Урок музыки и литературы «Синтез духовной литературы и музыки» для учеников 9 класса
Урок Искусства в 9 классе в рамках Недели духовного воспитания учащихся. Тема «Синтез духовной литературы и музыки».
Учитель Ермолаева Елена Анатольевна
Цель:
дать учащимся представление о неразрывной связи музыки и литературы
Задачи:
формирование духовной культуры;
развитие способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение знаний о воздействии духовной музыки и литературы на человека;
о синтезе с другими видами искусства и жизнью;
воспитание потребности к самостоятельному общению духовной культурой, эмоционально - ценностного отношения к ней.
осуществление всестороннего воспитания учащихся, формирования их духовной культуры.
Ход урока
Всем известно, что духовная жизнь основа человеческой жизни. Самую тяжелую боль человек испытывает в своей душе. Самую сильную высокую радость он тоже ощущает не телом. Духовность-это высший уровень развития личности, у которой главным в жизни становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности - мораль, мировоззрение. Но с какой стороны подступиться к этому невидимому миру, какой тропой идти? Наверно один из надежных путей, с моей точки зрения, это приобщение к культуре, к искусству – литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу. Всё это позволяет эмоционально пережить явления окружающего мира в их многообразии и взаимосвязи.
Для большинства деятелей искусства характерно понимание культуры как единого целого, но целого многогранного, разнородного. Поэтому мы говорим о синтетической природе искусств.
Сегодня мы поговорим о синтезе музыки, литературы, живописи. Но обратимся к духовной музыке, литературе, живописи.
Духовная музыка появилась во времена царя Соломона (1000 лет до н.э.) в Израиле; христианская духовная музыка-в начале нашей эры (в 1 веке), вскоре после Рождества Христова, в Палестине. Согласно Библии, Иисус Христос сам участвовал в пении псалмов. «Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом» - сказал Святитель Иоанн Златоуст. Духовная музыка стала входить в жизнь христиан. Особенность православного пения заключалась в том, что источником звука стал не инструмент, а само существо человека, его душа, этот вид музыки стал стремительно развиваться. На Руси после Крещения в 988 году стали строить русские храмы, писать русские иконы, переписывать церковные тексты, открывали певческие школы. Духовная музыка стала прочно входить в обиход русичей.
СЛАЙД 2. Забота о нравственности издавна тревожила людей. Ещё святой Иоанн Златоуст в IV веке писал: «Под долгом воспитывать своих детей я разумею не одно то, чтобы не допустить их умереть с голоду, чем люди, кажется, и ограничивают свои обязанности по отношению к детям. Я говорю о попечении образовывать сердца детей в добродетели и благочестии, - долг священный, которого нельзя преступить…
Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания».
В 18-19 веках русские композиторы Д.С. Бортнянский, М. И. Глинка, П. И. Чайковский и другие сделали все для сохранения национальных основ русской духовной музыки. О церковной музыке Пётр Ильич Чайковский сказал, что это «огромное и еще едва тронутое поле деятельности». Чайковский написал полные циклы к двум важнейшим богослужениям православной церкви: «Литургии святого Иоанна Златоуста» (1878) и «Всенощному бдению» (1882) и другие произведения. (Прослушаем отрывок из «Литургии святого Иоанна Златоуста» П. И. Чайковского) СЛАЙД 3.
С 1917 года развитие русской духовной музыки существенно замедлилось, но и в это время находились композиторы, не поддавшиеся атеистическому напору, создавали духовную музыку. Пример тому С. В. Рахманинов.
(Прослушаем отрывок «Литургии святого Иоанна Златоуста» соч. 31). СЛАЙД 4.
Вопрос к классу: Какие чувства в вас вызвала эта музыка?
Выразительная подача слова и музыкальность интонации создают чувство возвышенного, духовного. Русская духовная музыка и литература несут особый внутренний строй, собранность, они содержат богатую палитру: скорбь, печаль, радость, ликование.
Всем нам известная молитва Отче наш вдохновила хор Турецкого на такое её исполнение.
(Прослушаем молитву Отче наш в исполнении хора Турецкого) СЛАЙД 5.
Вопрос к классу: В чём различие исполнения литургии в исполнении мужского хора и молитвы Отче наш? Какое исполнение более «сильное»?
Нравственность и соборность лежат в основе русской духовной музыки и литературы.
В литературе много произведений, посвящённых святым, сподвижникам: Александр Невский, Сергий Радонежский.
СЛАЙД 6. Послушайте Величание Сергию Радонежскому: Ублажаем тя, / преподобне отче наш Сергие, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов // и собеседниче ангелов. А теперь это Величание, положенное на музыку.
(Прослушаем Величание)
В 18 веке духовную музыку создавали многие выдающиеся композиторы, и среди них Антонию Вивальди (1678-1741) - итальянский композитор, скрипач, настоятель монастыря. Вивальди - автор многих кантат и замечательной оратории «Юдифь».
Чтение отрывка из Ветхозаветной литературы.
