12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Левадняя Марина Алексндровна469
Россия, Краснодарский край, Ейск


t1642416492aa.jpg

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»

Рабочая тетрадь










Рабочая тетрадь по учебной дисциплине

ОП.03 Анатомия; ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена


Студента (ки) ________ группы

Специальности _________________________

ФИО __________________________________













Ейск, 2021

Тема 1. Организм как биологическая система. Клетка, ткани, органы, системы, и аппараты органов организма человека.

Строение клетки

Задание 1. Рассмотрите рисунок клетки, подпишите название органоидов, обозначенных цифрами.

t1642416492ab.jpg

1 ___________________________________________

2 ___________________________________________

3 ___________________________________________

4 ___________________________________________

5 ___________________________________________

6 ___________________________________________

7 ___________________________________________

8 ___________________________________________

9 ___________________________________________

10 ___________________________________________

Ткани

Задание 1. Рассмотрите рисунки. К какому типу относятся изображённые на нём ткани?

t1642416492ac.png

А ____________________________

t1642416492ad.png Б _________________________________

t1642416492ae.png В ______________________________

t1642416492af.png Г ___________________________________


t1642416492ag.png

Д __________________________________


t1642416492ah.png

Е _____________________________________

Строение нейрона

Задание 1. Рассмотрите рисунок нейрона. Подпишите его части, обозначенные цифрами.

t1642416492ai.png

1 ___________________________________________

2 ___________________________________________

3 ___________________________________________

4 ___________________________________________

5 ___________________________________________

6 ___________________________________________

Системы органов

Задание 1. t1642416492aj.png Рассмотрите рисунок. Определите представленные системы органов. Напишите их названия.

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

Задание 2. Рассмотрите рисунок, изображающий внутренние органы человека. Определите представленные органы.

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

t1642416492ak.gif
4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

9 _________________________________________________________________

10 ________________________________________________________________

11 ________________________________________________________________

12 ________________________________________________________________

13 ________________________________________________________________

Задание 3. Определите топографическое расположение органов.

А) под диафрагмой в правом боку и по середине линии тела располагается _____________

Б) под диафрагмой в левой части брюшной полости располагается _____________

В) выше диафрагмы под грудной костью располагается _____________

Г) в брюшной полости по обе стороны поясничного отдела позвоночника располагается ________________________

Задание 4. Определите органы, изображенные на картинках


t1642416492al.jpg

А _________________

t1642416492am.jpg

Б ___________________

t1642416492an.jpg

В ______________________

t1642416492ao.jpg

Г ___________________

t1642416492ap.png

Д __________________

t1642416492aq.jpg

Е ______________________

t1642416492ar.jpg

Ж ___________________

t1642416492as.jpg

З __________________

t1642416492at.png

И _______________________


t1642416492au.png

К ____________________

t1642416492av.jpg

Л ___________________

t1642416492aw.jpg

М __________________

t1642416492ax.jpg

Н _____________________

t1642416492ay.jpg

О ____________________

t1642416492az.jpg

П _____________________


Задание 5. Заполните таблицу:

№ п/п

Системы органов

Органы их составляющие

Выполняемые функции

1

Опорно-двигательная




2

Кровеносная





3

Дыхательная





4

Выделительная





5

Половая





6

Нервная





7

Эндокринная





Типы конституции

Задание 1. Подпишите типы конституции, представленные на изображениях

t1642416492ba.jpg

А ____________________________________________________________________________

Б ____________________________________________________________________________

В ____________________________________________________________________________

Задание 2. Лабораторная работа «Определение типа конституции»

Цель: определение типа телосложения, связь с анатомическими и физиологическими особенностями организма, видом спорта; прогноз на будущее.

Материалы и оборудование: ростомер, весы напольные, сантиметровая лента, калькулятор.

Ход работы:

С помощью ростомера определите рост напарника в см. (L). Определите вес напарника в кг (Р). С помощью сантиметровой ленты определите окружность грудной клетки напарника в см (Т). Подставьте полученные данные в формулу и вычислите индекс Пинье:

ИП = L – (P + T)

Где:

L – рост (см),

Р – масса тела (кг),

Т – окружность грудной клетки (см).

