Урок-лаборатория по теме «Имя существительное»

4
0
Материал опубликован 1 February 2017

Пояснительная записка

Выбор УМК

С 2011-2012 учебного года я начала работать по УМК по русскому языку для 5-9 классов под редакцией С.И.Львовой, В. В.Львова. Заниматься по этим учебникам интересно. Задания ориентируют на то, что русский язык, как учебный предмет, является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития, способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Цветовое оформление УМК уже заинтересовывает учеников, а задача учителя – поддержать этот интерес, раскрыть содержательную сторону теоретических сведений и практических упражнений. Новые стандарты, ставя во главу угла «коммуникативную компетенцию, предполагают овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения ». Всё это в полной мере относится к данному УМК. Учебники под редакцией С.И.Львовой, В. В.Львова дают целостную систему знаний, являющихся ориентиром для поиска нужной информации и решения творческих задач. Они помогают учителю открывать перед детьми удивительный мир, чувствовать красоту и силу слова.

Разработанный единый методический аппарат для всех учебников обеспечивает реализацию проблемно-диалогической технологии с учётом специфики возраста и предмета. Логическая связь понятий и преемственность содержания внутри учебника способствует пониманию содержания предмета изучения. В основу учебников заложен особый принцип, который позволяет реализовать свою индивидуальность каждому учителю, легко скорректировать работу в зависимости от психологических особенностей определенного школьного возраста, своеобразия класса и личностных возможностей каждого ученика.

Способ подачи теоретического материала, его содержание и разнообразные упражнения нацеливают учащихся на самостоятельный поиск ответов на сложные вопросы, побуждают обратиться к истории языка, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей. Хорошие возможности открывает учебник и для развития логического мышления учащихся, формируя доступные в данном возрасте навыки лингвистического анализа. В нем прослеживается дифференциация и сбалансированность заданий, ориентирующих на первичное усвоение, закрепление и самостоятельную работу репродуктивного, проблемного и творческого характера. Учебник оснащен богатым материалом по «Развитию речи», а также разнообразными справочными иллюстративными материалами.

Состав УМК «Русский язык» С.И.Львовой, В. В.Львова для 6 класса

- Учебник. В 3-х частях;

- Рабочие тетради «Учимся читать, слушать, говорить, писать». В 2-х частях. Авторы Васильевых И.П., Львова С.И.;

- Рабочие тетради «Проверь себя». Автор Прохватилина Л.В.;

-Дневник достижений учащихся по русскому языку. Автор Черпанова Л.В.;

- Пособие для учителя «Уроки русского языка». Автор Васильевых И.П.;

- Рабочие программы по русскому языку. 5-9 классы. Автор Львова С.И.


 

Характеристика класса.

В 6 «А» классе обучается 28 человек. Обучающиеся данного класса обнаруживают качественные знания по всем разделам языкознания, демонстрируют способность к плодотворной и эффективной организации урока, активной познавательной деятельности. В классе нет детей из социально неблагополучных семей, родители следят за подготовкой детей дома и накоплением хороших оценок. Психологический климат благоприятствует соперничеству в учёбе и взаимодействию на уроке. Уровень развития учеников 6 «А» класса высокий, однако и в нем есть слабые ученики. Класс творческий, требующий от учителя более высокого уровня подготовки к урокам. На базе этого класса я часто провожу нестандартные уроки.


 


 


 


 

Тема урока

Имя существительное – хлеб языка

Использованные методы и технологии

- Развивающее обучение;

- Проблемное обучение;

- Развитие критического мышления;

- Дифференцированный подход к обучению;

- Информационно-компьютерные технологии;

- Здоровьесберегающие технологии;

- Создание ситуации успеха на уроке. 

Используемые формы работы

- Синквейн;

- Грамматический анализ стихотворений;

- Индивидуальная и групповая работы с учебником и по карточкам;

- Сочинение-миниатюра;

- Цифровой диктант;

- Работа со словарями, кластером;

- Конструирование текста;

- Физкультминутка;

- Дидактическая игра;

- Ассоциативный ряд;

- Нетрадиционные формы домашнего задания. 