Укрепленный израильский город Ветилуя, располагавшийся в горах, осадили войска ассирийского царя Навуходоносора. Ими командовал выдающийся полководец Олоферн. Он уже предвидел скорую победу — в городе у осажденных не осталось ни воды, ни хлеба, и жители были в панике. Но в городе жила богатая вдова Юдифь, которая призывала жителей не сдаваться, она, как могла, подбадривала их и решила сама спасти свой город и осажденных в нем людей.
…
1.Когда поздно стало, рабы его поспешили удалиться, а Вагой, отпустив предстоявших пред лицем его господина, затворил шатер снаружи, и они пошли к постелям своим, так как все были утомлены продолжительностью пира.
2. В шатре осталась одна Иудифь с Олоферном, упавшим на ложе свое, потому что был переполнен вином.
3. Иудифь велела служанке своей стать вне спальни ее и ожидать ее выхода, как было каждый день, сказав, что она выйдет на молитву. То же самое сказала она и Вагою.
4. Когда все от нее ушли и никого в спальне не осталось, ни малого, ни большого, Иудифь, став у постели Олоферна, сказала в сердце своем: Господи, Боже всякой силы! призри в час сей на дела рук моих к возвышению Иерусалима,
5. ибо теперь время защитить наследие Твое и исполнить мое намерение, поразить врагов, восставших на нас.
6. Потом, подойдя к столбику постели, стоявшему в головах у Олоферна, она сняла с него меч его
7. и, приблизившись к постели, схватила волосы головы его и сказала: Господи, Боже Израиля! укрепи меня в этот день.
8. И изо всей силы дважды ударила по шее Олоферна и сняла с него голову
9. и, сбросив с постели тело его, взяла со столбов занавес. Спустя немного она вышла и отдала служанке своей голову Олоферна,…
А сыны Израиля, возвратившиеся от поражения, овладели остальным; и села и деревни в нагорной стране и на равнине получили большую добычу, потому что ее было весьма многое множество.
8. Великий священник Иоаким и старейшины сынов Израилевых, жившие в Иерусалиме, пришли посмотреть, какое благо сотворил Господь для Израиля, и видеть Иудифь и приветствовать ее.
9. Как только они вошли к ней, то все единодушно благословили ее и сказали ей: ты величие Израиля, ты великая радость Израиля, ты великая слава нашего рода.
10. Все это ты сделала твоею рукою; ты сделала добро Израилю, и да благоволит к нему Бог; будь же благословенна от Господа Вседержителя на вечное время. И весь народ сказал: да будет!
(Слушаем ораторию «Торжествующая Юдифь» Антонио Вивальди) СЛАЙД 7
Духовный мир это не только религия, это и любовь к Родине, к истории России, к природе. Многие литераторы и композиторы обращаются к этой теме. Песня О. Газманова «Мой Храм», у группы «Белый орел» песня «Храмы России», у В. Байкова «Пресвятая Богородица» и другие.
(Прослушаем песню «Храмы России» в исполнении группы «Белый орёл»)
Вопрос к классу: На что похожа эта песня? ( На исповедь, молитву)
СЛАЙД 8
Борис Пастернак, человек со сложной судьбой. Но не озлобился, а наоборот призывает людей к умению прощать, к умению молиться за обижающих. (Прослушаем стихотворение Б. Пастернака «Учись прощать», прочитанное под органную музыку, а затем положенное на музыку) СЛАЙД 9, 10
Вопрос к классу: Какая композиция воспринимается лучше?
Жанна Бичевская. В репертуаре этой певицы много песен о России, о вере, о судьбе русского народа.
(Прослушаем песню «Колокольный звон») СЛАЙД 11
Все мы знаем историю Иисуса Христа. Давайте обратимся ко времени казни Иисуса.
Отрывок из Евангелия о распятии Христа.
…От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Лама савахвани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего ты меня оставил?
Некоторые из стоящих там, слыша это, говорили: Илию зовет он.
И тот час побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал ему пить.
А другие говорили: постой; посмотрим, не придет ли Илия спасти его.
Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
И вот завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась и камни расселись…
При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
Иисус, увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорил матери своей: Жено! Се, сын твой.
Потом говорит ученику: се, матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
Поэтесса Анна Ахматова написала стихотворение на эту тему. Я вам его прочитаю, но фоном будет музыка.
СЛАЙД 12.
Распятие Христа. А.Ахматова
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: "Почто Меня оставил!"
А матери: "О, не рыдай Мене..."
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
СЛАЙД 13. Игорь Тальков болел душой за Россию, за многострадальный русский народ. Послушайте стихотворение, которое читает сам автор.
Поэт и пророк
Когда-нибудь, когда устанет зло
Насиловать тебя, едва живую,
И на твое иссохшее чело
Господь слезу уронит дождевую,
Ты выпрямишь свой перебитый стан,
Как прежде, ощутишь себя мессией
И расцветешь на зависть всем врагам,
Несчастная Великая Россия.
Игорь Тальков, стихи из книги “Монолог” .
Вопросы к классу: Ребята, что нам даёт синтез музыки и литературы? Как вы воспринимали предложенные вам композиции? Что чувствовали при прослушивании музыки, песен? Почему все, о чём мы говорили сегодня, относится к духовной культуре?
На этом наш урок закончился, а вам предстоит приготовить презентации, сообщения на тему «Синтез духовной музыки, литературы, живописи»