Урок-игра для учащихся 6 класса по теме «Имя числительное как часть речи. Путешествие в город Числоград»
Серебрякова Татьяна Васильевна
Учитель русского языка и литературы высшей категории
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Алексейковская средняя общеобразовательная школа
Тверская область, село Алексейково
Урок – игра по теме «Имя числительное как часть речи».
6 класс.
Путешествие в город Числоград.
Цели:
Обучающие: закрепить в занимательной форме умения и навыки обучающихся о числительном как о части речи; стимулировать учебную активность детей в рамках системнодеятельного подхода; формировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции;
Развивающие: развивать интерес к русскому языку, учению, творческие способности, умение употреблять числительные в устной и письменной речи;
Воспитательные: пробуждение интереса к теме как способ преодоления сложившейся негативной ситуации, связанной с употреблением числительных в речи.
Тип урока: урок повторения и закрепления материала.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование: карточки, красочный плакат, слайды.
Ход урока.
Организационный момент.
Знакомство обучающихся с целями игры.
Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя:
- Все мы знаем, что числа, а значит и числительные сопровождают человека всегда: люди постоянно что-нибудь считают. А знаете ли вы, как появились числительные в русском языке? Давайте познакомимся со сказочной версией их происхождения. Представьте, что части речи собрались на заседание, а мы случайно попали на него, но только к концу.
Учащиеся разыгрывают сценку.
Глагол: кто за это предложение, прошу голосовать (все голосуют). А теперь нам нужно подсчитать количество голосов для протокола. Существительное, прошу вас, подсчитайте, сколько голосов «за».
Имя существительное: я не могу, у меня есть только единственное и множественное число.
Глагол: тогда вы, наречие.
Наречие: а у меня вообще нет числа. Я могу только сказать, что их много.
Глагол; нам нужно знать количество. Может, прилагательное поможет.
Имя прилагательное: я знаю только, что это большое количество.
Глагол: вы не считали! Местоимение, на вас последняя надежда. Сколько голосов «за»?
Местоимение: все!
Глагол: это неточно. Что же делать? Предлог, у вас есть предложение?
Предлог: никто из вас не назовет точного количества и не подсчитает голоса по порядку. Нужна особая часть речи.
Глагол: где же ее взять?
Предлог: А вон тот неизвестный, который проспал все заседание. Пусть он и считает (части речи будят спящего).
Неизвестный: А? Что такое? Не мешайте мне спать. Мне нечего здесь делать.
Глагол: как нечего? Помогите нам посчитать голоса.
Неизвестный: первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой. Всего шесть голосов.
Глагол: ну, наконец-то! Вот вы и будете наше новой частью речи – именем числительным. Поздравляем вас! (Аплодисменты).
Объявление темы и целей урока.
Слово учителя:
- А теперь, чтобы лучше узнать эту новую часть речи, предлагаю вам заглянуть в город Числоград, где и обитают числительные.
(На доске красочный плакат , который поможет учащимся ответить на вопросы и узнать новые сведения о числительных).
Актуализация опорных знаний.
- Почему город разделен границей? Проведите границу и у себя в тетради, разделите лист на два столбика.
Заполним таблицу: запишем признаки количественных и порядковых числительных.
- На какие вопросы отвечают количественные и порядковые числительные? Что они обозначают?
Количественные |
Порядковые |
Сколько? (число, количество предметов) |
Какой? Который? (порядок предметов при счете) |
-Давайте «заселим» обе половины города числительными, которые изображены в виде цифр и записаны словами. Обратите внимание на то, что одни цифры стоят поодиночке, а другие держатся за руки. Как вы думаете почему?
(На доске «разбросаны» карточки с числительными, учащиеся распределяют их по столбикам).
- Правильно вы справились с заданием, потому что есть простые числительные, они состоят из одного слова, а есть составные, они состоят из нескольких слов.
Простые |
Составные |
Шесть(колич.) Девять(колич.) Одиннадцать(колич.) Одиннадцатый трамвай(поряд.) Двенадцатый час(поряд.) Пятьдесят(колич.) |
Тридцать четыре(колич.) Восемьсот пятнадцать(колич.) Две тысячи девятнадцатый год |
- А почему «шестиклассник Пятеркин» не поселился в нашем городе?
Скажите, на какой вопрос отвечают слова «шестиклассник» и «Пятеркин»? Какой частью речи они являются?
- Да, это существительные. Числовые значения могут иметь и другие части речи. Как их отличит от числительных?
(Конечно, по вопросу. И еще их нельзя записать при помощи цифр.)
Мотивация учебной деятельности.
Дидактическая игра «Узнай числительное».
- Я буду называть слова, а вы, если согласны, записываете 1, если не согласны - 0.
(Один ученик работает у доски.)
-Итак, верите ли вы, что…
Трижды – числительное;
Тройка – существительное;
Тридцатый – числительное;
Утроить – глагол;
Третий – прилагательное;
Тройня – числительное;
Тройной – прилагательное;
Тридцать три – числительное;
Тридцатиграммовый – числительное;
Тридцатилетие – существительное.
Ответ: 0, 1, 1, 1, 0, 0, 1, 1, 0, 1.
Математический конкурс.
- Как изменяются количественные числительные?
