12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Александрова Татьяна Яновна17

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Учитель: Александрова Татьяна Яновна

Автор учебника: В. П. Канакина, В.Г. Горецкий часть 2. («Школа России»).

Тема урока: « Что такое имя существительное?»

Класс: 2 класс

Тип урока: «Урок открытия нового знания»

Цель урока:

Деятельностная: сформировать представление о имени существительном, как об одной из частей речи;

Содержательная: учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета

 

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайд – презентация;

2. Учебник для 2 класса;

3. Карточки с заданиями разных цветов;

4. Памятка « Карточка – запоминалочка»;

5. Карточка для игры «Круговая почта»;

6. Карточки сигнальные для рефлексии.

 

Задачи: 1. актуализировать знания об имени существительном.

2. открыть правило определения рода имён существительных.

3. научить определять род имён существительных.

4. тренировать способность к определению рода имён существительных.

Планируемые результаты:

 

Предметные: находить имена существительные (или уметь находить и отличать имена существительные от других частей речи).

Формируемые УУД:
 

 личностные: умение признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия; проводить самооценку на основе критерия успешности;

регулятивные: умение планировать и определять последовательность действий для решения задачи, определять и формулировать тему и задачи урока, действовать составленному (заданному) плану;

познавательные: умение классифицировать слова по определённым признакам, делать выводы на основе обобщения, ориентироваться в системе знаний, отличать новое от раннее изученного, перерабатывать полученную информацию;

коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты формирования УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинается урок.

Я рада приветствовать вас на уроке.

Эмблемой нашего урока пусть будет этот орешек знаний.

Орешек знаний тверд

Но все же, мы не привыкли отступать.

Чтоб расколоть его сегодня

Мы будем части речи изучать.

В русском языке великое количество слов -сотни тысяч. Как же разобраться и управиться с такой армией ? К счастью, есть у слов строгий командир-Морфология. Подаст ,к примеру, команду: «Части речи, становись! - вмиг все слова построятся в чёткие колонны. И первым будет стоять……

А вот какая часть речи будет стоять первой и почему, мы с вами должны будем узнать на этом уроке.

Сегодня у нас с вами будет необычный урок, урок – исследование. А вы будете в роли исследователей.

- Кто такие исследователи?

- Как думаете, что мы будем исследовать?

- К нашему уроку я подобрала такой девиз: « С мало удачи начинается большой успех».

- Как понимаете смысл этой пословицы?

- Нужна ли человеку удача, успех? Зачем?

- Нужна ли она вам? От чего зависит успех человека?

- Я желаю вам сегодня на уроке удачи, хорошего настроения и успешной работы.

- Пожелайте и вы её друг другу.

-Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число и «Классная работа»

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Учащиеся высказывают свои предположения.

- Будем исследовать что – то новое, неизвестное нам.

Учащиеся высказывают свои предположения: Удача, когда всё получается.

- Нужна, чтобы все у человека получалось, что он хочет.

- от хороших оценок.

Прикасаются ладошками друг к другу и говорят: « Удачи и успеха».

Открывают тетради, делают запись

Личностные: формирование положительной мотивации к обучению. Формирование внутренней позиции положительного отношения к школе, понимание необходимости учения.

Регулятивные: настраиваются на учебную деятельность.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Минутка чистописания с грамматическим заданием.

Запишите в строчку задание

-Назовите парную согласную буквы ф и запишите её.

-Какая буква в алфавите стоит перед буквой п ? Запишите её два раза.

- Какой звук чаще звучит в скороговорке. Обозначьте его буквой.

Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные шила.

А теперь попробуйте из этих букв собрать слово. Что получилось?

Вот сегодня мы и будем исследовать слово -как часть нашей речи

На прошлом уроке мы узнали, что у каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы, другие-признаки, третьи- их действия.

Прочитайте слова на слайде , разделите эти слова на группы с определёнными признаками так, чтобы все слова нашли своё место

Слова: исследователь, исследовательский, научный, исследовать, изучать, учёный, эксперимент.

 Обратите внимание на слова, записанные в первом столбике.

На какой вопрос отвечают слова?

- Итак, что мы будем исследовать?

- Правильно, ребята. Сегодня мы с вами будем исследовать слова ,отвечающие на вопросы кто? что? Узнаем, какой частью речи они являются, что обозначаю. И нужна ли нам эта часть речи? Может можно обойтись без неё?

Выполняют минутку чистописания.

