Рабочая тетрадь по учебной дисциплине ОП.03 Анатомия
| Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» | |
Рабочая тетрадь |
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине
ОП.03 Анатомия; ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Студента (ки) ________ группы
Специальности _________________________
ФИО __________________________________
Ейск, 2021
Тема 1. Организм как биологическая система. Клетка, ткани, органы, системы, и аппараты органов организма человека.
Строение клетки
Задание 1. Рассмотрите рисунок клетки, подпишите название органоидов, обозначенных цифрами.
1 ___________________________________________
2 ___________________________________________
3 ___________________________________________
4 ___________________________________________
5 ___________________________________________
6 ___________________________________________
7 ___________________________________________
8 ___________________________________________
9 ___________________________________________
10 ___________________________________________
Ткани
Задание 1. Рассмотрите рисунки. К какому типу относятся изображённые на нём ткани?
А ____________________________ | Б _________________________________ |
В ______________________________ | Г ___________________________________ |
Д __________________________________ |
Е _____________________________________ |
Строение нейрона
Задание 1. Рассмотрите рисунок нейрона. Подпишите его части, обозначенные цифрами.
1 ___________________________________________
2 ___________________________________________
3 ___________________________________________
4 ___________________________________________
5 ___________________________________________
6 ___________________________________________
Системы органов
Задание 1. Рассмотрите рисунок. Определите представленные системы органов. Напишите их названия.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
Задание 2. Рассмотрите рисунок, изображающий внутренние органы человека. Определите представленные органы.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
9 _________________________________________________________________
10 ________________________________________________________________
11 ________________________________________________________________
12 ________________________________________________________________
13 ________________________________________________________________
Задание 3. Определите топографическое расположение органов.
А) под диафрагмой в правом боку и по середине линии тела располагается _____________
Б) под диафрагмой в левой части брюшной полости располагается _____________
В) выше диафрагмы под грудной костью располагается _____________
Г) в брюшной полости по обе стороны поясничного отдела позвоночника располагается ________________________
Задание 4. Определите органы, изображенные на картинках
А _________________ |
Б ___________________ |
В ______________________ |
Г ___________________ |
Д __________________ |
Е ______________________ |
Ж ___________________ |
З __________________ |
И _______________________ |
К ____________________ |
Л ___________________ |
М __________________ |
Н _____________________ |
О ____________________ |
П _____________________ |
Задание 5. Заполните таблицу:
№ п/п | Системы органов | Органы их составляющие | Выполняемые функции |
1 | Опорно-двигательная | | |
2 | Кровеносная | | |
3 | Дыхательная | | |
4 | Выделительная | | |
5 | Половая | | |
6 | Нервная | | |
7 | Эндокринная | | |
Типы конституции
Задание 1. Подпишите типы конституции, представленные на изображениях
А ____________________________________________________________________________
Б ____________________________________________________________________________
В ____________________________________________________________________________
Задание 2. Лабораторная работа «Определение типа конституции»
Цель: определение типа телосложения, связь с анатомическими и физиологическими особенностями организма, видом спорта; прогноз на будущее.
Материалы и оборудование: ростомер, весы напольные, сантиметровая лента, калькулятор.
Ход работы:
С помощью ростомера определите рост напарника в см. (L). Определите вес напарника в кг (Р). С помощью сантиметровой ленты определите окружность грудной клетки напарника в см (Т). Подставьте полученные данные в формулу и вычислите индекс Пинье:
ИП = L – (P + T) |
Где:
L – рост (см),
Р – масса тела (кг),
Т – окружность грудной клетки (см).
Используя полученный индекс, определите тип телосложения напарника по таблице
Таблица
Индекс Пинье (ИП) | Тип телосложения |
30 и больше | Астенический тип |
10 - 29 | Нормостенический |
меньше 10 | Гиперстенический |
5. Сформулируйте и запишите вывод о проделанной работе, используя полученный результат.
Расчеты ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2. Основные закономерности роста и развития организма человека.
