Урок информатики. Алгоритмическая конструкция «Повторение»
Технологическая карта урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Задачи этапов урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный момент | Настроить обучающихся на урок. Привлечь внимание детей. | - Здравствуйте ребята. - В далёкой Англии жил-был мальчик. Он был озорным и непоседливым, дружил с Гекельберри Финном и постоянно попадал в забавные переделки… Это был… (Том Сойер). С ним происходило множество приключений. Одно из них связано с покраской забора… | Приветствуют учителя, отвечают на вопросы | | |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний, повторение пройденного Смена деятельности | Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. -Организовать активный диалог. | Решим задачу: "Том должен покрасить забор из 10 досок". Составьте алгоритм - Какие виды алгоритмов вы знаете? Дайте определение. (Линейные и разветвляющиеся…). - Какой алгоритм подойдет для решения задачи? (Линейный) Мы можем это сделать, написав команды «закрасить», «вправо» 10 раз. Откройте ноутбуки, запишите его… (Задание №1) (На столе ИНСТРУКЦИЯ по работе с исполнителем Робот) Используем среду Кумир. Записываем алгоритм. Задаем исполнителя Робот, создаем стартовую обстановку с забором по горизонтали, Робот в перво клетке над «забором», даем название алгоритму «Забор». Обсуждение… - А если нужно закрасить не 10, а 100 досок?... Что можно сказать про действия в этом алгоритме? Какие это действия? Можно ли назвать эти действия повторяющимися? В этом алгоритме, есть повторяющиеся действия! -Какой алгоритм мы сегодня будем изучать? - Сформулируйте тему нашего урока? - Правильно ребята, тема нашего урока: Алгоритмическая конструкция «повторение». | Актуализируют свои знания. Отвечают на поставленные вопросы. Систематизируют ранее изученный материал. Записывают в программе КУМИР линейный алгоритм: использовать Робот алг забор нач закрасить; вправо закрасить; вправо закрасить; вправо закрасить; вправо закрасить; вправо закрасить; вправо закрасить; вправо закрасить; вправо закрасить; вправо закрасить; вправо кон Высказывают мнение, размышляют, отвечают на вопросы. - Повторяются действия: «закрасить; вправо» - С повторениями Формулируют тему урока Записывают тему урока в тетрадь | Познавательные - формирование критического мышления — через решение проблемной ситуации. Личностные - процесс смыслообразования через самостоятельную формулировку темы урока, процесс самоопределения. Регулятивные - умение слышать мнение других через ответы на вопросы, умение обобщать ответы других, умение уходить от конфликтов. Коммуникативные - умение работать в коллективе, отвечать на вопросы | |
Целеполагание | Поставить задачи и цель урока, составить план работы | -Ребята, какую цель поставим перед собой? - Для этого нам будет необходимо: Изучить? … Познакомиться? … Научиться?... | Формулируют цели, задачи и план работы. Например… Цель нашего урока: Изучить алгоритмы с повторениями и их виды. (алгоритмы с конструкцией «Повторение») - с видами повторяющихся алгоритмов - использовать алгоритмы с повторениями на практике | Личностные - процесс смыслообразования через самостоятельную формулировку целей и задач урока. Регулятивные - умение прогнозировать деятельность, вносить коррективы при составлении плана работы. Коммуникативные – умение отвечать на вопросы. | |
Изучение нового материала Смена деятельности Применение новых знаний | Расширить кругозор детей, закрепить навык работы в парах. Уметь оформить свою мысль грамотно. Научить применять свои знания на практике. | - Ребята, познакомьтесь с определением понятия «Алгоритмическая конструкция повторение» (читают в учебнике § 3.6) или на карточке. - Как вы понимаете значение слова «Цикл»? (Вопрос оставляем открытым, д.з) -Обратите внимание. Цикл – это законченные действия. Для того, что бы ЦИКЛ закончился, необходимо «включить СЧЕТЧИК» или указать УСЛОВИЕ окончания цикла. -Откройте КАРТОЧКУ - В зависимости от способа организации повторений различают три вида циклов. - Перед вами блок-схемы циклических алгоритмов -Обратите внимание, тело цикла - это последовательность повторяющихся действий. -Найдите различия в блок-схемах алгоритмов, обсудите с партнёром. Работаем в паре. -Какие различия вы нашли? -Каждый вид цикла имеет своё название. 1. цикл с заданным числом повторений «Для», «Со счетчиком»; 2. цикл с заданным условием продолжения работы «Пока»; 3. цикл с заданным условием окончания работы «До» - Перечертите в тетради схемы и подпишите. Физминутка -Выполните действия согласно заданному алгоритму. - 3 раза поднять руки вверх. Какой это цикл? (цикл «Для») - сжимайте и разжимайте кулачки до команды «СТОП». (цикл «До») - Пока звенит звонок, вы будете приседать. (Почему вы не приседаете? условие не выполняется) (цикл «Пока») Вернемся к задаче: В стартовой обстановке увеличьте длину стены (12) Том должен покрасить только 10 досок, Используйте ЦИКЛ со СЧЕТЧИКОМ (Задание 2) (Задание 3) Число досок неизвестно. "Том должен красить забор, пока он не кончится". Используйте ЦИКЛ С ПРЕДУСЛОВИЕМ. Так как забор у нас снизу, мы будем красить клетки, ПОКА СНИЗУ СТЕНА. Перепишите алгоритм, в среде программирования Кумир. ИНСТРУКЦИЯ, под ноутбуком. - Запишите алгоритмы в тетрадь и сделайте вывод: - что получилось в результате выполнения первого алгоритма? - а что в результате выполнения второго? Если длина стены 12 клеток.
