Урок "Имя существительное""
Тема: «Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи»
Цели: развитие умения распознавать имена существительные, определение их значения, правильное употребление в речи.
Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор; Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;
Регулятивные УУД: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Познавательные УУД понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
Средства обучения: учебник, компьютер, презентация, карточки, дополнительный материал
Сценарий урока:
I. Мобилизующий этап
Итак, друзья, внимание!
Прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок!
II. Актуализация опорных знаний.
-Как бы вы хотели, чтобы прошел наш урок?
-Давайте прочитаем девиз нашего урока.
Слайд 1 «Хочу много знать. Хочу много уметь».
Слайд 2 Сегодня у нас с Вами необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. Наша цель добраться до волшебного дерева знаний. И только от нас будет зависеть, каким цветом раскрасится волшебное дерево.
Станция за станцией мы будем приближаться к цели….
Слайд 3 Первая станция называется, станция «Чистописания».
-Пропишите заглавную и строчную буквы Оо.
-Обращайте внимание на наклон букв
Сайд 4 Станция «Словарная работа».
-Какая буква пропущена в словах?
-Можем мы проверить безударный гласный «о» в этих словах?
-Как называются такие слова?
Запишите словарные слова с пропущенной буквой.
воробей, собака, обезьяна, горох, ботинки, лопата, костюм.
Слайд 5 Слова для списывания в тетрадь.
Слайд 6 Станция «Расселение»
Работа на доске
Распределите слова на 3 группы по определенным общим признакам.
Бегать, солнце, красный, летит, желтеть, огромная, небо, тёплое, девочка.
По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)
- Какие слова отнесли к первой группе? (Бегать, летит, желтеть)
- К какой части речи относятся эти слова? На какие вопросы отвечают эти слова? (Глаголы. Что делать? Что делает?)
- Какие слова вы отнесли ко второй группе? (Красный, огромная, бумажное.)
- К какой части речи относятся эти слова? (Имена прилагательные.)
- На какие вопросы отвечают слова второй группы? (Какой? Какая? Какое?)
- Какие слова вы отнесли к третьей группе? (Солнце, небо, девoчкa.)
- К какой части речи относятся эти слова?
- На какие вопросы отвечают имена существительные? (Кто? Что?)
ΙΙΙ. Постановка целей и задач урока.
-Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете определить тему нашего урока.
«Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты,
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и болты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.
АХ, какие все слова
Восхитительные,
Называются они…….
Слайд 7
-Так, какая же тема нашего урока? «Имя существительное и его роль в речи».
ΙV. Мотивация учебной деятельности
Наблюдение над языковым материалом
-Что мы уже знаем об имени существительном? (Имена существительные отвечаю на вопросы кто? Что? Имена существительные обозначают предмет. Имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными.)
-У каждой части речи своя работа. Одни называют признаки предметов, другие – действия предметов, третьи – предметы.
Слайд 8 Имя существительное – это то, что существует. Но только ли предметы обозначают имена существительные?
-И мы направляемся на следующую станцию, которая называется «Игровая». Слайд 9
Поиграем в группы слов. Кто из вас играть готов?
Игра «Назови одним словом».
Стрекоза, бабочка, комар, светлячок (Насекомые)
Машинка, кукла, юла, мяч (Игрушки)
Липа, дуб, береза, ель (Деревья)
Штаны, рубашка, свитер, платье (Одежда)
Планета, спутник, ракета, комета (Космос)
-Итак, что еще могут обозначать имена существительные?
Слайд 10 Следующая остановка «Думай-ка»
Прочитайте текст.
Здесь промчался трусливый ……….(заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой……….(лисицы) Белочка грызёт приготовленные летом ………… (грибки и орешки) Стучит по стволу дерева ………… (дятел) Только лежит в своей берлоге…………(медведь) и сосёт лапу.
-Все ли понятно в тексте?
-Почему?
-Что нужно сделать, чтобы предложения имели смысл?
-Давайте вместе подберем слова.
-Вставьте пропущенные слова.
-На какой вопрос отвечают имена существительные?
Слайд 11 Прочитайте готовый текст
Слайд 12 Станция «Физминутка»
-Я называю существительные, если это одушевленное существительное- хлопаете в ладоши, если неодушевленное- просто неподвижно стоять на месте.
V. Проверка понимания
Слайд 13 -Ребята, мы с вами добрались до одной из самых важных станций и называется она «Письменная»
1. Выборочное списывание
Выполним упражнение _стр.130 упр.182_
-Мы будем работать в парах. Один ученик выписывает слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?, а другой на вопрос КТО?
VΙI. Первичное закрепление:
Слайд 14 Станция «Определи-ка» (работа с карточками)
-Перед вами лежат карточки. Подчеркните те имена существительные, которые будут соответствовать значениям.
Зерновые культуры - роза, пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.
Профессии - ученик, водитель, повар, учитель, продавец, студент, врач.
Игрушки - штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла.
Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.
-Давайте проверим вашу работу. Слайд 15
VIΙI. Рефлексия (подведение итогов занятия)
1) Имя существительное - это:
А) часть слова;
Б) часть речи;
В) часть предложения.
2) Имя существительное обозначает:
А) действие предмета;
Б) предмет;
В) признак предмета.
3) На какие вопросы отвечают имена существительные?
А) Кто? Что?
Б) Какая? Какое? Какие?
В) Что делать? Что сделать?
4) Какое из однокоренных слов, является именем существительным?
А) походка;
Б) проходил;
В) проходной.
5) В какой строке все слова являются именем существительным?
А) рисовать, рисунок, рисование;
Б) море, моряк, приморье;
В) лес, лесник, лесной.
IX. Подведение итогов.
Наконец то, мы добрались до волшебного дерева. Молодцы ребята, я оценила вашу работу, а теперь вы оцените себя. На парте лежат конвертики, каждый возьмите свой, выберите листик и разместите на Дереве Знаний.
Отлично- зеленый; Нормально- желтый; Плохо- розовый.
- Понравился ли вам наш урок?
- Что мы повторили на уроке?
- Какие задания были для вас наиболее интересными?
IX. Домашняя работа.
Стр. 130 упр. 183