Используя полученный индекс, определите тип телосложения напарника по таблице

Таблица

Индекс Пинье (ИП)

Тип телосложения

30 и больше

Астенический тип

10 - 29

Нормостенический

меньше 10

Гиперстенический

5. Сформулируйте и запишите вывод о проделанной работе, используя полученный результат.

Расчеты ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 2. Основные закономерности роста и развития организма человека.

Эмбриогенез

Задание 1. Определите стадии эмбриогенеза на рисунке, запишите их и названия

t1642416492bb.pngt1642416492bb.pngt1642416492bb.pngt1642416492bb.pngt1642416492bb.png

А Б В Г Д

А ____________________________________________________________________________

Б ____________________________________________________________________________

В ____________________________________________________________________________

Г ____________________________________________________________________________

Д ____________________________________________________________________________


Задание 2. Рассмотрите рисунок. Под какими номерами находятся следующие органы.

А – пуповина

Б – плацента

В – околоплодные воды

Г – плод

Д – матка

Е – шейка матки

Ж – околоплодный пузырь

З – слой кожи

t1642416492bc.jpg

8

Задание 3. Рассмотрите рисунок. Опишите процесс, который на нем изображен. Как называется структура, изображенная под номером 3? Сколько хромосом в этой структуре? Как называется такой набор хромосом и как он обозначается?

t1642416492bd.jpg

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Строение половых клеток

Задание 1. Определите название биологических объектов, изображенных на рисунке. Запишите под номерами, обозначенные на них структуры. Запишите количество и название хромосом в каждом биологическом объекте.

t1642416492be.jpg

Рисунок «Строение _______________________________»

1 ____________________________________________________________________________

2 ____________________________________________________________________________

3 ____________________________________________________________________________

4 ____________________________________________________________________________

5 ____________________________________________________________________________

6 ____________________________________________________________________________

7 ____________________________________________________________________________


Рисунок «Строение _______________________________»

t1642416492bf.jpg

1 ____________________________________________________________________________

2 ____________________________________________________________________________

3 ____________________________________________________________________________

4 ____________________________________________________________________________


Определение пола

Задание 1. Поясните, что обозначает приведенная ниже схема.

t1642416492bg.jpg

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 3. Скелет человека

Скелет

Задание 1. Рассмотрите рисунок, изображающий скелет человека. Подпишите названия костей.

t1642416492bh.png

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

9 _________________________________________________________________

10 ________________________________________________________________

11 ________________________________________________________________

11 ________________________________________________________________

12 ________________________________________________________________

13 ________________________________________________________________

14 ________________________________________________________________

15 ________________________________________________________________

16 ________________________________________________________________

17 ________________________________________________________________

18 ________________________________________________________________

19 ________________________________________________________________

20 ________________________________________________________________

21 ________________________________________________________________

22 ________________________________________________________________

23 ________________________________________________________________

24 ________________________________________________________________

25 ________________________________________________________________

26 ________________________________________________________________

27 ________________________________________________________________

28 ________________________________________________________________

29 ________________________________________________________________

30 ________________________________________________________________

31 ________________________________________________________________

32 ________________________________________________________________

33 ________________________________________________________________

34 ________________________________________________________________

35 ________________________________________________________________

36 ________________________________________________________________


Скелет верхней и нижней конечности

Задание 1. Рассмотрите рисунки. Запишите названия костей верхней и нижней конечностей, обозначенных цифрами.

t1642416492bi.png 1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

t1642416492bj.png 8 _________________________________________________________________

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

Череп

Задание 1. Рассмотрите рисунок черепа. Запишите названия костей, обозначенных цифрами. Каждую кость выделите разным цветным карандашом.

t1642416492bk.png










1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

9 _________________________________________________________________

10 ________________________________________________________________

11 ________________________________________________________________t1642416492bl.jpg










1_________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

9 _________________________________________________________________


Позвоночник

Задание 1. Рассмотрите строение позвоночника. Запишите название отделов позвоночника и количество позвонков в них. Отметьте стрелками подпишите на рисунке В лордозы и кифозы.