Подведём итог урока - Какая была цель нашего урока? - Мы её достигли? - Как называется алгоритм с конструкцией повторение? -Для чего нужны циклы. Что увидели на практике? | Один из учащихся читает определение вслух. Записывают в тетрадь. Отвечают на вопрос Работают с КАРТОЧКОЙ,
находят отличия, обсуждают с партнёром, отвечают на вопрос, размышляют, строят умозаключения. Варианты ответов… В первой блок-схеме нет блока условия, но есть блок, который называется «счётчик». Во второй блок схеме условие располагается перед телом цикла В третьей блок-схеме тело цикла располагается перед условием. Перечерчивают в тетрадь. Подписывают названия. Выполняют действия согласно заданным алгоритмам, закрепляют материал Учащиеся не выполняют действия, так как звонок не звенит. Каждый учащийся, используя ИНСТРУКЦИЮ, выполняет работу за ноутбуком самостоятельно. 1) 2) представляет полученный результат учителю. Отвечают на вопросы и обобщают все усвоенное. - в первом случае, остались не закрашены две клетки. - во втором случае все клетки закрашены …Мы видим, повторилось 10 раз действие. И на написание программы мы потратили мало времени. | Познавательные – уметь оперировать понятиями алгоритм, блок-схема, цикл. Познакомить с видами повторяющихся алгоритмов, научиться использовать алгоритмы с повторениями на практике Регулятивные - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта, умение преодолевать препятствие. Коммуникативные - умение выражать свои мысли, совместно решать учебную задачу, Личностные – создание условий для самопознания и самореализации, создание ситуации успеха. | |
Рефлексия | Формировать умение оценивать себя, подвести итог урока. Проанализировать работы детей и оценить | - используя карточку Самооценка, оцените свою работу на уроке согласно прописанным критериям. -Прочитайте и продолжите фразу. -я понял, что… -теперь я могу… -трудности возникли при… | Оценивают свою работу на уроке согласно критериям. Представляют результаты своего оценивания. Продолжают фразы. Делают вывод по уроку. | Личностные – умение определить чего я достиг в результате работы на уроке. Регулятивные – уметь отразить свою самооценку в графическом образе, анализировать свою деятельность по предложенным критериям, Коммуникативные – уметь обобщать и систематизировать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
Домашнее задание | Знакомство с домашним заданием. | Домашняя работа 1)§3.6, №1,№2 2)Дополнительно. Найти и выписать в тетрадь значение слова ЦИКЛ, указать источник. (Если есть вопросы по домашнему заданию, ответить на них). - Я благодарю вас за активную работу. Урок окончен до свидания! | Знакомятся с домашним заданием. Определяют уровень необходимого домашнего задания. Если есть вопросы, задают. Выполняют команды учителя, прощаются.
| Регулятивные – умение определить, какое задание будет являться достаточным, а какое необходимо для дополнительного повышения рейтинга. |
Самооценка:
Я выучил определения «линейный алгоритм», «ветвление» - 1 балл
Я выполнил: задания №1, №2, №3 - 3 балла
Я отвечал на вопросы во время урока—1балл
Оценка за урок………..