Урок-лаборатория по теме «Имя существительное»
Пояснительная записка
Выбор УМК
С 2011-2012 учебного года я начала работать по УМК по русскому языку для 5-9 классов под редакцией С.И.Львовой, В. В.Львова. Заниматься по этим учебникам интересно. Задания ориентируют на то, что русский язык, как учебный предмет, является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития, способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Цветовое оформление УМК уже заинтересовывает учеников, а задача учителя – поддержать этот интерес, раскрыть содержательную сторону теоретических сведений и практических упражнений. Новые стандарты, ставя во главу угла «коммуникативную компетенцию, предполагают овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения ». Всё это в полной мере относится к данному УМК. Учебники под редакцией С.И.Львовой, В. В.Львова дают целостную систему знаний, являющихся ориентиром для поиска нужной информации и решения творческих задач. Они помогают учителю открывать перед детьми удивительный мир, чувствовать красоту и силу слова.
Разработанный единый методический аппарат для всех учебников обеспечивает реализацию проблемно-диалогической технологии с учётом специфики возраста и предмета. Логическая связь понятий и преемственность содержания внутри учебника способствует пониманию содержания предмета изучения. В основу учебников заложен особый принцип, который позволяет реализовать свою индивидуальность каждому учителю, легко скорректировать работу в зависимости от психологических особенностей определенного школьного возраста, своеобразия класса и личностных возможностей каждого ученика.
Способ подачи теоретического материала, его содержание и разнообразные упражнения нацеливают учащихся на самостоятельный поиск ответов на сложные вопросы, побуждают обратиться к истории языка, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей. Хорошие возможности открывает учебник и для развития логического мышления учащихся, формируя доступные в данном возрасте навыки лингвистического анализа. В нем прослеживается дифференциация и сбалансированность заданий, ориентирующих на первичное усвоение, закрепление и самостоятельную работу репродуктивного, проблемного и творческого характера. Учебник оснащен богатым материалом по «Развитию речи», а также разнообразными справочными иллюстративными материалами.
Состав УМК «Русский язык» С.И.Львовой, В. В.Львова для 6 класса
- Учебник. В 3-х частях;
- Рабочие тетради «Учимся читать, слушать, говорить, писать». В 2-х частях. Авторы Васильевых И.П., Львова С.И.;
- Рабочие тетради «Проверь себя». Автор Прохватилина Л.В.;
-Дневник достижений учащихся по русскому языку. Автор Черпанова Л.В.;
- Пособие для учителя «Уроки русского языка». Автор Васильевых И.П.;
- Рабочие программы по русскому языку. 5-9 классы. Автор Львова С.И.
Характеристика класса.
В 6 «А» классе обучается 28 человек. Обучающиеся данного класса обнаруживают качественные знания по всем разделам языкознания, демонстрируют способность к плодотворной и эффективной организации урока, активной познавательной деятельности. В классе нет детей из социально неблагополучных семей, родители следят за подготовкой детей дома и накоплением хороших оценок. Психологический климат благоприятствует соперничеству в учёбе и взаимодействию на уроке. Уровень развития учеников 6 «А» класса высокий, однако и в нем есть слабые ученики. Класс творческий, требующий от учителя более высокого уровня подготовки к урокам. На базе этого класса я часто провожу нестандартные уроки.
Тема урока
Имя существительное – хлеб языка
Использованные методы и технологии
- Развивающее обучение;
- Проблемное обучение;
- Развитие критического мышления;
- Дифференцированный подход к обучению;
- Информационно-компьютерные технологии;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Создание ситуации успеха на уроке.
Используемые формы работы
- Синквейн;
- Грамматический анализ стихотворений;
- Индивидуальная и групповая работы с учебником и по карточкам;
- Сочинение-миниатюра;
- Цифровой диктант;
- Работа со словарями, кластером;
- Конструирование текста;
- Физкультминутка;
- Дидактическая игра;
- Ассоциативный ряд;
- Нетрадиционные формы домашнего задания.
Краткий анализ результатов урока
Нетрадиционная форма урока -лаборатория- дополнительно мотивировала интерес учащихся, сохраняла их активность на протяжении всей работы и позволила приобрести метапредметные навыки. Урок в свете требований ФГОС немыслим без организации работы в группах, кроме того, это нравится самим детям и позволяет разнообразить формы самостоятельной работы, успешно совмещать их с игровыми. Цели урока достигнуты. На это была направлена и физкультминутка. Рефлексия была необычной, она заключалась в конструировании текста. Благодаря такой форме рефлексии, ребята испытали ситуацию успеха, легко сконцентрировались на домашнем задании, где продолжат работу не только над закреплением полученных знаний и навыков, но и по развитию речи. Дидактический материал урока был подобран в соответствии с ключевой темой и задачей исследования: доказать или опровергнуть слова известного лингвиста Льва Васильевича Успенского: «Имя существительное – хлеб языка». На высокий результат урока повлияло и ассоциативно-зрительное запоминание рассматриваемого раздаточного материала и слайдовой презентации. Так были задействованы практически все виды памяти.