Эмбриогенез
Задание 1. Определите стадии эмбриогенеза на рисунке, запишите их и названия
А Б В Г Д
А ____________________________________________________________________________
Б ____________________________________________________________________________
В ____________________________________________________________________________
Г ____________________________________________________________________________
Д ____________________________________________________________________________
Задание 2. Рассмотрите рисунок. Под какими номерами находятся следующие органы.
А – пуповина
Б – плацента
В – околоплодные воды
Г – плод
Д – матка
Е – шейка матки
Ж – околоплодный пузырь
З – слой кожи
8
Задание 3. Рассмотрите рисунок. Опишите процесс, который на нем изображен. Как называется структура, изображенная под номером 3? Сколько хромосом в этой структуре? Как называется такой набор хромосом и как он обозначается?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Строение половых клеток
Задание 1. Определите название биологических объектов, изображенных на рисунке. Запишите под номерами, обозначенные на них структуры. Запишите количество и название хромосом в каждом биологическом объекте.
Рисунок «Строение _______________________________»
1 ____________________________________________________________________________
2 ____________________________________________________________________________
3 ____________________________________________________________________________
4 ____________________________________________________________________________
5 ____________________________________________________________________________
6 ____________________________________________________________________________
7 ____________________________________________________________________________
Рисунок «Строение _______________________________»
1 ____________________________________________________________________________
2 ____________________________________________________________________________
3 ____________________________________________________________________________
4 ____________________________________________________________________________
Определение пола
Задание 1. Поясните, что обозначает приведенная ниже схема.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 3. Скелет человека
Скелет
Задание 1. Рассмотрите рисунок, изображающий скелет человека. Подпишите названия костей.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
9 _________________________________________________________________
10 ________________________________________________________________
11 ________________________________________________________________
11 ________________________________________________________________
12 ________________________________________________________________
13 ________________________________________________________________
14 ________________________________________________________________
15 ________________________________________________________________
16 ________________________________________________________________
17 ________________________________________________________________
18 ________________________________________________________________
19 ________________________________________________________________
20 ________________________________________________________________
21 ________________________________________________________________
22 ________________________________________________________________
23 ________________________________________________________________
24 ________________________________________________________________
25 ________________________________________________________________
26 ________________________________________________________________
27 ________________________________________________________________
28 ________________________________________________________________
29 ________________________________________________________________
30 ________________________________________________________________
31 ________________________________________________________________
32 ________________________________________________________________
33 ________________________________________________________________
34 ________________________________________________________________
35 ________________________________________________________________
36 ________________________________________________________________
Скелет верхней и нижней конечности
Задание 1. Рассмотрите рисунки. Запишите названия костей верхней и нижней конечностей, обозначенных цифрами.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
Череп
Задание 1. Рассмотрите рисунок черепа. Запишите названия костей, обозначенных цифрами. Каждую кость выделите разным цветным карандашом.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
9 _________________________________________________________________
10 ________________________________________________________________
11 ________________________________________________________________
1_________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
9 _________________________________________________________________
Позвоночник
Задание 1. Рассмотрите строение позвоночника. Запишите название отделов позвоночника и количество позвонков в них. Отметьте стрелками подпишите на рисунке В лордозы и кифозы.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
Таз
1
Задание 1. Рассмотрите строение таза. Запишите названия костей, обозначенных цифрами.
3
2
5
6
4
Позвонки
Задание 1. Рассмотрите позвонки человека. Запишите их названия.
А ________________________________ |
Б _________________________________ |
В _____________________________ |
Г ___________________________________ |
Грудная клетка
Задание 1. Рассмотрите строение грудной клетки. Запишите названия костей, обозначенных цифрами.
5
4
2
3
1
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
Строение кости
2
Задание 1. Рассмотрите внешнее строение трубчатой кости. Запишите ее части, обозначенные цифрами.
