12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Низамгалиева Фирая Канафеевна34

УРОК по ПДД на тему: «Грамотный велосипедист» (для 4 класса)

Тема программы: «Транспортные средства».

Тема урока: «Грамотный велосипедист».

УУД:

- формирование знаний, представлений о безопасном движении

велосипедистов на дороге.

развитие умения анализировать, сравнивать, обосновывать;

развитие умений оценивать дорожные условия для катания на

велосипеде.

- воспитание чувства причастности к дорожному движению и ответственности за свое поведение в условиях дороги;

воспитание дисциплинированности;

воспитание культуры поведения на улице.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок- беседа

Методы обучения: сочетание монологического и диалогического изложения с постановкой творческих заданий.

Материально техническое и дидактическое оснащение:

Дорожные знаки для велосипедистов; слайды с изображением видов велосипеда, частей велосипеда, ситуационные рисунки правилами езды на велосипеде, маневрами на велосипедиста, текстам для теста, загадка; раздаточный материал: знаки дорожного движения, памятка для велосипедиста.

Анализ содержания учебного материала к уроку по ПДД.

На тему: «Транспортные средства».

Тема урока: «Грамотный велосипедист»

1.Компонентный анализ.

а) понятийный анализ

Новые понятия

Опорные понятия

«селерифер», «тандем», «трековые», «маневры», правила

велосипед, части велосипеда, виды велосипедов, велосипедист, дорожные знаки

б) приемы работы

новые

опорные

схематическое изображение символами (дорожными знаками), анализировать текст и вычленять главное

работа над текстом, решение ПС при покупки велосипеда, установление логической цепочки, ответы на вопросы теста установление логической цепочки

2. Технико – технологический анализ.

Материально техническое и дидактическое оснащение.

Дорожные знаки для велосипедистов; слайды с изображением видов велосипеда, частей велосипеда, ситуационные рисунки, правилами езды на велосипеде, маневрами велосипедиста; раздаточный материал: знаки дорожного движения, памятка для велосипедиста.

Организационно – экономический анализ.

  1. организация рабочего места учащихся ( для работы группами )

    вопросы техники безопасности езды на велосипеде,

    физ.минутки

Логический анализ.

  1. создание проблемной ситуации на этапах урока

    • при определение темы урока;

      при выборе велосипеда в магазине;

      при анализе дорожных ситуаций

      при анализе текста и составление логической цепочки при помощи дорожных знаков;

Психологический анализ.

«слабые»

«средние»

«сильные»

Называют части велосипедов

Поиск, называние ошибок на рисунках с дорожными знаками

Виды велосипедов

Физ.минутки при чтение стихотворения

Поиск, называние ошибок на рисунках с дорожными знаками

Рассказывают историю изобретения велосипедов

Поиск, называние ошибок и обоснование ответа на рисунках с дорожными знаками

6. Воспитательный анализ.

  1. воспитание чувства причастности к дорожному движению и ответственности к дорожному движению и ответственности за свое поведение в условиях дороги;

    воспитание дисциплинированности;

    воспитание культуры поведения на улице.

Ход урока:

Актуализация опорных знаний, умений и навыков. Мотивация.

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сейчас я загадаю вам загадку, а вы определите тему нашего урока. И так…

Загадка:

(2 слайд)

Ясным утром вдоль дороги

На траве лежит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ

Это мой …(велосипед)

Дети:

Велосипед.

Учитель:

Правильно. Сегодня на уроке вы научитесь быть грамотными велосипедистами. Что это значит?

Дети:

Мы должны знать правила езды на велосипеде, дорожные знаки для велосипедиста.

Учитель:

А для чего это важно знать?

Дети:

Чтобы не попасть в аварию, чтобы не было травм, чтобы езда на велосипеде была безопасной.

Учитель:

Итак, отправляемся в путь. Но сначала немного истории.

(3 слайд)

1 ученик

Первые велосипеды появились во Франции в1791 году. Назывался этот велосипед селерифер, что означает «производитель скорости». Его изобрел граф Меде де Сиврак.Велосипед мало напоминал сегодняшнюю модель: двух колесный самокат с деревянной рамой, без педалей и руля. Переднее колесо не поворачивалось, поэтому ехали на нем только по прямой, отталкиваясь от земли ногами.

