Тема урока: Виды теплопередачи

Форма учебного занятия: урок

Тип: урок изучения знаний и способов деятельности

Цель урока: познакомиться с понятиями: теплопроводность, конвекция, излучение.

Задачи: продолжить формирование знаний о видах теплопередачи путем выполнения экспериментальной работы; развивать самостоятельность, внимание, речь учащихся; формировать навыки экспериментальной работы.

Оснащение урока: интерактивная доска, мел, учебник, компьютер, проектор.

Ход урока:

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

Организация начала учебного занятия:

Поприветствовать учащихся, отметить отсутствующих на уроке;

Приветствуют учителя, сообщают об отсутствующих в классе

Подготовка к активной деятельности учащихся:

Проверка усвоения домашнего задания.

Ответим на вопросы письменно по вариантам:

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют самостоятельную работу

Изучение нового материала

На предыдущем уроке вы узнали, что внутреннюю энергию можно изменить путем совершения работы или теплопередачей. Сегодня на уроке мы рассмотрим, как происходит   изменение внутренней энергии теплопередачей.

Теплопроводность -это явление передачи внутренней энергии от одного тела к другому (или от одной части тела к другой). При теплопроводности
не происходит переноса вещества от одного конца тела к другому. (слайд 5)

Теплопроводность - вид теплопередачи, при котором энергия передается от более нагретого участка тела к менее нагретому, благодаря движению и взаимодействию частиц тела. Этот вид передачи внутренней энергии характерен как для твердых веществ, так и для жидкостей и газов. (слайд 6)

Теплопроводность у различных веществ различна (слайд 7)

Задача: В алюминиевую и стеклянную кастрюли одинаковой вместимости налили горячую воду. Какая из кастрюль быстрее нагреется до температуры налитой в нее воды? (Слайд 8)

Демонстрация опыта теплопроводности различных тел. (Слайд 9)

Учитель предлагает свой вариант ответа (слайд 10)

Алюминий быстрее проводит тепло по сравнению со стеклом, поэтому алюминиевая кастрюля быстрее нагреется до температуры налитой в нее воды

Записывают определение теплопроводности в интеллект карту

Дополняют конспект

Внимательно смотрят видео

Отвечают на поставленный вопрос

Конвекция - вид теплопередачи, при котором энергия переносится струями газа или жидкости. (слайд 11)

Различают два вида конвекции: естественную и вынужденную.
Нагревание жидкости в кастрюле или воздуха в комнате – это примеры естественной конвекции. Для ее возникновения вещества нужно нагревать снизу или охлаждать сверху. Вынужденная  конвекция наблюдается, если жидкость перемешивать ложкой, насосом или вентилятором.

Предлагает просмотр видео:

Конвекция на примере комнатного отопления (слайд 12)

Конвекция в жидкостях (слайд 13)

После которых ученикам опять предлагается подумать над следующим вопросом

Какие примеры конвекции вы можете привести? (слайд 14)

Дополняют конспект

Приводят свои примеры конвекции

Всем известно, что Солнце основной источник тепла на Земле. Земля находится от него на расстоянии 150 млн. км.

Как передается тепло от Солнца на Землю? 
Между Землей и Солнцем за пределами нашей атмосферы все пространство – вакуум. А нам известно, что в вакууме теплопроводность и конвекция происходить не могут.
Каким способом происходит передача тепла? Здесь осуществляется еще один вид теплопередачи – излучение.

Излучение — процесс испускания и распространения энергии в виде волн и частиц. (слайд 15)

Отличается от теплопроводности и конвекции тем, что теплота в этом случае может передаваться через вакуум.

задача: В каком платье летом менее жарко: в белом или темном? Ответ объясните.

Прежде чем ответить на вопрос ученикам предлагается посмотреть видео

Ответ: Светлые поверхности лучше отражают солнечное излучение, темные – лучше поглощают. Поэтому в белом платье летом менее жарко, чем в темном. (слайд 19)

Все виды теплопередачи одновременно представлены на рисунке.

Работа с картой

Отвечают на вопрос

Промежуточное закрепление

По ссылке переходим к интерактивному тренажеру. Работаем вместе.

Работают с тренажером

Экологическая проблема

Тепловое загрязнение. Обычно такое загрязнение связано с использованием природных вод в качестве охлаждения в промышленных процессах, например на электростанциях. Вода, возвращаемая в водоемы предприятиями, теплее исходной и, следовательно, содержит меньше растворенного кислорода. Что вредит обитателям. (слайд 21)

Способы уменьшения теплового загрязнения.

(Работа в парах) Каждой паре предлагается найти способ уменьшения загрязнения.

Потом всем классом делается вывод на основе предложенных вариантов.

Основным способом снижения теплового загрязнения является постепенный отказ от ископаемого топлива и переход на возобновляемую энергию, использующую солнечные источники энергии: свет, ветер и гидроресурсы.

Работа с картой

Описывают свой способ уменьшения загрязнения

Делают вывод записывают в карту

Закрепление полученных знаний

Переходим по ссылке и работаем самостоятельно.

Ответы обсуждаются классом

Самостоятельно выполняют задание

Домашнее задание

§ 4 -6– вопросы в конце §

Стр. 14 (опыт), Стр. 17 (опыт)

Упр. 3(1), Упр. 5(1)

Записывают домашнее задание

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.