3
1
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
Задание 2. Рассмотрите внутреннее строение трубчатой кости. Запишите ее части, обозначенные цифрами.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
Сустав
Задание 1. Рассмотрите строение сустава. Запишите его части, обозначенные цифрами.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
Формы костей
Задание 1. Определите название и форму костей
А ____________________ |
Б _____________________ |
В ____________________ |
Г ______________________ |
Д _______________________ |
Е _____________________ |
Ж ______________________ |
З ______________________ |
И _________________ |
Соединения костей
Задание 1. Определите вид соединения костей
А _________________________________ | Б __________________________________ |
В ________________________________ |
Г __________________________________ |
Д __________________________________ |
Е __________________________________ |
Лабораторная работа «Определение возрастных особенностей стопы и позвоночника детей, подростков, молодежи. Плоскостопие и его профилактика. Осанка и сколиоз».
Цель: научиться определять нарушения осанки и плоскостопие.
Оборудование: линейка, рисунки, таблицы, отпечатки стопы.
Ход работы:
Определение осанки
А) Встать спиной к стене, чтобы лопатки, ягодицы и голова касались ее.
Б) Линейкой измерить расстояние от стены до остистого отростка 7-го шейного позвонка (шейный изгиб), и расстояние до наиболее удаленной точки в поясничном отделе (поясничный изгиб).
В) Сопоставить полученные данные с нормой:
Возраст | Изгибы позвоночника | |||
Старше 13 лет | шейный | поясничный | ||
юноши | девушки | юноши | девушки | |
5,8-5,9 | 6,0-6,1 | 5,9-6,3 | 6,3-6,4 |
Расчет _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Г) Сколиоз можно определить, осматривая торс спереди и сзади.
* Уровень расположения плеч (при сколиозе одно плечо опускается и становится плоским) __________________________________________________________________
* Взаиморасположение лопаток (при сколиозе они находятся на разных уровнях) ____________________________________________________________________________
2. Определение плоскостопия при помощи плантографии.
А) На полученном отпечатка стопы проведите касательную к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы (АВ). Разделите эту касательную пополам (АВ:2) и отметьте точкой (С). Из точки (С) восстановите перпендикуляр до пересечения с наружным краем стопы СД. Отметьте точку (Е), как точку пересечения линии СД с внутренним краем стопы.
Б) Измерьте отрезки ЕД; ЕС; СД и вычистите индекс стопы (ИС) двумя способами:
1) по Чижину ИС=ДЕ:ЕС
2) по Штриттеру ИС=ДЕ:СД*100
Индекс стопы | По Чижину | По Штриттеру |
Норма | От 0 до 1 | До 50% |
Уплощение | 0т 1 до 2 | 50-60 % |
Плоскостопие | Более 2 | Более 60 % |
В) Сделайте вывод, сопоставив свои данные с нормой, запишите расчеты. Составьте практические рекомендации по профилактике сколиоза и плоскостопия у детей.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4. Мышцы человека.
Мышцы туловища
Задание 1. Найдите большую грудную мышцу. Эта парная мышца напрягается, если согнуть руки в локте и с усилием сложить их на груди.
Функция ____________________________________________________________________.
Задание 2. Рассмотрите на рисунке мышцы живота, образующие брюшной пресс. Они участвуют в дыхании, наклонах туловища в стороны и вперед, в переводе туловища из лежачего в сидячее положение при фиксированных ногах.
Функция ____________________________________________________________________.
Задание 3. Найдите межреберные мышцы: наружные осуществляют вдох, внутренние – выдох.
Функция ____________________________________________________________________.
Задание 4. Найдите на рисунке трапециевидную мышцу. Если свести лопатки и запрокинуть голову назад, она будет напряжена.
Функция ____________________________________________________________________.
Задание 5.. Найдите широчайшую мышцу спины. Она опускает плечо вниз и отводит руки за спину.
Функция ____________________________________________________________________.
Задание 6. Вдоль позвоночника находятся глубокие мышцы спины. Они разгибают тело, откидывая корпус назад. Определите их положение.
Функция ____________________________________________________________________.
Задание 7. Найдите ягодичные мышцы. Они отводят бедро назад. Глубокие мышцы спины и ягодичные мышцы у человека наиболее сильно развиты в связи с прямохождением. Они противостоят силе тяжести.
