Урок по физике в 8 классе «Виды теплопередачи»
План-конспект урока
Предмет: Физика, 8 класс
Тема: Виды теплопередачи
Тип урока: урок изучения нового материала.
Образовательные результаты:
Личностные:
Способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Сформированность целостного мировоззрения.
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Умение контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии).
Метапредметные:
Владение устной и письменной речью.
Умение выполнять несложные эксперименты, описывать результаты, делать выводы.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Умение владеть основами самоконтроля.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Умение определять способы решения учебной задачи.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.
Умение работать с информационными ресурсами.
Предметные:
Понимание смысла физического термина «теплопередача».
Умение описывать и объяснять физические явления на основе видов теплопередачи.
Делать выводы на основе экспериментальных данных.
Приводить примеры практического применения и учета теплопроводности, конвекции и излучения.
Использовать приобретенные знания в повседневной деятельности для обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, деятельностный.
Оборудование урока: штатив, медная проволока, спиртовка, маленькие гвоздики, стакан, чайная ложка, вода холодная и горячая, колба, кристаллики марганцовки, теплоприёмник, жидкостный манометр, спиртовка.
Демонстрации: Явления теплопроводности, конвекции и излучения.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации обучения |
Средства обучения |
Развиваемые универсальные учебные действия |
|||
Личностные |
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
|||||
Организационный |
Организует деятельность по подготовке к уроку |
Готовятся к уроку |
Нравственно-этического оценивания |
Познавательная инициатива, прогнозирование |
Построение логической цепи рассуждений |
Умение слушать |
||
Проверка домашнего задания |
Организует экспериментальную работу в парах. Порядок выполнения работы (приложение1) Предлагает подвести итог работы. |
Выполняют работу, отвечают на вопросы. Ответы: - температура фольги и полоски увеличилась; - внутренняя энергия этих тел изменилась за счет совершения работы; - внутренняя энергия фольги после совершения работы увеличилась; - с увеличением совершенной работы, увеличивается внутренняя энергия тела. - внутренняя энергия увеличивается, так как над картоном совершается работа. Делают вывод. Вывод: выполняя работу можно сделать следующие выводы: после совершения работы внутренняя энергия фольги и картона увеличилась. |
Групповая (в парах) |
Приборы и материалы: фольга, картон; тетрадь |
Нравственно-этического оценивания |
Контролируют правильность ответов обучающихся |
Анализируют, работают самостоятельно |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение выражать свои мысли |
Целеполагание |
Задает вопрос: Каким ещё способом можно изменить внутреннюю энергию тела? Дайте определение теплопередачи. Учитель предлагает работу в группах. Работа в группах по 4 человека. Группы получают карточку (карточка №1). Обсудите в группе ответы на указанные вопросы. Подготовьте общий ответ. Анализируя ответы, сформулируйте тему урока. Корректирует результаты работы в группах. Формулирует тему урока. Тема урока: Виды теплопередачи. |
Отвечают на вопрос: Внутреннюю энергию тела можно изменить путем теплопередачи. Один из учащихся озвучивает определение. Ответ: изменение внутренней энергии тел без совершения над телами работы, называется теплопередачей. Работают в группах. Отвечают на вопросы. Выдвигают предположения о теме урока. Записывают тему урока в тетрадь |
Фронтальная Групповая
|
Рабочая тетрадь, раздаточный материал |
Мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью, ценностно-смысловая ориентация учащихся Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, |
Контролируют правильность ответов обучающихся Контролируют правильность ответов обучающихся По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ. |
Структурирование знаний Доказывать, аргументировать свою точку зрения. Анализируют |
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Уметь слушать. Дополнять, уточнять высказанные мнения В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи Умение слушать. Умение выражать свои мысли |
Планирование деятельности |
Сегодня на уроке вы узнаете: - виды теплопередачи; - механизм передачи энергии. Предлагает учащимся начертить в рабочей тетради схему 1, которую заполнят в течение изучения нового материала. |