-Это буква в

-Буква о

-Это буква л

Слушают скороговорку и выделяют звук с

В,о,о,л,с- слово

Читают слова, выполняют задания

Слова обозначающие предметы,

признак предметов,

действие предметов

Исследователь исследовательский исследовать

учёный научный изучать

эксперимент

Кто? Что?

Слова ,отвечающие на вопрос кто? что?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; аргументировать свою точку зрения, использование критериев для обоснования своего суждения. умение оформлять свои мысли в письменной форме; формулирование собственного мнения, контролирование  действия товарищей.

Регулятивные: Целеполагание, давать определение понятиям, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. сохранение  учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия.

Личностные: Самоопределение, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

3. Выявление места и причина затруднения.

Проведём эксперимент. Прочитайте стихотворение, где вместо слов ,отвечающих на вопросы кто? что? стоит прочерк.

Грозная________.

«________ сегодня грозна

Не к добру»,-

Почувствовал_________

И полез в ____________.

«Подальше, мой милый,

Держись от ________!»

Сказал себе_________

И махнул на __________.

«_________- это скверно,

Пора уходить!»

подумала _____

И сквозь___________- фить!

«Ой!__________!

Спасите меня!

Караул!»

Вскричала ___________

И влезла на _____________

(Г.Кружкова)

Ребята, вы поняли, что происходит в тексте?

А теперь прочитайте это стихотворение, где вместо прочерка стоят слова ,отвечающие на вопрос кто? что?

-Назовите слова, отвечающие на вопрос кто?

-Назовите слова, отвечающие на вопрос что?

-  Итак, мои юные исследователи! Какое задание вы сейчас выполняли?

Как вы думаете, можем ли мы в нашей речи обходиться без слов, отвечающих на вопрос кто? что?

-Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы кто? что? называются именами существительными

Читают стихотворение.

Нет, не понятно. Мы не знаем, о каких предметах идёт речь.

Читают восстановленное стихотворение.

Хозяйка, пёс, кот, мышка.

Чердак, конура, стул.

Мы находили в тексте слова, отвечающие на вопрос кто? что?

Нет.

Позновательные: развитие логического мышления. умение ориентироваться в своей системе знаний; умение высказываться в устной и письменной форме.

Личностные:

умение проводить самооценку; ориентирование  на понимание причин успеха в учёбе.

Физкультминутка

Имя существительное

Очень удивительное

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно

Если слово будет отвечать на вопрос кто?, поднимите руки вверх, если на вопрос что?-руки вперёд, если встречаются другие слова-присесть

Берёза, кошка, голубой, мама, парта, доска, учитель, сова,песок,ромашка,бежать.

Читают по слайду.

Дети выполняют упражнение.

 

4.Построение проекта и выхода из затруднения.

- Откройте учебник на странице 44 и прочитайте тему нашего урока.

Значит сегодня мы с вами познакомимся с частью речи – именем существительным.

- Какова цель нашего урока?

- Какие задачи поставим перед собой?

- Тема урока « Что такое имя существительное?».

- Научиться находить в тексте имена существительные.

 

соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета, распознать одушевленные/неодушевленные существительные;

 

Познавательные: контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Личностные: адекватное понимание причин успеха /неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

5. Реализация построенного проекта.

- Для решения поставленных задач я предлагаю выполнить упражнение 74. – Рассмотри рисунок. Назови предметы. Поставь вопрос к каждому слову – назва- нию предмета. К какой части речи отно- сятся эти слова? Запиши по образцу


 

А сейчас прочитайте правило от тётушки Совы на стр. 45


 

А сейчас внимательно

Мы правило прочтём,

И всё что мы узнали,

Теперь мы назовём


 

Что обозначает имя существительное?

На какие вопросы отвечает?


 

- Мы выполнили часть нашего исследования. Кому было трудно?

Работают с рисунком. Отвечают на вопросы. Записывают слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Подчеркивают орфограммы


 

Один ученик работает у доски.

Проверка.

Читают правило.

Отвечают на вопросы.

Учащиеся, кому было трудно при выполнении этого задания, должны поднять руку.

Личностные: Формирование положительной мотивации к обучению.

Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Из прошлых уроков мы знаем, что каждое слово имеет своё лексическое значение.-

Предлагаю выполнить упражнение 75.

Какие предметы обозначает имя существительное?

Вот мы и выполнили последний пункт нашего исследования.

Творческая работа.

Давайте составим предложение из трёх не связанных по смыслу слов: мальчик, карандаш, озеро.