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________


t1642416492bm.jpg

Таз

t1642416492bn.gif

1

Задание 1. Рассмотрите строение таза. Запишите названия костей, обозначенных цифрами.

t1642416492bo.gift1642416492bo.gift1642416492bo.gift1642416492bo.gift1642416492bo.gift1642416492bo.gift1642416492bp.gift1642416492bq.gift1642416492br.gift1642416492bs.gift1642416492bt.gif

3

2

5

6

4

t1642416492bu.jpg


Позвонки

Задание 1. Рассмотрите позвонки человека. Запишите их названия.


t1642416492bv.jpg

А ________________________________

t1642416492bw.jpg

Б _________________________________

t1642416492bx.jpg

В _____________________________

t1642416492by.png

Г ___________________________________

Грудная клетка

Задание 1. Рассмотрите строение грудной клетки. Запишите названия костей, обозначенных цифрами.

t1642416492bo.gift1642416492bo.gift1642416492bo.gift1642416492bo.gift1642416492bz.gift1642416492ca.gift1642416492cb.gift1642416492cc.gift1642416492bo.gift1642416492cd.gif

5

4

2

3

1

t1642416492ce.jpg

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

Строение кости

t1642416492cf.gif

2

Задание 1. Рассмотрите внешнее строение трубчатой кости. Запишите ее части, обозначенные цифрами.

t1642416492bo.gift1642416492bo.gift1642416492bo.gift1642416492cg.gift1642416492ch.gif

3

1

t1642416492ci.png

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________


Задание 2. Рассмотрите внутреннее строение трубчатой кости. Запишите ее части, обозначенные цифрами.

t1642416492cj.png

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

Сустав

Задание 1. Рассмотрите строение сустава. Запишите его части, обозначенные цифрами.

t1642416492ck.jpg

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

Формы костей

Задание 1. Определите название и форму костей

t1642416492cl.jpg

А ____________________

t1642416492cm.jpg

Б _____________________

t1642416492cn.jpg

В ____________________

t1642416492co.jpg


Г ______________________

t1642416492cp.jpg

Д _______________________

t1642416492cq.jpg

Е _____________________

t1642416492cr.jpg

Ж ______________________

t1642416492cs.jpg

З ______________________




t1642416492ct.jpg

И _________________


Соединения костей

Задание 1. Определите вид соединения костей


t1642416492cu.jpg

А _________________________________



t1642416492cv.jpg

Б __________________________________

t1642416492cw.jpg

В ________________________________

t1642416492cx.jpg

Г __________________________________

t1642416492cy.png

Д __________________________________

t1642416492cz.jpg

Е __________________________________

Лабораторная работа «Определение возрастных особенностей стопы и позвоночника детей, подростков, молодежи. Плоскостопие и его профилактика. Осанка и сколиоз».

Цель: научиться определять нарушения осанки и плоскостопие.

Оборудование: линейка, рисунки, таблицы, отпечатки стопы.

Ход работы:

Определение осанки

А) Встать спиной к стене, чтобы лопатки, ягодицы и голова касались ее.

Б) Линейкой измерить расстояние от стены до остистого отростка 7-го шейного позвонка (шейный изгиб), и расстояние до наиболее удаленной точки в поясничном отделе (поясничный изгиб).

В) Сопоставить полученные данные с нормой:

Возраст

Изгибы позвоночника

Старше 13 лет

шейный

поясничный

юноши

девушки

юноши

девушки

5,8-5,9

6,0-6,1

5,9-6,3

6,3-6,4

Расчет _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г) Сколиоз можно определить, осматривая торс спереди и сзади.

* Уровень расположения плеч (при сколиозе одно плечо опускается и становится плоским) __________________________________________________________________

* Взаиморасположение лопаток (при сколиозе они находятся на разных уровнях) ____________________________________________________________________________

2. Определение плоскостопия при помощи плантографии.