Чертят схему |
Фронтальная |
Мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью, ценностно-смысловая ориентация учащихся, |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Познавательная инициатива, планирование |
Структурирование знаний |
Выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
|
Реализация намеченного |
Возвращаемся к карточке 1. Учитель демонстрирует опыт. Подводит обучающихся к выводу. Вывод: Теплопроводность – такой тип теплообмена, когда тепло перемещается от более нагретых участков тела к менее нагретым вследствие теплового движения молекул. Как переносится энергия мгновенно или требует определенного времени? Организует работу с рисунком 1. Задает вопрос: как вы думаете, каков механизм передачи энергии? Подготовив установку заменив одну проволоку на две: медную и железную, просит ответить на вопрос: -Что изменится, если мы часть медной проволоки заменим на железную? Учитель проводит опыт, подтверждая правильность высказываний учащихся. Учитель предлагает по желанию двум ученикам провести опыты и дать объяснения. Опыт для 1 ученика: оберните деревянную палочку бумагой в один слой и поплотнее. Держите над пламенем свечи. Опыт для 2 ученика: оберните железный стержень бумагой в один слой и поплотнее. Держите над пламенем свечи. Учитель подводит учащихся к выводу: все кристаллы имеют очень хорошую теплопроводность. И наоборот, те вещества, в которых расстояние между молекулами больше – плохие проводники тепла. Мы рассмотрели теплопередачу в твердых (кристаллах) телах. Вопрос: можно ли наблюдать теплопередачу в жидкостях и газах? Учитель демонстрирует опыт: включив лампу накаливания с отражателем и подставив над лампой бумажную вертушку, мы замечаем, что она начинает вращаться. Задает вопрос: Как можно объяснить этот факт? Анализируя ответы учащихся, подводит итог: холодный воздух при нагревании у лампы становится теплым и поднимается вверх. При этом вертушка вращается. Учитель демонстрирует опыт и предлагает объяснить увиденное: нагревание пробирки с водой, на дно которой опущены кристаллики медного купороса. Задает вопросы: -В каком направлении двигались потоки горячей воды с крупинками марганцовки? Почему? Каким способом изменялась внутренняя энергия воды в пробирке? Озвучивает вид теплопередачи: Конвекция – перенос энергии струями жидкости или газа. Задает вопрос: Можно ли нагреть жидкость при нагревании ее сверху? Чем отличается конвекция от теплопроводности? Рассмотрите рисунок 2 и объясните механизм передачи энергии. Прочитайте начало параграфа №6 до слов «Излучают энергию все тела при любой температуре». Здесь объяснено, почему способ передачи тепла, наблюдаемый при помощи теплоприемника, не может быть ни конвекцией, ни теплопроводностью. Прочитайте внимательно это объяснение и, пользуясь им как образцом, решите задачу 3 из упр.3 учебника. Организует обсуждение выполненного самостоятельно задания. Просит учащихся сформулировать третий вид теплопроводности. Проверить правильность выполнения задания, предложив по желанию высказать свое мнение. Рассмотрите рисунок 3 и объясните механизм передачи энергии при излучении. Сегодня на уроке мы познакомились с тремя видами теплопередачи. Заполните схему, которую мы начертили в начале урока. |
Анализируют увиденное. Выдвигают предположения о механизме передачи энергии в твердых телах. Учащиеся формулируют определение. Записывают определение в тетрадь. Отвечают на вопрос: для переноса энергии в твердых веществах требуется определенное время. Отвечают на вопрос: вследствие теплового движения молекул, энергия передается от одной молекулы к другой. Учащиеся высказывают свое мнение. Ответ: перенос энергии зависит от рода вещества. Ответ: бумага на деревянной палочке сразу сгорает. Ответ: бумага в огне не горит. Учащиеся наблюдают за демонстрацией опыта. Высказывают свое мнение. Отвечают на вопрос учителя. Учащиеся наблюдают за явлением, анализируют и высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы: -Потоки крупинок марганцовки двигались снизу вверх, так как теплые потоки жидкости поднимаются вверх, а холодные опускаются вниз. -Внутренняя энергия изменилась за счет теплопередачи. -Перенос энергии осуществляется струями жидкости. Записывают определение в тетрадь. Отвечают на вопрос: Можно, но это длительный процесс. Отвечают: при конвекции происходит перенос вещества. Работают с рисунком и формулируют механизм передачи энергии. Работают с учебником. Решают задачу. Ответ: для конвекции и теплопроводности необходимо вещество. В космическом пространстве между Солнцем и Землей вакуум, и выше указанные процессы невозможны. Значит, энергия передается излучением. Дают определение: излучение – перенос энергии в виде электромагнитных волн. Работают с рисунком и формулируют механизм передачи энергии при излучении. Учащиеся заполняют таблички. |
