Урок: «Формирование письменности на Руси»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства для учителей истории и обществознания на лучший урок формирования ЗУН
Сценарий урока
по истории России: «Формирование единого культурного пространства. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. Появление древнерусской литературы. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха», 6 класс
Автор: Варгудяева А.Д.,
учитель истории и обществознания
Программная среда: MS WORD, MS PowerPoint.
Область применения: закрепление знаний и формирования ЗУН.
Цели урока: формирование представления о распространении грамотности на Руси.
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты обучения: раскроют смысл понятий: культура, берестяная грамота, житие. Объяснят значение деятельности Владимира Мономаха для развития культуры на Руси.
Метапредметные результаты обучения: участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать работу на уроке; преобразовывать текст в таблицу.
Личностные результаты обучения: осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке; формирование уважительного отношения к культурному наследию предшествующих эпох.
Тип урока: комбинированный.
Средства обучения:
Тесты, учебник, мультимедиапроектор, компьютер.
Технологическая карта урока
Тема урока: «Формирование единого культурного пространства. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. Появление древнерусской литературы. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха»
План урока:
Письменность и грамотность на Руси.
Древнерусская литература.
Произведения Владимира Мономаха.
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия | Формы контроля |
1.Самоопределение к деятельности | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку | Здравствуйте, ребята! | Приветствуют учителя, настраиваются на учебный процесс. | Фронтальная | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности. Регулятив ные: выполняют самооценку готовности к уроку. | |
2.Актуализация знаний | Проверка домашнего задания | Ребята, на прошлом уроке вам было задано устное задание (параграф 10, стр. 92 вопросы 1-5). Проверим вашу готовность. | Отвечают на вопросы из учебника. | Фронтальная | Познавательные: умение найти ответы на поставленные вопросы. Коммуникативные: выслушать позицию одноклассников, принимать их точку зрения. | Беседа |
3.Постановка цели урока | Определение цели урока. . | - На прошлом уроке вы узнали о грамотности на Руси, мы говорили о значимых произведениях литературы. На уроке мы выполним практические задания, как вы думаете, для чего это нужно? | Отвечают на вопрос учителя, озвучивают цель урока и ожидаемые результаты. | Фронтальная | Познавательные: умение самостоятельно выделять цели урока. | Беседа |
4.Закрепление знаний | Мотивация к практической деятельности. | Выполнение заданий из карточек. | Карточки слайд, отвечают на вопросы. | Фронтальная | Познавательные: умение работать самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы в соответствии с ранее полученными знаниями. Регулятивные: осуществление самоконтроля. Личностные: умение принимать мнение одноклассников. | Устные ответы |
5.Итоги урока. Рефлексия | Предлагает оценить работу на уроке | Оцените свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников. | Оценивают свою работу и работу одноклассников. | Фронтальная | Регулятивные: осуществление самоконтроля | Беседа |
Приложения (задания-карточки)
Карточка №1. Сопоставьте автора с произведением:
А) Повесть временных лет 1)Нестор
Б) Поучение 2)Владимир Мономах
В) Житие Бориса и Глеба 3)Сильвестр
Карточка №2. Определите название литературного произведения по отрывку:
Карточка №3. Выберите из перечня материалы для письма, используемые на Руси, как они называются?
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|