2 ученик

В 1792 году немецкий офицер Карл Фридрих Дрез оснастил селерифер управляемым передним колесом. А в 1830 году его соотечественник Филипп

Фишер построил экипаж с двухметровым передним колесом, снабженным педалями и маленьким задним. За ажурные ободья колес, тончайшие спицы и быструю по тем меркам езду их прозвали «пауками».

3 ученик

В 1853 году немец Мориц Фишер построил экипаж с педалями на переднем колесе и тормозом на заднем. В Германии не заинтересовались этим изобретением, зато французы охотно приняли аналогичную конструкцию парижского каретного мастера Пьеро Мишо, названную в его честь «мишолиной». Примерно в это же время новую машину стали называть по-французки- «велосипед» (от лат. «Быстрый» «нога» )

Учитель:

С годами велосипеды модернизировались, создавались все новые и новые виды велосипедов.

- А какие виды велосипедов знаете вы ребята?

Дети:

Детские, спортивные, трехколесные, складные, взрослые и т. д.

Учитель:

Молодцы! Да, действительно, видов велосипедов много, но все они делятся на несколько групп.

(4 слайд)

 

 

Виды велосипедов
 

 

Детские и подростковые

Велосипеды для взрослых

Специальные

(5 слайд)

Детские и подростковые.

(6 слайд)

Велосипеды для взрослых. (Мужские, дамские.)

(7 слайд)

Специальные. (Спортивные, дорожные: туристские, трековые, горные, цирковые)

Учитель:

Да, велосипеды бывают разные. А из каких частей состоит велосипед.

Дети:

Колеса, руль, педали, рама, вилка, спицы, сиденье, багажник, цепь, звонок, насос.

(8 слайд) Рисунок велосипеда с названиями частей.

Учитель: А у кого из вас, ребята, есть велосипед? Поднимите руку (остальным). А вы мечтаете о велосипеде? Представьте себе такую ситуацию.

Родители решили подарить вам велосипед. Какое участие вы будете принимать при его покупке? На что обратите внимание? ПС

Дети:

Дают ответы. (Велосипед должен соответствовать возрасту и росту).

Учитель:

Сели на свой новый велосипед и поехали.

Физ. минутка под стихотворение С. Михалкова «Велосипед» (читает и показывает один ученик).

На двух колесах я качу

Двумя педалями верчу (ходьба на месте)

За руль держусь, гляжу вперед (руки вытянуть вперед)

Я знаю скоро поворот (руки в стороны)

Мне подсказал дорожный знак

Шоссе спускается в овраг (присели)

Качусь на холостом ходу

У пешеходов на виду (круговое движение руками)

2. Формирование новых знаний, умений, навыков.

Учитель:

Велосипедисты вы замечательные. Но мало уметь кататься на велосипеде, надо знать правила езды и знаки, регулирующие места и порядок их движения.

- Какие правила безопасной езды на велосипеде вы знаете?

Дети:

Можно кататься только во дворе дома, в парках и скверах, специально отведенных для катания местах; велосипед должен быть технически исправен, нельзя кататься без использования рук, выезжать на проезжую часть, через дорогу велосипед необходимо переводить, а не переезжать на нем, нельзя ездить по двое в ряд.

Учитель: Вы правы, ребята. А вот еще несколько правил, которые необходимо знать грамотному велосипедисту.

(9 слайд)

По улицам городов и шоссейным дорогам на велосипеде разрешается ездить лишь с 14 летнего возраста.

(10 слайд)

В некоторых городах, чтобы получить право управлять велосипедом, надо сдать экзамены по ПДД, получить удостоверение и номерной знак.

(11 слайд)

При движении по дороге велосипедисты не должны удаляться от обочины далее чем на метр.

Перевозимый груз не должен выступать более чем на полметра в длину или ширину.

Учитель:

А теперь вспомним знаки, которые должен знать любой велосипедист.

