Урок в 5 классе «Географическая карта»

3
0
Материал опубликован 19 April 2018 в группе

Технологическая карта урока «Географическая карта»

Учитель: Мехришвили Галина Александровна

Предмет: география

Класс: 5 б

Тема урока: «Географическая карта»

Тип урока: урок открытия нового знания

Наименование УМК:

учебник издательства «Дрофа» под редакцией В.П. Дронова, авторы учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин. География. Начальный курс. 2014 г.

Оснащение урока: УМК, презентация, мультимедиа, карта полушарий, глобус, развертка глобуса (разрезанный мяч), раздаточный материал для работы в группах и парах, рабочие листы, листы самооценки урока.

Цель: формирование знаний о географической карте.

Задачи урока:

Образовательные:

Актуализировать знания учащихся о карте.

Сформировать представление о древних видах географических карт.

Обеспечить выявление учащимися общих признаков и различий плана местности и карты.

Развивающие:

Формировать умение работать с картой.

Формировать навыки парной и групповой работы.

Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, взаимопомощь и взаимовыручку


 


 


 

Содержание и структура урока


 

Этап урока

Содержание урока

Формируемые УУД

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

1.

Организационный этап

Приветствие. Учитель предлагает определить готовность к уроку. Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

-Сегодня на уроке мы попробуем вместе подняться на «Вершину успехов» (на доске), а помогут нам в пути знания, сообразительность, любознательность и, конечно, дружба.

-Как называются люди, покоряющие горные вершины? (альпинисты)

-альпинисты покоряют вершины в одной связке, не бросают друг друга в беде и у них одна цель — покорить вершину. Давайте и мы настроимся на удачу возьмемся за руки и громко скажем наш девиз: «Один за всех, и все за одного!»

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют оформление рабочего места, определяют готовность к уроку, концентрируют внимание, включаются в ритм урока

Личностные УУД: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

2.

Этап актуализации знаний

Предлагает вспомнить ранее изученный материал.

-Для восхождения на «Вершину успехов» нам необходимо вспомнить материал прошлого урока.

Посмотрите на листы лежащие перед вами,прочитайте вопросы и заполните кроссворд.

Прибор для определения сторон горизонта.

Изображение на бумаге небольшого участка земной поверхности с помощью масштаба и условных знаков.

Видимое глазом пространство.

Число, показывающее во сколько раз расстояние на плане уменьшено по отношению к реальным размерам.

Звезда, которая всегда указывает направление на север.

-Какое слово получилось в выделенных клеточках? (карта)

Отвечают на вопросы.

Ответы:

компас

план

горизонт

масштаб

Полярная

Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, строят понятные речевые высказывания.

Познавательные УУД: осуществляют отбор необходимой информации

3.

Этап целеполагания и планирования

-Вы уже догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
-Что мы будем изучать?
-Сформулируйте тему и  цель нашего урока.

Подготовка учащихся к усвоению, актуализации опорных знаний

-Какие цели мы поставим себе на уроке? Чему мы научимся?

-Для чего вам могут пригодиться эти знания в жизни?

Ответы учащихся, что они надеются получить от этого урока, формулируют цели( будем учиться читать карту; узнаем, что находится на картах)

Отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока с помощью учителя.

Тема урока: географическая карта

Цель урока: сравнить план и карту, выявить черты сходства и различия

Регулятивные УУД: формулируют тему и цель урока после предварительного обсуждения.

Коммуникативные УУД: высказывают свою позицию.

Личностные УУД: понимают необходимость изучения данной темы

4.

Поисковая деятельность по открытию новых знаний

-Теперь зная какую вершину знаний мы будем покорять, можно отправляться в путь. А что бы не сбиться с пути возьмем с собой глобус.

-Будет ли нам удобно с ним путешествовать?
-Конечно, нет. Хотя достоверную картину Земли может дать только глобус, но его неудобно носить с собой.
– А что нам поможет ориентироваться на местности?
Учением о способах изображения Земли, отдельных стран и местностей на плоскости занимается картография.
– А как называют ученого, составляющего карты?
Я предлагаю вам побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту?

На столе у детей мячик, задача — разложить его на поверхности.
– Что-то не так? Почему у вас не получается?

-Когда-то очень давно апельсин помог прославиться картографу Герарду Меркатору, он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим. Потом дольки апельсина он разложил на листе бумаги так, как они покрывали его.А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены.

А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены.

Ребята откройте конверт, достаньте карточки. Внимательно рассмотрите их.

