12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Натарина Маргарита Алексеевна19

Конспект урока 6 класс

Изучение нового материала по теме

 "Имя числительное как часть речи".

ЦЕЛИ:

образовательные: ознакомить с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении); учить различать количественные и порядковые числительные; отличать числительные от других частей речи с числовым значением;

развивающие: развивать умение работать с книгой, систематизировать материал; развивать мышление и логику.

воспитывающие: прививать уважение и внимательное отношение к родному языку.

Оборудование:  учебник, дидактический материал, таблицы.

Ход урока

Организационный момент. Объявление темы и цели урока

Человека цифры окружают везде. С ними вы знакомы с раннего детства. Вы привыкли видеть их в учебниках, по которым учитесь, в газетах и журналах, которые вы читаете, вы слышите их по радио и телевидению. Сегодня мы начинаем изучать тему «Имя числительное». На уроке вы познакомитесь с именами числительными как частью речи, научитесь различать количественные и порядковые числительные, простые и составные, а глав-ное – вы должны научиться отличать имя числительное от других частей речи с числовым значением.

2. Изучение нового материала.

А) Объяснение учителя

Имена числительные употребляются для того, чтобы сообщение (рассказ) о чем-нибудь стало более точным и доказательным. Иногда без числительных невозможно обойтись: при подсчете собранного урожая или при подведении итогов соревнования и т.д.

В глубокой древности люди считали по пальцам рук. Было время, когда счет достигал только четырех – по числу протянутых пальцев рук. Потом возник счет пятерками. С развитием хозяйственной и культурной жизни счет совершенствовался. Возник, наконец, и современный счет – десятками.

Наши русские числительные первоначально были существительными или прилагательными. Так, например, слово пять означало примерно то же, что и пятерка или потерна, то есть имело значение предмета. Впоследствии это значение у большинства счетных слов перестало осознаваться, и они утратили признаки числа и рода. Так возникла новая часть речи.

Б) Работа по опорной схеме «Имя числительное»

Числительное



Количественные Порядковые

Сколько? Который? Какой?

Числит.=Прил.

Слова со значением числа

Изменяются по падежам

Миллион Простые

Миллиард



Пятьдесят Сложные пятидесятый


Пятьдесят пять Составные пятьдесят пятый




Числовые значения→ др.ч.р.



двойник

пятак ЦИФРА

утроить




Занятия в пятой школе начинаются в восемь часов.

Семью семь – сорок девять.

Разделите шесть на три.

Именами числительными называются слова, которые обозначают количество, а также порядок предметов при счете. Числительные, которые обозначают количество и отвечают на вопрос СКОЛЬКО, называются количественными, например: один, пятнадцать, семьдесят, сто.

Числительные, которые обозначают порядок при счете и отвечают на вопрос, КОТОРЫЙ, называются порядковыми, например: первый этаж, одиннадцатый месяц, две тысячи двадцать второй год.

В) Выявление восприятия. Работа в группах.

Задания


а) 1 ряд (группа): из отрывков пословиц составить полные пословицы. Записать одну на выбор, не повторяться!

1)Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.

2)Семь раз отмерь – один раз отрежь.

3)За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

4)Одна сорока – одна морока, сорок сорок – сорок морок.

5)Старый друг лучше новых двух.

6)Семь бед – один ответ.


б) 2 ряд: из предложенных пословиц выписать имена числительные, которые отвечают на вопрос сколько?

1)Семеро одного не ждут.

2)Семь раз отмерь – один раз отрежь.

3)Ум хорошо, а два лучше.

4)Три вещи славят солдата: смелость, победа, награда.

5)Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

6)Первый блин комом.


в)3 ряд: из предложенных пословиц и загадок выписать имена числительные, которые отвечают на вопрос, который? какой??



1)Первый блин комом.

2)Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет. (Дверь)

3)Один льет, второй пьет, третий растет.

(Дождик, земля, трава)


Проверка групповых заданий.

Выводы 1.Как называется числительное, которое отвечает на вопрос сколько? (Количественные)

2.Как называется числительное, которое отвечает на вопрос, который? (Порядковые)


Г) Объяснение учителя.


Числительное надо различать от других частей речи. Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительное можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами!

Закрепление.

Развитие умений отличать числительное от других частей речи.

Работа в парах.

Дополните ряд словами. (Раздать листы с таблицей)

Имя существительное


(Кто? Что?)

Двойник, …

двойка, …

Имя прилагательное

(Какой?)

Двойной, семидневный, …

Имя числительное

(Сколько? Какой?)

Два, второй, …

Глагол

(Что сделать? Что делать?)

Удвоить, …

Пятак, пятиклассник, пятерня, четверг, три, пятый, утроить, трехместный, пятиэтажный, четвертый, столетний.



Д) Изучение нового материала по таблице.

Простые

Сложные

Составные


Числительное, состоящие из одного слова, - простые числительные; числительные, состоящие из двух или более слов, - составные числительные. Сложные – числительные, состоящие из одного слова, но с двумя корнями.



Закрепление. Тренировочные упражнения.

( У доски два ученика из ряда) выписывают слова в два столбика: в первый – простые, во второй – составные.

Сто, одиннадцать, семидесятый, один, триста пятьдесят седьмой, три, сорок, шестьдесят, две тысячи шестой, девятнадцатый, триста, двадцать два, тридцать пять, сорок второй, пятьдесят четыре.

Простые Составные

Сто Триста пятьдесят седьмой

Одиннадцать Две тысячи шестой

Семидесятый Двадцать два

Один Тридцать пять

Три Сорок второй

Сорок Пятьдесят четыре

Шестьдесят

Девятнадцатый

Триста


Е) Объяснение учителя.

Имена числительные могут быть разными членами предложения ( работа по таблице устно).

Закрепление. Тренировочные упражнения.

Запишите предложения. Выделенные слова подчеркните как члены предложения.

Входят семь богатырей, семь румяных усачей.

С первого щелчка прыгнул поп до потолка, со второго щелчка вышибло ум у старика.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

Семь да четыре – одиннадцать.



3. Дополнительно.

Образовать от количественных числительных → порядковые.

Пятьдесят – пятидесятый

Три – третий

Восемьсот – восьмисотый

Сто – сотый

Девятнадцать – девятнадцатый

4. Итог урока.

--Что нового на уроке вы сегодня узнали об имени числительном?

-- Где в нашей жизни мы встречаемся с именами числительными?

-- Какой вид работы сегодня понравился больше всех и почему?


5. Домашнее задание.

Выписать из произведений УНТ (пословицы, поговорки, загадки)

8 предложений с числительными.


--Молодцы, ребята, вы справились с основными заданиями новой темы!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.