(12 слайд)

Дорожные знаки для велосипедиста (Дети называют знаки)

Учитель:

Сейчас я хочу предложить вам игру «Вместо слов - знаки». Я прочитаю текст, вы внимательно его послушайте. Потом я зачитаю его по частям, а вы замените его знаками, которые лежат у вас на парте. Получится рассказ, зашифрованный знаками. Готовы?

Учитель читает текст

На улице идет дождь. Дорога скользкая, из жилой зоны на главную дорогу выехал велосипедист. Он поехал по специально отведенному для этого месту- велосипедной дорожке. Велосипедная дорожка пересекла главную дорогу, по которой могли двигаться только автомобили. Здесь велосипедист спустился с велосипеда – пошел на другую сторону дороги по пешеходному переходу.

(13 слайд)

Проверка

Учитель оценивает правильность выполнения.

Учитель:

Какие правила поведения велосипедистов описаны в этом отрывке?

Дети:

Мальчик ехал по велосипедной дорожке.

(14 слайд)

Дети:

Не переезжал дорогу, а перевел велосипед по пешеходному переходу.

(15 слайд)

Учитель:

Грамотный велосипедист должен знать еще и маневры Учитель показывает и объясняет маневры для велосипедиста.

(16 слайд)

Маневры.

Физ. минутка (на внимание)

Учитель отводит в сторону правую руку – дети поворачиваются вправо и шагают, левую руку – влево, руку поднимает вверх – дети поворачиваются лицом к доске.

3.Применение знаний, формирование умений и навыков.

Учитель:

Теперь я предлагаю вам найти и прокомментировать ошибки на рисунках.

(17 слайд)

Перевозка пассажиров запрещена, едет по дороге, не видя приближающуюся машину.

(18 слайд)

Едет по дороге, зацепился рукой за кузов грузовой машины.

(19 слайд)

Едет по дороге, не держась руками за руль, второй велосипедист едет по тротуару, мешая пешеходам.

Викторина

(20, 21, 22,23,24 слайды)

1. Каким правилам подчиняется человек, ведущий велосипед?

А - Правилам для водителей.

Б - Правилам для пешеходов.

В - Правилам для мотоциклистов.

Кто называется водителем?

А - Лицо, управляющее инвалидной коляской.

Б - Лицо, управляющее каким - либо транспортным средством.

В - Лицо, ведущее велосипед.

3. В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги общего пользования?

А – Не моложе 10 лет.

Б - Не моложе 14 лет.

В - Не моложе 16 лет.

4. Какие грузы запрещается перевозить на велосипеде и мопеде?

А – Всякие грузы

Б - Грузы, мешающие управлению или выступающие более чем на 0,5 по длине и ширине за габариты.

В - Грузы весом более 10 кг.

 

5. Разрешается ли перевозка пассажиров на велосипеде?

А - Разрешается.

Б - Запрещается.

В - Разрешается перевозка детей до 7 лет на специально оборудованном сиденье.

4. Рефлексия.

Учитель:

Что должен знать грамотный велосипедист?

Дети:

Отвечают.

Учитель:

Молодцы! Вы настоящие велосипедисты! А это памятка всегда будет напоминать вам правила езды на велосипеде.

Памятка для велосипедистов.

Водители велосипедов,

Ваш «вело» - транспортное средство!

Двухколесный друг надежен,

Только знай: где, что, как можно!

Прежде, чем начнешь с ним путь,

То проверить не забудь

Тормоза, колес исправность,

Отражатель сзади красный.

Ездить ж на «друге» можно,

Там. Где для него дорожка.

Оседлать велосипед –

Лишь с четырнадцати лет!

Перевозка пассажиров,

Грузов с длинным габаритом,

И езда без рук обеих

Запрещаются тебе здесь!

Запрещают однозначно

За машинами гоняться!

Там, где ходят пешеходы,

С «вело» нет для вас дороги!

Этих правил выполнение

Вам поможет без сомнения!

5. Домашнее задание.

1) Выучить памятку наизусть.

2) Ответить на вопрос: Почему опасно кататься на велосипеде поздней осенью?

3) Придумать сценарий серии «Ну, погоди!» используя знания дорожных знаков для велосипедистов.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.