12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фоменко Надежда Васильевна313
Образование Высшее экономическое, по специальности "Специалист коммерции", после окончания ВУЗа - ДГТУ в 2012 году, работала в отделе по воспитательной работе 7 лет. В настоящее время преподаю 2 года "Экономику" и "ОФГ" СПО.
Россия, Ростовская обл., Азов
2

Урок и практическая работа по дисциплине Экономика" на тему «Инфляция»

15


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 45»














Урок и практическая работа

по теме «Инфляция»

для групп I курса гумманитарного профиля




Разработала преподаватель:

Фоменко Н.В.













Азов

2020

Тема урока «Инфляция»




Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества.

Сегодня эта проблема является одной из актуальных, поскольку инфляция обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Деньги служат необходимым активным элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса.

Цель урока: сформировать у обучающихся понимание макроэкономического явления «Инфляция», сущности и причин изменения и влияния на экономическое состояние общества.

Задачи:

познакомить обучающихся с понятиями инфляция, её видами;

дать представление о причинах возникновения и роста инфляции;

сформировать знания и навыки расчета инфляционных издержек.

Планируемые результаты:

Овладеть профессиональными компетенциями:

информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями, критичное отношение к полученной информации;

коммуникативной (умение принимать решения о распределении денежных средств, исходя из экономической ситуации на рынке денег);

социально - трудовой ( способность вырабатывать решения и участвовать в их реализации, проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества и производства).

Уметь самостоятельно приобретать новые знания.

Объектом исследования – является процесс инфляции и обесценивания национальной валюты.

Технологии обучения: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Методы обучения: интерактивные, проблемно-поисковые, практические.

Уважаемые обучающиеся, вам необходимо изучить лекционный материал и на основе полученных знаний решить задачи по теме.

Практическая работа по теме «Инфляция» состоит из 4 задач и делится на два варианта. Для определения своего варианта вам необходимо на 4 или 5 странице в списках групп найти свою фамилию, напротив которой указан соответствующий вам вариант.

Практическая работа рассчитана на 1 аудиторный час – 45 минут.

Критерии оценки перечислены ниже в таблице. За каждую задачу вам будут начислены баллы и на основе суммы баллов будут выставлены соответствующие оценки.


Номер задачи

Балл

Задача № 1

4

Задача № 2

3

Задача № 3

2

Задача № 4

5


90-100% - от 14 до 12 баллов – оценка 5 «отлично»

80-85% - от 11 до 10 баллов – оценка 4 «хорошо»

70-75 % - от 9 до 8 баллов – оценка 3 «удовлетворительно»

Менее 8 баллов – оценка 2 «неудовлетворительно»





Список обучающихся  группы 



ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

28.03.2020

п/п

Ф.И.О.

Обучающихся

Вариант


1


2


1


2


1


2


1


2


1


2


1


2


1


2


1


2


1


2


1


2


1


2


1


2


1









ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ


Тема урока: «Инфляция. Сущность инфляции.

Измерение силы инфляционных процессов»


Прочитайте лекционный материал


Инфляция – это процесс обесценивания денег в результате несоответствия объемов денежной и товарной масс в экономике.

Каналы обращения переполняются избыточными бумажными деньгами, которые не обеспечены соответствующим ростом товарной массы. Внешне эта ситуация проявляется в повышении общего уровня цен и снижения покупательной способности денежной единицы.

Инфляция может вызываться различными причинами, однако наиболее важными являются те, которые можно вывести на основе закона денежного обращения. 

(Сущность закона денежного обращения - По своей сути закон денежного обращения способствует ответу на вопрос сколько необходимо денег, чтобы, находясь в обращении, они выполняли свои функции.)


Виды инфляции


Инфляция может быть как явной, открытой, так и проявляться в скрытой форме.

 Открытая инфляция характеризуется тем, что на рынке потребитель сталкивается с проблемой постоянного роста цен и обесценивания денежной единицы. 

Скрытая форма инфляции заключена в том, что на рынке проявляется тотальный дефицит товаров и услуг, что само по себе подразумевает снижающееся или низкое предложение и рост цен на продукцию.


Помимо данной простой классификации, инфляцию принято различать по темпам развития инфляционной спирали.