Правильно, количественные числительные изменяются по падежам. Эту особенность вы должны учитывать при на уроках математики, иначе вы допустите грамматические ошибки. Прочитайте примеры, правильно и четко проваривая числительные.
(Учащиеся получают карточки.)
Карточка 1.
Встреча с 63 участниками конференции продолжалась более 6 часов.
Старый ворон командовал стаей из 87 птиц. Нелегкая это работа – руководить 87 воронами.
Из 194 книг своей библиотеки он более всего дорожил 149 книгами, к 43 относился равнодушно, а про 2 забыл.
Карточка 2.
Из 856 рублей, которые мне дала мама, в магазине пришлось расстаться с 326 рублями.
В свой день рождения мама приехала домой с букетом из 95 тюльпанов от 54 студентов.
У бабушки жили 10 кошек, которые произвели на свет уже более 5 котят. Всеми 5 котятами бабушка очень гордится.
Карточка 3.
Фермер владел 97 гектарами земли. На 43 гектарах он выращивал свеклу, а на 54 – картофель.
На базу поступило около 250 килограммов апельсинов, 600 килограммов шоколадных конфет и 45 тонн карамели.
Я располагаю 600 рублями, из которых в долг могу дать не более 450 рублей.
Пауза «Забавные задания».
- Мы славно потрудились, а теперь настала пора немного пошутить. Почитайте слова – ребусы в стихотворении В. Хотомской.
Есть у нас 3 сес3цы
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о них?
У одной, что в С3жове,
Над окошком жид с3ж.
С3чь она мастерица –
Приходи к ней, малыш!
У про100го 100рожа
Непро100рный дом.
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног.
И 100личной ваксой
Чистит 100сапог.
Вме100 двух непро100
Вычистить все 100.
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!
Работа с сигнальными карточками.
Определите синтаксическую функцию числительных.
Сопливый да ленивый – два родные брата.
Ум хорошо, а два лучше.
Один рубит, семеро в кулаки трубят.
Хорошая работа два века живет.
За ученого двух неученых дают, да и то не берут.
Первый блин комом.
В один день две радости не живут.
Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Игра «Умный редактор».
Исправьте ошибки в употреблении числительных.
Семья моего друга состоит из отца, матери и троих сестер.
В обеих классах идут экзамены.
Трое предметов изучают в школах.
Не покладая рук работает семеро учениц.
Я ухаживаю за двоими кошками.
На обоих стенах висят стенды.
У обеих ребят хорошие оценки.
Фразеологические загадки.
- Узнайте фразеологизм, в состав которого входит числительное, по его толкованию (либо соотнесите части фразеологизма и его толкование).
Очень хорошо знать |
Семь пятниц на неделе |
Точь-в-точь |
Гнать в три шеи |
Частая смена решений |
Два сапога пара |
Далеко и напрасно идти |
Как две капли воды |
Грубо выгонять |
Как свои пять пальцев |
Очень умный |
Опять двадцать пять |
Снова |
За семь верст киселя хлебать |
Уже в который раз |
Семи пядей во лбу |
Один другого стоит |
Два сапога пара |
Подведение итогов урока.
Вот и подошел к концу наш необычный урок. Город Числоград прощается с нами, но мы не прощаемся с числительными. При изучении любых школьных предметов нам приходится пользоваться числительными. Давайте познакомимся с интересной информацией, например, с урока биологии. Сможем ли мы ее узнать, не используя числительные.
(Демонстрируются слайды).
Слайд 1.
Виды Красной книги Тверской области.
Часть 1. Растения.
В перечень видов, занесенных в Красную книгу Тверской области, вошло:
217 видов высших растений;
34 вида лишайников;
18 видов грибов.
Слайд 2.
Особо охраняемые природные территории Лесного района.
Общая площадь Лесного района 163299 км2. Треть территории района отнесена к особо охраняемым природным территориям - заказники, памятники природы, парки.
Озеро Застижское, площадь 165 га.
Озеро Павловское, площадь 106 га.
Болото Островское, площадь 3,7 га.
Болото Виглинское, площадь 457 га.
Рефлексия.
Подведем итог нашей работы с помощью смайликов (дети демонстрируют смайлики как показатель своей эмоциональной оценки урока).
Домашнее задание.
Соедините слова, меняя, где это необходимо, их формы, чтобы получились названия литературных произведений, определите их авторов.
Числительные |
Существительные |
Авторы |
Двенадцатый |
Год |
В. Каверин |
Два |
Подвиг Геракла |
В. Богомолов |
Первый |
Ночь |
У. Шекспир |
Сорок четвертый |
Любовь |
И. Тургенев |
Девяносто третий |
Капитан |
Ф. Искандер |
Тринадцатый |
Стул |
Ю. Олеша |
Двенадцать |
В августе |
В. Гюго |
Три |
Мушкетер |
А. Дюма |
|
Толстяк |
И. Ильф и Е. Петров |
Литература.
Бондаренко М. А. Имя числительное: проблемы и решения //РЯШ. – 2015. - №6.
Каськова И.А. Игра «Эксперт» по теме «Числительное»//РЯШ. – 2012. - №4.
Пигоснина М.Г. Имя числительное как часть речи (VI класс)//РЯШ. – 2009. - №5.
Красная книга Тверской области.
Путешествие в город Числоград. Дополнение к уроку
PPTX / 2.58 Мб
Галина Меркулова