Пояснительная записка к презентации
Тема урока: «Идут по Руси скоморохи!»
Урок по мировой художественной культуре в 8 классе.
Учитель ИЗО и МХК Андриянова Людмила Викторовна.
Цели урока:
Ход урока:
Организационный момент.
- проверка готовности к уроку;
2.Проверка домашнего задания.
3. Объяснение нового материала.
- Сегодня на уроке мы узнаем с вами, кто такие скоморохи, как развивалось искусство скоморошества на протяжении времени.
Слайд №1. – Итак, тема урока «…Идут по Руси скоморохи!..»
Слайд №2. «Скоморохи» - странствующие актеры Древней Руси – певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты.
В.Даль: «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут.»
Известны уже с 11 в., а особую популярность получили в 15-17 вв. Являлись персонажем русского фольклора, главными героями множества народных поговорок:
Слайд№3.
«У всякого скомороха есть свои погудки»
«Скоморохова жена всегда весела»
«Скоморох голос на гудки настроит, а житья своего не устроит»
«Не учи плясать, я сам скоморох»
«Скоморошья потеха сатане в утеху»
«Бог дал попа, черт – скомороха»
«Скоморох попу не товарищ»
«И скоморох в ину пору плачет»
«Всяк спляшет, да не как скоморох»
Первые сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошичьи представления.
Слайд №4.
О скоморохах, как одаренных певцах, сказочниках сохранилось немало свидетельств в древней письменности. В частности, о них упоминается в «Повести временных лет» (1068 год).
На Руси скоморохи составляли артели, или дружины и бродили «ватагами» для своего промысла. Слайд №5.
Кроме скоморохов бродячих были скоморохи оседлые, в основном боярские и княжеские. Именно княжеским многим обязана народная комедия.Слайд №6.
Скоморохи являлись так же в виде кукольников. Слайд №7.
Представлениякукольной комедии сопровождалось показом медведя и «козы», которая била все время в ложки.
Кукольная комедия была попыткой оригинальной переработки разнообразных элементов драмы, заключающихся в русской народной поэзии.
Слайд №8. «…У нас тоже были свои лицедеи» - скоморохи, свои мейстерзингеры – «калеки перехожие», они разносили по всей стране «лицедейство и песни о событиях «великой смуты», об «Иванушке Болотникове», о боях, победах и о гибели Степана Разина»… (М. Горький «О пьесах», 1937 год.)
Скоморохи упоминаются в различных русских былинах, известны в качестве представителей народного музыкального искусства, становятся участниками деревенских праздников, городских ярмарок, выступают в боярских хоромах и проникают в церковную обрядность.
Слайд №9. Фрески Софийского Собора в Киеве.
Представления скоморохов объединяли разные виды искусств: драматические, цирковые.
Известно, что еще в 1571 году набирали «веселых людей» для государственной потехи, а в начале 17 века скоморошья труппа состояла при Потешной палате, сооруженной в Москве царем Михаилом Федоровичем. Тогда же в начале 17 века скоморошьи труппы были у князей Ивана Шуйского, Дмитрия Пожарского и др.
Скоморохи стали делиться на 2 группы: придворные и народные. В конечном счете роль придворных скоморохов свелась к роли домашних шутов.
Основную массу русских скоморохов составили народные потешники.
Слайд №10. Они одевались в короткополую одежду, часто прибегали к маскам.
Слайд №11.Гусельники-скоморохи не только играли, но и «сказывали» произведения русской народной поэзии.
Слайд №12. Певцы и плясуны одновременно завоевывали репутацию шутов-острословов. Они потом становились народными сатириками, что играло огромную роль в формировании русской народной драмы.
Немецкий путешественник Адам Олеарий, побывавший в России в 1630-х годах, в своем знаменитом «Описании путешествия в Московию» рассказывает о скоморошичьих забавах:Слайд №13. «Скромные дела уличные скрипачи воспевают всенародно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих кукольных представлениях…
Слайд №14. …а вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые между прочим, тот час же могут представить какую-нибудь шутку или шалость. Для этого они обвязывают вокруг тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой нечто вроде сцены, с которой они и уходят по улицам и показывают из кукол различные представления»…
Слайд №15. Любимый кукольный персонаж – Петрушка.
Наряду со скоморохами – игроками по профессии, в былинах упоминаются и певцы – любители из среды знатных особ княжеских и боярских родов:
Слайд №16. – Добрыня Никитич;
Слайд №17 – СтаврГодинович;
Слайд №18 – Соловей Будимирович;
Слайд №19 – Садко;
Игра на музыкальных инструментах, песни и пляски увязывались с обычаями народного маскарада.
Обрядное переодевание известно с древности. Народ не отказывался от своих привычек, от любимых святочных увеселений, заводилами которых являлись скоморохи.
Царь Иван Грозный во время своих пиров любил маскироваться и плясать вместе со скоморохами.
В течение 16-17 вв. при дворе появились органы, скрипки и трубы, исполнение на них было освоено и скоморохами.
Слайд №20. Около середины 17 века бродячие ватаги постепенно сходят со сцены, а оседлые – переквалифицируются в музыкантов и сценических деятелей.
Скоморох с этого времени становится отжившей фигурой, хотя отдельные виды его творческой деятельности продолжали жить в народе еще очень долго.
Скоморох - певец, исполнитель народной поэзии – уступает место представителям поэзии;
Скоморох – гудец (гусельник, домрачей, волынщик, сурначей) – превратился в музыканта – инструменталиста;
Скоморох – плясун – превращается в танцора народных разудалых плясок.
Слайд №21.
Скоморох – смехотворец – в артиста;
Слайд №22. «Как бы ни было грубо и элементарно искусство скоморохов, но не должно упускать из виду, что оно представляло единственную соответствовавшую вкусам народа в течение многих веков форму развлечений и утехи, заменявшую ему вполне новейшую литературу, новейшие сценические зрелища. Скоморохи… были древнейшими в России представителями народного эпоса, народной сцены, они же вместе с тем были и единственными представителями светской музыки в России»…книга «Скоморохи на Руси» Фоминцин А.С. 1989 год.
Слайд №23.В настоящее время наш народ не отказывается от своих привычек, (слайд №24) от любимых праздничных народных увеселений, (слайд №25) заводилами которых являются скоморохи.
Слайд №26 – Спасибо за внимание.
4. Итог урока.
5. Домашнее задание.
6. Организованное окончание урока.