь покровов и их теплопроводность. Внутреннее, или эндогенное, тепло вырабатывается как обязательный атрибут обмена веществ. Любой организм выделяет в окружающую среду тепло в результате своей жизнедеятельности.

Для всего живого играет большую роль умение обеспечить себе условия для выживания, когда температура окружающей среды выше или ниже температуры, необходимой для жизнедеятельности организма. Для человека одним из важных атрибутов, является одежда. Основное назначение одежды — защита нашего организма от неблагоприятных воздействий внешней среды (низкая температура, ветер, туман, дождь, снег и др.). При помощи одежды мы создаём себе искусственно регулируемый микроклимат («желаемый климат»), независимый от погодных условий. Надевая ту или иную одежду, мы мысленно определяем её соответствие погодным условиям в данный момент. «Одевайся теплее» — приходится часто слышать в холодный день. В чём же заключается «теплота» одежды?

Теплоизоляционные свойства любого материала — ткани, меха и так далее, применяемого в одежде, зависят только от слоя инертного воздуха, заключённого в нём. Меховая подкладка, так же как и меховая одежда, обладает наилучшими теплоизоляционными свойствами, так как создаёт большой изоляционный слой воздуха. Поэтому чем более ткань насыщена воздухом, тем меньшей теплопроводностью она обладает, тем она «теплее». Если теплопроводность воздуха, например, принять за 1, то теплопроводность шерсти равна 6,1, шёлка — 19,2, хлопчатобумажной ткани и льняной — 29,9

Исходя из этого лучшим средством для защиты от холода является шерстяная или меховая одежда. Не менее ценными теплозащитными свойствами обладает и пух. Но широкое применение хороших сортов шерсти, меха или пуха ограничено их дефицитом и дороговизной.

Материалы для строительства

В основном используются материалы, относящиеся к разряду индустриальных (железобетон, фундаментные блоки).

Для создания перекрытий используют круглопустотные плиты. Эта категория строительных элементов включает в себя обширный список: железобетонные плиты, фундаментные блоки, лестничные марши и перегородки. Все это используется в строительстве.

Что касается панелей, используемых в постройке наружных стен, то они изготавливаются преимущественно из керамзитобетона. Стоит отметить повышенную эффективность панелей изготовленных из ячеистого бетона, для которого имеются свои варианты креплений к пеноблоку. В свою очередь, внутренние стены делают из тяжелого бетона.

Подходить к выбору материала, из которого будут выполнены основные конструктивные элементы строения, нужно очень ответственно. При этом следует обязательно обращать внимание на основные функции будущего дома. Также немаловажным фактом будет регион, в котором планируется строительство. Это не случайно. Делая выбор, основываясь только на параметрах конкретного материала нецелесообразно. Принимать во внимание нужно условия окружающей среды (средняя температура, влажность), внешний вид того или иного материала.


 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.