12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ерофеева Елена Владимировна18
3

Урок словесности в 8 классе на тему «Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»»

План урока словесности в 8 классе

с использованием технологий обучения учебного исследования художественного текста, развивающего обучения

Тема урока

«Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»

Цели урока

1) показать, как используются экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»;

2) показать, как работают конструкции с однородными членами в языке художественного произведения для выражения авторской идеи;

3) помочь учащимся понять некоторые аспекты мировоззрения Л. Толстого, погрузившись в его язык;

4) развивать творческие способности учащихся.

Задачи урока:

обучающие

развивающие

воспитательные

- учить работать с художественным текстом;

- учить лингвистическому анализу художественного текста;

- изучение литературоведческих понятий;

- учить характеристике героев и их действий через язык художественного произведения;

- учить работать с толковым словарем;

- отработка пунктуационных навыков учащихся.

- развитие исследовательских способностей учащихся;

- развитие аналитических умений и навыков;

- развитие творческих способностей учащихся;

- развитие речи учащихся;

- развивать читательские способности учащихся;

- развитие умения находить ответы на проблемные вопросы и делать самостоятельные выводы.

- воспитывать нравственные основы учащихся через постижение идеи рассказа Л.Н. Толстого «После бала»;

- формировать положительные нравственные ориентиры;

- воспитывать уважительное отношение к литературе, истории;

- прививать интерес к чтению;

- воспитание ассоциативного мышления.

Образовательные технологии

Технология учебного исследования художественного текста, технология развивающего обучения.

Тип урока

Урок-исследование: исследование синтаксических конструкций с однородными членами как выразительное средство языка писателя с целью понять основную идею художественного произведения.

Методические работы

Беседа, презентация, выразительное чтение отрывков рассказа, работа с толковым словарем, составление словосочетаний, конструирование предложений, выборочный пересказ, рефлексия.

Оборудование

Интерактивная доска, презентация к уроку, рассказ Л.Н. Толстого «После бала», толковые словари, аудиозапись мазурки Ф. Шопена, раздаточные карточки для индивидуальной работы, рабочие тетради по литературе.

План-конспект урока

Таблица использования современных образовательных технологий,

применяемых в УВП

п/п

Название технологии

Этапы урока,

на которых применяется образовательная технология

1.

Технология погружения в тему урока

Этап I. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной и исследовательской деятельности. Чтение стихотворения А.Фета. Подведение учащихся к формулировке темы и постановке задач урока.

2.

Технология мотивации к учебной деятельности

Этап II. Сообщение целей и задач урока.

3.

Технология обучения учебного исследования художественного текста

Этап III. Лингвистический эксперимент №1: дописать по памяти предложение из рассказа «После бала», используя однородные члены.

Этап IV. Лингвистический эксперимент №2: индивидуальная исследовательская работа ученика «Частотность употребления конструкций с однородными членами в разных эпизодах рассказа «После бала».

Этап V. Коллективная исследовательская работа.

Этап VII. Лингвистическое исследование эпизодов рассказа и сопоставительный их анализ.

Этап XI. Лингвистический эксперимент №3: постижение основной идеи рассказа через синтаксические конструкции с однородными членами.

4.

Технология развивающего обучения

Этап VI. Восстановление авторского текста.

5.

Технология личностно ориентированного развивающего обучения

Этап VIII. Сообщения учащихся о композиторе Ф. Шопене и танце мазурка.

6.

Технология усвоение новых знаний и способа их применения

Этап X. Изучение литературоведческих терминов.

7.

Рефлексия

Этап XII. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания. Итоги выполнения работы, оценка работы учащихся.

8.

Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих способностей учащихся

Этап XIII. Творческое домашнее задание. Комментарии учителя по выполнению домашнего задания.

Содержание и ход урока:

I этап. Погружение в тему урока. Вступительное слово учителя. (Слайд №2)

Чтение стихотворения А.Фета «Это утро, радость эта…».

- Сегодняшний урок мы начали с чтения стихотворения А. Фета. Как вы думаете почему? (Это урок словесности, где мы обращаемся к прекрасным образцам слова. В стихотворении поэт использовал однородные члены, есть обобщающее слово всё.)

- Что поэт сумел выразить с помощью конструкции с однородными членами? (Фет рисует очень полную и яркую картину весны: и оживающую природу, и движения человеческой души.)

II этап. Сообщение целей урока. (Слайды № 3-4)

- О выразительных, экспрессивных возможностях конструкций с однородными членами пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Мы посмотрим, как используются экспрессивные возможности этих конструкций в языке Л.Н. Толстого; понаблюдаем, как работают предложения с однородными членами для выражения авторской идеи в рассказе «После бала»; попытаемся понять некоторые особенности взглядов Л. Толстого, погрузившись в его язык.

