12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ермолаева Елена Анатольевна19

Урок Искусства в 9 классе в рамках Недели духовного воспитания учащихся. Тема «Синтез духовной литературы и музыки».

Учитель Ермолаева Елена Анатольевна

Цель:

дать учащимся представление о неразрывной связи музыки и литературы

Задачи:

формирование  духовной культуры;

развитие способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

освоение знаний о воздействии духовной музыки и литературы на человека;
о синтезе с другими видами искусства и жизнью;

воспитание потребности к самостоятельному общению духовной культурой, эмоционально - ценностного отношения к ней.

осуществление всестороннего воспитания учащихся, формирования их духовной культуры.

Ход урока

Всем известно, что духовная жизнь основа человеческой жизни. Самую тяжелую боль человек испытывает в своей душе. Самую сильную высокую радость он тоже ощущает не телом. Духовность-это высший уровень развития личности, у которой главным в жизни становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности - мораль, мировоззрение. Но с какой стороны подступиться к этому невидимому миру, какой тропой идти? Наверно один из надежных путей, с моей точки зрения, это приобщение к культуре, к искусству – литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу. Всё это позволяет эмоционально пережить явления окружающего мира в их многообразии и взаимосвязи.

Для большинства деятелей искусства характерно понимание культуры как единого целого, но целого многогранного, разнородного. Поэтому мы говорим о синтетической природе искусств.

Сегодня мы поговорим о синтезе музыки, литературы, живописи. Но обратимся к духовной музыке, литературе, живописи.

Духовная музыка появилась во времена царя Соломона (1000 лет до н.э.) в Израиле; христианская духовная музыка-в начале нашей эры (в 1 веке), вскоре после Рождества Христова, в Палестине. Согласно Библии, Иисус Христос сам участвовал в пении псалмов. «Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом» - сказал Святитель Иоанн Златоуст. Духовная музыка стала входить в жизнь христиан. Особенность православного пения заключалась в том, что источником звука стал не инструмент, а само существо человека, его душа, этот вид музыки стал стремительно развиваться. На Руси после Крещения в 988 году стали строить русские храмы, писать русские иконы, переписывать церковные тексты, открывали певческие школы. Духовная музыка стала прочно входить в обиход русичей.

СЛАЙД 2. Забота о нравственности издавна тревожила людей. Ещё святой Иоанн Златоуст в IV веке писал: «Под долгом воспитывать своих детей я разумею не одно то, чтобы не допустить их умереть с голоду, чем люди, кажется, и ограничивают свои обязанности по отношению к детям. Я говорю о попечении образовывать сердца детей в добродетели и благочестии, - долг священный, которого нельзя преступить…

Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания».

В 18-19 веках русские композиторы Д.С. Бортнянский, М. И. Глинка, П. И. Чайковский и другие сделали все для сохранения национальных основ русской духовной музыки. О церковной музыке Пётр Ильич Чайковский сказал, что это «огромное и еще едва тронутое поле деятельности». Чайковский написал полные циклы к двум важнейшим богослужениям православной церкви: «Литургии святого Иоанна Златоуста» (1878) и «Всенощному бдению» (1882) и другие произведения. (Прослушаем отрывок из «Литургии святого Иоанна Златоуста» П. И. Чайковского) СЛАЙД 3.

С 1917 года развитие русской духовной музыки существенно замедлилось, но и в это время находились композиторы, не поддавшиеся атеистическому напору, создавали духовную музыку. Пример тому С. В. Рахманинов.

(Прослушаем отрывок «Литургии святого Иоанна Златоуста» соч. 31). СЛАЙД 4.

Вопрос к классу: Какие чувства в вас вызвала эта музыка?

Выразительная подача слова и музыкальность интонации создают чувство возвышенного, духовного. Русская духовная музыка и литература несут особый внутренний строй, собранность, они содержат богатую палитру: скорбь, печаль, радость, ликование.

Всем нам известная молитва Отче наш вдохновила хор Турецкого на такое её исполнение.

(Прослушаем молитву Отче наш в исполнении хора Турецкого) СЛАЙД 5.

Вопрос к классу: В чём различие исполнения литургии в исполнении мужского хора и молитвы Отче наш? Какое исполнение более «сильное»?

Нравственность и соборность лежат в основе русской духовной музыки и литературы.

В литературе много произведений, посвящённых святым, сподвижникам: Александр Невский, Сергий Радонежский.

СЛАЙД 6. Послушайте Величание Сергию Радонежскому: Ублажаем тя, / преподобне отче наш Сергие, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов // и собеседниче ангелов. А теперь это Величание, положенное на музыку.

(Прослушаем Величание)

В 18 веке духовную музыку создавали многие выдающиеся композиторы, и среди них Антонию Вивальди (1678-1741) - итальянский композитор, скрипач, настоятель монастыря. Вивальди - автор многих кантат и замечательной оратории «Юдифь».

Чтение отрывка из Ветхозаветной литературы.

Укрепленный израильский город Ветилуя, располагавшийся в горах, осадили войска ассирийского царя Навуходоносора. Ими командовал выдающийся полководец Олоферн. Он уже предвидел скорую победу — в городе у осажденных не осталось ни воды, ни хлеба, и жители были в панике. Но в городе жила богатая вдова Юдифь, которая призывала жителей не сдаваться, она, как могла, подбадривала их и решила сама спасти свой город и осажденных в нем людей.

