Урок и презентация к интегрированному уроку «Изменение агрегатного состояния вещества» (8 класс)

4
0
Материал опубликован 7 February 2016
Интегрированный урок по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

(Физика + литература)

(8 класс)

Составлен: учителем физики Тильтигиной Н. А.;

учителем русского языка и литературы Покотило О. В..

Цель:

образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме; обобщить материал как систему знаний и установление межпредметных связей с литературой;

воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

развивающие: развивать пространственное мышление; выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные компетенции при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать: и т.д.

Оборудование: презентация, раздаточный иллюстративный материал к творческой работе

Эпиграф:

Наука и искусство также

тесно связаны между собой,                  

Как легкие и сердце.    

Л. Н. Толстой

 

I. Определение целей занятия, сообщение темы урока

Слово учителя: Сегодня у нас не совсем обычный урок, с одной стороны мы повторим основные определения по теме «Изменение агрегатных состояний вещества», с другой увидим, как физические явления описывают писатели и поэты. Прочтите эпиграф, как вы понимаете слова Л. Н. Толстого

Ответы учащихся:…….

Учитель литературы: По ходу урока вам придется выполнять задания как по физике так и по литературе. Поэтому вам необходимы большая концентрация внимания и умение быстро переключаться от одного вида деятельности к другому.

 

II. Актуализация знаний « Литературная разминка»

Но прежде чем приступить к выделению главного - проведем блиц-опрос, который позволит повторить основные понятия темы. А поможет вам в этом творчество А.С. Пушкина. (Цитаты из произведений поэта наизусть читает подготовленные учащиеся, а учитель литературыи учитель физики задают вопросы по теме.)

Татьяна пред окном стояла,

На стекла хладные дыша,

Задумавшись, моя душа,

Прелестным пальчиком писала

Заветный вензель О да Е.

(«Евгений Онегин»)

Вопрос Ф: Какое физическое явление при этом происходило? (Конденсация водяного пара.)

Вопрос Л: Как вы думаете, что было нарисовано Татьяной на стекле?

Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар.

Китайский чайник нагревая,

Под ним клубился легкий пар.

(«Евгений Онегин»)

Вопрос Ф: О каких тепловых явлениях идет речь? (Нагревание и испарение.)

Задание Л: Найдите безличный глагол в данном отрывке. (смеркалось)

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зноя,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

«Анчар»

Вопрос: О каких физических явлениях идет речь? (Плавление и отвердевание.)

Вопрос Л: Какое слово в наше время является устаревшим? (Ввечеру)

Будем считать это разминкой, которая помогла вспомнить явления, с которыми мы познакомились в данной теме.

 

III. Обобщение и систематизация знаний по теме.

Задание (по физике):

«Физические определение» Дайте определения тем терминам, которые указаны в вашей карточке.

(проверочная работа по карточкам. Приложение №1)

Задание (по физике и литературе ):

«Поэтические задачи»

-Внимательно выслушайте стихотворение, вы должны ответить на вопрос.

Пушкин А. С.

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом  одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

Вопрос: Почему коньки  режут лед?

Задание: Найдите применение синекдохи в данном отрывке.(народ)

И. А Бунин.

На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели,

В верхних стеклах - небо ярко-синее

И застреха в снеговой пыли.

         

Вопрос: Почему оконные стёкла покрылись узором из инея?

Задание: Найдите метафору в данном отрывке(снеговая пыль)

Фет   "Метель"

Все молчит, - лучина с треском

Лишь горит багровым блеском

Да по кровле ветр шумит.

Вопрос: Почему  лучина "горит с треском"?

Задание: Ветр шумит- какое средство выразительности использовано? (олицетворение)

 

И. А. Бунин.

Бледнеет ночь... Туманов пелена

В лощинах и лугах становится белее,

Звучнее лес, безжизненней луна

И серебро росы на стеклах холоднее.

Вопрос: Что такое туман?

Задание: В данном отрывке использован пример аллитерации. Какой согласный звук и с какой целью в этом качестве использовал автор? (Л- …)

Саша Черный.

Лопнет в градуснике ртуть,

Или лопнут скулы.

Тяжелей и гуще муть,

Холод злей акулы.

Вопрос: О какой температуре говорится в стихах? Чему она примерно равна?

