Урок на тему «Имя существительное. Местоимение»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ЧАСТИ РЕЧИ. Имя существительное.
Местоимение»
Автор:
Аплоченко Елена Михайловна,
МБОУ СОШ №11,
учитель начальных классов
г.Владикавказ, 2022 год
Пояснительная записка
Тема урока: «Части речи. Имя существительное. Местоимение»
Класс: 3
УМК: «Школа России».
Актуальность темы: использование различных словарей на уроке русского языка расширяет кругозор учащихся, учат их быть грамотными и культурными.
Обоснование выбора темы урока:
Роль и место урока в системе работы педагога: согласно календарно-тематическому планированию раздела «Слово в языке и речи» рабочей программы по «Русскому языку».
Место проведения урока: класс
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Цель урока: развитие личности обучающихся на основе усвоения предметных знаний УУД.
Задачи урока:
Образовательная: научить различать предмет и слово, как часть речи. Формулировать умение различать существительные среди других частей речи, умение пользоваться различными словарями. Соотносить вопросы кто? что? Распознавать одушевлённые и неодушевлённые существительные.
Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету, устную и письменную речь, мышление - анализ, сравнение, обобщение.
Воспитательная: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы; привитию у детей чувства любви к русскому языку, культуре общения и поведения.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся, снятию умственного и физического напряжения.
Планируемые результаты:
- Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
- Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником, словарями.
- Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Методы: Словесные, наглядные, практические, информационные, объяснительно-иллюстративный.
Приёмы: дифференцированные.
Организационные формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы:
Учебник, рабочая тетрадь, Толковый словарь русского языка, Орфографический словарь русского, Словарь младшего школьника.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация.
Основная часть
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Ребята! Начинается урок.
Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки.
- Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению. Сегодня мы продолжим знакомство с секретами русского языка.
II. Постановка учебной задачи
– Откройте учебник на стр. 53. Мы продолжаем работу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте название темы урока.
– Подумайте и скажите, какие вопросы будем рассматривать на уроке?
– Сегодня на уроке постараемся обстоятельно ответить на следующие вопросы (на доске):
• Какие части речи вы знаете?
• Что обозначает и на какие вопросы отвечает каждая часть речи?
• Что такое имя существительное?
• Какие признаки имени существительного вы знаете?
• Что такое местоимение?
• Какие признаки местоимения вы знаете?
-Ребята, а вы не задумывались, сколько слов в русском языке?
- Так вот, учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение:
« Не тот образованный человек, который всё знает, а тот , кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос»
- Сегодня мы узнаем, где же «хранятся» слова. Оказывается, они « хранятся» в словарях, которых существует множество. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об их истории, третьи расширяют кругозор, приобщают к культуре. Видите, какую помощь могут оказать нам словари?
- Поэтому сегодня на уроке русского языка словари нам будут помогать. И наш урок мы проведем по девизом : « Словари – наши помощники».
- Много сведений можно получить из словарей, но для этого ими нужно научиться пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чём рассказывают их словарные статьи. Этому мы будем сегодня учиться.
- Обратите внимание на выставку словарей, которые нам сегодня будут помогать на уроке русского языка.
III. Минутка чистописания
– Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?
Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.
– Расположите тетрадь правильно. Возьмите ручку. Напишите строчку элементов букв.
– Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.
IV. Повторение изученного материала.
1. Работа по таблице (учебник, с. 53, упр. 89)
– Откройте учебник на с. 53, найдите упр. 89. Рассмотрите таблицу «Части речи и их значение». Ответьте на вопросы, опираясь на сведения из таблицы:
1. Какие части речи вы знаете?
2. Какие части речи вы еще знаете, но они не указаны в таблице?
Если учащиеся затрудняются ответить на данный вопрос, можно обратиться к учебнику к последнему вопросу в упр. 89: к каким частям речи относятся слова «в», «на», «о», «к»; слово «не»; слова «и», «а», «но»?
