12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Левадняя Марина Алексндровна469
Россия, Краснодарский край, Ейск

Технологическая карта

(изучения нового материала)

МДК/Дисциплина

ОП. 03 Анатомия

Группа

Ф – 21; Ф – 22; Ф-23

Тема занятия

Иммунная система человека. Органы иммунной защиты. Классификация иммунитета человека (урок 58-59)

Вид занятия

урок

Цель занятия

Формировать (ПК и ОК) ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.2; ПК 2.4.-2.5; ПК 3.2-3.4; ОК 1-10; ОК 12

Задачи занятия

дать определение иммунитета;

разъяснить суть иммунной реакции и функции клеточного и гуморального иммунитета;

показать роль антител в обезвреживании антигенов;

рассказать об открытиях Э.Дженнера, Л.Пастера, И.И.Мечникова, П.Эрлиха;

определить виды иммунитета.

Аппаратное и программное обеспечение

ДИ 1

Анатомия человека

Гладышева А.А.

« Физкультура и спорт», 1985

ОИ 1

Анатомия и физиология детей и подростков

Сапин М.Р.

Брыскина З.Г.

«Академия», 2015

Средства обучения

проектор, презентация «Лимфатическая система»

Методы и приемы

Лекция, беседа, рассказ, работа с книгой, демонстрация схем, таблиц, плакатов

Используемые педагогические технологии

Методы проблемного и развивающего обучения; технология саморазвивающего обучения, мультимедиа технология

Организационная структура занятия

Этап 1

Организационный момент

Цель этапа

Психологический настрой обучающихся, обеспечение нормальной обстановки на уроке

Длительность этапа

5 мин

Этап 2

Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

Цель этапа

Получить представление о качестве усвоения обучающимися материала, определить опорные знания

Длительность этапа

20 мин

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтальная работа; индивидуальная работа

Функции преподавателя на данном этапе

Привлечение к размышлению, организация, направление, контроль, корректирование, инструктирующая

Содержание этапа

Решение биологических задач (фронтально):

Задача 1.

Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это –«одетые в белые халаты санитары нашего организма». Почему лейкоцитам дали такое название?

Ответ: Лейкоциты борются с микробами, уничтожают все поврежденные, износившиеся клетки.

Задача 2.

Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их.

Ответ: В состав форменных элементов входят тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы, всего 2-4 мк. Но при маленьком повреждении тканей под действием фермента немедленно начинают слипаться, образуя комочек, который временно закрывает место ранения сосуда.

Задача 3.

Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?

Ответ: Из-за несовместимости групп крови.

Задача 4.

Эритроциты человека в 3 раз меньше эритроцитов лягушки, но их в 1 мм3 в 13 раз больше, чем у лягушки. Как объяснить этот факт?

Ответ: У человека интенсивность обмена веществ выше. Большая поверхность всей массы эритроцитов обеспечивает их большую способность к транспортировке кислорода.

Задача 5.

В одной популярной книге по физиологии сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходя из гавани вновь уходят в плавание». Что подразумевается под «кораблями» и «гаванями»?

Ответ: эритроциты образуются в красном костном мозге, разрушаются в печени и селезенке.

Задача 6.

В чём ошибочность взглядов Галена:

«…Грубая кровь из печени поступает в правую половину сердца, где благодаря теплоте от нее отделяются негодные части. Из сердца качается для более высоких целей - она не уходит на питание тканей и органов, она переходит из правого желудочка сердца в левый, где и происходит ее смешение с «духом», заполняющим левый желудочек. Отсюда «благородная» кровь - живительная, воздухоносная влага - вытекает по артериям…»

Ответ: кровь в желудочках не смешивается. Гален не знал о существовании 2-х кругов кровообращения, не мог объяснить значение лёгких и лёгочного круга.

Игра «Горячий стул» по терминам: сердце, артерия, вена, капилляр, 350 г, БКК, МКК.

Развитие

(закрепление ПК и ОК)

ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.2; ПК 2.4.-2.5; ПК 3.2-3.4; ОК 1-10; ОК 12

Этап 3

Объяснение нового материала

Цель этапа

Целесообразными методами довести до сознания обучающихся программный материал и добиться того, чтобы они его полно, глубоко и прочно усвоили

Длительность этапа

30 мин

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная работа

Функции преподавателя на данном этапе

Лектор, ведущий диалога, информатор

Содержание этапа

План:

Строение иммунной системы

Иммунитет и его формы

История создания вакцин и прививок

Инфекционные заболевания

Защитные барьеры:

Кожа, слизистые.