Вопрос: Лопнут скулы- прямое или переносное значение?(переносное)

Один из героев книги Г.Манна поучал другого: «Если снег перестанет, может наступить сильный мороз...»

Вопрос: Верно ли это? Объясните.

Вопрос: Какое средство выразительности использовано? (олицетворение)

Пушкин А. С.

Но чай несут: девицы чинно

Едва за блюдечки взялись…

Вопрос: Почему чай приготовились пить из блюдечек, а не из чашек?

Задание: Найдите использование автором синекдохи? (чай, а не чайник)

Задание « Найди пару»:

Перед вами на зелёных карточках стихи описывающие различные природные явления . На желтых карточках эти же природные явления описаны научным языком. Сопоставьте карточки попарно, так чтобы на них говорилось об одном и том же явлении.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зноя,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

Пушкин А. С.«Анчар»

При попадании солнечного излучения на кору дерева, внутренняя энергия увеличивается, происходит процесс нагревания, когда смола достигнет температуры плавления произойдёт переход смолы из твёрдого состояния в жидкое. При прекращении процесса нагревания, будет наблюдаться обратный процесс кристаллизация смолы.

Но уж светлеет даль….Зелёно-серебристый,

Неуловимый свет восходит над землёй,

И белый пар лугов, холодный и душистый,

Как фимиам, плывёт перед зарёй.

И. А. Бунин «Неуловимый свет»

Ночью водяной пар конденсируется и на растениях образуется роса. С восходом солнца температура повышается, что приводит к интенсивному испарению и образованию утреннего тумана.

Спеша на север из далёка,

Из тёплых и чужих сторон,

Тебе, Казбек, о страж востока,

Принёся, странник, свой поклон.

Чалмою белою от века

Твой лоб наморщенный увит,

И гордый ропот человека

Твой гордый мир не возмутит.

М. Ю. Лермонтов «Спеша на север из далёка»

Для всех гор характерна высотная поясность: с увеличением высоты температура окружающего воздуха уменьшается. На высоте более 2000 метров температура всегда ниже нуля градусов, поэтому там всегда лежит снег.

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался водою холодной…..

М. Ю. Лермонтов «Три пальмы»

Все тела находящиеся при одинаковой температуре продолжительное время, находятся в тепловом равновесии. Но температура подземных вод всегда низкая, поэтому при любой температуре вода в источнике холодная.

Проверяем: На доске стихотворение , а вы прочтите карточку на которой научно описано это же явление.

 

IV. Подведение итогов:

Рефлексия. « Поделись своим мнением»

Урок удивил меня потому что…..

Мне было интересно, потому что…..

Я думаю, что не надо смешивать физику и литературу, так как…..

Учитель физики: Молодцы. Вы хорошо справились с предложенными заданиями ( отмечает наиболее активных учащихся при ответе на физические вопросы) На уроке смогли побывать в роли физиков и в роли лириков. М. Горький говорил:

- Между наукой и художественной литературой есть много общего: и там и тут основную роль играет наблюдение, сравнение, изучение…

М. Горький

Заключительное слово учителя литературы:

Итак, сегодня на уроке вы смогли убедиться, что такие разные на наш взгляд предметы имеют много общего. Главное, что их объединяет – это стремление вдуматься в сущность предмета или явления, осмыслить его. В качестве домашней работы я предлагаю вам написать небольшое сочинение-рассуждение по высказыванию М.Горького или Л.Толстого. Согласны вы ли с мнением писателя или нет? Почему? Подтвердите свое мнение аргументами и сделайте вывод.

 

V. Домашнее задание. Выставление оценок.

Приложение №1. Карточки «Физические определение»

1 вариант.Выполнил(а):_________________________________________________

1.Плавлением называют переход вещества…_______________________________

______________________________________________________________________

2.Парообразование, происходящее с поверхности жидкости называется__________

_______________________________________________________________________

3.Конденсацией называется переход вещества….______________________________

______________________________________________________________________

4. Удельная теплота парообразования показывает____________________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

5. Температуру, при которой вещество плавится, называют__________________________________________________________________

2 вариант.Выполнил(а):_______________________________________________

1.Кристализацией называют переход вещества…_______________________________

______________________________________________________________________

2.Кипение –это парообразование, происходящее ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Парообразованием называется переход вещества….__________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Удельная теплота плавления показывает____________________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

5. Температуру, при которой вещество кипит, называют__________________________________________________________________


 

7

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации