Технологическая карта урока информатики «Алгоритмическая конструкция "Повторение"» (8 класс)
Технологическая карта урока
Автор | Осипова Ольга Владимировна |
Предмет, класс | Информатика 8 класс |
УМК | УМК «Информатика» для 7-9 классов, автор Босова Л. Л., Босова А. Ю. |
Тема: | «Алгоритмическая конструкция «Повторение»» |
Тип урока по целеполаганию: | урок открытия нового знания |
Цель урока: | изучить алгоритмы с повторениями и их виды. |
Задачи урока: | Обучающая – познакомить с видами повторяющихся алгоритмов; научить использовать алгоритмы с повторениями на практике3 Развивающая - развивать мышление, речь, навыки работы с интерактивными средствами. Воспитательная – восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека, побудить интерес к изучению информатики, формирование творческого воображения. |
Основные термины и понятия темы: | Блок-схема Понятие «Алгоритмическая конструкция повторение» Цикл Циклический алгоритм Виды циклических алгоритмов: цикл с заданным условием продолжения работы «Пока»; цикл с заданным условием окончания работы «До»; цикл с заданным числом повторений «Для». |
Планируемые результаты: -личностные -предметные -метапредметные | Личностные: формирование творческого отношения к процессу обучения; формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности; создать условия для самопознания и самореализации, создать ситуацию успеха. Предметные: оперировать понятиями алгоритм, блок-схема, цикл, виды циклов, умение использовать алгоритмы содержащие циклы на практике; Метапредметные: Познавательные УУД: изучить алгоритмическую конструкцию «Повторение»; научиться определять понятия, устанавливать соответствия, классифицировать; применять полученные знания при работе с компьютером и на уроках информатики. Регулятивные УУД выполнять учебные задания в соответствии с целью; соотносить приобретенные знания с реальной жизнью; выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные УУД формулировать высказывание, мнение; умение делать обобщения, строить логические рассуждения, умозаключения; согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; грамотно использовать речевые средства для представления результата. |
Организация пространства | Учебный кабинет. Интерактивный комплекс или интерактивная доска с проектором, проектор направленный на стену или экран для дополнительного проецирования сюжета, ноутбуки, планшеты или смартфоны для считывания qr кода. |
Правила работы на уроке (если они существуют) | Правила поведения в кабинете. |
Используемые виды оценивания | Накопительная система оценки |
Межпредметные связи | Русский язык, математика, технология |
Формы работы | |
Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы | Ноутбуки, учительский компьютер, интерактивный комплекс или интерактивная доска с проектором, проектор с ноутбуком, колонки, планшеты или смартфоны с приложением для считывания qr кода, коробки с бусинами и нитью, шестиугольники разных цветов (по 2 шт.) разложенные на полу перед началом урока, таблички на столы по цветам шестиугольников, подключение компьютера учителя и ноутбуков учащихся к общей локальной сети с выделенными ip – адресами. ОС Windows 7-10, MS Office 2007-2016, браузер, среда программирования Scratch, veyon -для удалённого просмотра ноутбуков учащихся. |
Использованные ресурсы: -литература; -дидактические материалы -ссылки на ЭОР | Литература; Босова, Л. Л. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. Босова, Л. Л. Информатика: учебник для 8 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. Дидактические материалы: Презентация: «Алгоритмическая конструкция «Повторение»», Презентация «Город КристаллСити». Самоконтроль знаний с использованием интерактивного теста. Геймбуки (рабочие тетради) на каждого ученика |
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Задачи этапов урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
| Организационный момент | Настроить обучающихся на урок, пальчиковая гимнастика направлена на активизацию мыслительных процессов | - Здравствуйте ребята. - Я приглашаю вас принять участие в игре город «КристаллСити» (фильм проецируется на стене) -Чтобы активировать игру встаньте на кристаллы, введём секретный код. -Вам необходимо запомнить движения, -Повторите их за мной. (Пальчиковая гимнастика под музыку) -Посмотрите на цвет своего кристалла. Займите рабочие места согласно цвету своего кристалла. | (Дети стоят перед доской полукругом, около каждого ученика на полу находится шестиугольник - обозначающий кристалл)
Приветствуют учителя, выполняют команды учителя Занимают места согласно цвету кристалла на полу. Ищут таблички с цветами на столах. | |
| Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний | Привлечь внимание детей. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. -Организовать активный диалог. | (Звук. Выводится карта на экран.) -Ребята чтобы оживить город нам надо пройти испытания за каждое выполненное задание вы будете получать кристалл. - Посмотрите на первое испытание. Ответьте на вопросы Какие виды алгоритмов вы знаете? (Линейные и разветвляющиеся) Чем характерен разветвляющийся алгоритм? (Разветвляющийся алгоритм содержит условие. В зависимости от результата проверки условия («да» или «нет») предусмотрен выбор одной из двух последовательностей действий (ветвей). Какие геометрические фигуры используются в блок-схеме и что они означают? (овал -начало или конец; параллелограмм-ввод или вывода данных; прямоугольник - обработка данных; ромб - проверка условия Как называют объекты, выполняющие алгоритмы? (Исполнитель – объект, который выполняет алгоритм) - Продолжим. - Откройте ноутбуки (выполняют интерактивное задание открытое в браузере) - Подбери каждой блок-схеме алгоритма подходящее название (Один учащийся выполняет задание на интерактивной доске) У ВАС 30 СЕК -Время истекло!!!! (Проверить задание выполненное на доске, если появился кристалл, то задание выполнено верно) -Уровень пройден. Вы получили первый кристалл -Обратите внимание: Одна блок-схема осталась без названия. - Почему? -Посмотрите видеоролик и ответьте на вопрос. Что объединяет эти действия? -Внимание на экран. (Видеофрагмент) -Что объединяет эти действия? (наводящие вопросы: Какие это действия? Можно ли назвать эти действия повторяющимися?) -И в этом алгоритме, есть тоже повторяющиеся действия! (Указывая на оставшуюся блок-схему) -Какой алгоритм мы сегодня будем изучать? - Сформулируйте тему нашего урока? - Правильно ребята, тема нашего урока: Алгоритмическая конструкция «повторение». | Актуализируют свои знания. Отвечают на поставленные вопросы. Систематизируют ранее изученный материал. Определяют название блок-схем представленных в задании (работа в парах) Проверяют задания выполненные на ноутбуках. (Если появился кристалл, то задание выполнено верно) Высказывают мнение, размышляют отвечая на вопросы. (повторяющиеся действия) (С повторениями) Формулируют тему урока | Познавательные - формирование критического мышления — через решение проблемной ситуации. Личностные - процесс смыслообразования через самостоятельную формулировку темы урока, процесс самоопределения. Регулятивные - умение слышать мнение других через ответы на вопросы о теме урока, способах классификации, умение работать в паре обобщать ответы других, умение уходить от конфликтов. Коммуникативные - умение работать в паре |
| Целеполагание | Поставить задачи и цель урока, составить план работы | -Ребята, какую цель поставим перед собой? - Для этого нам будет необходимо: Изучить? Познакомиться? Научиться? (цель и задачи вывешиваются на доску) | Формулируют цели, задачи и план работы. Цель нашего урока: Изучить алгоритмы с повторениями и их виды. алгоритмы с конструкцией «Повторение» с видами повторяющихся алгоритмов использовать алгоритмы с повторениями на практике | Личностные - процесс смыслообразования через самостоятельную формулировку целей и задач урока. Регулятивные - умение прогнозировать деятельность, вносить коррективы при составлении плана работы. Коммуникативные – умение отвечать на вопросы. |
| Изучение нового материала Смена деятельности Применение новых знаний | Расширить кругозор детей, закрепить навык работы в парах. Уметь оформить свою мысль грамотно. Научить применять свои знания на практике. | - Ребята перед вами геймбуки, откройте их на стр. 4 - Познакомьтесь с определением понятия «Алгоритмическая конструкция повторение» (читают) - Как вы понимаете значение слова «Цикл» - Чтобы узнать точное значение слова «Цикл» обратимся к электронному словарю, а поможет нам в этом планшет. Отсканируйте qr код на стр.5. (читают) -Обратите внимание. Цикл – это законченные действия. -Уровень пройден!!!! Получили ещё один кристалл. - В зависимости от способа организации повторений различают три вида циклов. - Перед вами блок-схемы этих алгоритмов (слайд на доске и в тетради) -Обратите внимание, саму последовательность повторяющихся действий называют телом цикла. -Откройте геймбуки на стр.7. -Найдите различия в блок-схемах алгоритмов, обсудите с партнёром. Работаем в паре. (У вас 15 сек) -Какие различия вы нашли? -Каждый вид цикла имеет своё название. • цикл с заданным условием продолжения работы «Пока»; • цикл с заданным условием окончания работы «До»; • цикл с заданным числом повторений «Для». (объяснение) -Для чего нужны циклы. Физминутка -Встаньте. Выполните действия согласно заданному алгоритму. 3 раза хлопнуть в ладоши (цикл «Для») Делайте наклоны вправо и влево, до моего хлопка. (цикл «До») Пока идёт дождь, вы будете приседать. (Почему вы не приседаете, цикл не выполним) (цикл «Пока») Взгляните на изображение. Пока звенит колокольчик, плавно глазами рисуйте спираль (цикл «Пока») -Отлично, присаживайтесь. - Мы с вами прошли испытание и получили ещё один кристалл - Применим наши знания на практике. -На столах коробки, откройте их. Ознакомьтесь с инструкцией. Изучите блок-схемы и выполните все алгоритмы по очереди. (У вас 2мин.) -Продемонстрируйте свою работу. Покажите коробочки. Если в коробке не осталось бусин, то алгоритмы выполнены правильно. -Опираясь на полученные знания, вы создали амулет нашей игры. Молодцы! (Кристалл на экране загорается) -Взгляните на карту мы достойно прошли все уровни. (На карте загорелись все кристаллы.) - Какая была цель нашего урока? - Мы её достигли? - Как называется алгоритм с конструкцией повторение? -С какими видами циклических алгоритмов познакомились? -Смогли ли мы применить эти алгоритмы на практике? -Сейчас я вам предлагаю оживить город ведь у нас достаточно для этого кристаллов. Приступим, с помощью системы (программирования) Scratch. Составим программу для исполнителей, используя циклы. -Изучите инструкцию, которая находится под ноутбуком. (У вас 4 минуты) -Посмотрим, что у вас получилось. -Запустите полноэкранный режим просмотра. - На счёт три нажмите на флажок Отлично!!!! У нас получилась программа, которая состоит из циклических алгоритмов. Посмотрите, благодаря этой программе наш город вновь ожил. (запустить слайд на компьютере, который проецирует изображение на стену) | Открывают рабочую тетрадь «Геймбук» Один учащийся читает определение вслух Отвечают на вопрос, размышляют. С помощью планшетов или смартфонов сканируют qr код в раб. тетради.