А) На полученном отпечатка стопы проведите касательную к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы (АВ). Разделите эту касательную пополам (АВ:2) и отметьте точкой (С). Из точки (С) восстановите перпендикуляр до пересечения с наружным краем стопы СД. Отметьте точку (Е), как точку пересечения линии СД с внутренним краем стопы.

Б) Измерьте отрезки ЕД; ЕС; СД и вычистите индекс стопы (ИС) двумя способами:

1) по Чижину ИС=ДЕ:ЕС

2) по Штриттеру ИС=ДЕ:СД*100


Индекс стопы

По Чижину

По Штриттеру

Норма

От 0 до 1

До 50%

Уплощение

0т 1 до 2

50-60 %

Плоскостопие

Более 2

Более 60 %

t1642416492da.jpg

В) Сделайте вывод, сопоставив свои данные с нормой, запишите расчеты. Составьте практические рекомендации по профилактике сколиоза и плоскостопия у детей.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 4. Мышцы человека.

Мышцы туловища

Задание 1. Найдите большую грудную мышцу. Эта парная мышца напрягается, если согнуть руки в локте и с усилием сложить их на груди.

Функция ____________________________________________________________________.

Задание 2. Рассмотрите на рисунке мышцы живота, образующие брюшной пресс. Они участвуют в дыхании, наклонах туловища в стороны и вперед, в переводе туловища из лежачего в сидячее положение при фиксированных ногах.

Функция ____________________________________________________________________.

Задание 3. Найдите межреберные мышцы: наружные осуществляют вдох, внутренние выдох.

Функция ____________________________________________________________________.

Задание 4. Найдите на рисунке трапециевидную мышцу. Если свести лопатки и запрокинуть голову назад, она будет напряжена.

Функция ____________________________________________________________________.

Задание 5.. Найдите широчайшую мышцу спины. Она опускает плечо вниз и отводит руки за спину.

Функция ____________________________________________________________________.

Задание 6. Вдоль позвоночника находятся глубокие мышцы спины. Они разгибают тело, откидывая корпус назад. Определите их положение.

Функция ____________________________________________________________________.

Задание 7. Найдите ягодичные мышцы. Они отводят бедро назад. Глубокие мышцы спины и ягодичные мышцы у человека наиболее сильно развиты в связи с прямохождением. Они противостоят силе тяжести.

Функция ____________________________________________________________________.

Задание 8. Рассмотрите рисунки. Запишите названия мышц туловища, обозначенных цифрами на рисунке. Раскрасьте разными цветами мышцы, которые вы определяли в заданиях 1-7.


t1642416492db.jpg

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

9 _________________________________________________________________

10 ________________________________________________________________

11 ________________________________________________________________

12 ________________________________________________________________

13 ________________________________________________________________

14 ________________________________________________________________

15 ________________________________________________________________

16 ________________________________________________________________

Мышцы рук

Задание 1. Найдите на рисунке дельтовидную мышцу. Она находится над плечевым суставом и отводит руку в сторону до горизонтального положения.

Функция ____________________________________________________________________.

Задание 2. Найдите двуглавую и трехглавую мышцы плеча.

Функция ____________________________________________________________________.

Задание 3. Мышцы предплечья. Чтобы понять их функцию, положите руку на стол ладонной стороной вниз. Прижмите ее к столу, после чего сжимайте кисть в кулак и разжимайте ее. Вы почувствуете, как сокращаются мышцы предплечья. Это происходит потому, что со стороны ладони на предплечье располагаются мышцы, сгибающие кисть и пальцы, а разгибающие их находятся на тыльной стороне предплечья.

Функция ____________________________________________________________________.

Задание 4. Нащупайте около лучезапястного сустава со стороны ладонной поверхности сухожилия, которые идут к мышцам пальцев рук. Подумайте, почему эти мышцы находятся на предплечье, а не на кисти.

Ответ ____________________________________________________________________.