Внутренняя среда.

Сама клетка (интерферон).

Лейкоциты – основные защитники организма.

Вспомним характеристику лейкоцитов.

Существует несколько разновидностей лейкоцитов:

Моноциты (фагоциты, способны мигрировать сквозь стенки капилляров).

Лимфоциты (образуются в тимусе – вилочковой железе и лимфоидной ткани из клеток костного мозга, малоподвижны, могут образовывать антитела – специальные белки).

Базофилы, нейтрофилы, эозинофилы (содержат цитоплазматические гранулы, окрашивающиеся спец. красителями в разные цвета).

Иммунная система имеет следующее строение:

Центральные иммунные органы (красный костный мозг, тимус)

Периферические (лимфатические узлы, селезенка, миндалины)

Самостоятельная работа: изучить схему расположения органов иммунной системы на схеме (см. приложение)

Устойчивость организма к воздействию физических, химических и биологических патогенных факторов, способных вызвать заболевание, называется — резистентностью организма.

Различают неспецифическую и специфическую резистентность.

Неспецифическая резистентностъ обеспечивается барьерными функциями, фагоцитозом и содержанием в орга­низме особых биологически активных, бактерицидных веществ-комплементов: лизоцима, пропердина, интерферона.

Специфическая резистентность организма обусловлена видовыми и индивидуальными особенностями организма при воздействии на него как актив­ной (введение вакцин или анатоксинов), так и пассивной (введение иммунных сывороток) иммунизации против воз­будителей инфекционных заболеваний.

Антигены – вещества, попадающие в наш организм извне (микробы, вирусы, пыль и т.д.)

Антитела – белковые структуры, которые борются с антигенами.

Иммунитет – это специфическая защитная реакция организма, основанная на способности противостоять действию патогенных микробов, веществ и т.д.

Различают две формы иммунитета:

Клеточный

Гуморальный

Иммунитет обеспечивается деятельностью:

Лимфоцитов

Фагоцитов


 

Клеточный иммунитет.

Это защита от большинства вирусных инфекций, отторжение чужеродных пересаженных органов и тканей. Кле­точный иммунитет осуществляется:

Т-лимфоцитами образующимися в вилочковой железе (тимусе), макрофагами и другими фагоцитами - Т–лимфоциты способны связываться с антигенами чужеродных частиц и вызывать их разрушение.

а) Т-киллеры - разрушают опухолевые клетки, клетки генетически чужеродных трансплантатов и мутированные собственные клетки организма.

б) Т-хелперы - (to help — помогать) - распознавание антигенов и усиление образования антител.

Т-супрессоры -  Если Т-лимфоциты хелперы усиливают реакцию иммунитета, то супрессоры, наоборот, подавляют. Притом эти клетки вовсе не устраивают саботаж иммунным процессам и не вредят нашему здоровью. Они просто регулируют силу иммунного ответа, что позволяет иммунной системе сдержанно и с умеренной силой отвечать на раздражители. 

Гуморальный иммунитет осуществляется Ф-лимфоцитами

В-лимфоциты – формируют иммунную память

Фагоцитоз – активный захват, поглощение и переваривание живых клеток и неживых частиц особыми клетками организма – фагоцитами.

Фагоциты – осуществляют клеточный иммунитет, открытый И.И. Мечниковым в 1882 году. За разработку учения об иммунитете Мечникову и Эрмиху в 1908 году присвоена Нобелевская премия.

Классификация иммунитета

Различают врожденный и приобретенный (естественный и искусственный) иммунитет.

Врожденный иммунитет представляет собой невосприимчивость человека к микроорганизмам, вызывающим заболевания. Это видовой признак, передающийся по наследству. Видовой врожденный иммунитет является наиболее прочной формой невосприимчвости (чума собак и другие болезни животных).

Приобретенный естественно или искусственно иммунитет вырабатывается самим организмом в течение жизни и может быть активным или пассивным:

1. Приобретенный естественный активный иммунитет развивается после перенесенной инфекционной болезни (постинфекционный). При этом организм сам активно вырабатывает антитела. Этот иммунитет не передается по наследству, но является очень стойким и может сохраняться многие годы (корь, ветрянка)

2. Приобретенный естественный пассивный иммунитет обусловлен передачей антител от матери ребенку через плаценту или с грудным моло­ком, длительность этого иммунитета не превышает 6 месяцев.