Функция ____________________________________________________________________.
Задание 8. Рассмотрите рисунки. Запишите названия мышц туловища, обозначенных цифрами на рисунке. Раскрасьте разными цветами мышцы, которые вы определяли в заданиях 1-7.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
9 _________________________________________________________________
10 ________________________________________________________________
11 ________________________________________________________________
12 ________________________________________________________________
13 ________________________________________________________________
14 ________________________________________________________________
15 ________________________________________________________________
16 ________________________________________________________________
Мышцы рук
Задание 1. Найдите на рисунке дельтовидную мышцу. Она находится над плечевым суставом и отводит руку в сторону до горизонтального положения.
Функция ____________________________________________________________________.
Задание 2. Найдите двуглавую и трехглавую мышцы плеча.
Функция ____________________________________________________________________.
Задание 3. Мышцы предплечья. Чтобы понять их функцию, положите руку на стол ладонной стороной вниз. Прижмите ее к столу, после чего сжимайте кисть в кулак и разжимайте ее. Вы почувствуете, как сокращаются мышцы предплечья. Это происходит потому, что со стороны ладони на предплечье располагаются мышцы, сгибающие кисть и пальцы, а разгибающие их находятся на тыльной стороне предплечья.
Функция ____________________________________________________________________.
Задание 4. Нащупайте около лучезапястного сустава со стороны ладонной поверхности сухожилия, которые идут к мышцам пальцев рук. Подумайте, почему эти мышцы находятся на предплечье, а не на кисти.
Ответ ____________________________________________________________________.
Задание 5. Запишите названия мышц рук, обозначенных цифрами на рисунке. Раскрасьте разными цветами мышцы, рассмотренные в заданиях 1-4.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
9 _________________________________________________________________
10 ________________________________________________________________
Мышцы ног
Задание 1. На передней поверхности бедра расположена очень мощная четырехглавая мышца бедра. Найдите ее на рисунке. Она сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном. Чтобы представить ее функцию, надо вообразить удар футболиста по мячу. Ее антагонистом являются ягодичные мышцы. Они отводят ногу назад. Действуя как синергисты, обе эти мышцы удерживают корпус в вертикальном положении, фиксируя тазобедренные суставы.
Функция ____________________________________________________________________.
Задание 2. Поднимитесь на носки, вы чувствуете, как напряглись икроножные мышцы. Они находятся на задней поверхности голени. Эти мышцы хорошо развиты, потому что они поддерживают тело в вертикальном положении, участвуют в ходьбе, беге, прыжках.
Функция ____________________________________________________________________.
Задание 3. Запишите названия мышц ног, обозначенных цифрами на рисунке. Раскрасьте разными цветами мышцы, рассмотренные в заданиях 1-2.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
9 _________________________________________________________________
10 ________________________________________________________________
11 ________________________________________________________________
12 ________________________________________________________________
13 ________________________________________________________________
14 ________________________________________________________________
15 ________________________________________________________________
16 ________________________________________________________________
Мышцы головы и шеи
Мимические мышцы прикрепляются к костям, коже или только к коже, жевательные – к костям неподвижной части черепа и к нижней челюсти.
Задание 1. Определите функцию височных мышц. Приложите руки к своим вискам и сделайте жевательные движения. Мышца напрягается, так как она поднимает нижнюю челюсть вверх.
Функция ____________________________________________________________________.
Найдите жевательную мышцу. Она находится около челюстных суставов, примерно на 1 см впереди них.
Функция ____________________________________________________________________.
Задание 2. Познакомьтесь с функцией мимических мышц. Возьмите зеркало и наморщите лоб, что мы делаем, когда недовольны или когда задумались. Сокращается надчерепная мышца. Пронаблюдайте функцию круговой мышцы глаза и круговой мышцы рта. Первая закрывает глаз, вторая – рот.
Функция мимических мышц __________________________________________________.