III этап . Работа с текстом художественного произведения. Лингвистический эксперимент №1. (Слайд № 5)

- На уроках литературы мы знакомились с рассказом Л.Толстого «После бала», вы хорошо знаете его содержание. И я предлагаю вам сразу лингвистический эксперимент: допишите предложение, взятое из рассказа: «Она была прелестна:…»

Предложения, написанные учащимися, сравниваются с предложением Толстого. (Слайд № 6) Делается вывод: из всего многообразия синтаксических конструкций Толстой выбирает именно предложения с однородными членами, что даёт ему возможность лаконично и ясно описать героиню, использовать ряд оценочных прилагательных, передающих и внешние её черты, и качества характера.

- Что значит величественная? Обратитесь за помощью к толковому словарю. («Исполненная достоинства».)

- С первой страницы рассказа мы можем увидеть, как бережно и умело обращается Толстой с русским языком, как точно выбирает единственно нужную конструкцию.

IV этап. Лингвистический эксперимент № 2: индивидуальная исследовательская работа ученика по рассказу Л.Толстого, её тема – «Частотность употребления конструкций с однородными членами в разных эпизодах рассказа Л.Толстого «После бала». (Слайд № 7)

Класс слушает сообщение ученика о результатах исследования: наиболее часто конструкции с однородными членами встречаются в портретных описаниях героев, в описании мазурки, в сцене наказания татарина, в эпизодах, передающих душевное состояние Ивана Васильевича.

Vэтап. Коллективная исследовательская работа. (Слайд №8)

- Определите роль и экспрессивные возможности предложений с однородными членами в этих эпизодах. Из сообщения ученика мы слышали, что наиболее часто однородные члены встречаются при создании портрета. Почему? Прочитайте отрывки с описаниями портретов Вареньки и её отца. Какую функцию выполняют конструкции с однородными членами? (Использованные конструкции создают очень точную картину, позволяют описать героя подробно, передать все детали, так что мы можем ясно представить его.)

- Какой вам представляется Варенька? Её отец? Попытайтесь выразить свои ассоциации с помощью слова или словосочетания. (Варенька – нежная лилия, грациозная лань, распустившаяся роза, звезда. Отец – античная статуя, белое и чёрное.)

- Каждый из вас попытался зрительно представить себе героя благодаря экспрессивности однородных членов, которые передают мельчайшие детали портрета.

VI этап. Восстановление авторского текста. (Слайд №9)

- А теперь определим, насколько вы внимательны и чутки к слову писателя. Предлагаю вам восстановить текст как можно ближе к авторскому.

Работа по карточкам: вставить в предложение пропущенные прилагательные-определения:

Она была в (белом) платье с (розовым) поясом и в (белых лайковых) перчатках, немного не доходивших до (худых, острых) локтей, и в (белых, атласных) башмачках.

- Сопоставим ваши варианты с текстом автора.

VII этап. Лингвистическое исследование эпизодов рассказа (Слайд № 10).

- Какие определения преобладают в записанном предложении: «Она была в белом платье…»? (Преобладают определения, передающие цвет.)

- Как называется такой приём? (Цветопись.)

- Является ли повтор слова белый речевой ошибкой?

- С какой целью использует его Толстой? (Белый цвет – олицетворение чистоты, света, радости, Толстой с помощью этого слова подчёркивает ощущение праздника и передаёт душевное состояние рассказчика.)

- Как ещё Толстой передаёт душевное состояние Ивана Васильевича? (Через музыку: весёлая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение.)

- Найдите в тексте это предложение. В чём его особенность? («Я…танцевал и кадрили, и вальсы, и польки…» - это предложение с однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом и.)

- Как вы думаете, зачем союз и при однородных членах повторяется? (Мысль выражается более эмоционально.)

- Перестройте это предложение по схеме: [О,О,О].

- Что меняется? (Исчезает эмоциональность, предложение становится нейтральным по настроению.)

- Сделайте выводы. (Рассказывая о героях, рисуя их портреты, Толстой умело использует экспрессивные возможности предложений с однородными членами (определениями), помогающими точно и ярко передавать детали внешности и особенности характера, создавать определённое настроение.)

VIII этап. Сообщение ученика о композиторе Фредерике Шопене и о танце мазурка. (Слайд № 11)

- Опираясь на ваши исследования, возьмём другой эпизод, где тоже преобладают конструкции с однородными членами, - описание мазурки, танца, знакомого вам только по книгам и кинофильмам. А откуда пришёл этот танец и само слово? (Небольшое сообщение на тему «Ф. Шопен. Мазурка» делает ученик, затем звучит музыка.)

IX этап. Работа с текстом рассказа (продолжение). (Слайды № 12-13)

- Прочитайте, как Толстой описывает танец. (Выразительное чтение отрывка.)

- Какие синтаксические конструкции преобладают в этом эпизоде рассказа? (Предложения с однородными сказуемыми и однородными обстоятельствами.)

- Случайно ли это? (Нет, мазурка – быстрый танец, с помощью таких предложений передаются движения танца и их характеристика.)

