Урок геометрии 8 класс
Тема: «Четырехугольник»
Цели урока:
- обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Четырехугольники»;
- закрепление навыков решения задач по данной теме;
- формирование и развитие мыслительных операций
(сравнения, обобщения, систематизации);
- развитие чувства коллективизма, умения выслушивать
ответы товарищей, привитие интереса к предмету. Реквизит:
карточки «Домино» (см Приложение 1);
магнитные карточки с геометрическими фигурами;
дифференцированные карточки- задачи (см. Приложение 2);
Учащиеся разбиваются на 5 групп по 4 человека.
Ход урока.
I. Организационный момент. Объявление темы урока. Постановка целей.
П. Повторение основных понятий. Игра «Домино».
У каждого ученика имеется карточка, содержащая вопрос и ответ. Начинает игру ученик с карточкой, в которой обозначены слова: «Старт» и « Финиш ». Он задает стартовый вопрос, и он же заканчивает игру финишным ответом. Каждый ученик должен внимательно следить за ходом игры, чтобы не пропустить свой ответ. Ответив, ученик задает свой вопрос и т. д.
III. Повторение свойств и признаков основных видов четырехугольников.
Групповая работа. Каждая группа получает задание:
Начертить заданный четырехугольник.
Указать его основные свойства и признаки.
Виды четырехугольников: 1 группа - трапеция
группа - параллелограмм
группа - прямоугольник
группа - ромб
группа - квадрат
IV. Систематизация сведений о четырехугольниках и их свойствах.
Выступления представителей от каждой группы, по ходу которых на магнитной
доске постепенно выстраивается классификационная таблица «Четырехугольники».
V. Обобщение.
Учащиеся делают выводы о том, что квадрат имеет свойства ромба и прямоугольника, прямоугольник и ромб имеют свойства и признаки параллелограмма, трапеция и параллелограмм - это разные виды четырехугольников.
VI. Самостоятельная работа.
Ученики решают задачи по карточкам.
В зависимости от уровня подготовленности решающий выбирает задачу №1, №2 или обе задачи.
За две задачи оценка «5», за № 2 - «4», за №1- «3».
VI. Подведение итогов урока.
VIII. Домашнее задание. Составить задачу по теме «Четырехугольники» на построение.
Приложение 1
Карточки «Домино»
Финиш.
Ответ. Прямоугольник, у которого все стороны равны.
Старт.
Вопрос. Что такое многоугольник?
Ответ. Замкнутая ломаная называется многоугольником, если её несмежные звенья не имеют общих точек.
Вопрос. Какие вершины многоугольника называются соседними?
Ответ. Две вершины многоугольника, принадлежащие одной стороне.
Вопрос. Что называется диагональю многоугольника?
Ответ. Отрезок, соединяющий любые две не соседние вершины. Вопрос. Какой многоугольник называется выпуклым?
Ответ. Многоугольник, который лежит по одну сторону от каждой прямой, проходящей через две его соседние вершины.
Вопрос. Что такое п- угольник?
Ответ. Многоугольник, с п вершинами, имеющий п сторон. Вопрос. Чему равна сумма углов выпуклого п- угольника?
Ответ, (п- 2)* 180°
Вопрос. Как называются две несмежные стороны четырехугольника?
Ответ. Противоположные.
Вопрос. Какие вершины четырехугольника называются противоположными?
Ответ. Две вершины, не являющиеся соседними.
Вопрос. Чему равна сумма углов выпуклого четырехугольника?
Ответ. 360°
Вопрос. Что называется параллелограммом?
Ответ. Четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны. Вопрос. Является ли параллелограмм выпуклым четырехугольник
Ответ. Является.
Вопрос. Что такое трапеция?
Ответ. Четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не
параллельны.
Вопрос. Что называется основаниями трапеции?
Ответ. Параллельные стороны трапеции.
Вопрос. Как называются непараллельные стороны трапеции?
Ответ. Боковыми сторонами.
Вопрос. Какая трапеция называется равнобедренной?
Ответ. Трапеция, у которой боковые стороны равны.
Вопрос. Как называется трапеция, у которой один из углов прямой?
Ответ. Прямоугольной.
Вопрос. Какая фигура называется прямоугольником?
Ответ. Параллелограмм, у которого все углы прямые. Вопрос. Что такое ромб?
Ответ. Параллелограмм, у которого все стороны равны. Вопрос. Что называется квадратом?
Приложение 2
Карточки - задачи
I вариант
№1. В параллелограмме ABCD сторона CD равна 4 см, отрезок ВМ делит сторону AD на отрезки 4 и 3 см. Угол АВМ = 60 °. Вычислите периметр параллелограмма и его углы.
№2. В трапеции ABCD (AB II CD) диагональ BD делит среднюю линию трапеции на отрезки 6 см и 12 см. найдите основания этой трапеции.
II вариант
№1. Диагональ ромба образует с одной из его сторон угол 40 °. Найдите углы ромба.
№2. Концы отрезка, расположенного по одну сторону от прямой, удалены от нее на расстояния 6 см и 10 см. На каком расстоянии от этой прямой находится середина этого
отрезка?
III вариант
№1. Биссектриса угла А прямоугольника ABCD делит сторону ВС на части 2 см и 6 см. Найдите периметр прямоугольника.
№2. В равнобокой трапеции диагональ образует с основанием угол 30 °. Найдите углы трапеции, если известно, что меньшее основание трапеции равно ее боковой стороне.
IV вариант
№1. Меньшая сторона прямоугольника равна 4 см и образует с диагональю угол 60°. Найдите диагонали прямоугольника.
№2. В равнобокой трапеции диагональ перпендикулярна к ее боковой стороне и образуетс основанием угол 15 °. Найдите углы трапеции.
Гапельченкова Ольга Владимировна