Подготовка к контрольной работе по физике «Изменение агрегатных состояний вещества» (8 класс)
Технологическая карта урока по физике. 8класс.
Подготовка к контрольной работе по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».
Тема |
Подготовка к контрольной работе по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». |
||||
Класс |
8 класс |
||||
Тип урока: |
Урок комплексного применения знаний и умений. |
||||
Цель |
отработать умения применять полученные знания в условиях решения физических задач. |
||||
Задачи |
Образовательные: 1.закрепить теоретические и практические знания, полученные при изучении тем «Агрегатные состояния вещества», «Плавление и кристаллизация», «Парообразование»; 2.в ходе решения качественных задач показать учащимся связь физики с реальной жизнью; 3. определить алгоритм решения задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». Развивающие: 1.продолжить развитие любознательности, инициативы и устойчивого интереса учащихся к предмету. 2. решая качественные и расчетные задачи развивать у обучающихся интеллект, память, волю, умение преодолевать трудности. Воспитательные: 1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.содействовать формированию положительной «Я - компетенции»; 3.работая в группе, решая задачи и обсуждая вопросы, воспитывать коммуникативную культуру школьников. |
||||
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о тепловых процессах; 2.умение работать с источниками информации; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1.уметь использовать полученные теоретические знания для объяснения процессов и явлений, происходящих в жизни. |
УУД Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи; планировать и корректировать. Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. |
||||
Содержание и основные понятия темы. |
Количество теплоты, плавление, кристаллизация, кипение, испарение, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, температура кипения, температура плавления. |
||||
Организация пространства |
|||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся. |
Основные технологии. |
Основные методы. |
Формы работы. |
Ресурсы. Оборудование. |
|
1.Слушание объяснения товарищей и учителя. 2.Самостоятельное решение задач. 3.Анализ и оценка деятельности одноклассников. |
Технология сотрудничества. |
1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. |
Индивидуальная, общеклассная, групповая, парная. |
Оборудование и материалы: Карточки, листы «Самооценки», проектор, презентация. |
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Вводно-мотивационный этап. |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности). |
Обеспечить деятельность по определению целей урока. |
Читает рассказ «Найди ошибки». Предлагает ученикам найти ошибки и объяснить. Назвать тему урока, определить цель. |
Слушают. Обсуждают. Пытаются ответить. Определяют тему урока и цель. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
5 мин. |
Операционно-содержательный этап |
||||||
3. |
Закрепление изученного материала. |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению и закреплению материала. |
Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. 1)Проверка теоретических знаний. 2)Предлагает решить задачи, объяснить и проверить. |
Изучение нового материала 1) Отвечают. 2) Решают задачи. Отвечают на вопросы, проверяют. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
25 мин. |
Рефлексивно – оценочный этап. |
||||||
4. |
Проверка знаний |
Контроль знаний. |
Решение задач |
Решают задачи |
Личностные, познавательные, регулятивные |
10 мин |
5. |
Рефлексия. |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
Заполнение листа «Самооценка». |
Отвечают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
3мин. |
6. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на доске. |
Записывают в дневник. |
Личностные |
1 мин. |
Приложение.
Содержание.
1. Мотивационный этап.
Найди ошибки.
«Проснувшись раньше обычного, я сразу вспомнил, что на восемь утра договорился с Толей идти на речку смотреть ледоход. Я открыл окно. Дышалось легко и свободно. С пятого этажа мне хорошо были видны поля за окраиной города. Там снег весь уже стаял и только на крышах домов он ещё лежал мохнатыми шапками. Включив электрочайник, я быстро сделал зарядку, вымылся по пояс под краном и, не вытираясь, глубоко вздохнул: по всему телу разлилось тепло.
Покушав, я выбежал на улицу. Толя был уже там. «Вот погодка сегодня! – вместо приветствия восхищено произнес он. – Солнце то, какое, а температура сутра минус 2 градуса по Цельсию. «Нет, минус 4», - возразил я. Мы заспорили, потом сообразили, в чем причина: «У меня термометр на ветру висит, а у тебя в укромном месте, поэтому твой и показывает больше», - догадался Толя».
2. Актуализация знаний.
Ученики выполняют задания в тетрадях, после проверяют и обсуждают ответы в классе.
1. Установите соответствие между физическими величинами и формулами для их вычисления.
