Урок физики для 11 класса «Состав ядра. Ядерные силы»
Тема урока Состав ядра . Ядерные силы
Цели урока: обеспечить условия для достижения следующих планируемых результатов обучения:
Личностные:
развитие самостоятельности в приобретении новых знаний;
развитие у учащихся умения оценивать результаты своей собственной деятельности.
Метапредметные: развитие у учащихся универсальных учебных действий:
формировать навыки смыслового чтения;
формулировать умение делать обобщающие выводы;
соотносить полученные выводы с гипотезами и на этом основании делать вывод о верности гипотез;
работать в парах – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Предметные:
формирование представлений учащихся о строении ядра и ядерных силах.
Оборудование и материалы:
рабочий лист на каждого ученика
карточки –домино на каждую парту;
компьютерная презентация;
компьютер, проектор.
Этап урока | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
Мотивация к учебной деятельности | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. «Величайшим достижением человеческого гения является то, что человек может понять вещи, которые он уже не в силах вообразить», сказал когда-то Лев Ландау, советский физик-теоретик, основатель научной школы, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии по физике (1962).На мой взгляд, эта цитата имеет самое непосредственное отношение к теме нашего урока. Но прежде, чем вы согласитесь или не согласить со мной, необходимо вспомнить материал с предыдущих уроков. | Организовывают рабочее место.
| Регулятивные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
Актуализация знаний | Соберите физическое домино, начиная со слова СТАРТ Контролирует выполнение задания, организует проверку. | Собирают ФИЗИЧЕСКОЕ ДОМИНО (приложение1)
Проверяют правильность выполнения задания | Личностные: 1. ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Регулятивные: 1. умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей; 2. выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства для решения задачи. • осуществление регулятивных действий самоконтроля в процессе урока Познавательные: 1. умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения; Коммуникативные: 1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 2.работать индивидуально и в паре |
Целеполагание | Как выдумаете, почему Домино заканчивается троеточием? Да, действительно. До сих пор атом хранит еще много загадок. И ученым еще только предстоит их решить. А мы сегодня тоже будем внедряться вглубь атома. Как вы думаете, о чем сегодня будет идти речь на уроке? Тема урока «Атомное ядро» Вернемся к цитате. Почему именно она может быть эпиграфом к этому уроку? | Отвечают на вопросы, рассуждают | Личностные УУД: • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к изучению физики. Регулятивные УУД: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели. Коммуникативные УУД: • использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. • построение устных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; Познавательные УУД: • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; |
Актуализация знаний ТФО «Данетка» | Сегодня вы будете работать с рабочими листами. (приложение 2) Возьмите рабочие листы, подпишите. Запишите тему урока: «Атомное ядро» Итак, три частицы точно должны находиться в атоме. Какие? Подпишите названия частиц в таблице, приведенной в Задании №1.(Нейтрон, протон, электрон) Выполните задание №1. Необходимо поставить знак «+» и «-.» в соответствующих столбиках Организует самопроверку со слайда Поднимите руки, кто все знает про протон? нейтрон? электрон? А у кого есть ошибки необходимо повторить материал. Найдите в рабочем листе строку д/з и запишите повторить… | Подписывают рабочие листы, отвечают на вопросы, выполняют Задание №1, проверяют правильность выполнения задания. | Личностные УУД: • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к изучению физики. Регулятивные УУД: • формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Познавательные УУД: • искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи. |
Выявление места и причин затруднения. | Мы уже знаем расположение электронов в атоме. Где? В 1932 году советский физик Дмитрий Дмитриевич Иваненко и немецкий физик Вернер Гейзенберг независимо друг от друга предложили протонно-нейтронную модель ядра., справедливость этой гипотезы была подтверждена экспериментально. Согласно этой модели ядро состоит из протонов и нейтронов, которые принято называть нуклонами. Следовательно, мы можем сказать, что ядро состоит из нуклонов. Посмотрите, на слайде ядро гелия. Из каких частиц оно состоит? Есть ли у вас вопросы? | Движутся вокруг ядра Отвечают на вопросы Как протоны удерживаются в ядре, ведь положительные заряды должны отталкиваться? | Регулятивные УУД: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; Коммуникативные УУД: • построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные УУД: • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; ставить проблему, аргументировать её актуальность |
Решение проблемы | Чтобы ответить на этот вопрос поработайте с текстом (стр 239 учебника, начиная с 4 абзаца снизу) Запишите вывод в рабочем листе | Читают текст и отвечают на вопрос «Почему ядра устойчивы?» Обсуждают прочитанное, делают вывод, записывают его в рабочем листе. | |
Количество нуклонов в ядре обозначают буквой А и называют массовым числом. Почему? Число протонов в ядре называют зарядовым числом и обозначают буквой Z. Для каждого химического элемента зарядовое число – это порядковый номер в таблице Менделеева. Обозначение любого химического элемента представлено на слайде, запишите на рабочий лист | Отвечают на вопросы. | ||
Первичное закрепление | На слайде представлены химические элементы, назовите количество нуклонов и протонов в ядре . (устная работа) | Работают устно по цепочке | Познавательные УУД: • применять полученные знания для решения задач. |