Задание 5. Запишите названия мышц рук, обозначенных цифрами на рисунке. Раскрасьте разными цветами мышцы, рассмотренные в заданиях 1-4.


t1642416492dc.jpg










1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

9 _________________________________________________________________

10 ________________________________________________________________


Мышцы ног

Задание 1. На передней поверхности бедра расположена очень мощная четырехглавая мышца бедра. Найдите ее на рисунке. Она сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном. Чтобы представить ее функцию, надо вообразить удар футболиста по мячу. Ее антагонистом являются ягодичные мышцы. Они отводят ногу назад. Действуя как синергисты, обе эти мышцы удерживают корпус в вертикальном положении, фиксируя тазобедренные суставы.

Функция ____________________________________________________________________.

Задание 2. Поднимитесь на носки, вы чувствуете, как напряглись икроножные мышцы. Они находятся на задней поверхности голени. Эти мышцы хорошо развиты, потому что они поддерживают тело в вертикальном положении, участвуют в ходьбе, беге, прыжках.

Функция ____________________________________________________________________.

Задание 3. Запишите названия мышц ног, обозначенных цифрами на рисунке. Раскрасьте разными цветами мышцы, рассмотренные в заданиях 1-2.


t1642416492dd.png

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

9 _________________________________________________________________

10 ________________________________________________________________

11 ________________________________________________________________

12 ________________________________________________________________

13 ________________________________________________________________

14 ________________________________________________________________

15 ________________________________________________________________

16 ________________________________________________________________


Мышцы головы и шеи

Мимические мышцы прикрепляются к костям, коже или только к коже, жевательные к костям неподвижной части черепа и к нижней челюсти.

Задание 1. Определите функцию височных мышц. Приложите руки к своим вискам и сделайте жевательные движения. Мышца напрягается, так как она поднимает нижнюю челюсть вверх.

Функция ____________________________________________________________________.

Найдите жевательную мышцу. Она находится около челюстных суставов, примерно на 1 см впереди них.

Функция ____________________________________________________________________.

Задание 2. Познакомьтесь с функцией мимических мышц. Возьмите зеркало и наморщите лоб, что мы делаем, когда недовольны или когда задумались. Сокращается надчерепная мышца. Пронаблюдайте функцию круговой мышцы глаза и круговой мышцы рта. Первая закрывает глаз, вторая рот.

Функция мимических мышц __________________________________________________.

Задание 3. Поверните голову вправо и прощупайте левую грудино- ключично-сосцевидную мышцу. Поверните голову влево и обнаружьте правую. Эти мышцы поворачивают голову влево, вправо, действуя как антагонисты, но, когда сокращаются вместе, становятся синергистами и опускают голову вниз.

Функция грудино- ключично-сосцевидной мышцы ________________________________.

Задание 4. Рассмотрите мышцы головы и шеи. Запишите названия мышц, обозначенных цифрами. Разными цветами раскрасьте жевательную мышцу, височные мышцы, надчерепную мышцу, круговые мышцы рта и глаз, грудино-ключично-сосцевидные мышцы.

t1642416492de.jpg

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

9 _________________________________________________________________

10 ________________________________________________________________

11 ________________________________________________________________

12 ________________________________________________________________

13 ________________________________________________________________

14 ________________________________________________________________

15 ________________________________________________________________

16 ________________________________________________________________

17 ________________________________________________________________

18 ________________________________________________________________

19 ________________________________________________________________

20 ________________________________________________________________

21 ________________________________________________________________

22 ________________________________________________________________

23 ________________________________________________________________

24 ________________________________________________________________

25 ________________________________________________________________


Строение мышцы

Задание 1. Рассмотрите строение скелетной мышцы. Запишите ее части, обозначенные цифрами.

t1642416492df.gift1642416492dg.gift1642416492dh.gift1642416492di.gift1642416492dj.gift1642416492dk.gif

6

5

4

3

2

1

t1642416492dl.gif

Форма мышц

Задание 1. Рассмотрите классификацию мышц по форме. Запишите под цифрами их названия.


t1642416492dm.png

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Работа мышц

Задание 1. Определите работу, которую выполняют мышцы на изображениях

t1642416492dn.jpg

А ______________________________

t1642416492do.jpg

Б _____________________________________

t1642416492dp.jpg

В ______________________________

t1642416492dq.png

Г ______________________________________

t1642416492dr.jpg

Д _______________________________

t1642416492ds.jpg



Е _____________________________________

t1642416492dt.jpg

Ж ________________________________

t1642416492du.jpg



З _______________________________________


Задание 2. Лабораторная работа ««Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

Цель работы: выяснить какая работа более утомительна; изучить признаки утомления.