Краткий анализ результатов урока

 Нетрадиционная форма урока -лаборатория- дополнительно мотивировала интерес учащихся, сохраняла их активность на протяжении всей работы и позволила приобрести метапредметные навыки. Урок в свете требований ФГОС немыслим без организации работы в группах, кроме того, это нравится самим детям и позволяет разнообразить формы самостоятельной работы, успешно совмещать их с игровыми. Цели урока достигнуты. На это была направлена и физкультминутка. Рефлексия была необычной, она заключалась в конструировании текста. Благодаря такой форме рефлексии, ребята испытали ситуацию успеха, легко сконцентрировались на домашнем задании, где продолжат работу не только над закреплением полученных знаний и навыков, но и по развитию речи. Дидактический материал урока был подобран в соответствии с ключевой темой и задачей исследования: доказать или опровергнуть слова известного лингвиста Льва Васильевича Успенского: «Имя существительное – хлеб языка». На высокий результат урока повлияло и ассоциативно-зрительное запоминание рассматриваемого раздаточного материала и слайдовой презентации. Так были задействованы практически все виды памяти.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Технологическая карта урока


 

Учебный предмет

Русский язык

Авторы УМК

Львова Светлана Ивановна, Львов Валентин Витальевич

Класс

6

Название раздела программы

Морфология

Тема урока

Имя существительное – хлеб языка

Тип урока

Лаборатория

Цели урока

Исследование грамматических, морфологических признаков имени существительного, а также синтаксической роли, значения в устной и письменной речи, чтобы доказать, что имя существительное - самая важная часть речи.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные:

- получение достаточного объема словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

Метапредметные:

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей;

- планирование и регуляция своей деятельности.

Предметные:

- знать грамматические и морфологические признаки имени существительного;

- уметь применять изученные орфографические навыки в письменной речи;

- уметь определить синтаксическую роль имени существительного в предложении.

Межпредметные связи

Литература, живопись, физкультура, математика, информатика и ИКТ.

Используемые методы, технологии

 Развивающее обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления, дифференцированный подход к обучению, информационно-компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии, создание ситуации успеха на уроке. 

Используемые формы работы

Синквейн, грамматический анализ стихотворений, индивидуальная и групповая работы с учебником и по карточкам, сочинение-миниатюра, цифровой диктант, работа со словарями, кластером, конструирование текста, физкультминутка, дидактическая игра, ассоциативный ряд, нетрадиционные формы домашнего задания. 

Основные понятия и термины

Существительное, грамматика, морфология, синтаксис, текст, словосочетание, цель, тема, лаборатория, лингвист, синквейн, лингвистические исследования, абстрактные явления, конструирование, этимология..

Оборудование (для учителя, для учащихся)

Компьютер, мультимедийный проектор; экран.

Образовательные ресурсы

Учебник Русский язык. 6 класс. В 3 ч : учеб. для общеобразоват. учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов, – 9-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012.; мультимедийная презентация; карточки, стихотворения о природе, индивидуальные блокноты для работы; рабочие словари с кластерами, этимологический словарь.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

1.Определение цели и задач урока

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию. Используя слова известного лингвиста Льва Васильевича Успенского, проведем ряд лингвистических исследований, чтобы доказать, либо опровергнуть: «Имя существительное – хлеб языка?»

Какие задачи будут стоять перед нами?

Формулируют цель и задачи урока.

1.Дать определение имени существительному как части речи.

2.Повторить грамматические и морфологические признаки имени

существительного.

3.Отработать изученные орфографические навыки.

4.Определить синтаксическую роль имени существительного в

предложении.

5.Выяснить, чем интересна эта часть речи, какова его роль в речи, в тексте.

6.Обобщить и систематизировать полученные знания об имени существительном.

Формирование учебной мотивации. Ученик адекватно реагирует на трудности и не боится сделать ошибку.

Целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

Проводит сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям.

Обоснованная оценка учителем в виде похвалы

2.Составление синквейна

Направляет и организует.

Высказывают собственное мнение об имени существительном.

Существительное

Одушевленные, неодушевленные

Изменяется, склоняется, обозначает

Существительное - главная часть речи

Грамотно используйте существительные в своей речи

Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат, адекватно реагирует на трудности и не боится сделать ошибку.

Осознанно и произвольно строит речевые высказывания в письменной форме

Практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества. Умеет анализировать ход и способ действий.

Строит логические рассужде-

ния, вклю

чающие установление причинно-следственных связей.

Обоснованная оценка учителем в виде похвалы и одобрения. Самооценка.

3. Работа со слайдами.

Анализ высказываний:

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию. Проанализируйте написанное на слайде, сделайте вывод.

живые существа: девочка: неживые существа: камень:

явления природы: гроза:

признак как предмет: белизна: действие как предмет: бег, ходьба:

Анализируют, делают вывод о том, что обозначают имена существительные.

Имена существительные обозначают не только предметы, но и отвлеченные (абстрактные) понятия, которые не потрогать, не попробовать

нельзя.

С помощью существительных можно нарисовать картину природы.

Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат. Он способен к волевому усилию, адекватно реагирует на трудности и не боится сделать ошибку.

Умеет составлять план действий. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме

Ученик умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Сформированы умения анализа и синтеза.

Строит логические рассужде-

ния, включа

ющие установление причинно-следственных связей.

Обоснованная оценка учителем в виде похвалы и одобрения. Самооценка

4.Работа в группе. (1 группа). Работа с кластером в рабочем словаре. Цифровой диктант.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Если в суффиксе существительного пишется

суффикс – ЕК -, поднимаем карточку с цифрой 1, если суффикс - ИК – с

цифрой 2

Золотой ключик, маленький кусочек, душистый горошек, надувной мячик, сели за столик, игрушечный чайничек, вареный грибочек

Отрабатывают навыки правильного написания суффиксов – ЕК-, -ИК- в существительных по кластеру в рабочем словаре. Формулируют правило, распределяя слова. (2,1,1,2, 2, 1, 1)

Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат. Он способен к волевому усилию, адекватно реагирует на трудности и не боится сделать ошибку.

Контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия

Ученик умеет вести поиск и выделять необходимую информацию, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации, структурировать найденную информацию в нужной форме.

Ученик может осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми. Может отслеживать действие партнера и интегрироваться в группу сверстников. Умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы и фронтально.

Взаимо

оценка. Балльная оценка

5.Работа в группе. Сочинение-миниатюра.

Выявляет уровень знаний.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Предлагает нарисовать картину осеннего дня , используя для этого различные существительные.

В случае

возникновения проблемы в подборе существительных можно обратиться к

существительным-помощникам. (Обратиться к з части учебника и

слайду: картины, слова-помощники: улица, сумерки, листопад, морозец,

желтизна, багрец, одеяло, деревья, танец, крыши, осень, месяц, радость,

веселье, скука, сырость, слякоть)

Отрабатывают умение при помощи существительных излагать свои мысли, «рисовать» картины природы.

Ученик умеет делать нравственный выбор, осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат. Он способен к волевому усилию.

Ученик перед тем, как начать действовать , определяет последовательность действий.

Ученик умеет вести поиск и выделять необходимую информацию, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации, структурировать найденную информацию в нужной форме. Практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества.

Может отслеживать действие партнера и интегрироваться в группу сверстников. Умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы и фронтальной.

Взаимо

оценка. Балльная оценка.

Обоснованная оценка учителем в виде похвалы

6.Работа в паре. Работа с учебником (упражнение 198, 1 задание)

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выдает задание распределить несклоняемые существительные на две группы: женского и мужского рода

Отрабатывают навыки нахождения несклоняемых существительных, определяют у них род.

Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат. Он способен к волевому усилию, адекватно реагирует на трудности и не боится сделать ошибку.

Ученик владеет навыками результативного, процессуального и прогностического самоконтроля, он способен к волевому усилию.

Ученик умеет вести поиск и выделять необходимую информацию, структурировать найденную информацию в нужной форме, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

Определяет основную и второстепенную информацию. Может отслеживать действие партнера и интегрироваться в группу сверстников. Умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы и фронтально.

Взаимо

оценка. Балльная оценка

7. Работа в паре. Работа с учебником (упражнение 198, 2 задание)

Выявляет уровень знаний.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Определяют истинное происхождение слова по этимологическому словарю, делают вывод.

  Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат. Он способен к волевому усилию, адекватно реагирует на трудности и не боится сделать ошибку.

Ученик владеет навыками результативного, процессуального и прогностического самоконтроля, он способен к волевому усилию.

Ученик умеет вести поиск и выделять необходимую информацию, структурировать найденную информацию в нужной форме, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

Может отслеживать действие партнера и интегрироваться в группу сверстников. Умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы и фронтальной

Взаимо

оценка. Балльная оценка.

8. Работа в группе. Анализ стихотворений.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Анализируют стихотворения разных авторов, подчеркивают имена существительные, которые обозначают и предмет, и абстрактные явления, делают вывод.

Нам особенно понравились стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета. Одно из них примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных.. Например, шепот ,дыханье, серебро и колыханье ручья.
Трели соловья. Тени без конца. Ряд изменений лица.
Из 22 слов – 14 существительных, а получилась удивительная, чудесная картина ночного пейзажа.

Ученик умеет делать нравственный выбор, осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат. Он способен к волевому усилию.

Ученик владеет навыками результативного, процессуального и прогностического самоконтроля, он способен к волевому усилию.