Выявление места и причин затруднения. | А теперь определите количество нейтронов в ядре и количество электронов в атоме. Как вы это сделаете? | Выдвигают гипотезы, выполняют задания | Регулятивные УУД: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; Коммуникативные УУД: • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, • использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. • участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные УУД: • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; ставить проблему, аргументировать её актуальность; • искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи. |
Решение проблемы | Запишите в рабочем листе формулу, позволяющую найти количество нейтронов, обозначив его N | Составляют и записывают формулу N=A-Z | |
Первичное закрепление | Подсчитайте количество нейтронов, воспользовавшись записанной формулой | Работают устно по цепочке | Познавательные УУД: • применять полученные знания для решения задач. |
Самостоятельная работа с самоконтролем. ТФО Лист самооценки (с прогностической оценкой) | Заполните таблицу самооценки в рабочем листе Выполните самостоятельно Задание №2 с рабочего листа по вариантам(впишите № варианта в рабочий лист) Поднимите руки, у кого полное совпадение самооценки с результатами самостоятельной работы. | Заполняют таблицу самооценки. Выполняют задание, проверяют со слайда | Личностные УУД: • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; Регулятивные УУД: • осуществление регулятивных действий самоконтроля, самооценки в процессе урока; • формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им. адекватно оценивать свои возможности. |
Включение в систему знаний и повторений. | На основе протонно-нейтронной модели строения атомных ядер было дано объяснение интересным экспериментальным фактам, открытым в начале XX века. Посмотрите на слайд. Здесь представлены модели трех ядер: водорода, дейтерия и трития. В какую клетку таблицы Менделеева необходимо поместить эти химические элементы. На самом деле это один и тот же химический элемент. В начале ХХ века многие ученые занимались исследованием свойств радиоактивных элементов. При изучении радиоактивных превращений было установлено, что у одного и того же химического элемента встречаются атомы, отличающиеся по массе. В 1911 году Фредерик Содди предложил называть такие разновидности атомов одного и того же химического элемента изотопами (что по-гречески означает «равноместные»), так как по своим химическим свойствам они должны быть помещены в одну и ту же клетку таблицы Менделеева. На слайде представлены модели ядер. Какие из них являются изотопами? Почему? Сформулируйте определение изотопов и запишите его в рабочий лист. | Выполняют задания, выдвигают гипотезы, формулируют и записывают определение | Регулятивные УУД: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; Коммуникативные УУД: • построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные УУД: • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; |
Рефлексия учебной деятельности на занятии. ТФО Мини -обзор | А сейчас я вас попрошу сделать мини-обзор урока, ответив на вопросы, записанные в конце вашего рабочего листа. Кто желает озвучить свои ответы? Разделите рабочие листы на две части. Одну из частей вы вклеите в свои тетради, другую сдайте мне. | Отвечают на вопросы Кто-то из учеников зачитывает свои ответы | Регулятивные УУД: • осуществление регулятивных действий самоконтроля, самооценки в процессе урока |
Д/з | П.56 Составить тест по параграфу не менее 6 вопросов, которые мы оценим по разработанным вами на одном из уроков критериям (на слайде) Упр 1,2 , дополнительно на «5» Упр 4,5 | | |
Приложение 1
СТАРТ | Демокрит |
Атомы представляют собой мельчайшие неделимые (атом по-гречески означает «неделимый») частицы, составляющие всю материю. | Лукреций Кар |
Написал поэму «О природе вещей», где изложил практически всё, что было известно в то время в натурфилософии | М.В.Ломоносов |
Развивал идеи атомно-молекулярной теории в России | Дж. Томсон |
Исследуя катодные лучи пришел к выводу, что атомы любого вещества содержат отрицательно заряженные частицы, которые он назвал «электронами».Предложил первую модель атома - «Пудинг с изюмом» | Э. Резерфорд |
.Предложил планетарную модель атома. Открыл протон | Дж.Чедвик |
. Открыл нейтрон | … |
Рабочий лист ФИ_____________________________________
Задание №1
Частица | нейтрон | протон | электрон |
Имеет массу 1 а.е. | + | + | |
Имеет положительный заряд | | + | |
Датой открытия этой частицы считается 1897 год, когда Томсоном был поставлен эксперимент по изучению катодных лучей. | | | + |
Открыл Д.Чедвик в 1932 г | + | | |
Его масса 9,1 ·10⁻³¹ кг | | | + |
Не имеет заряда | + | | |
Открыл Э.Резерфорд | | + | |
от др.-греч. «ἤλεκτρον» — «янтарь» | | | + |
Имеет отрицательный заряд | | | + |
от греческого «protos» - «первый» | | + | |
от лат. neuter ни тот, ни другой | | | |
Количество правильных ответов | | | |
Рекомендации : если есть ошибки | повторите §55 | Повторите записи в тетради |
Лист самооценки
| Самооценка | Задание выполнено правильно |
Я знаю, как определить количество нуклонов в ядре атома | | |
Я знаю, как определить количество протонов в ядре атома | | |
Я знаю, как определить количество нейтронов в ядре атома | | |
Я знаю, как определить количество электронов в атоме | | |
Мини-обзор
1.Что изучали на уроке?
2. Определите наиболее важное в этом уроке.
3.Что вызвало трудности, осталось неясным?
4.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?
5.Что на уроке получилось лучше всего?
Тема урока __________________________________________
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обозначение химического элемента _________, где А - массовое число, Z - зарядовое число
_____- количество протонов в ядре
_____- количество нуклонов в ядре
_____- количество электронов в ядре
N – количество нейтронов в ядре
N=
Задание №2
Определите количество нуклонов, количество протонов, количество нейтронов и количество электронов в атоме . ______вариант.
ИЗОТОПЫ – это _________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
Д/3П._____________________56 Составить тест по параграфу не менее 6 вопросов, Упр 1,2 , дополнительно на «5» Упр 4,5