Задание 3. Поверните голову вправо и прощупайте левую грудино- ключично-сосцевидную мышцу. Поверните голову влево и обнаружьте правую. Эти мышцы поворачивают голову влево, вправо, действуя как антагонисты, но, когда сокращаются вместе, становятся синергистами и опускают голову вниз.
Функция грудино- ключично-сосцевидной мышцы ________________________________.
Задание 4. Рассмотрите мышцы головы и шеи. Запишите названия мышц, обозначенных цифрами. Разными цветами раскрасьте жевательную мышцу, височные мышцы, надчерепную мышцу, круговые мышцы рта и глаз, грудино-ключично-сосцевидные мышцы.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
9 _________________________________________________________________
10 ________________________________________________________________
11 ________________________________________________________________
12 ________________________________________________________________
13 ________________________________________________________________
14 ________________________________________________________________
15 ________________________________________________________________
16 ________________________________________________________________
17 ________________________________________________________________
18 ________________________________________________________________
19 ________________________________________________________________
20 ________________________________________________________________
21 ________________________________________________________________
22 ________________________________________________________________
23 ________________________________________________________________
24 ________________________________________________________________
25 ________________________________________________________________
Строение мышцы
Задание 1. Рассмотрите строение скелетной мышцы. Запишите ее части, обозначенные цифрами.
6
5
4
3
2
1
Форма мышц
Задание 1. Рассмотрите классификацию мышц по форме. Запишите под цифрами их названия.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Работа мышц
Задание 1. Определите работу, которую выполняют мышцы на изображениях
А ______________________________ |
Б _____________________________________ |
В ______________________________ |
Г ______________________________________ |
Д _______________________________ |
Е _____________________________________ |
Ж ________________________________ |
З _______________________________________ |
Задание 2. Лабораторная работа ««Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»
Цель работы: выяснить какая работа более утомительна; изучить признаки утомления.
Оборудование: мел или маркеры, 3 кг гантели или набивные мячи (можно книги), секундомер.
Информация:
Виды работы | |
Динамическая | Статическая |
Длина мышц изменятся. | Длина мышц не изменятся. |
Способствует оттоку крови от органов. | Препятствует оттоку крови от органов. |
Работа (более, менее) утомительна. | Работа (более, менее) утомительна |
Ход работы.
Опыт №1. Статическая нагрузка. Испытуемому предлагается взять в руку груз и держать его на вытянутой в сторону руке. Мелом или маркером на доске отметить уровень, на котором будет удерживаться груз. По команде испытуемый берет груз и отводит руку в сторону, закрывает глаза. Задача опыта – измерить сколько секунд испытуемый продержит груз на отмеченном уровне. Секундомер останавливают, когда испытуемый опустит руку ниже уровня.
Во время опыта фиксируют признаки утомления (покраснение, дрожь, снижение координации движений).
Время удержания груза заносят в таблицу.
Опыт № 2. Динамическая нагрузка.
Испытуемый отдыхает 5 – 10 минут и участвует во втором опыте.
Ему дают груз, и предлагают той же рукой поднимать и опускать его до отметки в удобном ритме. По команде испытуемый берет груз и начинает работу. Опыт можно продолжать до предельного утомления.
Время удержания груза заносят в таблицу.
№ по п/п опыта | Время, с | Признаки утомления | Вид работы |
Опыт № 1 | | | |
Опыт № 2 | | | |
Выводы:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 5. Пищеварительная система
Общий план строения пищеварительной системы
Задание 1. Рассмотрите схему строения пищеварительной системы. Запишите название органов, обозначенных цифрами.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
9 _________________________________________________________________
10 ________________________________________________________________
11 ________________________________________________________________
12 ________________________________________________________________
13 ________________________________________________________________
14 ________________________________________________________________
15 ________________________________________________________________
16 ________________________________________________________________
17 ________________________________________________________________
18 ________________________________________________________________
Строение зуба
Задание 1. Рассмотрите строение зуба. Запишите его части, обозначенные цифрами.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
10 ________________________________________________________________
Задание 2. Рассмотрите схему расположения зубов взрослого человека. Запишите названия зубов под, обозначенных цифрами.
