Урок на тему «Имя существительное. Местоимение»

1
0
Материал опубликован 18 April 2022


 


 


 


 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


 

«ЧАСТИ РЕЧИ. Имя существительное.

Местоимение»


 


 

 

Автор:

Аплоченко Елена Михайловна,

МБОУ СОШ №11,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Владикавказ, 2022 год

Пояснительная записка

 

Тема урока: «Части речи. Имя существительное. Местоимение»

Класс: 3

УМК: «Школа России».

Актуальность темы: использование различных словарей на уроке русского языка расширяет кругозор учащихся, учат их быть грамотными и культурными.

Обоснование выбора темы урока:

Роль и место урока в системе работы педагога: согласно календарно-тематическому планированию раздела «Слово в языке и речи» рабочей программы по «Русскому языку».

Место проведения урока: класс

Тип урока:  урок систематизации и обобщения знаний.

Цель урока: развитие личности обучающихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Задачи урока:

Образовательная: научить различать предмет и слово, как часть речи. Формулировать умение различать существительные среди других частей речи, умение пользоваться различными словарями. Соотносить вопросы кто? что? Распознавать одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету, устную и письменную речь, мышление - анализ, сравнение, обобщение.

Воспитательная: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы; привитию у детей чувства любви к русскому языку, культуре общения и поведения.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся, снятию умственного и физического напряжения.

Планируемые результаты:

- Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

- Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником, словарями.

- Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Методы: Словесные, наглядные, практические, информационные, объяснительно-иллюстративный.

Приёмы: дифференцированные.

Организационные формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

 

Образовательные ресурсы:

Учебник, рабочая тетрадь, Толковый словарь русского языка, Орфографический словарь русского, Словарь младшего школьника.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Основная часть

Ход урока.

 

I.Организационный момент.

- Ребята! Начинается урок.

Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки.

- Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению. Сегодня мы продолжим знакомство с секретами русского языка.

 

II. Постановка учебной задачи

Откройте учебник на стр. 53. Мы продолжаем работу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте название темы урока.

Подумайте и скажите, какие вопросы будем рассматривать на уроке?

Сегодня на уроке постараемся обстоятельно ответить на следующие вопросы (на доске):

Какие части речи вы знаете?

Что обозначает и на какие вопросы отвечает каждая часть речи?

Что такое имя существительное?

Какие признаки имени существительного вы знаете?

Что такое местоимение?

Какие признаки местоимения вы знаете?

-Ребята, а вы не задумывались, сколько слов в русском языке?

- Так вот, учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение:

« Не тот образованный человек, который всё знает, а тот , кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос»

- Сегодня мы узнаем, где же «хранятся» слова. Оказывается, они  « хранятся» в словарях, которых существует множество. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об их истории, третьи расширяют кругозор, приобщают к культуре. Видите, какую помощь могут оказать нам словари?

- Поэтому сегодня на уроке русского языка словари нам будут помогать. И наш урок мы проведем по девизом :   « Словари – наши помощники».

- Много сведений можно получить  из словарей, но для этого ими нужно научиться пользоваться. Поэтому важно знать,  как составлены словари, о чём рассказывают их словарные статьи. Этому мы будем сегодня учиться.

- Обратите внимание на выставку словарей, которые нам сегодня будут помогать на уроке русского языка.

 

III. Минутка чистописания

Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?

t1650308814aa.png

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

Расположите тетрадь правильно. Возьмите ручку. Напишите строчку элементов букв.

Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.

 

IV. Повторение изученного материала.

1. Работа по таблице (учебник, с. 53, упр. 89)

Откройте учебник на с. 53, найдите упр. 89. Рассмотрите таблицу «Части речи и их значение». Ответьте на вопросы, опираясь на сведения из таблицы:

1. Какие части речи вы знаете?

2. Какие части речи вы еще знаете, но они не указаны в таблице?

Если учащиеся затрудняются ответить на данный вопрос, можно обратиться к учебнику к последнему вопросу в упр. 89: к каким частям речи относятся слова «в», «на», «о», «к»; слово «не»; слова «и», «а», «но»?

3. На какие вопросы отвечает имя существительное и что оно обозначает? Приведите примеры имен существительных.

