12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Азметова Елена Сергеевна26
3

Урок – исследование Тема: «Основные мотивы рассказа Л.Н.Толстого «После бала.» Приёмы создания образов».

Урок – исследование

Тема: «Основные мотивы рассказа Л.Н.Толстого «После бала.» Приёмы создания образов».

Цели урока:

Обучающая: проанализировать рассказ; раскрыть идейное содержание произведения; рассмотреть, как с помощью описания цвета, места, музыки, портретов раскрываются основные образы произведения; выяснить, какие жизненные принципы проповедует писатель.

Развивающая: развивать аналитические, поисково – исследовательские навыки учащихся.

Воспитательная: воспитание неприятия пассивной, созерцательной жизненной позиции.

Тип урока: урок – исследование.

Ход урока:

Мотивация. (Посадка?)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, это урок-исследование, где каждый из вас побывает в роли учёного, и мне хочется узнать, какое у вас душевное состояние?

- Как думаете, что влияет на душевное состояние человека? (ситуация, окружение)

Вот и наш замечательный писатель Л.Н.Толстой говорил: «Нельзя быть счастливым, если рядом с тобой много горя и страданий».

Актуализация.

- В каком произведении, уже известном вам, Л.Н. очень ярко раскрывает эту мысль? (В рассказе «После бала»).

- А что такое рассказ? (небольшое по объёму эпическое произведение, основу которого составляет одно событие).

- В любом художественном произведении есть мотив. (простейшая составная часть сюжета, повторяющийся компонент литературного произведения, обладающий повышенной значимостью)

- И, конечно же, литературное произведение немыслимо без образа (картина человеческой жизни, изображённая в художественном произведении, в которой писатель выражает свои мысли о ней).

- А создать образ в художественном произведении писателю помогают различные приёмы. Какие? (контраст, пейзаж, портрет, цвет, звук, эпитеты)

-Художественный приём, в основе которого лежит противопоставление двух соотносящихся качеств с целью их усиления.

- Художественный приём, яркое, образное слово, характеризующее свойство предмета.

- Мы определили ключевые слова темы урока. Выберите из предложенных вариантов тем наиболее, на ваш взгляд, точную. Обоснуйте свой выбор.

Варианты тем:

Основные мотивы рассказа Л.Н.Толстого «После бала. Приёмы создания образов».

Контраст в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».

Идея рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Запишите тему исследования в свои карты.

Создание проблемной ситуации.

Для того, чтобы раскрыть тему исследования, нам нужно обозначить проблему.

Сейчас мы посмотрим видеоролик, который поможет вам в этом.

- Какой вопрос напрашивается?

Ответ: - Что помешало сохранить герою самую сильную любовь его жизни.

Мы создали вопрос, требующий решения. Также мы знаем, что писатели используют различные приемы, чтобы передать картину происходящего. Мы не просто читаем, а еще и слышим, видим и чувствуем все, что происходит в произведении. Какой основной приём вы можете выделить в произведении? Рассказ построен на контрасте, и теперь мы попробуем с помощью исследовательской работы раскрыть приемы создания образов в двух основных эпизодах произведения.

Карта исследования

Тема исследования




Проблема



Материал для исследования (назовите эпизод, который будем исследовать)


Цель (Для чего мы это делаем?)




Увидеть, как с помощью словесных образов показаны основные мотивы в данном эпизоде.

Задачи исследования (Что мы должны сделать и узнать?)


Найти приёмы создания образов на балу

Методы исследования (что будем делать на уроке, чтобы достигнуть результата?)

Чтение, анализ, обобщение

Гипотеза (предположите, что будет результатом исследования)




Описание бала создает радостное, счастливое настроение. Здесь царит мотив любви, взаимопонимания, счастья.

В данном эпизоде прослеживается мотив страха, зла, жестокости.

Объекты исследования

Место(стр. 118-122)

(123-126)







Цвет







Музыка









Полковник









Психологическое состояние Ивана Васильевича







Детали









Выводы (что можете сказать о полковнике и Иване Васильевиче)




На балу красивая обстановка, приятная музыка, преобладает белый цвет, цвет добра и любви.

Полковник- красивый, статный, милый и добрый, заботливый отец, делает всё по закону.

Иван Васильевич влюблён в Вареньку, испытывает к её отцу нежные чувства.

Прослеживаются мотивы любви, добра, радости.



После бала

Краски преобладают чёрные.

Полковник жестокий, искренне убеждён, что всё надо делать по закону. Искренне зол.

Прослеживаются мотивы страха, тревоги, зла и жестокости, социальной несправедливости



Выступления групп.

Вывод: - Что помешало герою сохранить самую сильную любовь в его жизни?

Ещё раз обратите внимание на эпиграф и ответьте на вопрос.

- Человек не должен быть равнодушен. Он должен чувствовать личную ответственность за всё, что совершается в мире. И с Варенькой он расстался, т.к. не мог жить и любить по-прежнему.

Учитель. На рубеже двух веков Лев Николаевич Толстой создаёт целый ряд произведений, разных по тематике, жанру и стилю. Они объединяются «вечными» нравственными проблемами гражданской ответственности, социальной справедливости, человеческого счастья, совести, добра.

У Толстого есть замечательные слова о смысле жизни, давайте обратимся к ним и попробуем их воспроизвести….

« Смысл жизни в служении_______(себе, людям). Жить для одного себя_____ (можно, нельзя). Это духовная _____(жизнь, смерть). Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе _____ (любви, ненависти, добра, зла)»

Рефлексия

Сегодня мы с вами говорили о смысле жизни, погрузились в язык Толстого, наблюдали, как замечательно он создает яркие образы, передает душевные переживания героев.

Надеюсь, что вы задумаетесь о смысле жизни для себя и сможете отличить, когда придет время, «что хорошо», а что нет. И самое главное, сделаете правильный выбор! Оцените вклад каждого в группе: поставьте объективные оценки


ЛИСТ оценивания работы в группе №1.

Ф. И. учащегося в группе

Самооценка (каждый оценивает себя)

Оценивает 1-ый в списке всех

Оценивает 2-ой в списке всех

Оценивает 3-ий в списке всех

Оценивает 4-ый в списке всех

Оценивает 5-ый в списке всех

Оценивает 6-ой в списке всех



-









-









-









-









-









-


ЛИСТ оценивания работы в группе №2.

Ф. И. учащегося в группе

Самооценка (каждый оценивает себя)

Оценивает 1-ый в списке всех

Оценивает 2-ой в списке всех

Оценивает 3-ий в списке всех

Оценивает 4-ый в списке всех

Оценивает 5-ый в списке всех

Оценивает 6-ой в списке всех



-









-









-









-









-









-






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.