3. Приобретенный искусственный активный иммунитет, развивается в организме пос­ле вакцинации.

Вакцины — препараты, содержащие убитые, или ослабленные живые микроорганизмы, вирусы, или обезвреженные продукты их жизнедеятельности — анатоксины. В результате действия на организм антигенов, в нем образуются антитела. В процессе активной иммуниза­ции организм становится невосприимчивым к повторному введению соответствующего антигена.

4. Приобретенный искусственный пассивный иммунитет создается при введении в организм иммунных сывороток, полученных из крови человека, перенесшего данное заболевание, или из крови животного, привитого определенной вакциной и содержащих антитела, способные обезвредить соответствующих возбудителей болезни. Такая форма иммунитета наступает быстро, через несколько часов после введения иммунной сыворотки. Сыворотку вводят людям, которые находились в контакте с больным, но сами не были привиты от данного заболевания (корь, краснуха, паратит и т.д.). После укуса незнакомой собаки в течении 1-х максимум 3-х суток ставят антирабическую сыворотку против бешенства.

История создания вакцин и прививок .

Вклад Э. Дженнера в борьбу с натуральной оспой (сообщение)

Проблемный вопрос: Смог ли Дженнер после удачного прививания объяснить механизм действия прививки?

Вклад Л.Пастера в медицину.

14 мая 1796 года английский врач Э.Дженнер показал, что прививки людям возбудителя коровьей оспы предохраняют их от заражения оспой человеческой. Предложенный им метод лечения путём инъекций слабых микроорганизмов получил название вакцинации (от лат. «вакка» - корова) и благодаря ему с 1979 года в мире не зарегистрировано ни одного случая заболевания оспой.

В охоте за микробами принял участие и Луи Пастер. Он сначала безуспешно искал какую-либо неопасно протекающую разновидность сибирской язвы, чтобы, как и Дженнер привить ослабленных возбудителей. Но поиски оказались безуспешными. И тут ему на помощь пришёл счастливый случай. Пастер выращивал бацилл сибирской язвы (бактерий) в инкубаторе, в котором поддерживалась температура животного. Однажды терморегулятор дал сбой. Температура поднялась, бациллы перегрелись, хотя они не погибли, но были повреждены и заболевания уже не вызывали. Пастер заразил этими ослабленными бациллами подопытных животных, у которых после этого выработался иммунитет против сибирской язвы.

6 июля 1885 года Луи Пастер привил вакциной против бешенства мальчика, искусанного бешеной собакой. Этот человек первым получил 13 инъекций вакцины и выжил.

Инфекционные заболевания.

Возбудители: вирусы, микробы, грибки и т.д. (при температуре -40 сохраняются годами); заразны, быстро распространяются.

Частые инфекционные заболевания: ОРЗ, грипп, корь, коклюш, ветряная оспа, свинка (подчёркнуты «детские болезни» - против них вырабатывается стойкий иммунитет), стобняк, СПИД, сифилис.

Информация о СПИДе – приглашаются обучающиеся (за отдельный стол), заранее готовившие материал об этом заболевании.

Историк. Вирус СПИДа найден в Африке (Заир, Замбези) 50-60 годы в организме зелёных мартышек (это результат мутации безвредных вирусов). СПИД впервые обнаружен в 1981 году в Калифорнии (США) среди гомосексуалистов. Назывался «голубой рак». Одна из версий – вирус появился в результате пересадки яичек от шимпанзе стареющим пациентам. I место по СПИДу – Африка (более 40 млн. чел.).

Биолог. ВИЧ – вирус иммунодефицита человека передаётся через кровь и поражает иммунную систему организма. Вирус поселяется в лимфоцитах, которые обеспечивают иммунитет. Пытаемся уничтожить вирус – уничтожаем клетку. Иммунитет ослаблен, организм погибает от любой инфекции.

Медик . Симптомы заболевания – слабость, истощение организма, длительная температура, воспалительные процессы. Скрытый период (инкубационный) от 0,5 – до 5 лет и более – ничем не проявляется. Диагностика – нахождение в крови антител к вирусу.