1 | 9 | 17 | 25 |
2 | 10 | 18 | 26 |
3 | 11 | 19 | 27 |
4 | 12 | 20 | 28 |
5 | 13 | 21 | 29 |
6 | 14 | 22 | 30 |
7 | 15 | 23 | 31 |
8 | 16 | 24 | 32 |
Задание 3. Рассмотрите рисунки зубов. Запишите их названия, обозначенные цифрами, укажите их функции.
3
2
1
4
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
Задание 4. Лабораторная работа «Пищеварение в ротовой полости»
Цель: доказать, что в ротовой полости действительно происходит расщепление крахмала ферментами слюны.
Оборудование: кусочек хлеба, раствор йода, емкость, накрахмаленный ватный диск. Информация для обучающихся: в пищевых продуктах много крахмала – это полимер, то есть сложное вещество, состоящее из множества простых молекул (мономеров). Его пищеварение начинается в ротовой полости при температуре 37 градусов в слабощелочной среде. Пищеварение идет ступенчато. Первым начинает расщепление крахмала фермент амилаза, он полимер расщепляет до мальтозы (дисахарида). Второй фермент мальтаза действует на мальтозу и расщепляет ее до глюкозы. Глюкоза сладкого вкуса.
Ход работы.
1.Разломи хлеба пополам.
2. Край первого кусочка опусти в раствор йода и достань его.
3. Сравни цвет йодного раствора в емкости и его цвет на кусочке хлеба. Как изменилась окраска йода на хлебе. Цвет стал ________________. Из шестого класса вы знаете, что изменение окраски йода – это реакция на органическое вещество класса углеводов - ____________. Значит, в хлебе есть углевод _____________.
4. Положи второй кусочек в рот, пожуй, пропитай слюной, но не глотай, держи во рту – проследи за изменением вкуса в течение 4-5 минут. Результаты запиши в таблицу.
5. Заполни таблицу:
Вкус хлеба до опыта во рту | Пищеварительный сок | температура | Вкус хлеба после опыта |
| | | |
6.Возьми кусочек накрахмаленного ватного диска, смочи его центр слюной.
7.Зажми его между ладонями так, чтобы холодный воздух не проникал между ладонями, держи его так минуты 2-3, затем положи его в раствор йода на 5-10 секунд.
8. Достань из емкости ватный диск и положи на кусочек бумаги или рассмотри на свет. Что ты видишь?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________9. Заполни пробелы в тексте по результатам наблюдений:
По краям накрахмаленный бинт окрасился в _____________ цвет, потому что там остался - ____________, а в середине пятно более ___________, потому что ______________ расщепила крахмал.
Вывод. В хлебе есть __________, его пищеварение происходит в ________________ __________. Для этого необходимы ___________, ________________ среда, ____________. В ротовой полости расщепляется сложный углевод - _____________. Продуктом расщепления крахмала является ____________, доказательством этого является изменение ____________ во рту. _____________ хлеб стал _______________.
Тема 6. Дыхательная система
Задание 1. Запишите названия органов дыхательной системы, соответствующие цифрам на рисунке.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 2. Рассмотрите строение органов дыхательной системы. Запишите название органов, обозначенных на рисунке цифрами.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
9 _________________________________________________________________
10 ________________________________________________________________
11 ________________________________________________________________
Тема 7. Мочевыделительная система
Задание 1. Рассмотрите строение органов мочевыделительной системы. Запишите название органов, обозначенных на рисунке цифрами.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
9 _________________________________________________________________
10 ________________________________________________________________
11 ________________________________________________________________
12 ________________________________________________________________
13 ________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Задание 2. Рассмотрите строение почки. Запишите название органов, обозначенных цифрами.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6__________________________________________________________________
Задание 2. Рассмотрите строение нефрона. Запишите название органов, обозначенных цифрами.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
Тема 8. Половая система
Женская половая система
Задание 1. Рассмотрите строение внутренних органов женской половой системы. Запишите название органов, обозначенных цифрами.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 2. Рассмотрите строение наружных половых органов женской половой системы. Запишите название органов, обозначенных цифрами.