Умеренной называют инфляцию, темпы роста которой за год не превышают 5 %, она не сильно отражается на рыночной ситуации и в принципе характерна для экономики абсолютно любой страны, даже самой развитой.

Инфляция в рамках 5-100 % – это галопирующая инфляция, она стремительно развивается, что в результате затрудняет проведение рыночных операций. Цены меняются крайне быстро, поэтому их рассчитывают, опираясь на данные инфляционных ожиданий на определенный момент времени. 

Гиперинфляция имеет темп развития, превышающий 100 % в год. Это самый опасный момент в развитии экономики, глубокий кризис неизбежен. В результате цены меняются каждый день или даже несколько раз в день, что не дает возможности оценить реальную стоимость произведенных благ и услуг, совершить рыночную сделку.

Экономисты также выделяют еще один вид инфляции – стагфляцию. Это тип инфляции, когда процесс раскручивания инфляционной спирали сопровождается одновременным спадом производства в экономике, называемым стагнацией. Итак, стагфляция = стагнация + инфляция.

Инфляция спроса – это состояние экономики, когда совокупные расходы растут при практически полной занятости всех ресурсов. Иными словами, в условиях полной занятости предложение на рынке не изменяется, поскольку у фирм нет дополнительных ресурсных возможностей, они фактически использовали весь ресурсный потенциал. Вследствие этого производство не может полностью обеспечивать вновь растущий спрос, поэтому на рынке начинают расти цены.

Инфляция издержек – это состояние экономики, когда производители ограничивают масштабы производства из-за высоких средних издержек на единицу изготавливаемой продукции. В данном случае потребительский спрос – величина более или менее постоянная. В результате действия определенных факторов затраты производства начинают расти, фирмам становится невыгодно реализовывать продукцию по прежним ценам. В результате общий уровень цен на рынке начинает расти, в то время как предложение сокращается. Исходя из принципа сообщающихся сосудов рост цен на одном рынке в качестве импульса передается на другие, и в результате инфляционная спираль захватывает все большую часть национальной экономики.

Можно выделить несколько факторов, которые вызывают рост средних производственных издержек.

1. Снижение производительности труда. Сегодня все чаще возникает ситуация, когда рост номинальной заработной платы вовсе не сопровождается ростом результативности производства, работники выполняют свой объем работ в прежнем режиме.

2. Рост цен на ресурсы, которые являются первичным источником производства, вызывает рост стоимости единицы готовой продукции и приводит к тому, что производители принимают решение снизить объемы продаж (предложение падает).

3. Рост налогов в условиях снижающегося дохода.


Видео урок по теме «Инфляция» ссылке: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=499356523400155114&from=tabbar&parent-reqid=1585208991856978-1554093496836906213000184-man1-5334&text=ютуб+видео+урок+по+теме+инфляция


Формы инфляции:

По способу возникновения:

Административная - порождается административно устанавливаемыми и управляемыми ценами (тариф в транспорте, налог с продаж не включен в цену товаров широкого спроса);

Импортируемая - вызвана воздействие внешних факторов: чрезмерный приток валюты в страну; повышение цен на импортные товары, что ведет за собой рост цен на товары национального производства;

Кредитная – вызывается увеличением масштабов предоставления кредитных ресурсов.

По характеру протекания:

Подавленная (скрытая) характерна для административно-командной экономики: цены стабильны, но существует дефицит товаров;

Открытая вызвана изменением цен под влиянием спроса и предложения.

По степени предсказуемости:

Ожидаемая – темпы роста инфляции предсказываются заранее и определяются на основе анализа факторов текущего периода;

Непредвиденная - характеризуется тем, что ее уровень выше ожидаемого за определенный период.


Прогнозируемость инфляции.


Рассмотрим прогнозируемость инфляции на примере задач:


Задача 1: на расчёт роста уровня цен.

Дано: Найти предполагаемую стоимость Хлеба в 2021 году.

Если его настоящая стоимость в 2020году - 13 рублей, а предполагаемый темп роста инфляции в 2021 году 0,08 (что соответствует 8% в год. Для того, чтобы произвести расчеты вам нужно процентное число перевести в натуральное путем умножения на 100).