3. На какие вопросы отвечает имя существительное и что оно обозначает? Приведите примеры имен существительных.
4. На какие вопросы отвечает имя прилагательное и что оно обозначает? Приведите примеры имен прилагательных.
5. На какие вопросы отвечает глагол и что он обозначает?
6. На какие вопросы отвечает местоимение и что оно обозначает?
7. Что вы можете рассказать о предлогах, частицах, союзах?
– Сегодня на уроке подробно рассмотрим имя существительное и местоимение
2. Работа по учебнику, с. 54, упр. 90. Работа со словарём фразеологизмов.
– Откройте с. 54, найдите упр. 90. Прочитайте стихотворение К. Саконской. О чем стихотворение? Какие чувства вызывают у вас стихотворные строки?
– Что обозначает словосочетание «осень на носу»?
- Как называется такое сочетание слов?
- Какие ещё фразеологизмы со словом «нос» вы знаете? (на доске появляются записи фразеологизмов)
- Ребята, представьте такую ситуацию, что вы не знаете значение какого-то фразеологизма, что вы будете делать?
Работа в группах
- Я вам сейчас предлагаю поработать в группах со словарем фразеологизмов ( класс делится на три группы, каждой группе дается фразеологизм, значение которого ребята находят в словаре фразеологизмов):
1 группа – Выводить на чистую воду*
2 группа – Как с гуся вода*
3 группа – Откладывать в долгий ящик*
3. Работа по учебнику, с. 54, упр. 91
– Найдите упр. 91. Прочитайте стихотворные строчки И. Сурикова.
– Запишите стихи по памяти. Проверьте написанное.
– Укажите, какой частью речи выражено каждое слово во втором предложении, обозначьте члены предложения.
– Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте. Проверьте выполненное задание (демонстрируется на доске или с помощью интерактивной доски):
4. Работа по учебнику, с. 55, упр. 93
– Перечислите признаки имени существительного.
– Какие существительные мы относим к одушевленным? А к неодушевленным?
– Найдите на с. 55 упр. 93. Прочитайте текст. О чем он?
– Озаглавьте текст.
– Найдите и прочитайте предложение, в котором два имени существительных: одно одушевленное, а другое неодушевленное.
– Назовите одушевленное и неодушевленное имена существительные в четвертом предложении.
- Выпишите предложение. Проверьте написанное.
Физкультминутка
Мы устали не на шутку
Нужно сделать физминутку.
Поиграем ещё:
Называю сущ. - Хлопает 1 ряд.
Прилаг. -2 ряд.
Глагол – 3 ряд.
Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
веселье – … , … .
шум – … , … .
лес - … , … .
5. Словарная работа. Работа с орфографическим и толковым словарём.
– Прочитайте слово, записанное на с. 55 прописными буквами, про себя. Чем произношение слова отличается от его написания?
– Это орфограмма. Назовите ее.
– Слово «трактор» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически.
– Запишите это слово в тетради. Проверьте написанное. Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить.
- Ребята, а если нам встретится слово, при написании которого у нас возникнут трудности, что мы будем делать? (обратимся к орфографическому словарю)
Работа с орфографическим и орфоэпическим словарем.
Учащиеся находят в орфографическом словаре 1 сущ., 1 прил., 1 гл. и записывают эти слова в тетрадь, выделяют орфограммы.
- Ребята, но бывают и такие случаи, когда мы не знаем как слово правильно произнести, и где в этом слове нужно поставить ударение. Вот тогда мы обращаемся к орфоэпическому словарю. Это словарь, в котором указаны слова для правильного произношения.
Игра «Диктор» ( работа с орфоэпическим словарем)
На доске записаны слова:
Конечно, трактор, трактора, скучный, яичница.
Расставьте ударение, правильно произнесите слова.
– Запишите предложения с комментированием:
На пашне рокотал гусеничный трактор. Он медленно тащил плуги.
– Объясните значение слов: «пашня», «гусеничный», «рокотал», «плуг».
