«…Идут по Руси скоморохи!»
«Скоморохи»- странствующие актеры древней Руси – певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. В. Даль: «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской и песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут.»
« У всякого скомороха есть свои погудки.» « Скоморохова жена всегда весела.» « Скоморох голос на гудки настроит, а житья своего не устроит.» « Не учи плясать, я сам скоморох.» « Скоморошья потеха – сатане в утеху.» « Бог дал попа, черт скомороха.» « Скоморох попу не товарищ.» « И скоморох в ину пору плачет.» « Всяк спляшет, да не как скоморох.»
Софийский Собор в Киеве. Фреска.
«оседлые» «бродячие»
«Кукольники» Представления кукольной комедии сопровождалось показом медведя и «козы», которая била все время в ложки.
«…У нас тоже были свои «лицедеи» - скоморохи, свои мейстерзингеры – «калеки перехожие», они разносили по всей стране «лицедейство и песни о событиях «великой смуты», об «Ивашке Болотникове», о боях, победах и о гибели Степана Разина.» М.Горький, «О пьесах». 1937 год
Скоморохи упоминаются в различных русских былинах, известны в качестве представителей народного музыкального искусства, становятся участниками деревенских праздников, городских ярмарок, выступают в боярских хоромах и проникают в церковную обрядность. Фрески Софийского Собора в Киеве.
Скоморохи стали делиться на две группы: придворные и народные. В конечном счете роль придворных скоморохов свелась к роли домашних шутов. «придворные» «народные»
Гусельники-скоморохи не только играли, но и «сказывали» произведения русской народной поэзии.
Певцы и плясуны одновременно завоевывали репутацию шутов-острослововов.
«Срамные дела уличные скрипачи воспевают всенародно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих кукольных представлениях…
…а вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, между прочим, тот час же могут представить какую-нибудь шутку или шалость. Для этого они обвязывают вокруг тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой нечто вроде сцены, с которой они ходят по улицам и показывают из кукол разные представления…» Адам Олеарий «Описание путешествия в Московию»
Петрушка
Добрыня Никитич
Ставр Годинович
Соловей Будимирович
Около середины 17 века бродячие ватаги постепенно сходят со сцены, а оседлые переквалифицируются в музыкантов и сценических деятелей. Скоморох с этого времени становится отжившей фигурой, хотя отдельные виды его творческой деятельности продолжали жить в народе еще долго.
Скоморох-певец, исполнитель народной поэзии – уступает место представителям поэзии; -Скоморох-гудец (гусельник, домрачей, волынщик, сурначей) – превратился в музыканта – инструменталиста. -Скоморох-плясун – превращается в танцора народных разудалых плясок. -Скоморох- смехотворец – в артиста.
«Как бы то ни было грубо и элементарно искусство скоморохов, но не должно упускать из виду, что оно представляло единственную соответствовавшую вкусам народа в течение многих веков форму развлечений и утехи, заменявшую ему вполне новейшую литературу, новейшие сценические зрелища. Скоморохи…были древнейшими в России представителями народного эпоса, народной сцены, они же вместе с тем были и единственными представителями светской музыки в России…» Книга «Скоморохи на Руси.» А.С. Фоминцин 1889 год
Скоморохи