4. На какие вопросы отвечает имя прилагательное и что оно обозначает? Приведите примеры имен прилагательных.

5. На какие вопросы отвечает глагол и что он обозначает?

6. На какие вопросы отвечает местоимение и что оно обозначает?

7. Что вы можете рассказать о предлогах, частицах, союзах?

Сегодня на уроке подробно рассмотрим имя существительное и местоимение

t1650308814ab.jpg

 

 

 

 

 

 

2. Работа по учебнику, с. 54, упр. 90. Работа со словарём фразеологизмов.

Откройте с. 54, найдите упр. 90. Прочитайте стихотворение К. Саконской. О чем стихотворение? Какие чувства вызывают у вас стихотворные строки?

Что обозначает словосочетание «осень на носу»?

- Как называется такое сочетание слов?

- Какие ещё фразеологизмы со словом «нос» вы знаете? (на доске появляются записи фразеологизмов)

 

t1650308814ac.jpgt1650308814ad.jpg

 

- Ребята, представьте такую ситуацию, что вы не знаете значение какого-то фразеологизма, что вы будете делать?

Работа в группах

- Я вам сейчас предлагаю поработать в группах со словарем фразеологизмов ( класс делится на три группы, каждой группе дается фразеологизм, значение которого ребята находят в словаре фразеологизмов):

1 группа – Выводить на чистую воду*

2 группа – Как с гуся вода*

3 группа – Откладывать в долгий ящик*

 

t1650308814ae.jpg

 

3. Работа по учебнику, с. 54, упр. 91

Найдите упр. 91. Прочитайте стихотворные строчки И. Сурикова.

Запишите стихи по памяти. Проверьте написанное.

Укажите, какой частью речи выражено каждое слово во втором предложении, обозначьте члены предложения.

Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте. Проверьте выполненное задание (демонстрируется на доске или с помощью интерактивной доски):

t1650308814af.png

 

4. Работа по учебнику, с. 55, упр. 93

Перечислите признаки имени существительного.

Какие существительные мы относим к одушевленным? А к неодушевленным?

Найдите на с. 55 упр. 93. Прочитайте текст. О чем он?

Озаглавьте текст.

Найдите и прочитайте предложение, в котором два имени существительных: одно одушевленное, а другое неодушевленное.

Назовите одушевленное и неодушевленное имена существительные в четвертом предложении.

- Выпишите предложение. Проверьте написанное.

Физкультминутка

Мы устали не на шутку

Нужно сделать физминутку.

 

Поиграем ещё:

Называю сущ. - Хлопает 1 ряд.

Прилаг. -2 ряд.

Глагол – 3 ряд.

 

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. 
веселье – … , … . 
шум – … , … . 
лес - … , … .

 

5. Словарная работа. Работа с орфографическим и толковым словарём.

Прочитайте слово, записанное на с. 55 прописными буквами, про себя. Чем произношение слова отличается от его написания?

Это орфограмма. Назовите ее.

Слово «трактор» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически.

Запишите это слово в тетради. Проверьте написанное. Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить.

- Ребята, а если нам встретится слово, при написании которого у нас возникнут трудности, что мы будем делать? (обратимся к орфографическому словарю)

t1650308814ag.jpgt1650308814ah.png

Работа с орфографическим и орфоэпическим словарем.

Учащиеся находят в орфографическом словаре 1 сущ., 1 прил., 1 гл. и записывают эти слова в тетрадь, выделяют орфограммы.

- Ребята, но бывают и такие случаи, когда мы не знаем как слово правильно произнести, и где в этом слове нужно поставить ударение. Вот тогда мы обращаемся к орфоэпическому словарю. Это словарь, в котором указаны слова для правильного произношения.

Игра «Диктор» ( работа с орфоэпическим словарем)

На доске записаны слова:

Конечно, трактор, трактора, скучный, яичница.

Расставьте ударение, правильно произнесите слова.

 

Запишите предложения с комментированием:

На пашне рокотал гусеничный трактор. Он медленно тащил плуги.

Объясните значение слов: «пашня», «гусеничный», «рокотал», «плуг».

- Ребята давайте с помощью толкового словаря узнаем значения данных слов.