- Ребята давайте с помощью толкового словаря узнаем значения данных слов.
(Работа с толковым словарём. учащиеся находят в толковом словаре данные слова и зачитывают их значения.)
– Пашня – вспаханное поле. Плуг – сельскохозяйственное орудие с широким металлическим лемехом для вспашки земли. Рокотал – издавал одно-образный раскатистый звук, приглушенный гул, грохот. Гусеничный (трактор) – трактор у которого на колесах широкая цепь для повышения проходимости машины.
6. Работа по учебнику, с. 55, упр. 94
– Найдите упр. 94. Прочитайте пары слов, обращая внимание на ударение. Объясните лексическое значение слов.
Замок – замок, гвоздики – гвоздики, атлас – атлас, …
- Как называются эти слова? (омонимы)
– Докажите, что данные слова являются именами существительными.
– Назовите имена существительные, которые употреблены в единственном числе.
– Назовите имена существительные, которые употреблены во множественном числе.
– Составьте и запишите предложения с любой парой имен существительных. Зачитайте записанные предложения
- В русском языке есть словарь омонимов. Это словарь, содержащий пары слов омонимов.
« Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке», - сказал французский писатель Анатоль Франц. И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Главное – уметь ими пользоваться.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности
– Над какой темой работали на уроке?
– Какие части речи вы знаете? С какой целью мы употребляем их в речи? Как найти в тексте имена существительные и местоимения?
– Что выполняли на уроке?
– Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?
- Кто нам помогал сегодня на уроке?
- С какими словарями мы работали? Для чего нужны словари?
- Как расположены слова во всех словарях?
« Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке», - сказал французский писатель Анатоль Франц. И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Главное – уметь ими пользоваться.
- Где нам пригодятся эти знания? (Мы учимся быть грамотными. Ведь грамотность – это показатель культуры человека. Значит на уроках русского языка мы учимся быть грамотными и культурными.
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Оценка деятельности учащихся на уроке учителем.
- Я хочу вам сказать следующее.
Урок наш окончен и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
- За вашу работу я хочу выставить следующие отметки. Сегодня очень на уроке мне помогали…..
Большое спасибо
За то, что упорно,
Усердно трудились,
И знания ваши
Нам всем пригодились.
- Я хочу вас поблагодарить за этот урок. Давайте аплодисментами поблагодарим друг друга.
V.Домашнее задание:
Составьте орфографический словарь по любой тематике (10-15 слов). Тематика может быть разнообразная, например:
1) космический словарь,
2) словарь моих любимых слов,
3) словарь вежливых слов,
4) спортивный словарь,
5) школьный словарь,
6) словарь добрых слов,
7) игрушки
8) посуда
Заключение
Данный урок результативен в решении дидактической задачи. Дидактическая задача урока соответствует содержанию урока.
Содержание теоретического материала соответствует программе и учебнику.
Целесообразно были использованы наглядные пособия, технические средства обучения, различные словари, что способствовало активации познавательной деятельности учащихся на уроке, создание ситуации успеха, формирование интереса к изучению материала темы. Этапы урока были тесно связаны между собой. При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитывались индивидуальные особенности учеников, что давало только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности, и был посилен для учеников 3 класса. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических психических особенностей третьеклассников.
Каждый этап урока был интересным и непохожим на предыдущий. Постоянная смена видов деятельности не давала ребятам возможности устать, отвлечься или заскучать. Были использованы различные методы и приёмы обучения.
Развитию учебного сотрудничества на уроке способствовало применение технологии интенсификации обучения. Данная технология позволила создать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учила умению добывать знания, обобщать и делать выводы.
Для закреплении изученного материала ребята работали коллективно, фронтально, в паре.
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, разнообразие методов и приёмов помог каждому ученику продвинуться в своём индивидуальном развитии.
Урок поставленной цели достиг.
Рекомендую данный урок использовать на уроке русского языка в 3 классе.