12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина Вячеславовна Орлова84

Тема урока Состав ядра . Ядерные силы

Цели урока: обеспечить условия для достижения следующих планируемых результатов обучения:


Личностные:

развитие самостоятельности в приобретении новых знаний;

развитие у учащихся умения оценивать результаты своей собственной деятельности.


Метапредметные: развитие у учащихся универсальных учебных действий:

формировать навыки смыслового чтения;

формулировать умение делать обобщающие выводы;

соотносить полученные выводы с гипотезами и на этом основании делать вывод о верности гипотез;

работать в парах – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.


Предметные:

формирование представлений учащихся о строении ядра и ядерных силах.


Оборудование и материалы:

рабочий лист на каждого ученика

карточки –домино на каждую парту;

компьютерная презентация;

компьютер, проектор.



Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

 «Величайшим достижением человеческого гения является то, что человек может понять вещи, которые он уже не в силах вообразить», сказал когда-то Лев Ландау, советский физик-теоретик, основатель научной школы, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии по физике (1962).

На мой взгляд, эта цитата имеет самое непосредственное отношение к теме нашего урока. Но прежде, чем вы согласитесь или не согласить со мной, необходимо вспомнить материал с предыдущих уроков.


Организовывают рабочее место.

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Актуализация знаний

Соберите физическое домино, начиная со слова СТАРТ



Контролирует выполнение задания, организует проверку.












Собирают ФИЗИЧЕСКОЕ ДОМИНО (приложение1)



Проверяют правильность выполнения задания












Личностные:

1. ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные:

1. умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей;

2. выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства для решения задачи.

осуществление регулятивных действий самоконтроля в процессе урока

Познавательные:

1. умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения;

Коммуникативные:

1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

2.работать индивидуально и в паре

Целеполагание

Как выдумаете, почему Домино заканчивается троеточием?

Да, действительно. До сих пор атом хранит еще много загадок. И ученым еще только предстоит их решить. А мы сегодня тоже будем внедряться вглубь атома. Как вы думаете, о чем сегодня будет идти речь на уроке? Тема урока «Атомное ядро»

Вернемся к цитате. Почему именно она может быть эпиграфом к этому уроку?


Отвечают на вопросы, рассуждают

Личностные УУД:

формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к изучению физики.

Регулятивные УУД:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

построение устных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Познавательные УУД:

построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;


Актуализация знаний

ТФО «Данетка»

Сегодня вы будете работать с рабочими листами. (приложение 2)

Возьмите рабочие листы, подпишите. Запишите тему урока: «Атомное ядро»

Итак, три частицы точно должны находиться в атоме. Какие? Подпишите названия частиц в таблице, приведенной в Задании №1.(Нейтрон, протон, электрон)

Выполните задание №1. Необходимо поставить знак «+» и «-.» в соответствующих столбиках

Организует самопроверку со слайда

Поднимите руки, кто все знает про протон? нейтрон? электрон?

А у кого есть ошибки необходимо повторить материал. Найдите в рабочем листе строку д/з и запишите повторить…

Подписывают рабочие листы, отвечают на вопросы, выполняют Задание №1, проверяют правильность выполнения задания.




Личностные УУД:

формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к изучению физики.

Регулятивные УУД:

формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Познавательные УУД:

искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.


Выявление места и причин затруднения.

Мы уже знаем расположение электронов в атоме. Где?

В 1932 году советский физик Дмитрий Дмитриевич Иваненко и немецкий физик Вернер Гейзенберг независимо друг от друга предложили протонно-нейтронную модель ядра., справедливость этой гипотезы была подтверждена экспериментально. Согласно этой модели ядро состоит из протонов и нейтронов, которые принято называть нуклонами. Следовательно, мы можем сказать, что ядро состоит из нуклонов.

Посмотрите, на слайде ядро гелия. Из каких частиц оно состоит?

Есть ли у вас вопросы?


Движутся вокруг ядра



Отвечают на вопросы









Как протоны удерживаются в ядре, ведь положительные заряды должны отталкиваться?

Регулятивные УУД:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

Коммуникативные УУД:

построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

ставить проблему, аргументировать её актуальность


Решение проблемы

Чтобы ответить на этот вопрос поработайте с текстом (стр 239 учебника, начиная с 4 абзаца снизу)

Запишите вывод в рабочем листе

Читают текст и отвечают на вопрос «Почему ядра устойчивы?»



Обсуждают прочитанное, делают вывод, записывают его в рабочем листе.

Количество нуклонов в ядре обозначают буквой А и называют массовым числом.

Почему?

Число протонов в ядре называют зарядовым числом и обозначают буквой Z. Для каждого химического элемента зарядовое число – это порядковый номер в таблице Менделеева.

Обозначение любого химического элемента представлено на слайде, запишите на рабочий лист


Отвечают на вопросы.

Первичное закрепление

На слайде представлены химические элементы, назовите количество нуклонов и протонов в ядре . (устная работа)

Работают устно по цепочке

Познавательные УУД:

применять полученные знания для решения задач.


Выявление места и причин затруднения.

А теперь определите количество нейтронов в ядре и количество электронов в атоме. Как вы это сделаете?

Выдвигают гипотезы, выполняют задания

Регулятивные УУД:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

Коммуникативные УУД:

организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

ставить проблему, аргументировать её актуальность;

искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.


