Урок "Географическая карта " 5 класс
Уток "Географическая карта", 5 класс
Учитель: Курдина Татьяна Ивановна, учитель географии и биологии ЧОУ «Газпром школа Свободный»
Учебник: География. 5 - 6 классы : учебник для общеобразовательных организаций с прилож. на электрон. Носителе (DVD) / (А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е.К. Липкина и др.). – 192 с. : ил., карт. – (Полярная звезда). – Издательство «Просвещение», 2024
Название раздела: План и карта
Тема урока: «Географическая карта»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы и приёмы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Формы работы: индивидуальная, парная.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Географическая карта», физическая карта мира, глобус, рабочий лист, атласы.
Цель урока: формирование знаний о географической карте как модели Земли.
Задачи:
Образовательные:
сформировать понятия «географическая карта»;
изучить свойства географической карты;
изучить разные виды карт по содержанию и масштабу.
Развивающие:
способствовать развитию наблюдательности, географической зоркости при работе с картой;
создать условия для развития умения сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитывающие:
создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии картограф и топограф;
способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
УУД
1. Предметные:
- овладение основами картографической грамотности;
- овладение основными навыками нахождения географической информации. 2. Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
3.Метапредметные:
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать [3]
Ход урока:
I. Организационный этап. (2 мин.)
1.Эмоциональный настрой.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь!
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будет следующее высказывание:
«География - самая героическая и самая поэтическая из всех наук, наука о Земле и человеке, живущем на ней».
Вы согласны с ним? Почему?
(Обучающиеся высказывают свои мысли о героических открытиях разных лет, о стихах и прозе, посвящённых разным географическим объектам и т.д)
- Ребята! Сегодня нам предстоит совершить открытие и узнать много нового! Удачи нам!
II. Актуализация знаний (3 мин.)
Проверка домашнего задания
Учитель: прежде чем мы начнём изучать новую тему, давайте с вами повторим пройденный материал.
Задание 1. На интерактивной доске появляются определения с пропущенными словами, дети определяют соответствующие термины и отвечают.
1. Чертеж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде при помощи условных знаков (план местности)
2. Величина, показывающая во сколько раз расстояния на плане или карте уменьшены в сравнении с реальными расстояниями на местности (масштаб)
3. Умение определять свое местоположение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов (ориентирование)
4. Угол между направлением на север и на какой – либо предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке (азимут)[1]
Задание 2. На интерактивной доске появляются термины и определения, необходимо найти соответствие.
Учитель слушает ответы учащихся. Направляет деятельность учащихся.
III.Постановка учебной задачи (2 минуты)
Учитель: Ребята, вспомните, какие виды изображения земной поверхности вы знаете?
Обучающиеся называют - план местности, карта, глобус, аэрофотоснимок, топографическая карта.
Приём «Стикер под стул»
Учитель: Ребята, у кого-то из вас под стулом, на котором вы сидите, прикреплён стикер с буквой. Кто нашёл, выходите к доске. И найденных вами букв нужно собрать два слова. (КАРТА, ГЛОБУС)
Обучающиеся собирают слова на доске.
Учитель: ребята перед вами два вида изображения земной поверхности – глобус и карта. Назовите их общие черты и отличия?
Обучающиеся определят общие черты и отличия глобуса и карты.
Учитель: ребята, а вы любите путешествовать? Что вы возьмёте с собой в путешествие? Глобус или карту? И почему?
Обучающиеся: географическую карту удобнее брать в путешествие.
Учитель: Ребята, я думаю, вы догадались, что тема нашего урока…
Верно! «Географическая карта»
Запишите число и тему урока «Географическая карта» в тетради.
Учитель: посмотрите на слайд и попробуйте сформулировать цель урока.
На слайде ключевые слова, которые помогут сформулировать цель урока.
Цель урока: получить знания о географической карте.
Учитель: Ребята, а какие задачи мы сегодня поставим перед собой исходя из нашей цели?
Обучающиеся:
- узнать какие карты бывают;
- определить, что изображено на картах;
-рассмотреть какие условные знаки есть на карте и т.д
Учитель: что поможет нам достичь наших целей и задач?
Обучающиеся: учебник, дополнительная информация, атлас.