- А в каком эпизоде ещё должны преобладать именно синтаксические конструкции с однородными сказуемыми и обстоятельствами и почему? (В сцене наказания татарина, так как в её основе тоже лежат действия.)

- Выпишите из текста однородные сказуемые и обстоятельства. (Задание выполняется по вариантам: I вариант – из первого эпизода; II вариант – из второго.)

- Предложения с однородными членами (сказуемыми, обстоятельствами) обладают экспрессивной возможностью передавать движения и его характерные особенности. По какому принципу построены эти два эпизода? (Контраст, антитеза.)

X этап. Изучение литературоведческих терминов. Работа в тетрадях. (Слайд № 14)

- А в чём еще проявляется контраст в рассказе? (В цвете, в музыке.)

- Найдите предложения с однородными членами, передающие этот контраст. С какой целью автор использовал эти предложения с однородными членами? (Чтобы показать, как меняется настроение рассказчика: белый цвет сменяется серым, чёрным; розовый переходит в красный, пёстрый; мотив мазурки заглушается тоскливым звуком флейты и резкой дробью барабана.)

- Сделайте выводы. (Предложения с однородными членами, использованные по принципу контраста, помогают писателю ярче обрисовать внутреннее состояние героя.

В своих исследованиях ребята отметили, что в эпизодах, передающих душевное состояние Ивана Васильевича, тоже преобладают конструкции с однородными членами.)

XI этап. Лингвистический эксперимент № 3: постижение основной идеи рассказа через синтаксические конструкции с однородными членами. (Слайд № 15)

- Давайте выясним, какова функция конструкций с однородными членами в эпизоде описания душевного состояния Ивана Васильевича

- Что чувствует Иван Васильевич на балу? Прочитайте этот эпизод. (Чтение эпизода «Любовь, блаженство, счастье…»)

- Как Толстой подчёркивает это с помощью одной синтаксической конструкции. Найдите это предложение в тексте. («Я любил и хозяйку в фероньерке…и её мужа, и её гостей, и её лакеев, и даже… инженера Анисимова». – Это предложение с однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом и, что усиливает его эмоциональность. В ряду однородных членов – слова, обозначающие разных по социальному положению людей и даже соперника, т.е. соединяются «однородные неоднородности».)

- А каково состояние героя после бала, когда он стал свидетелем сцены наказания? Прочитайте эпизод «Он чувствует стыд и тоску…». Как здесь автору удаётся с помощью однородных членов выразить переживания Ивана Васильевича? (Он использует однородные определения в переносном значении: слово тошнота в переносном значении - «отвращение, омерзение», поэтому доходящая до тошноты тоска – это чувство, вызывающее омерзение. В предложении появляются нераспространенные однородные сказуемые: опустил, поторопился уйти, услыхал, увидал, выскочил, которые выражают душевный разлад, беспокойство. Автор использует образное выражение – метафору вырвет ужасом, чем подчёркивает несовместимость того, что герой увидел, с его нравственными принципами.)

- Что же стало итогом душевного потрясения Ивана Васильевича? (Его любовь к Вареньке умерла.)

- Почему Толстой соединяет в ряду однородных членов слова неловко и неприятно? Когда мы испытываем такие чувства? (Мы испытываем такие чувства, когда оказываемся невольными свидетелями чего-то безнравственного в нашем понимании.)

- «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра…» А что было причиной? Что несовместимо с нравственностью? (Жестокость.)

- Как вы понимаете это слово? (Это проявление безжалостности, беспощадности.)

- Жестокость может проявляться по-разному, и порождать её могут разные причины. Включите слово жестокость в словосочетания, чтобы показать это. Запишите полученные словосочетания. (Жестокость людей, жестокость времени, жестокость судьбы, жестокость мира, жестокость друга.)

XII этап. Рефлексия. Подведение итогов урока. (Слайд № 16)

- Итак, погрузившись в язык Толстого, мы наблюдали сегодня, как «работают» предложения с однородными членами, помогая писателю и в создании яркого портрета, и в образной характеристике действий, и в передаче тончайших душевных переживаний героя.

Отбор нужных слов и конструкций, умелое и бережное отношение Толстого к слову, которое, по определению Аристотеля, является «знаком состояния души», помогли нам насладиться языком мастера и понять его мысли, и его авторскую позицию. Жестокость, которая приводит к гибели любви, является, по мнению Толстого, одним из самых тяжких человеческих пороков.

XIII этап. Домашнее задание: напишите сочинение по ассоциациям, отталкиваясь от понятия «жестокость», выскажите свою позицию. Может быть, она будет сходна с толстовским пониманием, а может быть, вам захочется поспорить с писателем. (Слайд № 17)

Приложения:

1. Карточка для работы с текстом

Вставить в предложение пропущенные прилагательные-определения:

Она была в …. платье с …. поясом и в …. перчатках, немного не доходивших до …. локтей, и в …. башмачках.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.