Решение проблемы

Запишите в рабочем листе формулу, позволяющую найти количество нейтронов, обозначив его N

Составляют и записывают формулу N=A-Z

Первичное закрепление

Подсчитайте количество нейтронов, воспользовавшись записанной формулой

Работают устно по цепочке

Познавательные УУД:

применять полученные знания для решения задач.


Самостоятельная работа с самоконтролем.

ТФО Лист самооценки (с прогностической оценкой)

Заполните таблицу самооценки в рабочем листе

Выполните самостоятельно Задание №2 с рабочего листа по вариантам(впишите № варианта в рабочий лист)

Поднимите руки, у кого полное совпадение самооценки с результатами самостоятельной работы.

Заполняют таблицу самооценки.

Выполняют задание, проверяют со слайда

Личностные УУД:

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;

Регулятивные УУД:

осуществление регулятивных действий самоконтроля, самооценки в процессе урока;

формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

адекватно оценивать свои возможности.


Включение в систему знаний и повторений.

На основе протонно-нейтронной модели строения атомных ядер было дано объяснение интересным экспериментальным фактам, открытым в начале XX века.

Посмотрите на слайд. Здесь представлены модели трех ядер: водорода, дейтерия и трития. В какую клетку таблицы Менделеева необходимо поместить эти химические элементы.

На самом деле это один и тот же химический элемент.

В начале ХХ века многие ученые занимались исследованием свойств радиоактивных элементов. При изучении радиоактивных превращений было установлено, что у одного и того же химического элемента встречаются атомы, отличающиеся по массе. В 1911 году Фредерик Содди предложил называть такие разновидности атомов одного и того же химического элемента изотопами (что по-гречески означает «равноместные»), так как по своим химическим свойствам они должны быть помещены в одну и ту же клетку таблицы Менделеева.

На слайде представлены модели ядер. Какие из них являются изотопами? Почему?

Сформулируйте определение изотопов и запишите его в рабочий лист.

Выполняют задания, выдвигают гипотезы, формулируют и записывают определение

Регулятивные УУД:

построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД:

построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;


Рефлексия учебной деятельности на занятии.

ТФО Мини -обзор

А сейчас я вас попрошу сделать мини-обзор урока, ответив на вопросы, записанные в конце вашего рабочего листа.

Кто желает озвучить свои ответы?

Разделите рабочие листы на две части. Одну из частей вы вклеите в свои тетради, другую сдайте мне.

Отвечают на вопросы

Кто-то из учеников зачитывает свои ответы

Регулятивные УУД:

осуществление регулятивных действий самоконтроля, самооценки в процессе урока

Д/з

П.56 Составить тест по параграфу не менее 6 вопросов, которые мы оценим по разработанным вами на одном из уроков критериям (на слайде) Упр 1,2 , дополнительно на «5» Упр 4,5









































Приложение 1


СТАРТ



Демокрит




Атомы представляют собой мельчайшие неделимые (атом по-гречески означает «неделимый») частицы, составляющие всю материю.


Лукреций Кар




Написал поэму «О природе вещей», где изложил практически всё, что было известно в то время в натурфилософии


М.В.Ломоносов




Развивал идеи атомно-молекулярной теории в России





Дж. Томсон








Исследуя катодные лучи пришел к выводу, что атомы любого вещества содержат отрицательно заряженные частицы, которые он назвал «электронами».Предложил первую модель атома - «Пудинг с изюмом»




Э. Резерфорд





.Предложил планетарную модель атома. Открыл протон





Дж.Чедвик




.

Открыл нейтрон















Рабочий лист ФИ_____________________________________

Задание №1


Частица


нейтрон

протон

электрон

Имеет массу 1 а.е.


+

+


Имеет положительный заряд



+


Датой открытия этой частицы считается 1897 год, когда Томсоном был поставлен эксперимент по изучению катодных лучей.



+

Открыл Д.Чедвик в 1932 г


+



Его масса 9,1 ·10⁻³¹ кг




+

Не имеет заряда


+



Открыл Э.Резерфорд



+


от др.-греч. «ἤλεκτρον» — «янтарь»




+

Имеет отрицательный заряд




+

от греческого «protos» - «первый»



+


от лат. neuter ни тот, ни другой






Количество правильных ответов





Рекомендации : если есть ошибки

повторите §55

Повторите записи в тетради


Лист самооценки



Самооценка

Задание выполнено правильно

Я знаю, как определить количество нуклонов в ядре атома



Я знаю, как определить количество протонов в ядре атома



Я знаю, как определить количество нейтронов в ядре атома



Я знаю, как определить количество электронов в атоме





Мини-обзор

1.Что изучали на уроке?

2. Определите наиболее важное в этом уроке.

3.Что вызвало трудности, осталось неясным?

4.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?

5.Что на уроке получилось лучше всего?










Тема урока __________________________________________

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Обозначение химического элемента _________, где А - массовое число, Z - зарядовое число

_____- количество протонов в ядре

_____- количество нуклонов в ядре

_____- количество электронов в ядре

N – количество нейтронов в ядре

N=


Задание №2

Определите количество нуклонов, количество протонов, количество нейтронов и количество электронов в атоме . ______вариант.

t1578400602aa.gift1578400602aa.gif


ИЗОТОПЫ – это _________________________________________________________________________________________________________________________


_________________________________________________________________________________________________________________________


Д/3П._____________________56 Составить тест по параграфу не менее 6 вопросов, Упр 1,2 , дополнительно на «5» Упр 4,5

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.