Интегрированный урок музыки и литературы «А.С.Пушкин и М.И.Глинка»
Цель урока: - Приобщить детей к высокой значимости искусства в жизни человека через поэзию А.С.Пушкина и музыку М.И.Глинки.
- Развить творческие способности учащихся через декламацию стихов Пушкина и совместное пение.
- Научиться анализировать как стихи, так и музыку.
Ход урока.
Учитель музыки: исполнение романса «Не пой, красавица, при мне».
Учитель литературы: Приветствие.
- Наше занятие началось с прослушивание замечательного романса в исполнении учителя музыки. Вы вспомнили, кто написал эти строки?
(ответы детей)
Учитель музыки: - А музыку к этому романсу написал великий композитор, М.И.Глинка, родоначальник русской музыки, которого называли Пушкиным в музыке. Наверное, вы догадались о чем, а точнее о ком мы будем говорить сегодня?
(ответы детей, формулировка темы, тема на экране)
Учитель литературы: - В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя поэта, творчество которого так бы отразилось в музыке, как имя А.С.Пушкина. Но не только творчество связывало великого поэта и великого композитора. А.С.Пушкин и М.И.Глинка были знакомы, их пути пересекались неоднократно, вплоть до конца жизни поэта.
Учитель музыки: В 1817 г. в возрасте 13 лет Глинка едет в Петербург, где поступает учиться в новое учебное заведение - Благородный пансион для юношей при Педагогическом институте. Начинается новый этап его жизни…Здесь состоится его первое знакомство с Пушкиным, который часто бывал в пансионе.
Учитель литературы: Встречи Пушкина и Глинки возобновились через несколько лет. Молодой композитор и известный поэт не только вращались в одном обществе, общались друг с другом, но и оказывали влияние на творчество друг друга. Как-то Грибоедов, вернувшись из Грузии, сообщил Глинке мелодию одной грузинской песни.
Учитель музыки: Глинка почти ничего не изменил в этой простой и пленительной мелодии, он лишь написал к ней фортепианное сопровождение. В присутствии Пушкина он исполнил ее друзьям. Кто-то заметил, что мелодии недостает стихов. Пушкин написал их. Так родился романс «Не пой, красавица, при мне».
Учитель литературы: - На дом вам было дано задание, узнать, что общего было у этих двух великих современников, давайте посмотрим, что получилось.
(опрос детей, делаем выводы: - знали жизнь народа не понаслышке; имели благодатную почву для развития таланта; оба получили прекрасное образование; были знакомы с юности; общались с передовыми людьми своего времени; частично или полностью разделяли взгляды декабристов; использовали все жанры в своем творчестве.)
Учитель литературы: - А сейчас давайте послушаем стихотворение, которое подготовили ученики вашего класса.
(чтение тремя мальчиками «Я помню чудное мгновенье», в это время учитель зажигает свечу на столе, с декорациями – письмо и перо)
- В 1819 г., в гостях, в доме Олениных, А.П.Керн и А.С.Пушкин впервые встретились. Уже тогда поэт был очарован ее красотой и обаянием. После этой встречи прошло 6 лет, и Пушкин вновь увидел Керн летом 1825г., когда она была в Тригорском. Он ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, упоение любви. Незадолго до отъезда Керн Пушкин написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье», которое сам и вручил ей вместе с экземпляром одной из первых глав «Евгения Онегина».
Учитель музыки: - Стихотворение Пушкина, впервые опубликованное в 1827г., сразу же привлекло русских музыкантов. Прекрасный романс на этот текст написал в 1832г. А.А.Алябьев. Но только М. И. Глинке удалось впервые передать всю силу вдохновенного чувства поэта, всю красоту и гармонию пушкинских стихов. Почему так случилось? такую музыку к пушкинским стихам могло создать только сердце, влюбленное столь же сильно и прекрасно. А ведь так оно и было. Глинка любил, когда сочинял этот романс. Любил дочь Анны Керн – Екатерину.
(Слушание романса, анализ, средства выразительности, количество частей – работа по группам, одна группа – музыкальный анализ, вторая группа – анализ стихотворения).
Учитель литературы: - Художественное совершенство романса Глинки – в полном слиянии музыки и текста, средств музыкальной и поэтической выразительности. Замысел пушкинского стихотворения тонко передан в композиционном строении романса. Три основных раздела произведения отображают важнейшие смысловые моменты развития лирического сюжета – встречу, разлуку и новую встречу. Радостное воспоминание, льнущее к любимому образу, - тема первой части романса и стихотворения.
Учитель музыки: - драматического характера, полный печали и меланхолии. Но ведь «душе настало пробужденье»! И тема 1-й части звучит снова, теперь уже как юношески непосредственная реальная радость, в финале доходящая до подлинного упоения. Аккомпанемент у Глинки не становится простой поддержкой. Он омывает и наполняет тихим светом слова первого куплета романса, он бурно, как бы угрожая затопить голос, взрывается в середине, ликует вместе с голосом в финале. Как богато оттенками сопровождение каждой из трех частей и как цельно единое движение музыки, пронизывающее весь романс!
Учитель литературы: - Так сплелись в одном романсе творчество и любовь двух великих художников, двух гениев - А.С. Пушкина и М.И. Глинки. Несомненно, это был талантливый союз. И мы все убедились в этом сегодня, послушав и музыку Глинки, и стихи Пушкина. К чему побуждают каждого их произведения?
(ответы детей)
Учитель литературы: - Конечно, вы все правы. Наверное, самое главное, чем бы мы не занимались, что бы мы не делали – оставаться хорошими людьми.
Учитель музыки: - Давайте споем песню, как раз об этом, о самом главном – «Быть человеком»!
(Совместное пение).
Учитель литературы: - Урок окончен, все молодцы!
Рефлексия, домашнее задание.