Урок географии в 6 классе по теме "Природный комплекс. Пр. р. "Описание локального природного комплекса""

Урок географии в 6 классе по теме «Природные комплексы своей местности. Пр.р. "Характеристика локального природного комплекса"»
Цель работы: формировать умения составлять характеристику локального природного комплекса по плану, показывать и объяснить взаимосвязь между компонентами природного комплекса.
Задачи:
- изучить разнообразие локальных природных комплексов;
- составить характеристику участка локального природного комплекса по плану;
- показать взаимосвязь между компонентами локального природного комплекса.
- объяснить взаимосвязи компонентов природно-территориального комплекса
Планируемые результаты:
1. Предметные результаты
- объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе;
- применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач
2Метапредметные результаты
а) универсальные познавательные действия базовые исследовательские действия
- проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
б) универсальные коммуникативные действия
совместная деятельность (сотрудничество)
- принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Ход работы:
Ознакомиться с различными природными комплексами, расположенными в окрестностях образовательной организации / населённого пункта ( смешанный лес, заливной луг - пойма реки Теши и сама река Теша).
Выбрать для изучения природный комплекс, расположенных в окрестностях образовательной организации;
Распределить учащихся по группам для описания отдельных участков природного комплекса (участок смешанного леса; участок заливного луга и участок реки Теши около плотины .).
Определить состав компонентов природного комплекса;
Выявить особенности каждого компонента природного комплекса;
Дать описание природного комплекса по типовому плану;
Объяснить особенности компонентов природы природного комплекса.
Сделать вывод о взаимосвязи компонентов природного комплекса:
- о влиянии рельефа, горных пород, климата и характера увлажнения почвы на природный комплекс;
- о влиянии почвы на растительный и животный мир комплекса;
- о влиянии друг на друга растительного и животного мира.
9. Обсудить процесс и результат совместной работы по составлению характеристик участков различных локальных природных комплексов.
10. Оценить вклад каждого члена команды в достижении результатов.
План описания природного комплекса
1.Географическое положение.
2. Направление от школы / населённого пункта.
3. Климат, почвы , воды,
4. Растительный мир
5. Животный мир
6. Влияние человека на компоненты ПК
7. Взаимосвязи ( Заполнить схему)
В начале урока весь класс ( 26 человек в моем классе , на момент проведения этого урока в классе присутствовало 22 человека) делится на 3 группы. Каждая группа ( в моем случае 1 группа – 7 человек , 2 группа – 8человек , 3 группа – 7 человек) получает план описания ПК и после проведения экскурсии на местности представляет отчет по выполнению практической работы.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование ууд |
Организационный момент | Добрый день, ребята. Я очень рада вас видеть . Надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание на уроке. | Приветствуют учителя, проверяют наличие всего необходимого на уроке. Слушают учителя, приветствуют друг друга. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Инструктаж по технике безопасности во время экскурсии на местности | Проводит инструктаж | Слушают и расписываются в журнале инструктажей по ТБ | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Принятие учебных целей и условия их достижений | Делит класс на 3 группы | Принимают участие в образовании групп для выполнения практической работы | Регулятивные: умение организовывать совместную деятельность с учителем |
Экскурсия | Проводит экскурсию по улице Набережная до берега Теши. Во время экскурсии объясняет учащимся , на что обратить внимание , какие растения и животные могут встретиться в ПК | Принимают участие в экскурсии | Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; сотрудничество в поиске информации; управление поведением партнера. |
Оформление практической работы | Объясняет, как оформить отчет по практической работе | Слушают , спрашивают, записывают в тетрадь и дневник пометки и заметки по оформлению | Регулятивные:планировать деятельность в учебной ситуации. |
Домашнее задание | Составить отчет об экскурсии | Принимают домашнее задание, если что не понятно спрашивают учителя | Регулятивные:планировать деятельность в учебной ситуации. |
Схему Взаимосвязи компонентов ПК заполнить и объяснить 2-3 взаимосвязи на примере своего ПК
ЧЕЛОВЕК
ВОДЫ
ЖИВОТНЫЕ
РАСТЕНИЯ
КЛИМАТ
ПОЧВЫ
РЕЛЬЕФ
Схему Взаимосвязи компонентов ПК заполнить примерно так и объяснить 2-3 взаимосвязи на примере своего ПК
ЧЕЛОВЕК
ВОДЫ
ЖИВОТНЫЕ
РАСТЕНИЯ
КЛИМАТ
ПОЧВЫ
РЕЛЬЕФ
Ссылка на ресурс
https://yandex.ru/maps/?from=api-maps&l=sat%2Cskl&ll=44.108759%2C55.201343&origin=jsapi_2_1_79&z=17
Методика преподавания практических в курсе географии основной школы 6 класс Костромской областной институт образования