7
1
5
3
4
8
6
2
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
Мужская половая система
Задание 1. Рассмотрите строение внутренних и наружных органов мужской половой системы. Запишите название органов, обозначенных цифрами.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
9 _________________________________________________________________
10 _________________________________________________________________
Тема 9. Иммунная система
Задание 1. Рассмотрите строение органов иммунной системы. Запишите название органов, обозначенных на рисунке цифрами.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
Тема 10. Нервная система
Головной мозг
Задание 1. Рассмотрите строение головного мозга. Запишите название отделов мозга, обозначенных на рисунке цифрами.
А
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
Б
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
9 _________________________________________________________________
10 ________________________________________________________________
11 ________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Задание 3. Рассмотрите доли головного мозга. Запишите название долей под соответствующими цифрами. Закрасьте каждую долю разным цветом. Напротив каждой доли запишите ее функции.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
Спинной мозг
Задание 1. Рассмотрите строение спинного мозга. Запишите название отделов мозга, обозначенных на рисунке цифрами.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
9 _________________________________________________________________
10 _________________________________________________________________
11 _________________________________________________________________
12 _________________________________________________________________
Строение рефлекторной дуги
Задание 1. Рассмотрите схему рефлекторной дуги. Запишите условные обозначения под цифрами.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
Рефлексы новорожденных
Задание 1. Определите безусловные рефлексы новорожденных, изображенные на рисунках.
А ________________________________ |
Б __________________________________ |
В _________________________________ |
Г ____________________________________ |
Д ________________________________ |
Е ___________________________________ |
Ж _______________________________ |
З ___________________________________ |
И ________________________________ |
К _____________________________________ |
Тема 11. Сердечно-сосудистая система
Строение сердца
Задание 1. Рассмотрите рисунок, обозначьте номера, которыми на рисунке отмечены соответствующие структуры сердца.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
А ________________________________________________________________
Б _________________________________________________________________
Круги кровообращения
Задание 1. Рассмотрите рисунок и подпишите название сосудов.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
9 _________________________________________________________________
10 ________________________________________________________________
11 ________________________________________________________________
12 ________________________________________________________________
13 ________________________________________________________________
14 ________________________________________________________________
Тема 12. Сенсорные системы
Строение зрительного анализатора
Задание 1. Рассмотрите строение органа зрения. Запишите его части, обозначенные цифрами.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
9 _________________________________________________________________
10 ________________________________________________________________
11 ________________________________________________________________
12 ________________________________________________________________
Строение слухового анализатора
Задание 1. Рассмотрите строение органа слуха. Запишите его части, обозначенные цифрами.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
9 _________________________________________________________________
10 ________________________________________________________________
11 ________________________________________________________________
12 ________________________________________________________________
13 ________________________________________________________________
Строение органа вкуса
Задание 1. Рассмотрите строение органа вкуса. Запишите вкусовые зоны языка, обозначенные цифрами.
4
3
2
1
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4_________________________________________________________________
Задание 2. Рассмотрите виды вкусовых сосочков. Подпишите и название под соответствующими цифрами.
4
3
2
1
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
Строение кожи
Задание 1. Рассмотрите строение кожи. Запишите ее составляющие под соответствующими цифрами.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
I _________________________________________________________________
II _________________________________________________________________
III _________________________________________________________________
Тема 14. Эндокринная система
Железы человека
Задание 1. Рассмотрите строение органов эндокринной системы. Запишите название органов, обозначенных на рисунке цифрами.
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________
6 _________________________________________________________________
7 _________________________________________________________________
8 _________________________________________________________________
Заболевания эндокринной системы
Задание 2. Определите заболевания эндокринной системы, представленные на картинках.
А ______________________________ |
Б ____________________________________ |
В ______________________________ |
Г ____________________________________ |
Д ________________________________ |
Е ___________________________________ |