-Что на них изображено? (земная поверхность)

- Как называется каждое изображение (рисунок, план местности, космический снимок, географическая карта).

-- На каком способе изображения остановит свой выбор человек, отправляющийся осмотреть окрестности дачи?

А любознательный турист в заграничную поездку?

Физкультминутка (с движениями)

По компасу определяют стороны горизонта:

С нами поиграет ветер
Целый лес наших рук
Выраст
ет сейчас на юг
А теперь на запад, детки
Потянулись наши ветки!
Ветер гнет нас на восток
С нами учит он урок!
А теперь на север, снова
Продолжать урок готовы!
С четырёх сторон Земли
Ветры в гости к нам пришли,

Давайте попробуем сформулировать, а что же такое географическая карта.

-На листе заданий заполните пропуски в определении географической карты. Сравните с учебником стр. 85

Посмотрите на экран. Прочитайте, текст (не можем)

-почему (не знаем букв)

Карту тоже надо уметь читать.

Язык карты иначе называется условными знаками.

- Посмотрите на слайд и скажите, какие географические объекты можно определить по карте.

Ледники, реки, население, вулканы, пещеры, города, течения, острова, полезные ископаемые, материки, леса, дороги.

Какими могут быть карты по охвату территории?

Ребята, а как горы, моря, города смогли поместиться на таком маленьком листе.

- Для того чтобы составить географическую карту используют масштаб.


Параллели и меридианы на карте всегда покажут, какому месту на глобусе соответствует место на карте.

2. Какие линии называют меридианами? Покажите меридианы на глобусе, карте.
3. Какие линии называют параллелями? Покажите параллели на глобусе, карте?
4. Как называется самая длинная параллель?
5. А самая короткая?
Параллели и меридианы образуют градусную сетку. Именно она позволяет найти адрес любого географического объекта.

 

на листе заданий выполните задание 3.

сравните план местности и географическую карту.

- обсуждение с предложением профессий использующих карты (моряк, путешественник, военный, геолог, шофер)

Отвечают на вопросы учителя

ученики выполняют задание с разрезанным мячом.

Делают вывод: мяч выпуклый, а доска плоская

Отвечают на вопросы.

Физкультминутка, выполняют упражнения

Делают вывод о сходстве и различиях плана и карты. Выполняют задание 4 в рабочем листе

Познавательные УУД: самостоятельно осуществляют поиск и выделение информации, осознанно и произвольно отвечают на вопросы в устной и письменной форме, сравнивают, обобщают, делают выводы, строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Регулятивные УУД: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль деятельности.

Коммуникативные УУД: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умеют слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения, предлагают помощь и сотрудничество.

Личностные УУД: оценивают жизненные ситуации, определяют свою личностную позицию

5.

Этап первичного закрепления и применения новых знаний

Отгадывают загадки:

Там всегда бывает лето – в сентябре, в апреле.
И длинней окружность эта прочих параллелей.
Хором скажут все ребята: «Эта линия – …!»
Экватор

У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками …(Глобус)

Глобус весь пересекают,
Сходятся на полюсах.
Постепенно подвигают
Стрелки на любых часах.
Через сушу, океаны
Пролегли …(Меридианы)

Старший среди них – экватор.
И от севера до юга
Эти линии, ребята,
Параллельны все друг другу.
Догадаться вы сумели,
Что же это? …(Параллели)

Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном. (Географическая карта)

 

Познавательные УУД: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные УУД: оценивают свои достижения.

Коммуникативные УУД: излагают свое мнение, оценивают позицию другого, сотрудничают в поиске и сборе информации

6.

Рефлексия и оценивание

Учитель задает вопросы о цели урока, побуждает учащихся к высказыванию мнения, чему они научились на уроке.
– Как вы думаете, нам удалось достичь поставленной цели?
– Покажите себя на «Вершине успехов». Какой высоты вы достигли?
Все мы разные, но когда мы вместе, то сможем преодолеть любые горы!


 

Учитель предлагает «опуститься» всем с горной вершины, чтобы голова не закружилась от успеха и от долго пребывания на большой высоте.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке, называют основные позиции нового материала и как они его усвоили, заполняют листы самооценки, отмечают высоту на «Вершине успехов», которую достигли на уроке

Личностные УУД: понимают значение знаний для человека, умеют оценивать себя на основе критерия успешности.

Регулятивные УУД: оценивают и прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные УУД: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

7.

Домашнее задание

Обязательное: параграф 18, п.3

Записывают домашнее задание

 


Географическая карта
ODP / 7.7 Мб

рабочий лист
DOC / 180.5 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.