1.Когда поздно стало, рабы его поспешили удалиться, а Вагой, отпустив предстоявших пред лицем его господина, затворил шатер снаружи, и они пошли к постелям своим, так как все были утомлены продолжительностью пира.

2. В шатре осталась одна Иудифь с Олоферном, упавшим на ложе свое, потому что был переполнен вином.

3. Иудифь велела служанке своей стать вне спальни ее и ожидать ее выхода, как было каждый день, сказав, что она выйдет на молитву. То же самое сказала она и Вагою.

4. Когда все от нее ушли и никого в спальне не осталось, ни малого, ни большого, Иудифь, став у постели Олоферна, сказала в сердце своем: Господи, Боже всякой силы! призри в час сей на дела рук моих к возвышению Иерусалима,

5. ибо теперь время защитить наследие Твое и исполнить мое намерение, поразить врагов, восставших на нас.

6. Потом, подойдя к столбику постели, стоявшему в головах у Олоферна, она сняла с него меч его

7. и, приблизившись к постели, схватила волосы головы его и сказала: Господи, Боже Израиля! укрепи меня в этот день.

8. И изо всей силы дважды ударила по шее Олоферна и сняла с него голову

9. и, сбросив с постели тело его, взяла со столбов занавес. Спустя немного она вышла и отдала служанке своей голову Олоферна,…

А сыны Израиля, возвратившиеся от поражения, овладели остальным; и села и деревни в нагорной стране и на равнине получили большую добычу, потому что ее было весьма многое множество.

8. Великий священник Иоаким и старейшины сынов Израилевых, жившие в Иерусалиме, пришли посмотреть, какое благо сотворил Господь для Израиля, и видеть Иудифь и приветствовать ее.

9. Как только они вошли к ней, то все единодушно благословили ее и сказали ей: ты величие Израиля, ты великая радость Израиля, ты великая слава нашего рода.

10. Все это ты сделала твоею рукою; ты сделала добро Израилю, и да благоволит к нему Бог; будь же благословенна от Господа Вседержителя на вечное время. И весь народ сказал: да будет!

(Слушаем ораторию «Торжествующая Юдифь» Антонио Вивальди) СЛАЙД 7

Духовный мир это не только религия, это и любовь к Родине, к истории России, к природе. Многие литераторы и композиторы обращаются к этой теме. Песня О. Газманова «Мой Храм», у группы «Белый орел» песня «Храмы России», у В. Байкова «Пресвятая Богородица» и другие.

(Прослушаем песню «Храмы России» в исполнении группы «Белый орёл»)

Вопрос к классу: На что похожа эта песня? ( На исповедь, молитву)

СЛАЙД 8

Борис Пастернак, человек со сложной судьбой. Но не озлобился, а наоборот призывает людей к умению прощать, к умению молиться за обижающих. (Прослушаем стихотворение Б. Пастернака «Учись прощать», прочитанное под органную музыку, а затем положенное на музыку) СЛАЙД 9, 10

Вопрос к классу: Какая композиция воспринимается лучше?

Жанна Бичевская. В репертуаре этой певицы много песен о России, о вере, о судьбе русского народа.

(Прослушаем песню «Колокольный звон») СЛАЙД 11

Все мы знаем историю Иисуса Христа. Давайте обратимся ко времени казни Иисуса.

Отрывок из Евангелия о распятии Христа.

От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Лама савахвани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего ты меня оставил?

Некоторые из стоящих там, слыша это, говорили: Илию зовет он.

И тот час побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал ему пить.

А другие говорили: постой; посмотрим, не придет ли Илия спасти его.

Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.

И вот завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась и камни расселись…

При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

Иисус, увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорил матери своей: Жено! Се, сын твой.

Потом говорит ученику: се, матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

Поэтесса Анна Ахматова написала стихотворение на эту тему. Я вам его прочитаю, но фоном будет музыка.

СЛАЙД 12.

Распятие Христа. А.Ахматова

Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: "Почто Меня оставил!"

А матери: "О, не рыдай Мене..."

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

СЛАЙД 13. Игорь Тальков болел душой за Россию, за многострадальный русский народ. Послушайте стихотворение, которое читает сам автор.

Поэт и пророк

Когда-нибудь, когда устанет зло

Насиловать тебя, едва живую,

И на твое иссохшее чело

Господь слезу уронит дождевую,

Ты выпрямишь свой перебитый стан,

Как прежде, ощутишь себя мессией

И расцветешь на зависть всем врагам,

Несчастная Великая Россия.

Игорь Тальков, стихи из книги “Монолог” .

Вопросы к классу: Ребята, что нам даёт синтез музыки и литературы? Как вы воспринимали предложенные вам композиции? Что чувствовали при прослушивании музыки, песен? Почему все, о чём мы говорили сегодня, относится к духовной культуре?

 

На этом наш урок закончился, а вам предстоит приготовить презентации, сообщения на тему «Синтез духовной музыки, литературы, живописи»

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.