12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталия Миронова25

Урок 9 класс по теме «Скорость химической реакции»

Цель: Сформировать у учащихся основные представления о скорости химической реакции; создать условия для развития навыков самостоятельной деятельности, умения делать выводы, обобщать результаты.

Оборудование и реактивы:

1 группа – штатив, пробирки, цинк, медь, соляная кислота

2 группа – штатив, пробирки, цинк, р-р сульфата меди (II) разной концентрации

3 группа – штатив, пробирки, порошок и кусочек карбоната кальция, соляная кислота, спиртовка, держатель, спички

4 группа – штатив, пробирки, цинк, соляная кислота, спиртовка, держатель, спички

5 группа – штатив, пробирки, перекись водорода, оксид марганца (IV).

Перед началом урока все учащиеся делятся на 5 групп. На доске тема урока: Скорость химических реакций и ее зависимость от условий протекания.

Сегодня развивающаяся химическая промышленность ставит перед учеными сложные вопросы, например, что такое скорость реакции и можно ли ей управлять? Сегодня мы представим себя в роли ученых и попробуем ответить на эти вопросы. Итак, перед нами стоит две задачи:1) дать понятие «скорость химической реакции» и 2) экспериментально выяснить, какие условия влияют на скорость химической реакции.

Давайте воспользуемся принципом аналогий. Вы уже сталкивались с понятием скорости. Вспомните определение скорости движения в физике. – скорость движения показывает отношение перемещения в определенный промежуток времени. А теперь, чтобы провести аналогию с понятием скорости химической реакции, вашим исследовательским группам нужно будет ответить на вопросы, обсудив их между собой. (3-5 мин.):

Что может изменяться при взаимодействии веществ? Например, в реакцию вступают растворы соляной кислоты и нитрата серебра определенной концентрации. (Учащиеся в группах обсуждают ответ, а затем выносят на всеобщее обсуждение). Вывод: с течением времени изменяются концентрации веществ, концентрация продуктов реакции увеличивается, а исходных веществ – уменьшается.

Как нам записать формулу, выражающую скорость хим.реакции с учетом изменяющихся во времени концентраций? Сначала давайте подумаем, в каких единицах измерения нужно выразить концентрацию веществ при характеристике скорости реакции. Для этого ответим на вопросы:

- Что происходит с молекулами исходных веществ и продуктов реакции? – количество молекул исходных веществ уменьшается, а количество молекул продуктов реакции – увеличивается.

- Какая величина характеризует количество частиц? В каких единицах она измеряется? – количество вещества, измеряется в молях.

Следовательно, для характеристики скорости хим.реакции удобнее взять молярную концентрацию. Она показывает отношение количества вещества к единице объема и выражается формулой: С=n/V, где C-молярная концентрация, моль/л, n-количесвто вещества, моль, V-объем раствора, л. (записать на доске).

Теперь подставим единицы измерения в формулу скорости хим.реакции и получим моль/л*с. Сформулируем определение скорости хим.реакции: Скорость реакции – величина, показывающая изменение молярной концентрации вещества в единицу времени. υ=(с1-с2):(t2-t1).

Итак, первую задачу нашего урока мы выполнили, переходим ко второй. Напоминаю, мы должны выяснить, как влияют различные условиия на скорость хим.реакции. Для этого каждая группа выполнит хим.эксперимент. Учащиеся выполняют задание по инструктивной карте (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)и делают выводы. После проведения эксперимента от каждой группы выступает один учащийся с результатами эксперимента. Остальные могут дополнять ответ. Учащиеся других групп записывают выводы, пишут уравнения реакций.

Вот мы и справились со второй задачей нашего исследования. От чего же зависят факторы, влияющие на скорость хим.реакции?

- природы реагирующих веществ

- температуры

- концентрации реагентов

- площади соприкосновения реагирующих веществ

- наличия катализаторов

Домашнее задание – параграф №3,4. Спасибо за урок.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Инструктивная карта с заданием ГРУППА 1

В одну пробирку опустите гранулу цинка, в другую – медную проволоку. В обе пробирки налейте 1-2 мл соляной кислоты. Сравните скорость взаимодействия различных металлов с соляной кислотой. В чем причина различной скорости реакции кислоты с данными металлами?

Инструктивная карта с заданием ГРУППА 2

В две пробирки опустите по грануле цинка. В первую пробирку прилейте раствор сульфата меди (II) меньшей концентрации, в другую – большей концентрации (определив большую или меньшую концентрацию по насыщенности цвета раствора). В какой из пробирок выделение меди на цинке началось быстрее? Как это можно объяснить?

Инструктивная карта с заданием ГРУППА 3

В одну пробирку опустите кусочек карбоната кальция, в другую – порошок карбоната кальция. В обе пробирки налейте 1-2 мл соляной кислоты. В какой из пробирок реакция пройдет быстрее? Как это можно объяснить?

Инструктивная карта с заданием ГРУППА 4

В две пробирки опустите по грануле цинка. В обе пробирки налейте 1-2 мл соляной кислоты. Одну из пробирок осторожно нагрейте. В какой из пробирок выделение газа (какого?) протекает более бурно? Как это можно объяснить?

Инструктивная карта с заданием ГРУППА 5

В две пробирки налейте 1-2 мл перекись водорода. В одну из пробирок осторожно насыпьте несколько кристалликов оксида марганца (IV). В какой из пробирок наблюдается бурное выделение газа? Какой это газ? Какую роль в этой реакции выполняет оксид марганца (IV)?



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.