Оборудование: мел или маркеры, 3 кг гантели или набивные мячи (можно книги), секундомер.

Информация:

Виды работы

Динамическая

Статическая

Длина мышц изменятся.

Длина мышц не изменятся.

Способствует оттоку крови от органов.

Препятствует оттоку крови от органов.

Работа (более, менее) утомительна.

Работа (более, менее) утомительна

Ход работы.

Опыт №1. Статическая нагрузка. Испытуемому предлагается взять в руку груз и держать его на вытянутой в сторону руке. Мелом или маркером на доске отметить уровень, на котором будет удерживаться груз. По команде испытуемый берет груз и отводит руку в сторону, закрывает глаза. Задача опыта – измерить сколько секунд испытуемый продержит груз на отмеченном уровне. Секундомер останавливают, когда испытуемый опустит руку ниже уровня.

Во время опыта фиксируют признаки утомления (покраснение, дрожь, снижение координации движений).

Время удержания груза заносят в таблицу.

Опыт № 2. Динамическая нагрузка.

Испытуемый отдыхает 5 – 10 минут и участвует во втором опыте.

Ему дают груз, и предлагают той же рукой поднимать и опускать его до отметки в удобном ритме. По команде испытуемый берет груз и начинает работу. Опыт можно продолжать до предельного утомления.

Время удержания груза заносят в таблицу.


№ по п/п опыта

Время, с

Признаки утомления

Вид работы


Опыт № 1





Опыт № 2




Выводы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 5. Пищеварительная система

Общий план строения пищеварительной системы

Задание 1. Рассмотрите схему строения пищеварительной системы. Запишите название органов, обозначенных цифрами.

t1642416492dv.png

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

9 _________________________________________________________________

10 ________________________________________________________________

11 ________________________________________________________________

12 ________________________________________________________________

13 ________________________________________________________________

14 ________________________________________________________________

15 ________________________________________________________________

16 ________________________________________________________________

17 ________________________________________________________________

18 ________________________________________________________________

Строение зуба

Задание 1. Рассмотрите строение зуба. Запишите его части, обозначенные цифрами.

t1642416492dw.jpg













1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

10 ________________________________________________________________

Задание 2. Рассмотрите схему расположения зубов взрослого человека. Запишите названия зубов под, обозначенных цифрами.




t1642416492dx.jpg









1

9

17

25

2

10

18

26

3

11

19

27

4

12

20

28

5

13

21

29

6

14

22

30

7

15

23

31

8

16

24

32


Задание 3. Рассмотрите рисунки зубов. Запишите их названия, обозначенные цифрами, укажите их функции.

t1642416492dy.gift1642416492dz.gift1642416492ea.gift1642416492eb.gif

3

2

1

4

t1642416492ec.jpg

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________


Задание 4. Лабораторная работа «Пищеварение в ротовой полости»

Цель: доказать, что в ротовой полости действительно происходит расщепление крахмала ферментами слюны.

Оборудование: кусочек хлеба, раствор йода, емкость, накрахмаленный ватный диск. Информация для обучающихся: в пищевых продуктах много крахмала – это полимер, то есть сложное вещество, состоящее из множества простых молекул (мономеров). Его пищеварение начинается в ротовой полости при температуре 37 градусов в слабощелочной среде. Пищеварение идет ступенчато. Первым начинает расщепление крахмала фермент амилаза, он полимер расщепляет до мальтозы (дисахарида). Второй фермент мальтаза действует на мальтозу и расщепляет ее до глюкозы. Глюкоза сладкого вкуса.

Ход работы.

1.Разломи хлеба пополам.

2. Край первого кусочка опусти в раствор йода и достань его.

