Обобщающий урок по теме «Четырехугольники. Площади». Геометрия, 8 класс
Технологическая карта урока по темам «Четырехугольники», «Площади»
Учитель: Манукян Татьяна Николаевна, первая категория, МБОУ СОШ № 5 г. Саяногорск, Республика Хакасия.
Предмет: геометрия Класс: 8 Учебник (УМК): Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Оборудование: доска; задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания, задания для домашней работы.
Цель деятельности учителя. |
Создать условия для организации повторения основных теоретических фактов по заданной теме. |
Термины и понятия. |
Выпуклые многоугольники, сумма углов выпуклого многоугольника, формулы площадей, параллелограмм, прямоугольник, трапеция, квадрат, ромб. |
Планируемые результаты |
|
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
Умеют применять изученные понятия, результаты и методы для решения задач. |
Познавательные: умеют видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации. Регулятивные: умеют адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность. Коммуникативные: умеют формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, контролировать себя. Личностные: проявляют ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Организация пространства |
|
Формы работы. |
Фронтальная (Ф), индивидуальная (И). |
Образовательные ресурсы |
Учебник, задания для индивидуальной работы |
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся |
|
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
Систематизировать ошибки, допущенные при выполнении заданий по готовым чертежам (д/з) |
(Ф/И) Разбор задач, с которыми не справилось большинство учащихся. Индивидуальная помощь учителя. |
II этап. Тест на повторение |
|
Цель деятельности |
Задания для самостоятельной работы |
Проверить уровень сформированности теоретических знаний |
(Ф/И) Задания теста выполняются самостоятельно с последующей самопроверкой и обсуждением заданий, в которых допущены ошибки.(см. приложение) |
III этап. Решение по теме |
|
Цель деятельности |
Решение задач |
Проверить навыки решения задач |
(И) Решение задач в рабочих тетрадях. № 35,42,44 |
IV. Итоги урока. Рефлексия. |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
- оцените свою работу на уроке - какие трудности возникли у вас и почему? |
Домашнее задание: повторить вопросы 1-10; Решить задачи: 1. На стороне ВС прямоугольника взята точка М так, что АМ = 13 см, АВ = 12 см, ВС = 20 см. Найдите: а) МС; б) площадь четырехугольника АМСД. 2) В треугольнике АВС АВ=АС. Высота ВМ = 9 см и делит боковую сторону на два отрезка так, что АМ = 12 см. Найдите площадь и периметр треугольника. |
П р и л о ж е н и е
ТЕСТ
Верно ли, что
1. Сумма углов выпуклого четырехугольника равна 360 о
2. В трапеции углы при каждом основании равны.
3. Квадрат - это параллелограмм, у которого все углы прямые.
4. Вершины А и С ромба АВСД симметричны относительно прямой ВД.
5. Если на одной из двух прямых отложить последовательно несколько равных отрезков и через их концы провести параллельные прямые, пересекающие вторую прямую, то они отсекут на второй прямой равные им отрезки.
6. Отрезок, соединяющий точки, лежащие на боковых сторонах трапеции, параллелен основаниям и равен их полусумме.
7. Параллелограмм, у которого все углы равны и все стороны равны, является квадратом.
8. Биссектриса одного из углов параллелограмма отсекает от него равнобедренный треугольник.
9. Площадь прямоугольной трапеции равна произведению её средней линии на боковое ребро.
10. Площадь ромба равна половине произведения его диагоналей на синус угла между ними.
11. Если в треугольниках АВС и А1В1С1 высоты АН и А1Н1 равны то S:S1 = ВС:В1С1
12. Площадь прямоугольного треугольника равна произведению его катетов.
13. Если в треугольнике АВС стороны равны 5,6,7 см, то его площадь равна
14. Если в треугольниках АВС и А1В1С1 угол А равен углу А1, то S:S1 = (АВ
15. Медианы треугольника делят треугольник на шесть равновеликих треугольников.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный этап |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей. |
Включаются в деловой ритм урока. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
1. Актуализация знаний |
Актуализация опорных знаний и способов действий. |
Организация систематизации ошибок. |
Участвуют в работе по анализу ошибок: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. |
Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
2. 3.Применение знаний и умений при выполнении самостоятельной работы (тест) и решении задач по рабочей тетради. |
Проверить усвоение теоретического материала |
Организация и контроль за процессом решения теста и задач |
Работают индивидуально над поставленными задачами. Проводят самоанализ и обсуждают задания в которых допущены ошибки. Выполняют задачи в тетради. |
Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
4. Рефлексия (подведение итогов урока) |
Дать количественную и качественную оценку работы учащихся |
Подводит итоги работы отдельных учащихся и класса в целом. |
Учащиеся сдают карточки самооценивания. |
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |