Урок-игра для учащихся 6 класса по теме «Имя числительное как часть речи. Путешествие в город Числоград»

6
1
Материал опубликован 25 October 2019

Серебрякова Татьяна Васильевна

Учитель русского языка и литературы высшей категории

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Алексейковская средняя общеобразовательная школа

Тверская область, село Алексейково

Урок – игра по теме «Имя числительное как часть речи».

6 класс.

Путешествие в город Числоград.

Цели:

Обучающие: закрепить в занимательной форме умения и навыки обучающихся о числительном как о части речи; стимулировать учебную активность детей в рамках системнодеятельного подхода; формировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции;

Развивающие: развивать интерес к русскому языку, учению, творческие способности, умение употреблять числительные в устной и письменной речи;

Воспитательные: пробуждение интереса к теме как способ преодоления сложившейся негативной ситуации, связанной с употреблением числительных в речи.

Тип урока: урок повторения и закрепления материала.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: карточки, красочный плакат, слайды.

Ход урока.

Организационный момент.

Знакомство обучающихся с целями игры.

Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя:

- Все мы знаем, что числа, а значит и числительные сопровождают человека всегда: люди постоянно что-нибудь считают. А знаете ли вы, как появились числительные в русском языке? Давайте познакомимся со сказочной версией их происхождения. Представьте, что части речи собрались на заседание, а мы случайно попали на него, но только к концу.

Учащиеся разыгрывают сценку.

Глагол: кто за это предложение, прошу голосовать (все голосуют). А теперь нам нужно подсчитать количество голосов для протокола. Существительное, прошу вас, подсчитайте, сколько голосов «за».

Имя существительное: я не могу, у меня есть только единственное и множественное число.

Глагол: тогда вы, наречие.

Наречие: а у меня вообще нет числа. Я могу только сказать, что их много.

Глагол; нам нужно знать количество. Может, прилагательное поможет.

Имя прилагательное: я знаю только, что это большое количество.

Глагол: вы не считали! Местоимение, на вас последняя надежда. Сколько голосов «за»?

Местоимение: все!

Глагол: это неточно. Что же делать? Предлог, у вас есть предложение?

Предлог: никто из вас не назовет точного количества и не подсчитает голоса по порядку. Нужна особая часть речи.

Глагол: где же ее взять?

Предлог: А вон тот неизвестный, который проспал все заседание. Пусть он и считает (части речи будят спящего).

Неизвестный: А? Что такое? Не мешайте мне спать. Мне нечего здесь делать.

Глагол: как нечего? Помогите нам посчитать голоса.

Неизвестный: первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой. Всего шесть голосов.

Глагол: ну, наконец-то! Вот вы и будете наше новой частью речи – именем числительным. Поздравляем вас! (Аплодисменты).


 

Объявление темы и целей урока.

Слово учителя:

- А теперь, чтобы лучше узнать эту новую часть речи, предлагаю вам заглянуть в город Числоград, где и обитают числительные.

(На доске красочный плакат , который поможет учащимся ответить на вопросы и узнать новые сведения о числительных).

Актуализация опорных знаний.

- Почему город разделен границей? Проведите границу и у себя в тетради, разделите лист на два столбика.

Заполним таблицу: запишем признаки количественных и порядковых числительных.

- На какие вопросы отвечают количественные и порядковые числительные? Что они обозначают?

Количественные

Порядковые

Сколько? (число, количество предметов)

Какой? Который? (порядок предметов при счете)


 

-Давайте «заселим» обе половины города числительными, которые изображены в виде цифр и записаны словами. Обратите внимание на то, что одни цифры стоят поодиночке, а другие держатся за руки. Как вы думаете почему?

(На доске «разбросаны» карточки с числительными, учащиеся распределяют их по столбикам).

- Правильно вы справились с заданием, потому что есть простые числительные, они состоят из одного слова, а есть составные, они состоят из нескольких слов.

Простые

Составные

Шесть(колич.)

Девять(колич.)

Одиннадцать(колич.)

Одиннадцатый трамвай(поряд.)

Двенадцатый час(поряд.)

Пятьдесят(колич.)

Тридцать четыре(колич.)

Восемьсот пятнадцать(колич.)

Две тысячи девятнадцатый год


 

- А почему «шестиклассник Пятеркин» не поселился в нашем городе?

Скажите, на какой вопрос отвечают слова «шестиклассник» и «Пятеркин»? Какой частью речи они являются?

- Да, это существительные. Числовые значения могут иметь и другие части речи. Как их отличит от числительных?

(Конечно, по вопросу. И еще их нельзя записать при помощи цифр.)

Мотивация учебной деятельности.

Дидактическая игра «Узнай числительное».

- Я буду называть слова, а вы, если согласны, записываете 1, если не согласны - 0.

(Один ученик работает у доски.)

-Итак, верите ли вы, что…

Трижды – числительное;

Тройка – существительное;

Тридцатый – числительное;

Утроить – глагол;

Третий – прилагательное;

Тройня – числительное;

Тройной – прилагательное;

Тридцать три – числительное;

Тридцатиграммовый – числительное;

Тридцатилетие – существительное.

Ответ: 0, 1, 1, 1, 0, 0, 1, 1, 0, 1.

Математический конкурс.

- Как изменяются количественные числительные?

Правильно, количественные числительные изменяются по падежам. Эту особенность вы должны учитывать при на уроках математики, иначе вы допустите грамматические ошибки. Прочитайте примеры, правильно и четко проваривая числительные.