Ученик умеет вести поиск и выделять необходимую информацию, структурировать найденную информацию в нужной форме, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

Может отслеживать действие партнера и интегрироваться в группу сверстников. Умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы и фронтальной

Взаимо

оценка. Балльная оценка.

9. Физкультминутка

Помогает сменить обстановку, применяет здоровьесберегающие технологии

Встают , услышав существительное 1 склонения, приседают - 2 склонения , хлопают в ладоши - 3 склонения.

Школа, урок, жизнь, учеба, радость, труд

Ученик способен к волевому усилию, адекватно реагирует на трудности и не боится сделать ошибку.

Контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

Ученик умеет слушать и слышать, может сотрудничать, выполнять поставленные задачи.

Само

оценка.

Обоснованная оценка учителем в виде похвалы

10.Индивидуальная работа

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. 1. Прочитай предложение, найди в нем имя существительное в косвенном падеже, произведи морфологический разбор:

Липовый легкий лист разметало по тротуарам.

2.Прочитай предложение, найди имена существительное, определить их синтаксическую роль

Мерцают каждую ночь в небе далёкие звезды.

Определение синтаксической роли имен существительных в предложении; морфологический разбор имени существительного

Ученик умеет делать нравственный выбор, осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат. Он способен к волевому усилию.

Ученик владеет навыками результативного, процессуального и прогностического самоконтроля, он способен к волевому усилию.

Ученик умеет вести поиск и выделять необходимую информацию, структурировать найденную информацию в нужной форме, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

Определяет основную и второстепенную информацию, может выполнять поставленные задачи, составлять план действий.

Само

оценка. Балльная оценка

11 Тест.

Выдает задание, организует работу. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

Выбирают правильные варианты ответов

Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат. Он способен к волевому усилию, адекватно реагирует на трудности и не боится сделать ошибку.

Ученик умеет составлять план действий, владеет навыками результативного, процессуального и прогностического самоконтроля, он способен к волевому усилию.

Ученик умеет вести поиск и выделять необходимую информацию, структурировать найденную информацию в нужной форме, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

Определяет основную и второстепенную информацию, может выполнять поставленные задачи, составлять план действий.

Балльная система

12. Рефлексия. Конструирование текста.

 

Организует рефлексию. Выявляет уровень знаний. Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию. Обращает внимание на слайд:

« Мы доказали, что имя существительное – самая ________ и_________ часть речи, которая отвечает на вопросы ____?__, _____ и обозначает ________. Поняли, что имя существительное __________ не только своей грамматикой. Узнали, какие __________ можно_______ с помощью этой части речи. Убедились в ______ слов Л.В.Успенского и _________, что « имя существительное - _______ языка».

Рефлексия. Вывод.

1.Я согласна. Хлеб всему голова, и имя существительное - самая главная, интересная и необходимая для всех часть речи.

2. Роль имени существительного в предложении, тексте очень велика.

3. Доказано, что в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

4.Я узнал, что имя существительное интересно не только своей грамматикой. Какая это поэтическая часть речи! Какие картины можно создавать с помощью существительных!

5. Доказали, что с помощью существительных можно строить интересные предложения.

6. Я понял, что существительное – удивительная часть речи

У ученика развита рефлексия. Он способен к волевому усилию, адекватно реагирует на трудности и не боится сделать ошибку, а также осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной фор Ученик владеет навыками результативного, процессуального и прогностического самоконтроля, он способен к волевому усилию.

Действует с учётом позиции другого, умеет согласовывать свои действия. Ученик умеет вести поиск и выделять необходимую информацию, структурировать найденную информацию в нужной форме, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

Умеет строить логические рассужде

ния, включа

ющие установление причинно-следственных связей;

Само

оценка. Обоснованная оценка учителем в виде похвалы

13.Выдача домашнего задания


 

Выдает нестандартное домашнее задание

Творческое (по желанию): написать сочинение-миниатюру «Место существительного среди других частей речи».

Составить словарно-орфографический диктант из 15 слов, включая изученные орфограммы в разделе «Имя существительное».

Упражнение 199

Самостоятельная домашняя работа

Самоопределение. Учебная мотивация сформирована. Развитие творческих способностей.

Ученик способен к волевому усилию, он осознает то, что уже освоено и качество освоения и что еще предстоит сделать. Может поставить учебную задачу.

Может создавать устные и письменные высказывания, вести поиск информации, выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы.

Может выполнять поставленные задачи, составлять план действий, определяет основную и второстепенную информацию.

Балльная оценка.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.