Можно изменять форму слов, добавлять другие слова, но обязательно употребить в своём предложении два из них. Прежде чем приступить к заданию, ответьте на вопрос: что объединяет все эти три слова?

Коллективное выполнение задания с комментированием.


 

Людей, животных, растения, неживые предметы, явления природы


 

Эти слова относятся к имени существительному.

Отвечают на вопросы кто? что?

Выполняют задание.

Один ученик записывает своё предложение на доске.

Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка, самооценка.

Предметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Познавательные: Планирование работы по устранению неуспеха

7. Самостоятельная работа

Выполните упражнение 76.

Проверка

Находят и называют имя существительное.

 

8. Включение в систему знаний и повторения.

Игра “Аукцион”

Сейчас мы проведём игру.

За определённое время учащимся предлагается записать как можно больше имен существительных

Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число слов за указанное время.


 

Играют в игру, проверяя свои знания.

Записывают слова, называют орфограммы.

 

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания , проявлять желание узнать новое.

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности.

 

Коммуникативные: проявлять активность

9. Рефлексия.

- В роли кого вы сегодня выступали? Что исследовали на уроке?

- Какие задачи ставили перед собой? Выполнили ли их?

- Чему научились на уроке?

Сделайте общий вывод.

- Понравился ли вам урок? Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.

Зеленый - урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить находить имена существительные и помочь другим.

Желтый - на уроке работали хорошо, вы научились определять имена существительные, но иногда вам ещё нужна помощь.

Красный – вы могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке


 

- Вернёмся к нашему девизу урока « С малой удачи начинается большой успех»: кому сегодня на уроке улыбнулась удача? А у кого был большой успех?


 

- Я думаю, что сегодня, испытав маленькую удачу нас ждёт большой успех в будущем. Ведь тайны русского языка ещё не все раскрыты.

- Домашнее задание на выбор:

1. Выписать из словаря по 5 имён существительных отвечающих на вопрос кто? и 5 имён существительных, отвечающих на вопрос что?

2. Выписать из словаря имена существительные по их лексическому значению: люди, растения.

3. Записать по 4 имени существительных относящихся к каждой группе:

- одежда; - школа; - фрукты и овощи.

- Урок окончен. Всем спасибо за работу. Молодцы!

- Мы сегодня на уроке выступали в роли исследователей. Исследовали имя существительное.

- Со всеми поставленными задачами справились.

- Сегодня мы научились определять и находить имена существительные.

- Делают вывод

- Учащиеся оценивают свою деятельность с помощью сигнальных карточек.

- Несколько учащихся комментируют свой выбор.

Выбирают домашнее задание по уровню сложности.

Регулятивные: Оценивают свою готовность обнаруживать пробелы в знаниях.

Познавательные: Находят причины затруднений.

Коммуникативные: проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.


 

Приложение № 1

Грамматическая сказка о том, как у имён существительных род появился.

В некотором царстве, в некотором государстве в большом дворце жила принцесса. И было у этой принцессы много слуг – имён существительных. Все они были похожи друг на друга. Принцесса не могла их отличить и каждый раз их путала.

И вот однажды она издала указ: кто сможет придумать, как разделить моих слуг – существительных, то получит большое вознаграждение»! Тут же со всех королевств съезжались люди – короли, королевы, принцы и принцессы. Но никто из них не смог выполнить указ принцессы и возвращались к себе домой ни с чем.

Спустя некоторое время, явился один весёлый мальчуган. Это был пастушок. Он смог помочь принцессе. Во дворец явился он со своими друзьями – котом и собакой и сказал: « Те, кому нравится мой кот, можете подойти и погладить его. Те, кому понравилась моя собака, можете подойти погладить её». Одни подошли к коту, другие – к собаке. Но остались и те, кому ни кот, ни собака не понравились. Тогда, благодаря своей смекалке и уму, пастушок сказал: « Те, кто подошёл к моему коту, будут называться мужским родом. Те, кому понравилась моя собака – женский род. А те, кому ничего не понравилось, будут – средним родом». А для того, чтобы принцесса не путалась, пастушок открыл ей секрет, чтобы принцесса быстро могла определить род имён существительных. А пастушок получил своё вознаграждение. И живёт себе, поживает и добра наживает.

 

Приложение №2

Памятка « Как определить род имён существительных»

Женский род запомню я

И скажу: « Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: « Он – мой».

Средний род: « Оно – моё»

Это правило – моё!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.