Урок в 5 классе «Географическая карта»
Технологическая карта урока «Географическая карта»
Учитель: Мехришвили Галина Александровна
Предмет: география
Класс: 5 б
Тема урока: «Географическая карта»
Тип урока: урок открытия нового знания
Наименование УМК:
учебник издательства «Дрофа» под редакцией В.П. Дронова, авторы учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин. География. Начальный курс. 2014 г.
Оснащение урока: УМК, презентация, мультимедиа, карта полушарий, глобус, развертка глобуса (разрезанный мяч), раздаточный материал для работы в группах и парах, рабочие листы, листы самооценки урока.
Цель: формирование знаний о географической карте.
Задачи урока:
Образовательные:
Актуализировать знания учащихся о карте.
Сформировать представление о древних видах географических карт.
Обеспечить выявление учащимися общих признаков и различий плана местности и карты.
Развивающие:
Формировать умение работать с картой.
Формировать навыки парной и групповой работы.
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, взаимопомощь и взаимовыручку
Содержание и структура урока
№ |
Этап урока |
Содержание урока |
Формируемые УУД |
||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||
1. |
Организационный этап |
Приветствие. Учитель предлагает определить готовность к уроку. Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. -Сегодня на уроке мы попробуем вместе подняться на «Вершину успехов» (на доске), а помогут нам в пути знания, сообразительность, любознательность и, конечно, дружба. -Как называются люди, покоряющие горные вершины? (альпинисты) -альпинисты покоряют вершины в одной связке, не бросают друг друга в беде и у них одна цель — покорить вершину. Давайте и мы настроимся на удачу возьмемся за руки и громко скажем наш девиз: «Один за всех, и все за одного!» |
Учащиеся приветствуют учителя, проверяют оформление рабочего места, определяют готовность к уроку, концентрируют внимание, включаются в ритм урока |
Личностные УУД: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
|
2. |
Этап актуализации знаний |
Предлагает вспомнить ранее изученный материал. -Для восхождения на «Вершину успехов» нам необходимо вспомнить материал прошлого урока. Посмотрите на листы лежащие перед вами,прочитайте вопросы и заполните кроссворд. Прибор для определения сторон горизонта. Изображение на бумаге небольшого участка земной поверхности с помощью масштаба и условных знаков. Видимое глазом пространство. Число, показывающее во сколько раз расстояние на плане уменьшено по отношению к реальным размерам. Звезда, которая всегда указывает направление на север. -Какое слово получилось в выделенных клеточках? (карта) |
Отвечают на вопросы. Ответы: компас план горизонт масштаб Полярная |
Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, строят понятные речевые высказывания. Познавательные УУД: осуществляют отбор необходимой информации |
|
3. |
Этап целеполагания и планирования |
-Вы уже догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Подготовка учащихся к усвоению, актуализации опорных знаний -Какие цели мы поставим себе на уроке? Чему мы научимся? -Для чего вам могут пригодиться эти знания в жизни? Ответы учащихся, что они надеются получить от этого урока, формулируют цели( будем учиться читать карту; узнаем, что находится на картах) |
Отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока с помощью учителя. Тема урока: географическая карта Цель урока: сравнить план и карту, выявить черты сходства и различия |
Регулятивные УУД: формулируют тему и цель урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные УУД: высказывают свою позицию. Личностные УУД: понимают необходимость изучения данной темы |
|
4. |
Поисковая деятельность по открытию новых знаний |
-Теперь зная какую вершину знаний мы будем покорять, можно отправляться в путь. А что бы не сбиться с пути возьмем с собой глобус. -Будет ли нам удобно с ним путешествовать? -Когда-то очень давно апельсин помог прославиться картографу Герарду Меркатору, он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим. Потом дольки апельсина он разложил на листе бумаги так, как они покрывали его.А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены. А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены. Ребята откройте конверт, достаньте карточки. Внимательно рассмотрите их. -Что на них изображено? (земная поверхность) - Как называется каждое изображение (рисунок, план местности, космический снимок, географическая карта). -- На каком способе изображения остановит свой выбор человек, отправляющийся осмотреть окрестности дачи? А любознательный турист в заграничную поездку? Физкультминутка (с движениями) По компасу определяют стороны горизонта: С нами поиграет ветер Давайте попробуем сформулировать, а что же такое географическая карта. -На листе заданий заполните пропуски в определении географической карты. Сравните с учебником стр. 85 Посмотрите на экран. Прочитайте, текст (не можем) -почему (не знаем букв) Карту тоже надо уметь читать. Язык карты иначе называется условными знаками. - Посмотрите на слайд и скажите, какие географические объекты можно определить по карте. Ледники, реки, население, вулканы, пещеры, города, течения, острова, полезные ископаемые, материки, леса, дороги. Какими могут быть карты по охвату территории? Ребята, а как горы, моря, города смогли поместиться на таком маленьком листе. - Для того чтобы составить географическую карту используют масштаб.
на листе заданий выполните задание 3. сравните план местности и географическую карту. - обсуждение с предложением профессий использующих карты (моряк, путешественник, военный, геолог, шофер) |
Отвечают на вопросы учителя ученики выполняют задание с разрезанным мячом. Делают вывод: мяч выпуклый, а доска плоская Отвечают на вопросы. Физкультминутка, выполняют упражнения Делают вывод о сходстве и различиях плана и карты. Выполняют задание 4 в рабочем листе |
Познавательные УУД: самостоятельно осуществляют поиск и выделение информации, осознанно и произвольно отвечают на вопросы в устной и письменной форме, сравнивают, обобщают, делают выводы, строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Регулятивные УУД: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль деятельности. Коммуникативные УУД: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умеют слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения, предлагают помощь и сотрудничество. Личностные УУД: оценивают жизненные ситуации, определяют свою личностную позицию |
|
5. |
Этап первичного закрепления и применения новых знаний |
Отгадывают загадки: Там всегда бывает лето – в сентябре, в апреле. У меня в ладонях страны, Глобус весь пересекают, Старший среди них – экватор. Я ходил по разным странам, |
Познавательные УУД: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные УУД: оценивают свои достижения. Коммуникативные УУД: излагают свое мнение, оценивают позицию другого, сотрудничают в поиске и сборе информации |
||
6. |
Рефлексия и оценивание |
Учитель задает вопросы о цели урока, побуждает учащихся к высказыванию мнения, чему они научились на уроке. Учитель предлагает «опуститься» всем с горной вершины, чтобы голова не закружилась от успеха и от долго пребывания на большой высоте. |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке, называют основные позиции нового материала и как они его усвоили, заполняют листы самооценки, отмечают высоту на «Вершине успехов», которую достигли на уроке |
Личностные УУД: понимают значение знаний для человека, умеют оценивать себя на основе критерия успешности. Регулятивные УУД: оценивают и прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Коммуникативные УУД: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
|
7. |
Домашнее задание |
Обязательное: параграф 18, п.3 |
Записывают домашнее задание |
Географическая карта
ODP / 7.7 Мб
рабочий лист
DOC / 180.5 Кб