Урок истории 7 класс "Начало царствования Ивана IV"

0
0
Материал опубликован 30 November
Разработка урока по истории России. 7 класс

Тема: «Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады»

Целевой ориентир (по ФГОС): Формирование уважительного отношения к истории Отечества через изучение ключевых событий и роли личности в истории.

Цель: сформировать у учащихся целостное представление о кризисе власти в начале правления Ивана IV и системном характере реформ Избранной рады направленных на укрепление централизованного Российского гос ударства.

Тип урока: Комбинированный урок изучения нового материала.

Технологии: Проблемное обучение, ИКТ, групповая работа.


Ход урока 1. Организационный момент (1-2 мин.)

Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на работу.

2. Мотивация и актуализация знаний (5-7 мин.)

Вопросы классу:

Ребята, мы с вами знаем, что после смерти Василия III в России начался длительный период боярского правления. Что вы помните об этом времени? (Борьба за власть между знатными родами, бесконечные интриги, казни, ослабление центральной власти).

Каково было положение простого народа в эти годы? (Росли налоги, произвол, страдали от междоусобиц знати).

Создание проблемной ситуации:
Учитель: "Представьте себе: мальчик-сирота, официальный правитель огромной страны, но реальной власти у него нет. Он живет в забвении, видит вокруг жестокость, предательство, борьбу за власть. И вот этот юноша решает взять власть в свои руки. Как исправить ситуацию в стране, разоренной боярскими усобицами? С чего должен начать молодой государь, чтобы укрепить свою власть и навести порядок?"

Выслушиваются предположения учеников.

Целеполагание: "Сегодня на уроке мы узнаем, как молодой Иван IV взял бразды правления в свои руки, с какими трудностями столкнулся и какие первые шаги предпринял для укрепления Российского государства."

3. Изучение нового материала (25 мин.)

План изучения нового материала (записывается на доске):

Детство Ивана IV: школа жестокости.

Венчание на царство – рождение самодержца.

"Избранная рада": кто и как помогал царю.

Первые реформы: путь к сильной власти.

1. Детство Ивана IV: школа жестокости

Рассказ учителя с элементами беседы:

После смерти отца, Василия III, Иван остался в 3 года. Фактически правила его мать – Елена Глинская, но и она скоро умерла (возможно, была отравлена).

Наступила эпоха «боярского правления» – время беззакония, борьбы за влияние между знатными родами Шуйских и Бельских.

Работа с историческим источником (отрывок из переписки Ивана Грозного с Курбским или цитата из учебника Мединского):

«Как помню, было мне около восьми лет... и князь Василий Шуйский забрался на постель и положил ногу на стул, на отцовское место, а на нас с братом и не смотрел... Как же горько нам было жить в те годы!»

Вопрос к классу: Какие черты характера, по вашему мнению, сформировались у юного Ивана в эти годы? (Подозрительность, недоверие к боярам, жестокость, стремление к абсолютной власти).

Вывод: Детство Ивана прошло в атмосфере страха, унижений и жестокости, что сильно повлияло на его характер и будущие методы правления.

2. Венчание на царство – рождение самодержца

Рассказ учителя:

В январе 1547 года 16-летний Иван IV принимает важнейшее решение.

16 января он венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля.

Работа с понятиями (запись в тетрадь):

Царь – высший титул монарха на Руси. Происходит от слова «цесарь» (кесарь, император).

Венчание на царство – особый церемониал, подчеркивающий божественный характер власти царя.

Вопрос к классу: Как вы думаете, какой политический и международный смысл имело принятие царского титула?

Ответ: Уравнивало статус русского правителя с европейскими монархами (император Священной Римской империи) и подчеркивало независимость Руси от Орды. Власть царя – от Бога.

3. "Избранная рада": кто и как помогал царю

Рассказ учителя:

Молодому царю нужны были умные и преданные советники. Так вокруг него сложился кружок близких людей, который князь Курбский позднее назвал «Избранной радой».

Организация работы в группах (или фронтально):

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает карточку с краткой биографией одного из деятелей Избранной рады.

Группа 1: Митрополит Макарий. (Идеолог самодержавия, венчал на царство, способствовал культурному развитию).

Группа 2: Алексей Адашев. (Талантливый администратор, "главный министр", руководил Челобитенным приказом).

Группа 3: Андрей Курбский. (Воевода, герой взятия Казани, военный советник).

Группа 4: Священник Сильвестр. (Духовный наставник царя, оказал на него большое влияние в молодости).

Задание группам: За 3 минуты ознакомиться с биографией и подготовить краткий ответ на вопрос: "Чем был полезен этот человек молодому царю и государству?"

Вывод: Избранная рада – это кружок единомышленников, который помог Ивану IV провести масштабные реформы, укрепившие страну.

4. Первые реформы: путь к сильной власти

Объяснение учителя с заполнением таблицы в тетрадях.

"Ребята, давайте вместе заполним таблицу, чтобы систематизировать реформы Избранной рады".

Направление реформы

Год

Суть реформы

Значение

1. Земская реформа

1550-е гг.

Создание выборных органов местного самоуправления (земские избы) вместо кормленщиков.

Уменьшился произвол на местах, усилилась центральная власть.

2. Военная реформа

1550

Создание постоянного стрелецкого войска; Уложение о службе (регламентировало службу дворян).

Усилилась боеспособность армии, появились постоянные войска.

3. Судебная реформа

1550

Принятие нового Судебника.

Упорядочил законы, ужесточил наказания, усилил контроль центра над судом.

4. Церковная реформа

1551

Стоглавый собор. Унификация церковных обрядов и правил по всей стране.

Укрепила единство Русской православной церкви, ее роль в государстве.

Акцент в духе Мединского: Подчеркнуть, что эти реформы были комплексными и позволили России централизоваться, стать сильным, независимым государством, способным на великие свершения (например, присоединение Казани).

4. Первичное закрепление (5 мин.)

Блиц-опрос:

В каком году Иван IV был венчан на царство?

Как назывался кружок ближайших советников царя?

Назовите двух-трех деятелей Избранной рады.

Какое войско было создано в результате военной реформы?

Какой документ 1550 года упорядочил законы Российского государства?

Дискуссионный вопрос: "Согласны ли вы с тем, что реформы Избранной рады были необходимы для укрепления Российского государства? Почему?"

5. Рефлексия и подведение итогов (3 мин.)

Мы узнали о тяжелом детстве Ивана IV.

Мы выяснили значение венчания на царство.

Мы познакомились с деятелями Избранной рады и их реформами.

Ответ на проблемный вопрос: "Итак, как же молодой Иван IV начал наводить порядок в стране? (Через принятие царского титула, опору на преданных советников и проведение масштабных реформ)".

6. Домашнее задание (2 мин.)

Базовый уровень: § учебника (соответствующий теме), ответить на вопросы в конце параграфа.

Повышенный уровень: Написать эссе-рассуждение на одну из тем (на выбор):

«Почему венчание Ивана IV на царство стало поворотным моментом в истории России?»

«Мог ли Иван IV укрепить свою власть без помощи Избранной рады?» (Аргументируйте свою точку зрения).


Образовательные ресурсы:

Учебник по истории России для 7 класса под ред. А.А. Мединского.

Карта "Русское государство в XVI веке".

Презентация с портретами Ивана IV, митрополита Макария, Алексея Адашева, репродукциями картин (напр., "Венчание на царство").

Раздаточный материал: карточки с биографиями деятелей Избранной рады.

Фрагменты исторических источников (отрывки из переписки Ивана Грозного).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.