Решение. По условию задачи h=0,8, X1=13, нужно найти X2. Подставим данные в формулу, получим уравнение:

0,08= (Х2-13)/13

Х2-13= 0,08*13

Х2-13= 1,04

Х2=13+1,04

Х2=14,04 рубля.

Ответ. Новая стоимость хлеба в 2021 году будет составлять 14,04 рубля.


Задача 2. Расчёт уровня инфляции (Макроэкономическая нестабильность)

Рассчитаем каким должен быть уровень инфляции для текущего года, если ожидаемый индекс цен равен 112,4, а в предыдущем году он был 117,5.

 t1607596764aa.png

Задача №3. Через сколько лет произойдёт удвоение цен (Макроэкономическая нестабильность)

Рассчитаем, через сколько лет произойдёт удвоение цен, если будет сохраняться уровень инфляции 8%.

Решение:

Воспользуемся «правилом величины 70». Оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. В этом случае число 70 делится на ежегодный уровень инфляции и даёт возможность определить, через сколько лет произойдёт удвоение общего уровня цен:

70 / 8% = 8,75 лет

Для удвоения цен понадобилось бы 8 лет и 9 месяцев.

*Подробнее с правилом величины 70 можно ознакомиться на сайтах: https://studfile.net/preview/519967/page:10/

https://utmagazine.ru/posts/14869-pravilo-70



Задача №4Расчёт ожидаемого уровня инфляции (Макроэкономическая нестабильность)

Определить ожидаемый равномерный годовой уровень инфляции, если рост инфляции за месяц составит 1,1%.

t1607596764ab.png

Пояснение: для того чтобы расчесать степень 12 от 1,011 вам нужно выбрать на ваших калькуляторах, в телефоне отмеченную на картинке ниже степень X. Также поясняю, что 12 степень соответствует 12 месяцам в году. В формуле в скобках 1 прибавляется к 0,011 – это целое число от процента 1,1, что вычисляется путем деления 1,1 % на 100. Данную операцию нужно произвести, так как мы не можем прибавлять проценты к целым числам.

t1607596764ac.jpg


ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Практическая работа№ 6

Тест по теме «Инфляция»


Вариант 1

Осуществите расчёты задач на основе полученных в лекционных материалах знаниях



Задача 1: на расчёт роста уровня цен.


Найти предполагаемую стоимость Хлеба в 2019 году.

Если его настоящая стоимость в 2018 году - 25 рублей, а предполагаемый темп роста инфляции в 2019 году 0,07


Задача 2: расчет уровня инфляции.

Определите, каким должен быть уровень инфляции для текущего года, если ожидаемый индекс цен равен 113,4, а в предыдущем году он был 116,7.


Задача 3: расчет количества лет, через которое произойдёт удвоение цен.

Определите через сколько лет произойдёт удвоение цен, если будет сохраняться уровень инфляции 7% (при расчётах нужно воспользоваться «правилом величины 70»)



Задача 4: расчет ожидаемого уровня инфляции

Необходимо определить ожидаемый равномерный годовой уровень инфляции, если рост инфляции за месяц составит 1,5%.

Решение происходит в два действия:

1. Определите годовой индекс инфляции

2. Определите уровень инфляции за год



Практическая работа№ 6

Тест по теме «Инфляция»


Вариант 2

Осуществите расчёты задач на основе полученных в лекционных материалах знаниях


Задача 1: на расчёт роста уровня цен.


Найти предполагаемую стоимость Хлеба в 2019 году.

Если его настоящая стоимость в 2018 году 27 рублей, а предполагаемый темп роста инфляции в 2019 году 0,09.


Задача 2: расчет уровня инфляции.

Определите, каким должен быть уровень инфляции для текущего года, если ожидаемый индекс цен равен 111,5, а в предыдущем году он был 115,2.

Задача 3: расчет количества лет, через которое произойдёт удвоение цен.

Определите через, сколько лет произойдёт удвоение цен, если будет сохраняться уровень инфляции 6% (при расчётах нужно воспользоваться «правилом величины 70»)



Задача 4: расчет ожидаемого уровня инфляции

Необходимо определить ожидаемый равномерный годовой уровень инфляции, если рост инфляции за месяц составит 1,3%.

Решение производится в два действия:

1. Определите годовой индекс инфляции

2. Определите уровень инфляции за год



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.