IV этап. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Ребята, в мире географии есть страна, которая называется картография. Как вы думаете, кто живёт в этой стране и чем занимаются её жители?
Обучающиеся рассуждают, предлагают свои идеи.
Учитель: Ребята, как вы уже поняли картография – это отдельная наука, без которой география не сможет существовать. Потому что это наука о …….. (картах).
Учитель: Ребята, подумайте, для людей каких профессий необходима картография? (пилотам, морякам, военным, лётчикам, водителям, геологам, туристам).
Работа с рабочим листом (у каждого обучающегося)
Учитель: Ребята, а сейчас с помощью учебника на стр. 54. Выполните задание №1 в вашем рабочем листе.
Обучающиеся формулируют определения терминов «картография» и «географическая карта и фиксируют в рабочий лист.
Учитель: Ребята перед вами на слайде изображена географическая карта и план местности? Чем они друг от друга отличаются?
Обучающиеся предлагают варианты ответов.
Учитель: Чтобы вам точно разобраться с особенностями географической карты, которые отличают её от плана местности, давайте выполним следующие задание. Вам необходимо прочитать текст учебника на стр. 54-55 «Какими свойствами обладает географическая карта?» и выполнить задание № 2 на рабочем листе.
Обучающиеся работают с текстом учебника и выполняют задание на рабочем листе.
Учитель контролирует правильность выполнения.
Учитель: Ребята, после того как вы выполнили задание, у вас наверняка есть точный ответ на вопрос «Чем отличаются план местности и географическая карта?»
Обучающиеся формулируют свойства карты: мелкий масштаб, условные знаки, отличные от условных знаков плана местности, математическая основа и градусная сетка.
Физминутка «Гимнастика для глаз»
Учитель: Ребята, давайте вспомним, что такое атлас?
Обучающиеся: сборник карт.
Учитель: Ребята, все ли карты одинаковые в атласе? Давайте посмотрим.
Обучающиеся листают атлас и убеждаются, что все карты разные.
Учитель: Чтобы узнать какие карты бывают, давайте ещё раз обратимся к нашему учебнику. Прочитайте стр. 55-56 в учебнике, пункт «Какие бывают географические карты?» и выполните задание № 3 в рабочем листе.
Обучающиеся выполняют задание, учитель контролирует правильность выполнения.
Учитель: Ребята, а теперь обменяйтесь рабочими листами и проверьте друг друга. Если есть ошибки и неточности исправьте их вместе.
V этап. Первичная проверка понимания.
Учитель: А сейчас давайте выполним несколько заданий на интерактивной доске.
Задание 1. «Найди соответствие»
Обучающиеся выходят к доске и с помощью стилуса соотносят названия и вид карты, объясняя правильность своего выбора.
Задание 2. Сформулируй соответствующий термин.
Обучающиеся выходят к доске и с помощью стилуса дописывают соответствующий термин.
Задание 3. Определите вид карты по масштабу.
Обучающиеся выходят к доске и с помощью стилуса дописывают соответствующий вид карты.
VI этап. Первичное закрепление.
Учитель: Ребята, а сейчас, что бы нам повторить всё что мы изучили на сегодняшнем уроке, предлагаю поиграть в игру «Снежный ком». Каждому из вас необходимо сформулировать какой-либо факт, о котором вы узнали сегодня на уроке. Запишите его на обратной стороне тетради. Сейчас, первый из вас сформулирует своё утверждение. Второй повторит утверждение первого и сформулирует своё. Третий, повторит утверждение первого и второго и сформулирует своё. И так далее…
VII Рефлексия. «Острова»
Учитель: ребята, представьте, что вы сейчас находитесь на необитаемом острове. Перед вами на доске несколько таких островов: «Остров Счастья», «Остров Радости», «Остров Печали», «Остров неожиданности», «Остров скуки», «Остров Открытий».
Выйдите к доске и наклейте свой корабль, рядом с тем островом, на котором вы сейчас находитесь. [2]
Обучающиеся прикрепляют свои корабли и комментируют свой выбор.
Итог урока, выставление оценок.
Домашнее задание: П.16, зад. 1 на стр. 57.
Приложение №1
Используемые источники:
https://nsportal.ru