(Учащиеся получают карточки.)

Карточка 1.

Встреча с 63 участниками конференции продолжалась более 6 часов.

Старый ворон командовал стаей из 87 птиц. Нелегкая это работа – руководить 87 воронами.

Из 194 книг своей библиотеки он более всего дорожил 149 книгами, к 43 относился равнодушно, а про 2 забыл.

Карточка 2.

Из 856 рублей, которые мне дала мама, в магазине пришлось расстаться с 326 рублями.

В свой день рождения мама приехала домой с букетом из 95 тюльпанов от 54 студентов.

У бабушки жили 10 кошек, которые произвели на свет уже более 5 котят. Всеми 5 котятами бабушка очень гордится.

Карточка 3.

Фермер владел 97 гектарами земли. На 43 гектарах он выращивал свеклу, а на 54 – картофель.

На базу поступило около 250 килограммов апельсинов, 600 килограммов шоколадных конфет и 45 тонн карамели.

Я располагаю 600 рублями, из которых в долг могу дать не более 450 рублей.

Пауза «Забавные задания».

- Мы славно потрудились, а теперь настала пора немного пошутить. Почитайте слова – ребусы в стихотворении В. Хотомской.

 

Есть у нас 3 сес3цы

Вы не знаете их?

Как бы мне ухи3ться

Рассказать о них?

У одной, что в С3жове,

Над окошком жид с3ж.

С3чь она мастерица –

Приходи к ней, малыш!

 

У про100го 100рожа

Непро100рный дом.

Ча100 в нем 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног.

И 100личной ваксой

Чистит 100сапог.

Вме100 двух непро100

Вычистить все 100.

Сразу 100лько обуви

Не носил никто!


 

Работа с сигнальными карточками.

Определите синтаксическую функцию числительных.

Сопливый да ленивый – два родные брата.

Ум хорошо, а два лучше.

Один рубит, семеро в кулаки трубят.

Хорошая работа два века живет.

За ученого двух неученых дают, да и то не берут.

Первый блин комом.

В один день две радости не живут.

Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.

Семь раз примерь, один раз отрежь.

Игра «Умный редактор».

Исправьте ошибки в употреблении числительных.

Семья моего друга состоит из отца, матери и троих сестер.

В обеих классах идут экзамены.

Трое предметов изучают в школах.

Не покладая рук работает семеро учениц.

Я ухаживаю за двоими кошками.

На обоих стенах висят стенды.

У обеих ребят хорошие оценки.

Фразеологические загадки.

- Узнайте фразеологизм, в состав которого входит числительное, по его толкованию (либо соотнесите части фразеологизма и его толкование).

Очень хорошо знать

Семь пятниц на неделе

Точь-в-точь

Гнать в три шеи

Частая смена решений

Два сапога пара

Далеко и напрасно идти

Как две капли воды

Грубо выгонять

Как свои пять пальцев

Очень умный

Опять двадцать пять

Снова

За семь верст киселя хлебать

Уже в который раз

Семи пядей во лбу

Один другого стоит

Два сапога пара

Подведение итогов урока.

Вот и подошел к концу наш необычный урок. Город Числоград прощается с нами, но мы не прощаемся с числительными. При изучении любых школьных предметов нам приходится пользоваться числительными. Давайте познакомимся с интересной информацией, например, с урока биологии. Сможем ли мы ее узнать, не используя числительные.

(Демонстрируются слайды).

Слайд 1.

Виды Красной книги Тверской области.

Часть 1. Растения.

В перечень видов, занесенных в Красную книгу Тверской области, вошло:

217 видов высших растений;

34 вида лишайников;

18 видов грибов.

Слайд 2.

Особо охраняемые природные территории Лесного района.

Общая площадь Лесного района 163299 км2. Треть территории района отнесена к особо охраняемым природным территориям - заказники, памятники природы, парки.

Озеро Застижское, площадь 165 га.

Озеро Павловское, площадь 106 га.

Болото Островское, площадь 3,7 га.

Болото Виглинское, площадь 457 га.

Рефлексия.

Подведем итог нашей работы с помощью смайликов (дети демонстрируют смайлики как показатель своей эмоциональной оценки урока).

Домашнее задание.

Соедините слова, меняя, где это необходимо, их формы, чтобы получились названия литературных произведений, определите их авторов.

Числительные

Существительные

Авторы

Двенадцатый

Год

В. Каверин

Два

Подвиг Геракла

В. Богомолов

Первый

Ночь

У. Шекспир

Сорок четвертый

Любовь

И. Тургенев

Девяносто третий

Капитан

Ф. Искандер

Тринадцатый

Стул

Ю. Олеша

Двенадцать

В августе

В. Гюго

Три

Мушкетер

А. Дюма

 

Толстяк

И. Ильф и Е. Петров


 

Литература.

Бондаренко М. А. Имя числительное: проблемы и решения //РЯШ. – 2015. - №6.

Каськова И.А. Игра «Эксперт» по теме «Числительное»//РЯШ. – 2012. - №4.

Пигоснина М.Г. Имя числительное как часть речи (VI класс)//РЯШ. – 2009. - №5.

Красная книга Тверской области.


 


Путешествие в город Числоград. Дополнение к уроку
PPTX / 2.58 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за урок, Татьяна Васильевна.

27 November 2019