Физическая величина |
Формула |
А. удельная теплота плавления |
1. q = Q/m |
Б. удельная теплота парообразования |
2. L = Q/m |
В. удельная теплота топлива сгорания |
3. с = Q/m(t2 – t1) |
Г. удельная теплоемкость |
4. λ = Q/m |
2. Установите соответствие между физическими величинами и единицами их измерения.
Физическая величина |
Единица измерения |
А. удельная теплоемкость |
1. Дж |
Б. удельная теплота парообразования |
2. Дж/кг |
В. количество теплоты |
3. Дж/кг.оС |
Г. температура |
4. оС |
3. Установите соответствие между физическими величинами и формулами для их вычисления.
Физические величины |
Формулы |
А. количество теплоты, необходимое для парообразования Б. количество теплоты, выделяющееся при охлаждении В. количество теплоты, необходимое для плавления Г. количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива |
1. Q = c m (t2-t1) 2. Q = q m 3. Q = Lm 4. Q = c m 5. Q = λ m |
4. Установите соответствие между физическими величинами и приборами.
Физические величины |
Прибор |
А. температура Б. влажность В. количество теплоты |
1. гигрометр 2. термометр 3. калориметр |
3. Решение задач.
Тренировочные задачи по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».
Уровень 1. Работают устно.
1. В каком агрегатном состоянии находится при температуре 10000 С каждый из следующих металлов: золото, серебро, медь, платина, алюминий?
2. Почему стеклянную трубку уровня, каким пользуются строители, наполняют спиртом, а не водой?
3.Почему не получают ожога, если кратковременно касаются горячего утюга мокрым пальцем?
4.Приведите примеры превращения внутренней энергии пара в механическую энергию тела.
Уровень 2. Работают в парах постоянного состава. Обсуждают решение задач с одноклассниками. После решения проводится взаимопроверка.
1.Почему лед не сразу начинает таять, если его принести с мороза в натопленную комнату?
2.Почему температура воды в открытом стакане всегда бывает немного ниже температуры воздуха в комнате?
3.Какое количество теплоты необходимо для превращения в пар воды массой 200г, взятой при температуре 1000 С?
4.Какое количество теплоты требуется для плавления куска стали массой 100г при температуре плавления?
Уровень 3. Работают в группах, если возникают трудности, то обращаются за помощью к учителю или одноклассникам. После решения проводится взаимопроверка.
1.Какое количество теплоты требуется для обращения в пар эфира массой 8кг, взятого при температуре 100 С?
2.Какое количество теплоты необходимо затратить, чтобы расплавить кусок льда массой 5 кг, если его начальная температура равна -100 С?
3.Какое тело массой 1 кг имеет меньшую внутреннюю энергию: вода при 00 С или лед при 100 С? Ответ поясните.
Уровень 4. Работают самостоятельно. Тетради сдают на проверку учителю.
1. Какое количество теплоты выделиться при отвердевании воды массой 3 кг, взятой при температуре 200 С? Изобразите этот процесс графически.
2.Почему ожог паром при 1000 С сильнее, чем ожог водой при 1000 С?
3.С какой скоростью должен лететь кусок льда массой 1 кг, чтобы при ударе о каменную стену он полностью расплавился? Температура льда 00 С?
4. Самооценивание.
Оцениваемые виды деятельности |
Ф.И. участника ________________________ |
Активно участвую в обсуждении вопросов и задач. |
|
Ясно и кратко формулирую свою позицию. |
|
Решаю задачи быстро и правильно. |
|
Могу объяснить решение задачи и помочь одноклассникам. |
|
Знаю все формулы и единицы измерения. |
|
Могу работать самостоятельно и в группе. |
|
Могу правильно оценить свою работу и работу одноклассников. |
|
Участвую в подведении итогов урока. |
Система оценивания: оценить каждый вид деятельности
«2» - согласен,
«1» - не совсем так,
«0» -не согласен
Расшифровка:
0-4 Минимальный, или не вносил вклад;
5-8 Ниже среднего числа;
9-12 Среднее число;
13-14 Выше среднего числа;
15-16 Выдающийся.
Источники.
https://урок.рф/library/«fizicheskaya_mozaika»_vecher_zanimatelnoj_fiziki_dl_143556.html
https://урок.рф/library/tehnologicheskaya_karta_uroka_reshenie_zadach_na_raz_145956.html
https://урок.рф/library/trenirovochnie_zadachi_po_teme_izmenenie_agregatnih_164459.html
Горбачёва Марина Юрьевна
Забелина Маргарита Владимировна