Технологическая карта урока
Учебный предмет |
Русский язык |
Авторы УМК |
Львова Светлана Ивановна, Львов Валентин Витальевич |
Класс |
6 |
Название раздела программы |
Морфология |
Тема урока |
Имя существительное – хлеб языка |
Тип урока |
Лаборатория |
Цели урока |
Исследование грамматических, морфологических признаков имени существительного, а также синтаксической роли, значения в устной и письменной речи, чтобы доказать, что имя существительное - самая важная часть речи. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные) |
Личностные: - получение достаточного объема словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; - понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей. Метапредметные: - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; - планирование и регуляция своей деятельности. Предметные: - знать грамматические и морфологические признаки имени существительного; - уметь применять изученные орфографические навыки в письменной речи; - уметь определить синтаксическую роль имени существительного в предложении. |
Межпредметные связи |
Литература, живопись, физкультура, математика, информатика и ИКТ. |
Используемые методы, технологии |
Развивающее обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления, дифференцированный подход к обучению, информационно-компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии, создание ситуации успеха на уроке. |
Используемые формы работы |
Синквейн, грамматический анализ стихотворений, индивидуальная и групповая работы с учебником и по карточкам, сочинение-миниатюра, цифровой диктант, работа со словарями, кластером, конструирование текста, физкультминутка, дидактическая игра, ассоциативный ряд, нетрадиционные формы домашнего задания. |
Основные понятия и термины |
Существительное, грамматика, морфология, синтаксис, текст, словосочетание, цель, тема, лаборатория, лингвист, синквейн, лингвистические исследования, абстрактные явления, конструирование, этимология.. |
Оборудование (для учителя, для учащихся) |
Компьютер, мультимедийный проектор; экран. |
Образовательные ресурсы |
Учебник Русский язык. 6 класс. В 3 ч : учеб. для общеобразоват. учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов, – 9-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012.; мультимедийная презентация; карточки, стихотворения о природе, индивидуальные блокноты для работы; рабочие словари с кластерами, этимологический словарь. |
Этапы урока (время) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Формы оценивания |
||||
Личностные: |
Регулятивные: |
Коммуникативные: |
Познавательные: |
|||||
1.Определение цели и задач урока |
Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Используя слова известного лингвиста Льва Васильевича Успенского, проведем ряд лингвистических исследований, чтобы доказать, либо опровергнуть: «Имя существительное – хлеб языка?» Какие задачи будут стоять перед нами? |
Формулируют цель и задачи урока. 1.Дать определение имени существительному как части речи. 2.Повторить грамматические и морфологические признаки имени существительного. 3.Отработать изученные орфографические навыки. 4.Определить синтаксическую роль имени существительного в предложении. 5.Выяснить, чем интересна эта часть речи, какова его роль в речи, в тексте. 6.Обобщить и систематизировать полученные знания об имени существительном. |
Формирование учебной мотивации. Ученик адекватно реагирует на трудности и не боится сделать ошибку. |
Целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
Проводит сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям. |
Обоснованная оценка учителем в виде похвалы |
|
2.Составление синквейна |
Направляет и организует. |
Высказывают собственное мнение об имени существительном. Существительное Одушевленные, неодушевленные Изменяется, склоняется, обозначает Существительное - главная часть речи Грамотно используйте существительные в своей речи |
Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат, адекватно реагирует на трудности и не боится сделать ошибку. |
Осознанно и произвольно строит речевые высказывания в письменной форме |
Практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества. Умеет анализировать ход и способ действий. |
Строит логические рассужде- ния, вклю чающие установление причинно-следственных связей. |
Обоснованная оценка учителем в виде похвалы и одобрения. Самооценка. |
|
3. Работа со слайдами. Анализ высказываний: |
Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Проанализируйте написанное на слайде, сделайте вывод. живые существа: девочка: неживые существа: камень: явления природы: гроза: признак как предмет: белизна: действие как предмет: бег, ходьба: |
Анализируют, делают вывод о том, что обозначают имена существительные. Имена существительные обозначают не только предметы, но и отвлеченные (абстрактные) понятия, которые не потрогать, не попробовать нельзя. С помощью существительных можно нарисовать картину природы. |
Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат. Он способен к волевому усилию, адекватно реагирует на трудности и не боится сделать ошибку. |
