Урок – исследование Тема: «Основные мотивы рассказа Л.Н.Толстого «После бала.» Приёмы создания образов».
Урок – исследование
Тема: «Основные мотивы рассказа Л.Н.Толстого «После бала.» Приёмы создания образов».
Цели урока:
Обучающая: проанализировать рассказ; раскрыть идейное содержание произведения; рассмотреть, как с помощью описания цвета, места, музыки, портретов раскрываются основные образы произведения; выяснить, какие жизненные принципы проповедует писатель.
Развивающая: развивать аналитические, поисково – исследовательские навыки учащихся.
Воспитательная: воспитание неприятия пассивной, созерцательной жизненной позиции.
Тип урока: урок – исследование.
Ход урока:
Мотивация. (Посадка?)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, это урок-исследование, где каждый из вас побывает в роли учёного, и мне хочется узнать, какое у вас душевное состояние?
- Как думаете, что влияет на душевное состояние человека? (ситуация, окружение)
Вот и наш замечательный писатель Л.Н.Толстой говорил: «Нельзя быть счастливым, если рядом с тобой много горя и страданий».
Актуализация.
- В каком произведении, уже известном вам, Л.Н. очень ярко раскрывает эту мысль? (В рассказе «После бала»).
- А что такое рассказ? (небольшое по объёму эпическое произведение, основу которого составляет одно событие).
- В любом художественном произведении есть мотив. (простейшая составная часть сюжета, повторяющийся компонент литературного произведения, обладающий повышенной значимостью)
- И, конечно же, литературное произведение немыслимо без образа (картина человеческой жизни, изображённая в художественном произведении, в которой писатель выражает свои мысли о ней).
- А создать образ в художественном произведении писателю помогают различные приёмы. Какие? (контраст, пейзаж, портрет, цвет, звук, эпитеты)
-Художественный приём, в основе которого лежит противопоставление двух соотносящихся качеств с целью их усиления.
- Художественный приём, яркое, образное слово, характеризующее свойство предмета.
- Мы определили ключевые слова темы урока. Выберите из предложенных вариантов тем наиболее, на ваш взгляд, точную. Обоснуйте свой выбор.
Варианты тем:
Основные мотивы рассказа Л.Н.Толстого «После бала. Приёмы создания образов».
Контраст в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».
Идея рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Запишите тему исследования в свои карты.
Создание проблемной ситуации.
Для того, чтобы раскрыть тему исследования, нам нужно обозначить проблему.
Сейчас мы посмотрим видеоролик, который поможет вам в этом.
- Какой вопрос напрашивается?
Ответ: - Что помешало сохранить герою самую сильную любовь его жизни.
Мы создали вопрос, требующий решения. Также мы знаем, что писатели используют различные приемы, чтобы передать картину происходящего. Мы не просто читаем, а еще и слышим, видим и чувствуем все, что происходит в произведении. Какой основной приём вы можете выделить в произведении? Рассказ построен на контрасте, и теперь мы попробуем с помощью исследовательской работы раскрыть приемы создания образов в двух основных эпизодах произведения.
Карта исследования
Тема исследования | |
Проблема | |
Материал для исследования (назовите эпизод, который будем исследовать) | |
Цель (Для чего мы это делаем?) | Увидеть, как с помощью словесных образов показаны основные мотивы в данном эпизоде. |
Задачи исследования (Что мы должны сделать и узнать?) | Найти приёмы создания образов на балу |
Методы исследования (что будем делать на уроке, чтобы достигнуть результата?) | Чтение, анализ, обобщение |
Гипотеза (предположите, что будет результатом исследования) | Описание бала создает радостное, счастливое настроение. Здесь царит мотив любви, взаимопонимания, счастья. В данном эпизоде прослеживается мотив страха, зла, жестокости. |
Объекты исследования Место(стр. 118-122) (123-126) Цвет Музыка Полковник Психологическое состояние Ивана Васильевича Детали | |
Выводы (что можете сказать о полковнике и Иване Васильевиче) | На балу красивая обстановка, приятная музыка, преобладает белый цвет, цвет добра и любви. Полковник- красивый, статный, милый и добрый, заботливый отец, делает всё по закону. Иван Васильевич влюблён в Вареньку, испытывает к её отцу нежные чувства. Прослеживаются мотивы любви, добра, радости. После бала Краски преобладают чёрные. Полковник жестокий, искренне убеждён, что всё надо делать по закону. Искренне зол. Прослеживаются мотивы страха, тревоги, зла и жестокости, социальной несправедливости |
Вывод: - Что помешало герою сохранить самую сильную любовь в его жизни?
Ещё раз обратите внимание на эпиграф и ответьте на вопрос.
- Человек не должен быть равнодушен. Он должен чувствовать личную ответственность за всё, что совершается в мире. И с Варенькой он расстался, т.к. не мог жить и любить по-прежнему.
Учитель. На рубеже двух веков Лев Николаевич Толстой создаёт целый ряд произведений, разных по тематике, жанру и стилю. Они объединяются «вечными» нравственными проблемами гражданской ответственности, социальной справедливости, человеческого счастья, совести, добра.
У Толстого есть замечательные слова о смысле жизни, давайте обратимся к ним и попробуем их воспроизвести….
« Смысл жизни в служении_______(себе, людям). Жить для одного себя_____ (можно, нельзя). Это духовная _____(жизнь, смерть). Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе _____ (любви, ненависти, добра, зла)»
Рефлексия
Сегодня мы с вами говорили о смысле жизни, погрузились в язык Толстого, наблюдали, как замечательно он создает яркие образы, передает душевные переживания героев.
Надеюсь, что вы задумаетесь о смысле жизни для себя и сможете отличить, когда придет время, «что хорошо», а что нет. И самое главное, сделаете правильный выбор! Оцените вклад каждого в группе: поставьте объективные оценки
ЛИСТ оценивания работы в группе №1.
Ф. И. учащегося в группе | Самооценка (каждый оценивает себя) | Оценивает 1-ый в списке всех | Оценивает 2-ой в списке всех | Оценивает 3-ий в списке всех | Оценивает 4-ый в списке всех | Оценивает 5-ый в списке всех | Оценивает 6-ой в списке всех |
| | - | | | | | |
| | | - | | | | |
| | | | - | | | |
| | | | | - | | |
| | | | | | - | |
| | | | | | | - |
ЛИСТ оценивания работы в группе №2.
Ф. И. учащегося в группе | Самооценка (каждый оценивает себя) | Оценивает 1-ый в списке всех | Оценивает 2-ой в списке всех | Оценивает 3-ий в списке всех | Оценивает 4-ый в списке всех | Оценивает 5-ый в списке всех | Оценивает 6-ой в списке всех |
| | - | | | | | |
| | | - | | | | |
| | | | - | | | |
| | | | | - | | |
| | | | | | - | |
| | | | | | | - |