Лечение:

затормаживают размножение ВИЧ,

стимуляция иммунитета,

лечение сопутствующего заболевания.

Пути заражения:

при переливании крови,

через шприцы,

половым и через оральный секс (через слизистую – возможно при ласках у гомосексуалистов),

от матери новорождённому ребёнку.

Юрист. Закон от 23 апреля 90 года «О профилактике заболевания СПИД»: Все граждане России и иностранцы на территории России имеют право пройти медицинское обследование. Лишение свободы до 5 лет и более.

Формирование

ПК и ОК

ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.2; ПК 2.4.-2.5; ПК 3.2-3.4; ОК 1-10; ОК 12-13

Этап 4

Первичное закрепление

Цель этапа

Восприятие обучающимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения

Длительность этапа

15 мин

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная работа, индивидуальная работа

Функции преподавателя на данном этапе

Организующая, направляющая, инструктирующая, коммуникативно - стимулирующая

Содержание этапа

Выполнение теста по вариантам. Обсуждение результатов тестирования.

Что такое иммунитет?

Что вызывают микробы и яды, при попадании в организм?

Запишите названия органов иммунной системы.

Как называется иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляется клетками?

Запишите определение гуморального иммунитета.

Человек не болеет чумкой собак, какой это иммунитет?

Если человек переболел, какой иммунитет вырабатывается?

Что содержит готовые антитела?

Что содержит ослабленные тела микробов, вирусов?

Закрепление

ПК и ОК

ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.2; ПК 2.4.-2.5; ПК 3.2-3.4; ОК 1-10; ОК 12-13

Этап 5

Рефлексия (подведение итогов и самоанализ деятельности/ обратная связь)

Цель этапа

Выявление уровня взаимодействия между участниками пед. процесса, уровня эффективности данного взаимодействия.

Длительность этапа

10 мин

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтальная работа

Функции преподавателя на данном этапе

Обеспечение адекватной оценки собственной деятельности учащихся, привлечение к размышлению

Содержание этапа

Рефлексия. Заполните анкету.

Что нового вы узнали на уроке? ___________________________________________

Где в жизни вам пригодятся эти знания? ____________________________________

Какую оценку за работу на уроке вы поставите вашему соседу по парте? Почему? _______________________________________________________________________

Какую оценку вы поставите себе? __________________________________________

Закрепление

ПК и ОК

ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.2; ПК 2.4.-2.5; ПК 3.2-3.4; ОК 1-10; ОК 12-13

Этап 6

Домашнее задание

Цель этапа

Отработка знаний, полученных на уроке, подготовка к восприятию нового материала, углубление знаний по предмету

Длительность этапа

5 мин

Функции преподавателя на данном этапе

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Содержание этапа

ОИ 1 стр. 263-272 ОИ 1 стр. 272-276; читать, пересказывать

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Дедушка ГуРу, 02.04.18 в 19:04 1Ответить Пожаловаться
Мне сложновато анализировать работу, так как в ней встречаются непривычные мне сокращения. Я совершенно не представляю что такое "Формировать (ПК и ОК) ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.2; ПК 2.4.-2.5; ПК 3.2-3.4; ОК 1-10; ОК 12". Я думаю можно было бы написать без сокращений или привести в приложении расшифровку этих "ПК и ОК".
Дальше Вы пишите "Средства обучения проектор, презентация «Лимфатическая система»", но я не нашел ни презентации, ни упоминания о ней в разработке
Евгений Алексеевич, 04.04.18 в 09:41 1Ответить Пожаловаться
Присоединяюсь к мнению Сергея Николаевича. Судя по указанному времени, это два урока без 5 минут. Занятие для профессионльного обучения, но какого профиля. От этого зависит объём материала, здесь его многовато. Перед оценкой работы хотелось бы это знать
Медведева Татьяна Александровна, 04.04.18 в 18:27 1Ответить Пожаловаться
Марина Александровна, очень интересная работа, но... вот выдержка из требований к оценке конкурсной работы: "Если вы заметили, что в конкурсной работе упоминаются файлы для скачивания (например презентация или аудио-файлы), но при этом сами файлы отсутствуют или вам не удается их загрузить, вы можете нажать на эту кнопку. Работа уйдет на дополнительную проверку модератору. При этом вам придется отложить оценку этой работы до устранения проблемы."
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.