Один учащийся читает определение вслух (ЦИКЛ - совокупность каких-нибудь явлений, процессов, работ, Работают с раб.тетрадями, находят отличия, обсуждают с партнёром.
В первой блок-схеме нет блока условия, но есть блок, который называется «счётчик». Во второй блок схеме условие располагается перед телом цикла В третьей блок-схеме тело цикла располагается перед условием. отбирают информацию по представленному плану. Дополняют рассказ друг друга. После объяснения отвечают на вопрос, размышляют, строят умозаключения. Выполняют действия согласно заданным алгоритмам, закрепляют материал Учащиеся не должны выполнять действия, так как на улице не идёт дождь. Каждый учащийся знакомится с инструкцией и выполняет работу самостоятельно. Каждый учащийся представляет полученный результат классу и учителю.
Отвечают на вопросы и обобщают все усвоенное. Выполняют работу в парах на ноутбуках. С помощью системы Scratch составляют программы. У каждой группы свои исполнители. (Работа учащихся проецируется на экран с помощью программы veyon) должна получиться общая картинка города. Все исполнители в Scratch программах начнут двигаться, общая картина будет иметь эффект ожившего города. | Познавательные – уметь оперировать понятиями алгоритм, блок-схема, цикл. Познакомить с видами повторяющихся алгоритмов, научиться использовать алгоритмы с повторениями на практике Регулятивные - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта, умение преодолевать препятствие. Коммуникативные - умение выражать свои мысли, совместно решать учебную задачу, распределять функции участников познавательного процесса, определять способы взаимодействия, налаживать инициативное сотрудничество и взаимопомощь. Личностные – создание условий для самопознания и самореализации, создание ситуации успеха. |
| Рефлексия | Формировать умение оценивать себя, подвести итог урока. Проанализировать работы детей и оценить | -Оценим нашу работу. Откройте лист успеха в геймбуках на стр. 9., оцените свою работу на уроке согласно представленным критериям. (у вас 15 сек.) -Кто оценил свою работу на отлично, похлопайте себе! -У кого 4 поднимите руку. -Кто-нибудь оценил себя по-другому? -Ребята, посмотрите на карту, что происходит? (кристаллы соединяются) -Мы получили с вами Кристалл победы! -Прочитайте и продолжите фразу. (Опрос фронтальный) -я понял, что… -теперь я могу… -трудности возникли при… | Заполняют табличку. Оценивают свою работу на уроке согласно представленным критериям. Представляю результаты своего оценивания. Продолжают фразы. Делают вывод по уроку. | Личностные – умение определить чего я достиг в результате работы на уроке. Регулятивные – уметь отразить свою самооценку в графическом образе, анализ своей деятельность по предложенным критериям, сравнивают свой результат с образцом Коммуникативные – уметь обобщать и систематизировать, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
| Домашнее задание | Знакомство с домашним заданием. | Домашняя работа - Внимание домашняя работа. Оно также дано в ваших геймбуках на стр.10. Задания, отмеченные звёздочкой для дополнительного выполнения. (Если есть вопросы по домашнему заданию, ответить на них). -Встаньте. Вспомните наш код, повторим его, но уже для деактивации игры. (Звук) - Я благодарю вас за активную работу. Урок окончен до свидания! | Знакомятся с домашним заданием. Определяют уровень необходимого домашнего задания. Если есть вопросы, задают. Выполняют команды учителя, прощаются.
| Регулятивные – умение определить, какое задание для него будет являться достаточным, а какое необходимо для дополнительного повышения рейтинга. |