(Работа с толковым словарём. учащиеся находят в толковом словаре данные слова и зачитывают их значения.)

 

t1650308814ai.jpgt1650308814aj.jpg

 

Пашня – вспаханное поле. Плуг – сельскохозяйственное орудие с широким металлическим лемехом для вспашки земли. Рокотал – издавал одно-образный раскатистый звук, приглушенный гул, грохот. Гусеничный (трактор) – трактор у которого на колесах широкая цепь для повышения проходимости машины.

 

6. Работа по учебнику, с. 55, упр. 94

Найдите упр. 94. Прочитайте пары слов, обращая внимание на ударение. Объясните лексическое значение слов.

Замок – замок, гвоздики – гвоздики, атлас – атлас, …

- Как называются эти слова? (омонимы)

t1650308814ak.jpg

t1650308814al.jpgt1650308814am.jpgt1650308814an.jpg

 

t1650308814ao.jpg

 

Докажите, что данные слова являются именами существительными.

Назовите имена существительные, которые употреблены в единственном числе.

Назовите имена существительные, которые употреблены во множественном числе.

Составьте и запишите предложения с любой парой имен существительных. Зачитайте записанные предложения

- В русском языке есть словарь омонимов. Это словарь, содержащий пары слов омонимов.

t1650308814ap.jpgt1650308814aq.jpg

 

 

t1650308814ar.jpg

 

« Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке», - сказал французский писатель Анатоль Франц. И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Главное – уметь ими пользоваться.

 

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности

Над какой темой работали на уроке?

Какие части речи вы знаете? С какой целью мы употребляем их в речи? Как найти в тексте имена существительные и местоимения?

Что выполняли на уроке?

Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?

- Кто нам помогал сегодня на уроке?

- С какими словарями мы работали? Для чего нужны словари?

- Как расположены слова во всех словарях?

 

« Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке», - сказал французский писатель Анатоль Франц. И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Главное – уметь ими пользоваться.

- Где нам пригодятся эти знания? (Мы учимся быть грамотными. Ведь грамотность – это показатель культуры человека. Значит на уроках русского языка мы учимся быть грамотными и культурными.

 

Как оцениваете свою деятельность на уроке?

t1650308814as.jpg

 

Оценка деятельности учащихся на уроке учителем.

- Я хочу вам сказать следующее.

Урок наш окончен и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

- За вашу работу я хочу выставить следующие отметки. Сегодня очень на уроке мне помогали…..

Большое спасибо

За то, что упорно,

Усердно трудились,

И знания ваши

Нам всем пригодились.

- Я хочу вас поблагодарить за этот урок. Давайте аплодисментами поблагодарим друг друга.

 

 

V.Домашнее задание:

Составьте орфографический словарь по любой тематике (10-15 слов). Тематика может быть разнообразная, например:

1) космический словарь,

2) словарь моих любимых слов,

3) словарь вежливых слов,

4) спортивный словарь,

5) школьный словарь,

6) словарь добрых слов,

7) игрушки

8) посуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Данный урок результативен в решении дидактической задачи. Дидактическая задача урока соответствует содержанию урока.

Содержание теоретического материала соответствует программе и учебнику.

Целесообразно были использованы наглядные пособия, технические средства обучения, различные словари, что способствовало активации познавательной деятельности учащихся на уроке, создание ситуации успеха, формирование интереса к изучению материала темы. Этапы урока были тесно связаны между собой. При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитывались индивидуальные особенности учеников, что давало только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности, и был посилен для учеников 3 класса. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических психических особенностей третьеклассников.

Каждый этап урока был интересным и непохожим на предыдущий. Постоянная смена видов деятельности не давала ребятам возможности устать, отвлечься или заскучать. Были использованы различные методы и приёмы обучения.

Развитию учебного сотрудничества на уроке способствовало применение технологии интенсификации обучения. Данная технология позволила создать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учила умению добывать знания, обобщать и делать выводы.

Для закреплении изученного материала ребята работали коллективно, фронтально, в паре.

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, разнообразие методов и приёмов помог каждому ученику продвинуться в своём индивидуальном развитии.

Урок поставленной цели достиг.

Рекомендую данный урок использовать на уроке русского языка в 3 классе.

 


 


 


 


 


 

 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.