Умеет составлять план действий. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме |
Ученик умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Сформированы умения анализа и синтеза. |
Строит логические рассужде- ния, включа ющие установление причинно-следственных связей. |
Обоснованная оценка учителем в виде похвалы и одобрения. Самооценка |
|
4.Работа в группе. (1 группа). Работа с кластером в рабочем словаре. Цифровой диктант. |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Если в суффиксе существительного пишется суффикс – ЕК -, поднимаем карточку с цифрой 1, если суффикс - ИК – с цифрой 2 Золотой ключик, маленький кусочек, душистый горошек, надувной мячик, сели за столик, игрушечный чайничек, вареный грибочек |
Отрабатывают навыки правильного написания суффиксов – ЕК-, -ИК- в существительных по кластеру в рабочем словаре. Формулируют правило, распределяя слова. (2,1,1,2, 2, 1, 1) |
Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат. Он способен к волевому усилию, адекватно реагирует на трудности и не боится сделать ошибку. |
Контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия |
Ученик умеет вести поиск и выделять необходимую информацию, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации, структурировать найденную информацию в нужной форме. |
Ученик может осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми. Может отслеживать действие партнера и интегрироваться в группу сверстников. Умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы и фронтально. |
Взаимо оценка. Балльная оценка |
|
5.Работа в группе. Сочинение-миниатюра. |
Выявляет уровень знаний. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Предлагает нарисовать картину осеннего дня , используя для этого различные существительные. В случае возникновения проблемы в подборе существительных можно обратиться к существительным-помощникам. (Обратиться к з части учебника и слайду: картины, слова-помощники: улица, сумерки, листопад, морозец, желтизна, багрец, одеяло, деревья, танец, крыши, осень, месяц, радость, веселье, скука, сырость, слякоть) |
Отрабатывают умение при помощи существительных излагать свои мысли, «рисовать» картины природы. |
Ученик умеет делать нравственный выбор, осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат. Он способен к волевому усилию. |
Ученик перед тем, как начать действовать , определяет последовательность действий. |
Ученик умеет вести поиск и выделять необходимую информацию, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации, структурировать найденную информацию в нужной форме. Практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества. |
Может отслеживать действие партнера и интегрироваться в группу сверстников. Умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы и фронтальной. |
Взаимо оценка. Балльная оценка. Обоснованная оценка учителем в виде похвалы |
|
6.Работа в паре. Работа с учебником (упражнение 198, 1 задание) |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Выдает задание распределить несклоняемые существительные на две группы: женского и мужского рода |
Отрабатывают навыки нахождения несклоняемых существительных, определяют у них род. |
Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат. Он способен к волевому усилию, адекватно реагирует на трудности и не боится сделать ошибку. |
Ученик владеет навыками результативного, процессуального и прогностического самоконтроля, он способен к волевому усилию. |
Ученик умеет вести поиск и выделять необходимую информацию, структурировать найденную информацию в нужной форме, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации. |
Определяет основную и второстепенную информацию. Может отслеживать действие партнера и интегрироваться в группу сверстников. Умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы и фронтально. |
Взаимо оценка. Балльная оценка |
|
7. Работа в паре. Работа с учебником (упражнение 198, 2 задание) |
Выявляет уровень знаний. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. |
Определяют истинное происхождение слова по этимологическому словарю, делают вывод. |
Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат. Он способен к волевому усилию, адекватно реагирует на трудности и не боится сделать ошибку. |
Ученик владеет навыками результативного, процессуального и прогностического самоконтроля, он способен к волевому усилию. |
Ученик умеет вести поиск и выделять необходимую информацию, структурировать найденную информацию в нужной форме, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации. |
Может отслеживать действие партнера и интегрироваться в группу сверстников. Умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы и фронтальной |
Взаимо оценка. Балльная оценка. |
|
8. Работа в группе. Анализ стихотворений. |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. |
Анализируют стихотворения разных авторов, подчеркивают имена существительные, которые обозначают и предмет, и абстрактные явления, делают вывод.