3. Сравни цвет йодного раствора в емкости и его цвет на кусочке хлеба. Как изменилась окраска йода на хлебе. Цвет стал ________________. Из шестого класса вы знаете, что изменение окраски йода – это реакция на органическое вещество класса углеводов - ____________. Значит, в хлебе есть углевод _____________.

4. Положи второй кусочек в рот, пожуй, пропитай слюной, но не глотай, держи во рту – проследи за изменением вкуса в течение 4-5 минут. Результаты запиши в таблицу.

5. Заполни таблицу:

Вкус хлеба до опыта во рту

Пищеварительный сок

температура

Вкус хлеба после опыта





6.Возьми кусочек накрахмаленного ватного диска, смочи его центр слюной.

7.Зажми его между ладонями так, чтобы холодный воздух не проникал между ладонями, держи его так минуты 2-3, затем положи его в раствор йода на 5-10 секунд.

8. Достань из емкости ватный диск и положи на кусочек бумаги или рассмотри на свет. Что ты видишь?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________9. Заполни пробелы в тексте по результатам наблюдений:

По краям накрахмаленный бинт окрасился в _____________ цвет, потому что там остался - ____________, а в середине пятно более ___________, потому что ______________ расщепила крахмал.

Вывод. В хлебе есть __________, его пищеварение происходит в ________________ __________. Для этого необходимы ___________, ________________ среда, ____________. В ротовой полости расщепляется сложный углевод - _____________. Продуктом расщепления крахмала является ____________, доказательством этого является изменение ____________ во рту. _____________ хлеб стал _______________.


Тема 6. Дыхательная система

Задание 1. Запишите названия органов дыхательной системы, соответствующие цифрам на рисунке.

t1642416492ed.gif

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Задание 2. Рассмотрите строение органов дыхательной системы. Запишите название органов, обозначенных на рисунке цифрами.

t1642416492ee.jpg

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

9 _________________________________________________________________

10 ________________________________________________________________

11 ________________________________________________________________


Тема 7. Мочевыделительная система

Задание 1. Рассмотрите строение органов мочевыделительной системы. Запишите название органов, обозначенных на рисунке цифрами.

t1642416492ef.jpg

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

9 _________________________________________________________________

10 ________________________________________________________________

11 ________________________________________________________________

12 ________________________________________________________________

13 ________________________________________________________________

_______________________________________________________________


Задание 2. Рассмотрите строение почки. Запишите название органов, обозначенных цифрами.

t1642416492eg.jpg












1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6__________________________________________________________________


Задание 2. Рассмотрите строение нефрона. Запишите название органов, обозначенных цифрами.


t1642416492eh.jpg

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________


Тема 8. Половая система

Женская половая система

Задание 1. Рассмотрите строение внутренних органов женской половой системы. Запишите название органов, обозначенных цифрами.

t1642416492ei.jpg

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

_________________________________________________________________


Задание 2. Рассмотрите строение наружных половых органов женской половой системы. Запишите название органов, обозначенных цифрами.



t1642416492ej.gift1642416492ek.gift1642416492el.gift1642416492em.gift1642416492en.gift1642416492eo.gift1642416492ep.gift1642416492eq.gif

7

1

5

3

4

8

6

2

t1642416492er.jpg

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

Мужская половая система

Задание 1. Рассмотрите строение внутренних и наружных органов мужской половой системы. Запишите название органов, обозначенных цифрами.

t1642416492es.png

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

9 _________________________________________________________________

10 _________________________________________________________________


Тема 9. Иммунная система

Задание 1. Рассмотрите строение органов иммунной системы. Запишите название органов, обозначенных на рисунке цифрами.

t1642416492et.jpg

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________


Тема 10. Нервная система

Головной мозг

Задание 1. Рассмотрите строение головного мозга. Запишите название отделов мозга, обозначенных на рисунке цифрами.

t1642416492eu.png А

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________


t1642416492ev.jpg Б

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

9 _________________________________________________________________

10 ________________________________________________________________

11 ________________________________________________________________

_______________________________________________________________


Задание 3. Рассмотрите доли головного мозга. Запишите название долей под соответствующими цифрами. Закрасьте каждую долю разным цветом. Напротив каждой доли запишите ее функции.