Фронтальная |
Демонстрационные приборы |
Действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания. Мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью, ценностно-смысловая ориентация учащихся, Самоопределение, соотнесение поступков с принятыми этическими принципами, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. |
Контролируют правильность ответов обучающихся Контролируют правильность ответов обучающихся Контролируют правильность ответов обучающихся Контролируют правильность ответов обучающихся Контролируют правильность ответов обучающихся Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль способа действия и его результата; внесение необходимых дополнений и коррективов. |
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Умение проводить анализ и делать вывод. Построение логической цепи рассуждений. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Умение проводить анализ и делать вывод. Умение проводить анализ и делать вывод. Работают самостоятельно. |
Выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. |
Контроль и оценивание |
Организует и контролирует самостоятельную работу учащихся в парах. Карточка 2 «Виды теплопередачи» |
Читают вопросы, решают качественные задачи. Подготовив свои ответы в парах, меняются карточками, выслушивают и оценивают друг друга. |
Внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности. |
Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания |
Планирование учебного сотрудничества. |
|||
Рефлексия |
Ребята, поделитесь своими впечатлениями: -Какая часть урока вам понравилась? Что вызвало затруднения? Чья работа на уроке признана вами более успешной? Выставление оценок (за активность на уроке, за решение качественных и экспериментальных задач). |
Учащиеся отвечают на вопросы. |
Действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания. |
Коррекция и оценка, волевая саморегуляция. |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
Учёт позиций других, умение слушать и вступать в диалог. |
||
Домашнее задание |
ξ 4-6 учебника. Упражнение 1(2), 2(1,2). Задание: в бумажной коробочке вскипятить воду над пламенем свечи. (Опыт выполняйте вместе с родителями). |
Приложение 1
Порядок выполнения работы «Теплопередача и работа»
Прижмите фольгу к картону, как показано на рис.1. Убедитесь, что для перемещения фольги по поверхности картона нужно приложить силу, а значит, совершить работу.
Потрите фольгу о картон, сделав 10 движений вперед-назад.
Ответьте на вопросы:
Как изменилась температура фольги и полоски картона после совершения работы?
Каким способом изменилась внутренняя энергия этих тел в проделанном опыте?
Как изменилась внутренняя энергия фольги после совершения работы?
Ответ на последний вопрос запишите в тетрадь.
Потрите фольгу о картон, сделав 20 движений. Как зависит изменение внутренней энергии фольги от значения совершенной работы? Изменяется ли при этом внутренняя энергия картона?
Карточка 1
Вопросы:
1.На штативе закреплена медная проволока, на которой с помощью воска прикреплены гвоздики. Свободный конец проволоки нагревают с помощью спиртовки. Что будет происходить? К какому способу изменения внутренней энергии вы отнесёте данный опыт?
2.Пробирку с водой нагреть в верхней части пробирки. Нагрелась ли вода в нижней пробирке? Каким способом изменялась внутренняя энергия?
3.Пробирку надели на палец и, держа ее донышком вверх, нагревали в пламени спиртовки примерно 1 минуту. Ощущал ли палец тепло во время нагревания пробирки? Каким способом изменилась внутренняя энергия в данном опыте?
Карточка 2 «Виды теплопередачи»
Вариант 1
Какой кирпич – обыкновенный или пористый – обеспечит лучшую теплоизоляцию здания?
Почему города, в которых воздух загрязнен пылью и дымом, получают меньше солнечной энергии?
Почему алюминиевая кружка с горячим чаем обжигает губы, а фарфоровая чашка нет?
Вариант 2
Почему при варке варенья предпочитают пользоваться деревянной мешалкой?
Почему в пустынях очень большая суточная амплитуда температур?
Почему вентиляторы для очистки воздуха обычно помещают у потолка?
Схема 1
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3