Урок истории 7 класс "Начало царствования Ивана IV"
Тема: «Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады»
Целевой ориентир (по ФГОС): Формирование уважительного отношения к истории Отечества через изучение ключевых событий и роли личности в истории.
Цель: сформировать у учащихся целостное представление о кризисе власти в начале правления Ивана IV и системном характере реформ Избранной рады направленных на укрепление централизованного Российского гос ударства.
Тип урока: Комбинированный урок изучения нового материала.
Технологии: Проблемное обучение, ИКТ, групповая работа.
Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на работу.
2. Мотивация и актуализация знаний (5-7 мин.)Вопросы классу:
Ребята, мы с вами знаем, что после смерти Василия III в России начался длительный период боярского правления. Что вы помните об этом времени? (Борьба за власть между знатными родами, бесконечные интриги, казни, ослабление центральной власти).
Каково было положение простого народа в эти годы? (Росли налоги, произвол, страдали от междоусобиц знати).
Создание проблемной ситуации:
Учитель: "Представьте себе: мальчик-сирота, официальный правитель огромной страны, но реальной власти у него нет. Он живет в забвении, видит вокруг жестокость, предательство, борьбу за власть. И вот этот юноша решает взять власть в свои руки. Как исправить ситуацию в стране, разоренной боярскими усобицами? С чего должен начать молодой государь, чтобы укрепить свою власть и навести порядок?"
Выслушиваются предположения учеников.
Целеполагание: "Сегодня на уроке мы узнаем, как молодой Иван IV взял бразды правления в свои руки, с какими трудностями столкнулся и какие первые шаги предпринял для укрепления Российского государства."
3. Изучение нового материала (25 мин.)План изучения нового материала (записывается на доске):
Детство Ивана IV: школа жестокости.
Венчание на царство – рождение самодержца.
"Избранная рада": кто и как помогал царю.
Первые реформы: путь к сильной власти.
1. Детство Ивана IV: школа жестокости
Рассказ учителя с элементами беседы:
После смерти отца, Василия III, Иван остался в 3 года. Фактически правила его мать – Елена Глинская, но и она скоро умерла (возможно, была отравлена).
Наступила эпоха «боярского правления» – время беззакония, борьбы за влияние между знатными родами Шуйских и Бельских.
Работа с историческим источником (отрывок из переписки Ивана Грозного с Курбским или цитата из учебника Мединского):
«Как помню, было мне около восьми лет... и князь Василий Шуйский забрался на постель и положил ногу на стул, на отцовское место, а на нас с братом и не смотрел... Как же горько нам было жить в те годы!»
Вопрос к классу: Какие черты характера, по вашему мнению, сформировались у юного Ивана в эти годы? (Подозрительность, недоверие к боярам, жестокость, стремление к абсолютной власти).
Вывод: Детство Ивана прошло в атмосфере страха, унижений и жестокости, что сильно повлияло на его характер и будущие методы правления.
2. Венчание на царство – рождение самодержца
Рассказ учителя:
В январе 1547 года 16-летний Иван IV принимает важнейшее решение.
16 января он венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля.
Работа с понятиями (запись в тетрадь):
Царь – высший титул монарха на Руси. Происходит от слова «цесарь» (кесарь, император).
Венчание на царство – особый церемониал, подчеркивающий божественный характер власти царя.
Вопрос к классу: Как вы думаете, какой политический и международный смысл имело принятие царского титула?
Ответ: Уравнивало статус русского правителя с европейскими монархами (император Священной Римской империи) и подчеркивало независимость Руси от Орды. Власть царя – от Бога.
3. "Избранная рада": кто и как помогал царю
Рассказ учителя:
Молодому царю нужны были умные и преданные советники. Так вокруг него сложился кружок близких людей, который князь Курбский позднее назвал «Избранной радой».
Организация работы в группах (или фронтально):
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает карточку с краткой биографией одного из деятелей Избранной рады.
Группа 1: Митрополит Макарий. (Идеолог самодержавия, венчал на царство, способствовал культурному развитию).
Группа 2: Алексей Адашев. (Талантливый администратор, "главный министр", руководил Челобитенным приказом).
Группа 3: Андрей Курбский. (Воевода, герой взятия Казани, военный советник).
Группа 4: Священник Сильвестр. (Духовный наставник царя, оказал на него большое влияние в молодости).
Задание группам: За 3 минуты ознакомиться с биографией и подготовить краткий ответ на вопрос: "Чем был полезен этот человек молодому царю и государству?"
Вывод: Избранная рада – это кружок единомышленников, который помог Ивану IV провести масштабные реформы, укрепившие страну.
4. Первые реформы: путь к сильной власти
Объяснение учителя с заполнением таблицы в тетрадях.
"Ребята, давайте вместе заполним таблицу, чтобы систематизировать реформы Избранной рады".
Направление реформы | Год | Суть реформы | Значение |
1. Земская реформа | 1550-е гг. | Создание выборных органов местного самоуправления (земские избы) вместо кормленщиков. | Уменьшился произвол на местах, усилилась центральная власть. |
2. Военная реформа | 1550 | Создание постоянного стрелецкого войска; Уложение о службе (регламентировало службу дворян). | Усилилась боеспособность армии, появились постоянные войска. |
3. Судебная реформа | 1550 | Принятие нового Судебника. | Упорядочил законы, ужесточил наказания, усилил контроль центра над судом. |
4. Церковная реформа | 1551 | Стоглавый собор. Унификация церковных обрядов и правил по всей стране. | Укрепила единство Русской православной церкви, ее роль в государстве. |
Акцент в духе Мединского: Подчеркнуть, что эти реформы были комплексными и позволили России централизоваться, стать сильным, независимым государством, способным на великие свершения (например, присоединение Казани).
4. Первичное закрепление (5 мин.)Блиц-опрос:
В каком году Иван IV был венчан на царство?
Как назывался кружок ближайших советников царя?
Назовите двух-трех деятелей Избранной рады.
Какое войско было создано в результате военной реформы?
Какой документ 1550 года упорядочил законы Российского государства?
Дискуссионный вопрос: "Согласны ли вы с тем, что реформы Избранной рады были необходимы для укрепления Российского государства? Почему?"
5. Рефлексия и подведение итогов (3 мин.)Мы узнали о тяжелом детстве Ивана IV.
Мы выяснили значение венчания на царство.
Мы познакомились с деятелями Избранной рады и их реформами.
Ответ на проблемный вопрос: "Итак, как же молодой Иван IV начал наводить порядок в стране? (Через принятие царского титула, опору на преданных советников и проведение масштабных реформ)".
6. Домашнее задание (2 мин.)Базовый уровень: § учебника (соответствующий теме), ответить на вопросы в конце параграфа.
Повышенный уровень: Написать эссе-рассуждение на одну из тем (на выбор):
«Почему венчание Ивана IV на царство стало поворотным моментом в истории России?»
«Мог ли Иван IV укрепить свою власть без помощи Избранной рады?» (Аргументируйте свою точку зрения).
Учебник по истории России для 7 класса под ред. А.А. Мединского.
Карта "Русское государство в XVI веке".
Презентация с портретами Ивана IV, митрополита Макария, Алексея Адашева, репродукциями картин (напр., "Венчание на царство").
Раздаточный материал: карточки с биографиями деятелей Избранной рады.
Фрагменты исторических источников (отрывки из переписки Ивана Грозного).