t1642416492ew.png

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

Спинной мозг

Задание 1. Рассмотрите строение спинного мозга. Запишите название отделов мозга, обозначенных на рисунке цифрами.

t1642416492ex.jpg

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

9 _________________________________________________________________

10 _________________________________________________________________

11 _________________________________________________________________

12 _________________________________________________________________

Строение рефлекторной дуги

Задание 1. Рассмотрите схему рефлекторной дуги. Запишите условные обозначения под цифрами.

t1642416492ey.png

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

Рефлексы новорожденных

Задание 1. Определите безусловные рефлексы новорожденных, изображенные на рисунках.


t1642416492ez.jpg

А ________________________________

t1642416492fa.jpg

Б __________________________________

t1642416492fb.jpg

В _________________________________

t1642416492fc.jpg

Г ____________________________________

t1642416492fd.png

Д ________________________________

t1642416492fe.jpg

Е ___________________________________

t1642416492ff.jpg

Ж _______________________________

t1642416492fg.jpg

З ___________________________________


t1642416492fh.jpg

И ________________________________

t1642416492fi.jpg

К _____________________________________


Тема 11. Сердечно-сосудистая система

Строение сердца

Задание 1. Рассмотрите рисунок, обозначьте номера, которыми на рисунке отмечены соответствующие структуры сердца.




t1642416492fj.jpg









1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

А ________________________________________________________________

Б _________________________________________________________________


Круги кровообращения

Задание 1. Рассмотрите рисунок и подпишите название сосудов.


t1642416492fk.jpg

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

9 _________________________________________________________________

10 ________________________________________________________________

11 ________________________________________________________________

12 ________________________________________________________________

13 ________________________________________________________________

14 ________________________________________________________________


Тема 12. Сенсорные системы

Строение зрительного анализатора

Задание 1. Рассмотрите строение органа зрения. Запишите его части, обозначенные цифрами.

t1642416492fl.png

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

9 _________________________________________________________________

10 ________________________________________________________________

11 ________________________________________________________________

12 ________________________________________________________________

Строение слухового анализатора

Задание 1. Рассмотрите строение органа слуха. Запишите его части, обозначенные цифрами.

t1642416492fm.jpg

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

9 _________________________________________________________________

10 ________________________________________________________________

11 ________________________________________________________________

12 ________________________________________________________________

13 ________________________________________________________________

Строение органа вкуса

Задание 1. Рассмотрите строение органа вкуса. Запишите вкусовые зоны языка, обозначенные цифрами.

t1642416492fn.gift1642416492fo.gift1642416492fp.gift1642416492fq.gif

4

3

2

1

t1642416492fr.png

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4_________________________________________________________________


Задание 2. Рассмотрите виды вкусовых сосочков. Подпишите и название под соответствующими цифрами.

t1642416492fs.gift1642416492ft.gift1642416492fu.gift1642416492fv.gif

4

3

2

1

t1642416492fw.png

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

Строение кожи

Задание 1. Рассмотрите строение кожи. Запишите ее составляющие под соответствующими цифрами.

t1642416492fx.jpg

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

I _________________________________________________________________

II _________________________________________________________________

III _________________________________________________________________


Тема 14. Эндокринная система

Железы человека

Задание 1. Рассмотрите строение органов эндокринной системы. Запишите название органов, обозначенных на рисунке цифрами.

t1642416492fy.gif

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________

6 _________________________________________________________________

7 _________________________________________________________________

8 _________________________________________________________________

Заболевания эндокринной системы

Задание 2. Определите заболевания эндокринной системы, представленные на картинках.


t1642416492fz.gif

А ______________________________

t1642416492ga.jpg

Б ____________________________________

t1642416492gb.png

В ______________________________

t1642416492gc.jpg

Г ____________________________________

t1642416492gd.jpg

Д ________________________________

t1642416492ge.jpg

Е ___________________________________






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.