Нам особенно понравились стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета. Одно из них примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных.. Например, шепот ,дыханье, серебро и колыханье ручья. |
Ученик умеет делать нравственный выбор, осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат. Он способен к волевому усилию. |
Ученик владеет навыками результативного, процессуального и прогностического самоконтроля, он способен к волевому усилию. |
Ученик умеет вести поиск и выделять необходимую информацию, структурировать найденную информацию в нужной форме, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации. |
Может отслеживать действие партнера и интегрироваться в группу сверстников. Умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы и фронтальной |
Взаимо оценка. Балльная оценка. |
|
9. Физкультминутка |
Помогает сменить обстановку, применяет здоровьесберегающие технологии |
Встают , услышав существительное 1 склонения, приседают - 2 склонения , хлопают в ладоши - 3 склонения. Школа, урок, жизнь, учеба, радость, труд |
Ученик способен к волевому усилию, адекватно реагирует на трудности и не боится сделать ошибку. |
Контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия. |
Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
Ученик умеет слушать и слышать, может сотрудничать, выполнять поставленные задачи. |
Само оценка. Обоснованная оценка учителем в виде похвалы |
|
10.Индивидуальная работа |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. 1. Прочитай предложение, найди в нем имя существительное в косвенном падеже, произведи морфологический разбор: Липовый легкий лист разметало по тротуарам. 2.Прочитай предложение, найди имена существительное, определить их синтаксическую роль Мерцают каждую ночь в небе далёкие звезды. |
Определение синтаксической роли имен существительных в предложении; морфологический разбор имени существительного |
Ученик умеет делать нравственный выбор, осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат. Он способен к волевому усилию. |
Ученик владеет навыками результативного, процессуального и прогностического самоконтроля, он способен к волевому усилию. |
Ученик умеет вести поиск и выделять необходимую информацию, структурировать найденную информацию в нужной форме, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации. |
Определяет основную и второстепенную информацию, может выполнять поставленные задачи, составлять план действий. |
Само оценка. Балльная оценка |
|
11 Тест. |
Выдает задание, организует работу. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки |
Выбирают правильные варианты ответов |
Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат. Он способен к волевому усилию, адекватно реагирует на трудности и не боится сделать ошибку. |
Ученик умеет составлять план действий, владеет навыками результативного, процессуального и прогностического самоконтроля, он способен к волевому усилию. |
Ученик умеет вести поиск и выделять необходимую информацию, структурировать найденную информацию в нужной форме, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации. |
Определяет основную и второстепенную информацию, может выполнять поставленные задачи, составлять план действий. |
Балльная система |
|
12. Рефлексия. Конструирование текста.
|
Организует рефлексию. Выявляет уровень знаний. Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Обращает внимание на слайд: « Мы доказали, что имя существительное – самая ________ и_________ часть речи, которая отвечает на вопросы ____?__, _____ и обозначает ________. Поняли, что имя существительное __________ не только своей грамматикой. Узнали, какие __________ можно_______ с помощью этой части речи. Убедились в ______ слов Л.В.Успенского и _________, что « имя существительное - _______ языка». |
Рефлексия. Вывод. 1.Я согласна. Хлеб всему голова, и имя существительное - самая главная, интересная и необходимая для всех часть речи. 2. Роль имени существительного в предложении, тексте очень велика. 3. Доказано, что в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных. 4.Я узнал, что имя существительное интересно не только своей грамматикой. Какая это поэтическая часть речи! Какие картины можно создавать с помощью существительных! 5. Доказали, что с помощью существительных можно строить интересные предложения. 6. Я понял, что существительное – удивительная часть речи |
У ученика развита рефлексия. Он способен к волевому усилию, адекватно реагирует на трудности и не боится сделать ошибку, а также осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной фор Ученик владеет навыками результативного, процессуального и прогностического самоконтроля, он способен к волевому усилию. |
Действует с учётом позиции другого, умеет согласовывать свои действия. Ученик умеет вести поиск и выделять необходимую информацию, структурировать найденную информацию в нужной форме, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации. |
Умеет строить логические рассужде ния, включа ющие установление причинно-следственных связей; |
Само оценка. Обоснованная оценка учителем в виде похвалы |
|
13.Выдача домашнего задания
|
Выдает нестандартное домашнее задание Творческое (по желанию): написать сочинение-миниатюру «Место существительного среди других частей речи». Составить словарно-орфографический диктант из 15 слов, включая изученные орфограммы в разделе «Имя существительное». Упражнение 199 |
Самостоятельная домашняя работа |
Самоопределение. Учебная мотивация сформирована. Развитие творческих способностей. |
Ученик способен к волевому усилию, он осознает то, что уже освоено и качество освоения и что еще предстоит сделать. Может поставить учебную задачу. |
Может создавать устные и письменные высказывания, вести поиск информации, выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы. |
Может выполнять поставленные задачи, составлять план действий, определяет основную и второстепенную информацию. |
Балльная оценка. |